Автор: Дегтярева Светлана Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Новокузнецкое подразделение Западно- Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: «Диагностика компетенций обучающихся на различных этапах профессионализации»
Тема: «Диагностика компетенций обучающихся на различных этапах профессионализации»
Раздел: среднее профессиональное
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Диагностика компетенций обучающихся на различных
этапах профессионализации»
преподаватель НПУЦПК
Дегтярева Светлана Сергеевна
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
(ОАО «РЖД»)
2
Теоретические основы диагностики компетенций
обучающихся
Тестовая программа «Контроль знаний», как средство диагностики
компетенций обучающихся
Одним из важнейших структурных элементов процесса обучения является
диагностика результатов обучения. Структурная схема процесса обучения по-
казывает, что проверка и контроль завершают процесс обучения, являясь очень
важным блоком (рисунок 1).
Диагностика результатов обучения обеспечивает обратную связь, которая
позволяет не только выявить уровень сформированности профессиональных
знаний и умений обучающихся, но и получить информацию о положительных и
отрицательных
сторонах
методики
профессионального
обучения.
Преподаватель
может
переоценить умственное
развитие
своих
учеников
и
ставить перед ними завышенные цели, недооценить трудности отдельных тем
содержания
программы
и
выбрать
методы
и
формы
организации
учебно-
познавательной
деятельности
обучающихся,
которые
не
способствуют
достижению планируемого уровня знаний и умений.
Рисунок 1 - Структура процесса обучения
Цели
обучения
Принципы
Содержание
Методы
обучения
Организационные формы
учебно-познавательной
деятельности
Проверка, контроль
профессиональных
знаний и умений
3
В теории профессионального обучения (дидактике) выделены следующие
функции диагностики знаний и умений:
- контролирующая - состоит в выявлении уровня сформированных знаний,
умений и навыков обучающихся, предусмотренных программой;
-обучающая
-
заключается
в
совершенствовании
знаний
и
умений
в
процессе проверки, развитии мышления и памяти обучающихся;
-воспитывающая
-
реализуется
при
формировании
у
обучающихся
ответственности,
понимания
важности
трудолюбия,
дисциплины
труда
в
процессе обучения.
Далее представлены система функций и методических задач (таблица 1)
Таблица 1 - Система функций и методических задач
Функции
Методические задачи
Контроли-
рующая
Разработка
тестов
контроля
профессиональных
знаний
и
умений
Выявление знаний и умений обучающихся
Определение уровня сформированности знаний, умений и
навыков
Корректировка
методики
изучения
темы,
по
которой
проводился контроль знаний и умений
Уточнение, углубление знаний обучающихся
Предупреждение, выявление, исправление и анализ ошибок
обучающихся
4
Обучающая
Разработка
дополнительных
вопросов
по
выявлению
способностей
обучающихся
к
логическому
мышлению
и
умственным действиям
Развитие речи обучающихся в процессе проверки знаний
Обеспечение
материально-технической
базы
для
индивидуальной и коллективной работы
Воспитыва-
ющая
Формирование групп контроля за качеством обучения
Оценка трудолюбия и аккуратности выполнения работы
Тест
-
это
испытание
обучаемого
с
целью
выявления
уровня
сформированности знаний и умений, применяемое в соответствии с методикой
измерения уровня знаний и оценки результатов.
Тест состоит из задания, которое выдается обучающемуся, и эталона
ответа, который остается у преподавателя.
Эталон - это правильный и полный ответ или метод выполнения заданной
деятельности. Наглядным выражением структуры теста является формула (1):
Т= З + Э, (1)
где, Т - тест;
3 - задание;
Э - эталон
Преподаватель,
сверяя
пооперационно
ответ
учащегося
с
эталоном,
приходит к выводу о качестве выполненного теста. Тест, лишенный эталона,
превращается в обычное задание, решение, о качестве выполнения которого
принимается
на
основе
субъективного
мнения
преподавателя.
Зная
число
5
существенных операций (р) в наборе тестов и проверив ответ учащегося, можно
определить по эталону число правильно выполненных учащимся операций (а) и
вычислить коэффициент усвоения знаний учащихся.
Коэффициент усвоения. Коэффициент усвоения - показатель обучености
учащегося по предмету. Он вычисляется по формуле (2):
К = а / р , (2)
где, К — коэффициент усвоения знаний;
О < К < 1. Если К > 0,7, то делают вывод, что процесс обучения можно
считать завершенным. Учащиеся уверенно решают задачи заданного уровня
усвоения,
способны
к
сохранению
знаний,
самостоятельно
ищут
способ
исправления ошибок. Если К< 0,7, то учащийся в последующей своей учебной
деятельности систематически совершает ошибки и не способен их исправить из-
за неумения их находить.
В обучении применяются самые разнообразные тесты, с помощью которых
преподаватель может выявить профессиональные знания и умения, а, рассчитав
коэффициент усвоения, он измерит уровень сформированности знаний и умений.
На основе коэффициента усвоения можно оценить знания и умения по удобной
шкале оценки знаний учащихся.
Педагогическая тестология в последнее время интенсивно развивается как
прикладная отрасль научно-педагогических знаний. В развитии любой области
научного знания важную роль играют базовые понятия. Основным понятием
теории тестов является «педагогическое (учебное) задание». Задания могут
формулироваться как в тестовой, так и в не тестовой форме. К заданиям в
тестовой форме предъявляются следующие требования:
- правильность предметного содержания задания;
- логичность высказывания;
6
- правильность формы;
- краткость;
- наличие определенного места для ответов;
- правильность расположения элементов задания;
- одинаковость правил оценки ответов;
- одинаковость инструкции для всех испытуемых;
- адекватность инструкции форме и содержанию задания.
По
типу
ответов
выделяют
две
большие
группы
тестовых
заданий:
открытой и закрытой формы. Задания открытой формы сформулированы так, что
готового ответа нет, а испытуемые должны вписать ответы самостоятельно в
отведенном для этого месте. Если в заданиях предусмотрены готовые варианты
ответов, то такую форму заданий можно назвать закрытой. Задания закрытой
формы могут иметь разнообразную внутреннюю конструкцию. Придерживаясь
предложенной классификации, рассмотрим различные конструктивные формы,
их достоинства и недостатки, область применения тестовых заданий открытой и
закрытой формы.
Задания открытой формы. Они относятся к наиболее распространенным
формам
учебных
заданий.
Учебные
задания
такого
типа
постоянно
используются в учебном процессе, во время изложения нового материала, для
активизации
когнитивной
деятельности
учащихся,
в
процессе
устного
и
письменного контроля.
В
заданиях открытой формы нет
готовых
ответов.
Испытуемый
должен
самостоятельно
дополнить
недостающий
элемент,
свидетельствующий о его знании соответствующего раздела темы. Само задание
формулируется в форме вопроса или высказывания. Для выполнения задания
открытой формы необходимо продолжить (дополнить) недостающую часть
утверждения для того, чтобы оно стадо истинным. Вместе с тем у заданий
7
открытой формы есть несомненные достоинства, благодаря которым данная
форма используется в тестовом контроле.
Тестовые задания закрытой формы.
Закрытые формы тестовых заданий содержат следующие конструктивные
элементы: инструкцию, формулировку самого задания (предпочтительнее в
утвердительной форме), варианты ответов и эталон. Таким образом, закрытые
формы тестовых заданий отличаются от открытых наличием готовых вариантов
ответов, из которых обучающийся должен выбрать правильный (правильные).
Вместе
с
тем
закрытые
тестовые
задания
могут
иметь
разнообразную
внутреннюю конструкцию при сохранении общего дидактического смысла. Это
позволяет создать различные варианты теста на одном и том же дидактическом
материале,
но
с
различными
количественными
и
качественными
характеристиками.
В зависимости от целей тестирования, возможностей и опыта разработчика
в тесте могут быть использованы разнообразные конструкции тестовых заданий
закрытой формы.
Шкала
оценки
профессиональных
знаний
и
умений.
В
начальном
и
высшем
профессиональном образовании
принята
5-балльная
шкала
оценки
знаний.
Шкала
оценок
-
это
числовая
система,
в
которой отношения между
различными свойствами знаний переведены в свойства того или иного числового
ряда. 5-балльной шкалой можно пользоваться в том случае, если оцениваются
знания по одному уровню усвоения. Поэтому вместе с оценкой необходимо
называть уровень усвоения, по которому она выставлена. Критерии оценки
знаний обучающихся по 5-балльной шкале следующие:
К < 0,7 — 1 балл; К= 0,7 — 2 балла; К в пределах 0,75 — 0,8 — 3 балла;
0,85 — 0,9 — 4 балла; 0,9—1 — 5 баллов.
8
На практике шкала оценок может варьироваться и, как правило, принимает
менее жесткую форму.
Рассмотрим методику оценки профессиональных знаний и умений по
профессиональным
компетенциям
обучающихся
Свердловского
учебного
центра профессиональных квалификаций
– филиала ОАО «РЖД» (далее –
Методика), которая состоит из следующих составных частей:
- Блок рекомендаций по применению Методики;
- Блок компьютерной программы Контроль знаний, Конструктор тестов;
- Блок вопросов;
- Блок ответов;
- Блок методически правильного изложения материала.
Ниже приведена наглядная демонстрация структурных связей отдельных
блоков Методики (рисунок 2).
Рисунок 2 - Структурные связи отдельных блоков
Для того чтобы оценить уровень профессиональных знаний и умений по
профессиональным
компетенциям
обучаемых
в
рамках
данной
Методики
Программа
вопросов
Программа
ответов
Программа
тестирования
Программа
подсказок и
рекомендаций
Программа
методически
правильного
изложения
материала по
охране труда
Результат, оценка
9
необходимо
осуществить
процедуру
входного
контроля
(пройти
тест
по
профессиональным компетенциям). Она наиболее целесообразна при подготовке
и переподготовке персонала на производстве, обучении второй профессии и
повышении
квалификации.
Процедура
входного
контроля
позволяет
продемонстрировать обучающимся, работающих в ОАО «РЖД» не первый год и
зачастую
скептически
относящихся
к
курсам
повышения
квалификации,
недостаточность профессиональных знаний и умений и тем самым мотивировать
их на более качественное обучение.
Порядок прохождения входного контроля следующий:
-
обучаемому
предлагается
пройти
программу
тестирования
на
персональном компьютере, состоящую из 20 контрольных вопросов:
а)
необходимо открыть программу Контроль знаний;
б)
ввести персональный пароль и логин;
в)
в открывшемся окне выбрать тест по профессиональным компетенциям
и открыть его;
г)
далее
необходимо
открыть
пункт
меню
«Самоконтроль
или
тестирование»;
д)
в
открывшемся
окне
нажимаем
на
«Самоконтроль
или
тестирование», жмем пиктограмму «Начать тестирование»;
е)
приступаем
к
ответам
на
тестовые
вопросы
(более
подробное
описание изложено ниже, в разделе посвященному компьютерной программе
Контроль знаний).
- после прохождения тестирования, программа выдает результат (число
правильных и неправильных ответов), оценка по пятибалльной шкале, которую
необходимо зафиксировать преподавателю в специальный журнал успеваемости
и заполнить бланк анализа входного контроля знаний;
- далее вниманию тестируемого предоставляются вопросы, на которые он
дал неверные ответы.
10
После
проведения
входного
контроля
начинается
процесс
непосредственного
обучения
работников
Свердловской
железной
дороги
в
соответствии с Программой обучения работников организаций в Свердловском
учебном центре профессиональных квалификаций.
После прохождения определенной темы, согласно рабочей программы, но
не
менее
двадцати
часов
обучения,
обучающемуся
предстоит
пройти
промежуточный контроль знаний для закрепления пройденного материала.
По окончании определенной темы обучения обучающиеся подвергаются
промежуточному контролю. Промежуточный контроль проводится с целью:
- оценки профессиональных знаний и умений, приобретенных в процессе
обучения;
- закрепления приобретенных профессиональных знаний и умений;
- выявления эффективности проводимого обучения;
- выявления на сколько увеличился уровень профессиональных знаний и
умений отдельного обучающегося в результате прохождения обучения;
-
выявления
недостаточных
профессиональных
знаний
и
умений
у
отдельных
обучающихся,
для
проведения
с
ними
дополнительных
консультаций;
Порядок прохождения выходного контроля следующий:
-
обучающемуся
предлагается
пройти
программу
тестирования
на
персональном компьютере, состоящую из 40 контрольных вопросов, аналогично
входному (промежуточному) контролю, только уже по всему курсу обучения.
После прохождения тестирования, программа выдает, оценку по пятибалльной
шкале,
который
необходимо
зафиксировать
преподавателю
в
специальный
журнал успеваемости обучаемых и заполнить бланк анализа входного контроля
11
знаний. Далее вниманию тестируемого предоставляются вопросы, на которые он
дал неверные ответы.
На основании результатов выходного контроля, занесенных в журнал
успеваемости обучающихся и заполнения бланка анализа входного контроля
знаний преподаватель высчитывает процент, на сколько, увеличился уровень
знаний группы в результате прохождения обучения.
В
результате
выполнения данной Методики по каждому обученному
работнику будет обеспечено наличие информации в базе данных Программы по
эффективности пройденного обучения. Тестирующая программа "КОНТРОЛЬ
ЗНАНИЙ"
предназначена
для
тестирования
обучающихся,
направленных
непосредственно с предприятий для прохождения обучение или повышения
квалификации
в
Свердловском
учебном
центре
профессиональных
квалификаций.
Возможности системы. Возможно проведение тестирования по любому
предмету, или одновременно по нескольким предметам. Сохраняются данные
тестирования
каждого
отдельного
обучающегося.
Возможность
добавление
каждым преподавателем своих собственных баз вопросов. Ведение отдельных
списков
обучающихся,
предметов
и
тестов
для
каждого
преподавателя,
недоступных для других преподавателей. Обучающиеся объединены в группы, а
группы в специальности. Структура предметов: Специальности предметов -
Предметы - Главы - Пункты - Вопросы - Ответы. Вставка в вопросы изображений
в
формате
GIF
и
JPEG.
Возможность
проведения
подготовительного
самоконтроля
для
каждого
теста.
Возможность
добавления
теоретического
материала для каждого вопроса, с ограничением доступа к этому материалу из
режима экзамена.
Технология создания тестов. Используемая в Контроле знаний модель
генерации теста сводится к поиску подходящей по определенным критериям
комбинации тестовых заданий, имеющихся в Накопителя тестовых заданий
12
(далее НТЗ). Среда позволяет осуществлять динамическую структуризацию НТЗ
и настройку на различные алгоритмы оценивания результатов тестирования.
Одни и те же задания могут быть использованы в различных тестах.
Последовательность формирования тестов выглядит следующим образом:
1.
Формирование Накопителя тестовых заданий (НТЗ)
1.1.
Задание
имени
(предмета
и
темы),
авторского
коллектива,
области
применения, количество и наименование уровней структуры НТЗ;
1.2.
Определение дизайна отображения тестового задания;
1.3.
Наполнение накопителя тестовыми заданиями;
-
С помощью Мастера тестовых заданий;
-
Импортируя задания из других НТЗ;
2.
Генерация тестов;
2.1.
Определение параметров генерации тестов;
3.
Пробное тестирование (самоконтроль);
4.
Коррекция структуры НТЗ;
5.
Коррекция заданий;
Функции конструктора тестов. Для составления тестов необходимо быть
зарегистрированным в системе как преподаватель со следующими правами:
создание, редактирование предметов с добавлением вопросов и тестов для
учащихся, просмотр оценок и баллов трестирующихся.
Чтобы
добавить
тесты
сначала
необходимо добавить
предметы
для
специальности,
а
потом
составлять
вопросы
с
вариантами
ответов.
На
основании этих предметов можно будет сформировать тест.
Чтобы
добавить предмет для
специальности нажимаем пункт
меню
"Добавить предмет" и в появившемся окошечке вводим название предмета и
нажимаем "ОК". После того как название предмета добавлено, добавляем главу
предмета и вопросы с вариантами ответов.
13
Рисунок 3 - Добавление предмета
Рисунок 4 - Добавление вопроса
После создания главы предмета можно переходить к добавлению в нее
вопросов с вариантами ответов, нажимаем пункт меню "Добавить вопрос":
14
Рисунок 5 - Формирование вопроса
После того, как вопросы добавлены в главу предмета, можно переходить
к созданию тестов. Для этого необходимо выбрать пункт меню "Добавить тест"
и в появившейся строке определить название теста:
Далее выбираем подпункт меню "Добавить пункт и выбираем тему с
вопросами, которые необходимо добавить в тестирование:
Рисунок 6- Формирование количества вопросов темы теста
В появившемся окне ставим количество вопросов из данного раздела,
которые будут загружены в тестирование и нажимаем "ОК".
Если нужно добавить еще вопросов, то выбираем следующую тему и
ставим количество вопросов для тестирования.
Количество вопросов на тестирование будет определяться исходя из
суммы выбранных вопросов из каждой темы.
15
После нажатия строки «ОК» на экране всплывает следующее окно.
Рисунок 7 - Формирование предмета
Таким образом создан предмет для тестовой программы.
В конечном итоге сформирован тест из общего количества вопросов,
которые были добавлены из разных глав, например, по предмету "Охрана
труда".
Рисунок 8 - Формирование теста с ограничением количества вопросов
16
Из рисунка видно, что данный блок сформирован из 50 вопросов на
тестирование из всех созданных в НТЗ для предмета «Охрана труда».
Функции прохождения тестирования. Для того чтобы начать тестирование
обучающемуся, сначала необходимо зайти в программу под своим логином,
состоящий из фамилии и инициалов, и персональный паролем, полученный при
регистрации
обучающегося
в
системе,
далее
нажимаем
строку
"ВХОД"
и
переходим в список созданных тестов.
Тестирование происходит по
вопросам созданного теста, в
котором
возможен
выбор
одного
или
нескольких
правильных
вариантов
ответа.
После окончания тестирования, обучающемуся выставляется оценка в
зависимости от набранных баллов. Начисление баллов и критерий оценки
устанавливается системой в следующей зависимости;
До 50 % верных ответов – 2 (неудовлетворительно)
51 – 74 % верных ответов – 3 (удовлетворительно)
75 – 89 % верных ответов – 4 (хорошо)
Более 90 % верных ответов – 5 (отлично)
В системе также можно посмотреть свою статистику ответов по данному
тесту и набранное количество отрицательных и положительных баллов по
каждому вопросу.
В режиме «тестирование» время устанавливается при создании теста
преподавателем в зависимости от количества вопросов, но не более одной
минуты на вопрос, а в режиме «самоконтроль» время не ограничено, но при
этом для обучающегося будет предоставлен весь блок тестовых вопросов,
созданных
под
данным
предметом.
После
прохождения
самоконтроля
обучающийся и преподаватель в любое время может посмотреть набранное
количество баллов.
17
Также
преподаватель
и
обучающийся
может
посмотреть
набранное
количество
баллов
по
каждому
блоку
пройденных тестов,
нажав
кнопку
"Охрана труда" в разделе "Статистика по тесту":
Рисунок 9 - Статистика ответов
18
Исследование средств диагностики компетенций
обучающихся
Исследование применения тестовой программы «Контроль знаний» в
качестве диагностики компетенций обучающихся на профессию машинист
электровоза
При
проведении
данного
исследования
был
проведен
опрос
среди
обучающихся на профессию машинист электровоза в возрасте (от 23 до 40 лет)
со
стажем
работы
в
должности
помощник
машиниста
не
менее
2-х
лет,
проходящих
обучение
в
Свердловском
учебном
центре
профессиональных
квалификаций –
филиала
ОАО
«РЖД». Также
в
проведении опроса были
задействованы 10 преподавателей этого учебного центра с разным стажем (от 7
месяцев
до
25лет)
и
разного
возраста
(от
35
до
60
лет).
Форма
опроса
проводилась
в
виде
анонимного
анкетирования
среди
обучающихся
и
персонального анкетирования среди преподавателей. Количество и содержание
вопросов
одинаково
для
обеих
групп
опрашиваемых.
Образец
анкеты
представлен в приложении А.
В основу следующих вопросов анкеты были заложены профессиональные
компетенции машинистов электровоза, которые он должен иметь согласно своим
профессиональным функциям.
Умение – это действие по определенным правилам или в соответствии с
приобретенными знаниями.
Навык – это доведенное до автоматизма умение, выполнение которого не
требует поэлементного сознательного контроля.
Профессионально важные качества (ПВК) – это индивидуальные качества
человека,
влияющие
на
эффективность
выполнения
профессиональных
функций.
Анализ содержания профессиональных функций и необходимых для их
выполнения
умений,
навыков
позволит
определить
требования
к
системе
диагностики
профессиональных
компетенций,
а
также
осуществить
выбор
19
средств, наиболее подходящих для отработки конкретных умений и навыков у
кандидатов в машинисты.
Профессиональные
функции
машинистов
современных
локомотивов
можно условно разделить на три группы:
- функции по ведению поезда;
- функции по управлению системами и агрегатами ТПС;
- функции по ведению переговоров с помощником машиниста, ДСП, ДНЦ
и машинистов встречных и попутных поездов.
Для реализации функции по ведению поезда машинист должен иметь ряд
профессиональных компетенций, например, таких как:
– навыки восприятия визуальных сигналов и объектов во время движения
поезда;
– навыки по координации управления контроллером и краном машиниста.
По
каждой
из
перечисленных
компетенций
был
задан
вопрос
о
возможности применения тестовой программы «Контроль знаний» в качестве её
диагностики.
Результаты
отражены
на
рисунках
18,
19
по
результатам
анкетирования обучающихся и рисунках 20,21 по результатам анкетирования
преподавателей.
Рисунок 10 - График диагностики навыков восприятия визуальных
сигналов и объектов во время движения поезда
20
Рисунок
11 - График
диагностики
навыков по координации управления контроллером и краном машиниста
Рисунок 12 - График диагностики навыков восприятия визуальных
сигналов и объектов во время движения поезда
Рисунок 13 - График диагностики навыков по координации управления
контроллером и краном машиниста
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
Результаты опроса
Да
Нет
Воздержался
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
Результаты опроса
Да
Нет
Воздержался
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
Результаты опроса
Да
Нет
Воздержался
21
Для реализации функции по управлению системами и агрегатами ТПС
должен иметь ряд профессиональных компетенций, например таких как:
– навыки считывания показаний приборов;
– умение прогнозировать отказы и нештатные ситуации в работе систем и
агрегатов.
По
каждой
из
перечисленных
компетенций
был
задан
вопрос
о
возможности применения тестовой программы «Контроль знаний» в качестве её
диагностики.
Результаты
отражены
на
рисунках
22,
23
по
результатам
анкетирования обучающихся и рисунках 24,25 по результатам анкетирования
преподавателей.
Рисунок 14 - График диагностики навыков считывания показаний
приборов
Рисунок 15 - График диагностики умения прогнозировать отказы и
нештатные ситуации в работе систем и агрегатов
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
Результаты опроса
Да
Нет
Воздержался
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
Результаты опроса
Да
Нет
Воздержался
22
Рисунок 16 - График диагностики навыков считывания показаний
приборов
Рисунок 17 - График диагностики умения прогнозировать отказы и
нештатные ситуации в работе систем и агрегатов
Для реализации по ведению переговоров с помощником машиниста, ДСП,
ДНЦ
и
машинистов
встречных
и
попутных
поездов
должен
иметь
ряд
профессиональных компетенций, например таких как:
–
навыки
применения
регламента
в
своих
сообщениях
и
указаниях,
обеспечивая их полноту и точность по содержанию;
– навыки восприятия речевых сообщений в условиях шумовых помех в
рации и кабине локомотив;
По
каждой
из
перечисленных
компетенций
был
задан
вопрос
о
возможности применения тестовой программы «Контроль знаний» в качестве её
диагностики.
Результаты
отражены
на
рисунках
26,
27
по
результатам
анкетирования обучающихся и рисунках 28,29 по результатам анкетирования
преподавателей.
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
Результаты опроса
Да
Нет
Воздержался
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
Результаты опроса
Да
Нет
Воздержался
23
Рисунок 18 - График диагностики навыков применения регламента в
своих сообщениях и указаниях, обеспечивая их полноту и точность по
содержанию
Рисунок 19 - График диагностики навыков восприятия речевых
сообщений в условиях шумовых помех в рации и кабине локомотив
Рисунок 20 - График диагностики навыков применения регламента в
своих сообщениях и указаниях, обеспечивая их полноту и точность по
содержанию
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
Результаты опроса
Да
Нет
Воздержался
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
Результаты опроса
Да
Нет
Воздержался
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
Результаты опроса
Да
Нет
Воздержался
24
Рисунок 21 - График диагностики навыков восприятия речевых
сообщений в условиях шумовых помех в рации и кабине локомотив
Результаты
анкетирования
о
возможности
применения
тестовой
программы
«Контроль
знаний»
в
качестве
диагностики
профессиональных
компетенций всех профессиональных функций представлены в сводной таблице
2,3.
Таблица 2 - Результаты анкетирования обучающихся
Компетенции
Ответы анкетирования, %
Да
Нет
Воздержался
Навыки восприятия визуальных сигналов и
объектов во время движения поезда
40
35
25
Навыки
по
координации
управления
контроллером и краном машиниста
0
100
0
Навыки считывания показаний приборов
20
70
10
Умение прогнозировать отказы и нештатные
ситуации в работе систем и агрегатов
70
20
10
Навыки
применения
регламента
в
своих
сообщениях
и
указаниях,
обеспечивая
их
полноту и точность по содержанию
80
10
10
Навыки
восприятия
речевых
сообщений
в
условиях шумовых помех в рации и кабине
локомотив
0
100
0
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
Результаты опроса
Да
Нет
Воздержался
25
Таблица 3 - Результаты анкетирования преподавателя
Компетенции
Ответы анкетирования, %
Да
Нет
Воздержался
Навыки восприятия визуальных сигналов и
объектов во время движения поезда
50
50
0
Навыки
по
координации
управления
контроллером и краном машиниста
0
100
0
Навыки считывания показаний приборов
40
60
0
Умение прогнозировать отказы и нештатные
ситуации в работе систем и агрегатов
70
20
10
Навыки
применения
регламента
в
своих
сообщениях
и
указаниях,
обеспечивая
их
полноту и точность по содержанию
80
10
10
Навыки
восприятия
речевых
сообщений
в
условиях шумовых помех в рации и кабине
локомотив
0
100
0
26
Заключение
По результатам проведенного исследования установлено, что наиболее
эффективной моделью диагностики таких профессиональных компетенций, как
навыки
и
умения,
является
применение
тренажерных
комплексов.
Нужно
добавить,
что
к
тренажерным
комплексам
на
современном
этапе
должны
предъявляться ряд требований: максимальная приближенность к рабочему месту
на
реальном
электровозе,
системами
моделирования
движения
поезда,
визуализации,
акустических
эффектов
на
основе
новейших
компьютерных
технологий.
Актуальность
применения современных тренажерных комплексов для
обучения, а на каком-то этапе и диагностики компетенций обучающихся очень
высока. Обоснованность актуальности объясняется тем, что опыт накапливается
годами, однако подготовленным ко всем тонкостям работы машинист должен
быть уже сразу при его назначении.
Применение
в
образовательной
практике,
представленных
в
квалификационной
работе,
моделей
и
методов
диагностики
формирования
профессиональных компетенций, невозможно без создания соответствующих
методик.
Их
разработка
должна
осуществляться
по
каждой
проблемной
ситуации наиболее распространенной и повторяющиеся в реальной жизни.
27
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета
исследовательского опроса на тему «Диагностика
компетенций, обучающихся на различных этапах
профессионализации»
1.
Выберите
из
трех
вариантов
ответа
возможность
применения
тестовой
программы
«Контроль
знаний»
в
качестве
диагностики
владения
ниже
перечисленными
навыками
и
умением
у
обучающихся
на
профессию
машинист электровоза
Навыки восприятия визуальных сигналов и объектов во время движения
поезда да нет воздержался
Навыки по координации управления контроллером и краном машиниста
да нет воздержался
Навыки считывания показаний приборов
да нет воздержался
Умение прогнозировать отказы и нештатные ситуации в работе систем и
агрегатов
да нет воздержался
Навыки
применения
регламента
в
своих
сообщениях
и
указаниях,
обеспечивая их полноту и точность по содержанию
да нет воздержался
Навыки восприятия речевых сообщений в условиях шумовых помех в
рации и кабине локомотив
28
да нет воздержался
2.
Выберите из трех вариантов ответа возможность применения тренажерного
комплекса
электровоза
2ЭС6
в
качестве
диагностики
владения
ниже
перечисленными
навыками
и
умением
у
обучающихся
на
профессию
машинист электровоза
Навыки восприятия визуальных сигналов и объектов во время движения
поезда да нет воздержался
Навыки по координации управления контроллером и краном машиниста
да нет воздержался
Навыки считывания показаний приборов
да нет воздержался
Умение прогнозировать отказы и нештатные ситуации в работе систем и
агрегатов
да нет воздержался
Навыки
применения
регламента
в
своих
сообщениях
и
указаниях,
обеспечивая их полноту и точность по содержанию
да нет воздержался
Навыки восприятия речевых сообщений в условиях шумовых помех в
рации и кабине локомотив
да нет воздержался
3.
Выберите из трех вариантов ответа возможность применения тренажерного
комплекса
электровоза
ВЛ11
в
качестве
диагностики
владения
ниже
перечисленными
навыками
и
умением
у
обучающихся
на
профессию
машинист электровоза
29
Навыки восприятия визуальных сигналов и объектов во время движения
поезда да нет воздержался
Навыки по координации управления контроллером и краном машиниста
да нет воздержался
Навыки считывания показаний приборов
да нет воздержался
Умение прогнозировать отказы и нештатные ситуации в работе систем и
агрегатов
да нет воздержался
Навыки
применения
регламента
в
своих
сообщениях
и
указаниях,
обеспечивая их полноту и точность по содержанию
да нет воздержался
Навыки восприятия речевых сообщений в условиях шумовых помех в
рации и кабине локомотив
да нет воздержался