Автор: Никулина Елена Александровна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБОУ ДО "Сюмсинская ДШИ" Населённый пункт: село Сюмси Наименование материала: методическое сообщение Тема: "Метроритм на уроках сольфеджио и ритмики" Раздел: дополнительное образование
сольфеджио и ритмики.
«Жизнь – есть музыка с ее живым
и жизнь творящим ритмом»
1.
Введение.
Одной из основных задач современного школьного образования
является воспитание развитой, гармоничной личности учащихся. И
музыкальное
образование,
занимает
в
этом
процессе
одно
из
ведущих мест.
Видный
психолог
Б.М.Теплов
выделяет
три
основные
музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности:
ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство
метроритма.
Предмету сольфеджио принадлежит, несомненно, особая роль,
поскольку
именно
на
уроках
сольфеджио
происходит
развитие
музыкального
слуха.
Музыкальный
слух
–
главное
орудие
музыканта, которым он пользуется в любых видах деятельности:
при слушании музыки, пении, игре на музыкальных инструментах.
Сольфеджио
–
дисциплина
практическая,
предполагающая
выработку ряда практических навыков: анализ на слух, диктант,
интонационные
упражнения,
пение
с
листа.
Овладение
перечисленными
практическими
навыками
невозможно
без
освоения метроритма, лежащего в основе музыки, как временного
искусства.
Ритм
является
одним
из
основных
выразительных
средств музыки. Поэтому работа над развитием метроритмического
чувства важна как для восприятия музыки, так и для ее исполнения.
Основная и более детальная работа с метроритмом происходит
и на уроках ритмики.
Сама природа чувства метра требует его закрепления в тех или
других двигательных процессах. При игре на инструментах этому
способствует моторный процесс исполнения. На уроках ритмики и
сольфеджио следует использовать ходьбу, хлопки, дирижирование,
тактирование, простукивание и др. движения.
Через включение элементов ритмики на уроках сольфеджио,
возможно, значительно активизировать музыкальное восприятие.
Основатель
системы
ритмического
воспитания
Эмиль
Жак
Далькроз
назначение
своей
системы
сформулировал
так: «Цель
ритмики - подвести ее последователей к тому, чтобы они могли
сказать к концу своих занятий не столько «я знаю», сколько «я
ощущаю».
2.
Аспекты изучения метроритма на уроках сольфеджио и
ритмики.
В понятии метроритма следует различать несколько сторон:
1) ощущение равномерности движения в разных темпах;
2) ощущение размера, то есть сочетание и чередование ударных
и безударных долей;
3) осознание и воспроизведение сочетаний звуков различной
длительности, то есть ритмического рисунка.
I.
Итак, первое и самое важное в развитии чувства метроритма
– это воспитание чувства метричности. Оно заключается в умении
выдержать
равномерность
в
каком-то
определенном
темпе.
В
музыке
это
имеет
большое
значение
и
для
художественной
выразительности и для технического исполнения.
Как
говорил
Г.
Шатковский,
пульс
может
быть
замедлен,
ускорен, но он должен быть, ибо это та великая сила, которая
организует музыку изнутри, делает её живой, выразительной. Без
пульса невозможно воспитание музыкальных способностей.
На школьном уровне часто играют, поют, слушают вне всякой
метрической
пульсации,
а
на
уроках
сольфеджио
часто
господствует
безличный,
всегда
одинаковый
темп,
поэтому
получается «мертвая», разорванная на куски музыка. Поэтому на
уроках сольфеджио необходимо работать (петь) в разных темпах.
Ощущение правильного темпа, умение выдержать его – это та же
самая «настройка», что и настройка на определенной высоте. Темп
влияет и на трудность примера и на музыкальность исполнения.
Здесь очень важно педагогу показать темп.
Упражнения:
1. Ходьба под музыку ровными шагами:
«маршировка»
танцевальный шаг
бег на носочках
подскоки
приставной шаг – в соответствии с характером и типом музыки
2. Хлопки
3. Тактирование (отстукивание)
4. Любые ровные движения (наклоны, поднятия рук, приседания и
др.)
5. Игра на шумовых инструментах
II. Размер, т.е. чередование сильных и слабых долей, также
неотделим от чувства музыкального метра.
Н а
ощ ущ ен и е
си льн ы х
д олей
вли я ют
р а з л и ч н ы е
специфические музыкальные факторы: смена гармонии, рисунок
мелодии, изменение громкости, фактура, вступление новых голосов
и др.
Слуховое осознание размера в своей основе имеет простую
двух – и трёхдольность, воспринимаемую при слушании музыки.
Все
остальные
размеры
–
сложные
(от
глагола
«сложили»)
осознаются лишь в связи с другими выразительными средствами
музыкального
материала,
прежде
всего
формой,
гармонией,
мелодическим рисунком, фактурой.
Работая
над
воспитанием
чувства
размера,
необходимо
опираться на понимание выразительных особенностей того или
иного произведения.
Размер, как числовое выражение метроритмической структуры,
должен
быть
понят
не
только
арифметически,
но
и
в
своём
выразительном значении.
Так, выразительные особенности размеров 3/4 и 3/8 должны
быть подчёркнуты различными средствами.
В размере 3/4 каждая доля чёткая, полновесная, а в размере 3/8
слегка акцентируется первая доля, две другие исполняются более
легко. Конечно, здесь многое зависит от темпа.
Размер 6/8 в медленных темпах воспринимается как 4 , а в
быстрых
–
как
2/4
с
триольным
движением
восьмых.
Следует
добиваться такого исполнения этого размера, чтобы чувствовалось
движение от одной сильной доли до другой.
Для
более
успешного,
эффективного
результата
необходимо
иногда
вычленять
и
отдельно
прорабатывать,
осмысливать
метроритмические
соотношения
в
изучаемых
произведениях,
а
также применять специальные ритмические упражнения.
Упражнения:
1. Любые движения и упражнения на выделение сильной доли в 2-х
и 3-х дольном метрах
сильная доля: слабые доли:
ладони - колени (обеими руками)
левая рука - правая рука
1 группа - 2 группа
шаг левой - шаг правой и другие…
2. Дирижирование
Например, при дирижировании жест должен быть чётким и
убедительным. Очень важен ауфтакт. В движении руки каждая доля
должна иметь определённую точку.
Одна
из
важнейших
задач
преподавателя,
воспитать
у
учеников живой, художественный метр, свободный и чёткий
жест.
3. Шумовые инструменты
4. Игра отдельных звуков в нижнем и верхнем регистрах; баса и
аккорда.
III.
Методика
работы
над
элементами
музыкального
ритма
разнообразна.
Начиная
с
первых
уроков,
полезно
использовать
разные задания. Вначале на интуитивном уровне прохлопываем или
проходим шагами все звучащие звуки в попевках, песнях. Такие
задания прекрасно тренируют не только чувство, но и внимание,
память, координацию.
Хорошим методом является использование различных приемов
ритмического «эха». Например, преподаватель хлопает ритм или
играет
мелодию,
а
дети
должны
воспроизвести
ритмический
рисунок. Попросить повторить ритм знакомой мелодии по памяти.
Долговременную
ритмическую
память
развивает
игра
«Отгадай
песенку», преподавателем воспроизводится ритм знакомой песенки,
после чего дети ее отгадывают.
Выясняем, что звуки то короткие, то длинные. Знакомимся с
понятием «ритм» - это чередование коротких и длинных звуков и
паузы. Даём понятие - пауза.
В начале изучаем четверти и восьмые, а лишь потом переходим
к остальным ритмическим группам. Можно ритмизовать простые
слова. Учимся находить короткие и длинные звуки. Также дети
сами придумывают слова к простейшим ритмическим рисункам:
Осознанию ритмического рисунка на раннем этапе помогает
использование
ритмослогов.
За
каждой
длительно стью
закрепляется определенное слоговое название: (половинная нота –
ТА-А,
четвертная
нота
–
ТА,
восьмые
ноты
–
ТИК-ТИК,
шестнадцатые – ТИ-РИ-ТИ-РИ, целая – «ТА-А-А-А» ,
точка – «И»
и т.д.
Ритмические
рисунки
показываются
характерны ми
ритможестами (ручной
маятник
или
звучащими
жестами)
с
одновременным
проговариванием
ритмослогами
или
с
отсчетом
вслух пульса («раз-два», раз-два-три» и т.д.). Длительности могут
показываться следующими жестами:
- четвертная – обе ладони лежат на столе (или на парте)
- восьмая – хлопок в ладоши
- шестнадцатая – поочередно по коленам
- половинная – руки на поясе
Во время показа паузы руки разводятся в стороны.
Произносятся
и
показываются
длительности
с
четким
метрическим ощущением пульса. Темп должен быть выдержан на
протяжении всего упражнения.
Различные ритмические упражнения:
1.
Чтение
и
проговаривание ритмослогами
ритмических
рисунков
по
карточкам,
записи,
таблице,
нотному
тексту
с
хлопками - на фоне любого обозначения метра (шаги, наклоны,
дирижирование, тактирование и др.)
2.
На
уроке
сольфеджио
пение ладотональных
элементов
в
заданных
ритмах
и
размерах
(звукоряд
гаммы,
опевание
устойчивых ступеней, разрешение неустойчивых ступеней и др.) с
тактированием.
3.
Отрабатывание
отдельных
ритмических
фигур,
блоков
в
ритмическом остинато.
4. Отрабатывание если не всех, то хотя бы нескольких вариантов
ритмического рисунка в тактах двух- и трёх-дольного метров в
сравнении. (Т. Шатковский).
5. Изучение ритмических особенностей разных жанров.
6. Ритмические двух и многоголосия:
1 группа учащихся – метр,
2 группа учащихся (и более) – ритмический рисунок
1 группа учащихся – ритмическое остинато,
2 группа (и более) – ритмический рисунок
ритмические каноны
2, 3 и более групп – разный ритмический рисунок.
7. Ритмические партитуры :
левая рука – метр
правая рука – ритмический рисунок и наоборот
одна рука – остинато,
другая – ритмический рисунок
8. Ритмический канон .
К примеру, можно попросить ребят сочинить ритмические
каноны на такие тексты:
Бабушка кисель варила
В черепушке,
В черепушечке,
На горушечке.
Чмок-чмок, киселёк,
Чмок-чмок, сладенёк.
Радуга-дуга,
Не давай дождя!
Давай солнышка -
Колоколнышка!
Ехала телега темным лесом
За каким-то интересом.
Стук, звон,
Выйди вон!
9. Игровые ритмические упражнения:
Досочинение
ритмической
фразы.
Можно
в
форме
«Рондо».
Педагог – ритмический рефрен, учащиеся – эпизоды
Ритмическое
домино.Первый
«игрок»
прохлопывает
2
такта
(в
размере 24), следующий повторяет второй такт и сочиняет свой;
третий – повторяет 2 такт предыдущего «игрока» и сочиняет свой и
т.д.
Сочинение
ритмических
рисунков
в
разных
размерах
с
использованием пройденных ритмических фигур.
«Немой телефон» - передача ритмической фразы постукиванием
пальца по плечу.
Шумовые оркестры.
Сочинение ритмических периодов в разных жанрах.
10.
Упражнения
на
освоение
навыков
записи, ритмической
группировки:
Проставление тактовых черт в разных размерах.
Заполнение тактов ритмическими фигурами и паузами в разных
размерах.
Запись ритма выученных, знакомых мелодий.
Соединение
отдельных
длительностей
в
ритмические
блоки
в
разных размерах.
12.
Исполнение
музыка льных
номеров
с ритмическим
аккомпанементом.
11.
Различные
виды устных
и
письменных
ритмических
диктантов .
Запись ритмического диктанта . К этой форме работы следует
переходить после того, как ученики хорошо научатся записывать
ритм
стихов
и
разученных
песен.
Ученик
должен
осознать
соотнесение речи и музыки. Это ритмизация слов, имен, стихов.
Форма диктанта наиболее полезна для всестороннего развития
музыкального
слуха.
Этот
вид
работы
прекрасно
тренирует
и
совершенствует музыкальную память, внимание, логику, умение
вслушиваться в музыку, развивает навык записи услышанного –
правильной
группировки
длительностей
в
такте,
ритмических
формул.
Диктанты на уроках сольфеджио служат, прежде всего, для
«упражнения»
ритмического
слуха,
закрепления
ритмических
модулей и распознавания их в музыке. То есть здесь срабатывает
обратный вид принципа «вижу-слышу-играю». В данном случае –
это играю (педагог)-слышу-вижу(записываю-ученик).
Для ритмических диктантов используются небольшие мелодии
или
даже
короткие
фразы,
содержащие
различные
сочетания
длительностей,
ритмические
схемы,
требующие
закрепления.
Очень
продуктивным
является
запись
ритма
музыкального
фрагмента в фактуре. Пример в этом случае должен иметь четко
выраженный рисунок мелодии или аккордовый склад изложения.
Диктанты
целесообразно
записывать
так:
после
первого
проигрывания
дети
определяют
размер,
количество
тактов
и
ритмические особенности музыки.
Диктант
проигрывается
несколько
(4-5)
раз.
Во
время
проигрывания
дети
пропевают
длительности
ритмослогами,
показывая
пульс,
тактируют.
Последнее
проигрывание
–
контрольное, после чего диктант проверяется.
Творческие задания:
- сочинение мелодии на заданный рисунок;
- сочинение мелодии на заданный ритм стихотворения;
- сочинение ритмического аккомпанемента к заданной мелодии;
- ритмическая импровизация;
- изменение ритмического рисунка мелодии;
- сочинение мелодии на заданные звуки в жанре марша, вальса,
польки, мазурки и др., используя характерные ритмоформулы.
Все
стороны
метроритма
(ощущение
темпа,
размера,
ритмического рисунка) неотделимо должны быть связаны между
собой.
3. Некоторые методические комментарии.
Метроритмические навыки формируются начиная с младших
классов
в
соответствии
с
основными
принципами
музыкальной
педагогики: последовательность, постепенность и доступность в
обучении. Преподаватель должен точно знать цель и перспективу
выработки
тех
или
иных
метроритмических
навыков,
четко
представлять, на какой «ступеньке развития» находится группа в
целом и каждый ученик в отдельности, чтобы учащиеся, накопив
определенную базу знаний и умений, пришли в старшие классы
достаточно
подготовленными
к
восприятию
более
трудного
теоретического
и
практического
материала.
Полагаю,
что
в
воспитании чувства метроритма у детей на уроках сольфеджио
слуховые представления должны быть первичными: нежелательно
подходить к теоретическому изучению того или иного элемента
метроритма, если он не был выведен из музыкальных впечатлений.
Например, изучая метроритм польки, дети сами должны «открыть»
для себя ее характерные черты, прослушав несколько вариантов
полек. На мой взгляд, должна осуществляться последовательная
связь: слышу – учусь понимать, понимаю – учусь применять в
своей музыкальной деятельности. Важно отметить: ритм является
важной
составляющей
музыкального
синтаксиса
-
членения
музыкального
произведения
на
обособленные
по
смыслу
построения (мотивы, фразы, предложения и т.д.). А это означает,
что в заданиях на развитие чувства метроритма стоит не только
добиваться
четкого
исполнения
ритмического
рисунка,
но
и
ориентироваться на его формообразующую роль.
Ритмические рисунки лучше проговаривать, чем простукивать,
т.к. в этом случае присутствует интонация. Кстати, включение таких
составляющих ритма, как интонация, тембр, регистр и динамика,
делает обучение более увлекательным и результативным.
4. Заключение.
1. Воспитание чувства метроритма столь же необходимо, как и
развитие ладово-интонационных навыков.
2.
На
начальных
уроках
развитию
метроритмического
чувства
придается особенно большое значение.
3.
Необходимо,
чтобы
возможности
для
развития
чувства
метроритма имелись в каждом виде работы (например, на уроках
сольфеджио – это сольфеджирование, диктант, слуховой анализ и
др.), но для более успешного, эффективного результата необходимо
прорабатывать,
осмысливать
метроритмические
соотношения
в
изучаемых
произведениях,
а
также
применять
специальные
ритмические упражнения.
4. Дети должны пережить ритм эмоционально.
5.
Очень
важно,
чтобы
уроки
сольфеджио
и
ритмики
были
интересными и увлекательными для детей.
6.
А
интересным
и
увлекательным
процесс
обучения
помогает
сделать игра.
7.
Уроки
должны
быть
основаны
на
принципах
творческой
педагогики.
Работать
таким
образом
труднее:
много
времени
занимает
подготовка
к
уроку,
подбор
нового
музыкального
материала.
8.
Начиная
с
самого
раннего
этапа
занятия
с
детьми
нельзя
ограничивать
рамками
технологических
задач.
Это
ведет
к
однобокому
развитию,
сковывает
ребенка.
Не
получивший
в
детстве
базу
в
виде
широкого
круга
представлений
в
области
музыки
и
развитой
эстетической
восприимчивости,
ребенок
впоследствии не сможет стать ни интересным исполнителем, ни
эрудированным любителем музыки.
Учебный
процесс
в
изучении
метроритмических
навыков
должен включать в себя и воспитание «внутреннего метронома»
юных музыкантов, и формирование у них аналитической базы, и
навык
беглого
чтения
с
листа,
и
умение
грамотно
записывать
музыкальные впечатления
.
Профессор А.Б. Гольденвейзер говорил: «Ритм – это своего
рода
первооснова,
играющая
громадную
роль
в
музыкальном
искусстве».
Полагаю,
данное
сообщение
будет
интересно
и
полезно
коллегам.