Автор: Ахметгалиева Ранета Насимовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №92
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: Развитие речи у дошкольников
Тема: Значение развития речи у детей в дошкольном возрасте
Раздел: высшее образование
Развитие речи у дошкольников
Значение развития речи у детей в дошкольном возрасте
Для дошкольника речь – многофункциональное средство. С ее помощью он
получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Слова
помогают ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности.
Благодаря речи дети приходят к восприятию и использованию образов.
Речь дошкольника эгоцентрична и спонтанна. Он больше говорит для самого
себя, используя повторения и монолог. Это как мысли вслух, с
произношением которых приходит понимание. Слова служат усилителем
деятельности и поддерживают ребенка в его действиях.
Для детей дошкольного возраста в равной степени важны познавательная и
коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают
информацию и открывают окружающий мир. В то же время, дети учатся
говорить и стремятся быть понятыми.
Задачи речевого развития
Психоречевое развитие ребенка происходит, прежде всего, в силу
закономерных процессов созревания организма и становления личности. Все,
чем неосознанно руководствуется малыш, познавая мир, — это его
потребности. Взрослые же прекрасно понимают, что ребенок должен за
несколько лет осилить немалый путь в развитии речи. К тому времени, когда
наступит пора идти в школу, дошкольнику необходимо:
Знать и использовать много слов
Понятно и связно говорить
Используя речь, получать различную познавательную информацию
Общаться со сверстниками и взрослыми
Перечисленные задачи – самые важные в речевом развитии детей
дошкольного возраста. Они решаются постепенно на каждом возрастном
этапе.
Становление речи ребенка от 3 до 4 лет
Они знают уже более 1,5 тысячи слов. В их высказываниях встречаются
практически все части речи с преобладанием глаголов и существительных.
Ребенок уже не довольствуется показом действий, а стремится их описать и
объяснить словами. Речь в 3-4 года еще аграмматична. Отдельные слова
объединяются неуклюже, отражая исключительно интерес, потребность и
желание ребенка. Никакой логики и умозаключений на этом этапе не
прослеживается. Предложения простые и короткие. Мышление ребенка еще
сильно привязано к наглядной ситуации и основывается на сиюминутных
впечатлениях. Поэтому его речь ситуативна. Это значит, что без внешних
подсказок в виде окружающих предметов или явлений, сложно понять, о чем
говорит малыш.
Фонематический слух ребенка уже сформирован, но многие звуки еще не
даются в произношении по причине сложной артикуляции. Особенно трудно
справляться со словами, где идут подряд несколько согласных звуков. Дети
такие сложные моменты искажают или вообще пропускают.
Развитие речи детей в разных видах деятельности
Взаимосвязь речи и содержания деятельности усиливается с возрастом.
Потребность в словесном выражении отличается в разных видах
деятельности.
Занимаясь своей игрушкой, дошкольник ведет с ней диалог. Такая
односторонняя беседа может быть внутренней, не выраженной словами. Но
чаще ребенок произносит вслух все свои обращения к игрушечному другу.
Иные условия предлагает игра со сверстниками. Необходимо обращаться к
партнеру, также важно его услышать, обмениваться информацией. Если в
младшем дошкольном возрасте словесное общение в игре простое и может
ограничиваться ролевым участием, то старшие дошкольники часто
используют объяснительную речь.
Речь дошкольника, представляющая целостное сообщение и полностью
описывающая ситуацию, называется объяснительной.
Объяснительная речь хорошо развивается, когда дошкольники
договариваются о правилах игры или слаженных действиях, объясняют
устройство игрушки.
Творческая деятельность дошкольника также пронизана речью. Детский
рисунок часто нуждается в пояснениях. И не только в связи с тем, что
взрослый расспрашивает, что же изображено на листе. Чаще сам автор
желает рассказать, что он нарисовал. Речевое описание неизменно обогащает
содержание картинки. Или ставит точки над i, если изображено нечто
непонятное.
С помощью речи дети передают характер своих персонажей, таким образом,
преодолевая ограничение собственных художественных способностей.