Напоминание

ЕГЭ по физике. Как выучить формулы? Применение игровых карточек при подготовке к ЕГЭ по физике


Автор: Кабакова Татьяна Михайловна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: БМАОУ СОШ №11
Населённый пункт: п. Ключевск, Березовский ГО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ЕГЭ по физике. Как выучить формулы? Применение игровых карточек при подготовке к ЕГЭ по физике
Раздел: полное образование





Назад




ЕГЭ по физике. Как выучить формулы?

Кабакова Т. М., учитель физики, ВКК

Применение игровых карточек при подготовке к ЕГЭ по физике.

Выпускники

9

класса,

имеющие

опыт

прохождения

итоговой

аттестации по физике в формате ОГЭ, полагают, что и подготовка к ЕГЭ

не потребует от них больших временных затрат.

Поэтому серьезная

подготовка учащихся к ЕГЭ по физике зачастую начинается только в 11

классе.

Но если заглянуть

в нормативные документы,

в частности в

кодификатор КИМ ЕГЭ по физике,

то можно понять,

насколько объем

и уровень

освоения учебного материала отличается от

основной

школы.

Кроме задач первой части КИМа ЕГЭ по физике ученик,

рассчитывающий на высокий результат,

должен обязательно решать

задачи второй части, а в критериях к этим задачам мы видим условие

использования формул из кодификатора.

Всем учителям физики хорошо известно, что камнем преткновения

для многих современных детей является необходимость выучить и

знать физические формулы и законы. Как же их выучить, если процесс

обучения физике длится уже 3 года, а особых усилий для заучивания

формул ранее не прилагалось? Речь идет об общеобразовательных

классах, в которых физика изучается в объеме 2 часов в неделю.

Я предлагаю для заучивания формул кодификатора ЕГЭ по физике

использовать разработанные мной карточки.

На занятиях со своими учениками я наблюдаю,

как в процессе

применения

этих

карточек

достигается

достаточно

устойчивое

запоминание формул.

На карточки наносятся две части формулы – на одну карточку

правая часть (условно назовем ее «голова»), на вторую – левая часть

(условно назовем ее «хвост»), знак равенства не используется. Таким

образом образуется пара карточек, связанных друг с другом.

P

mg

Можно сделать цветные наборы карточек по разделам. Для этого

лучше

использовать

контрастные

цвета.

Можно

остановиться

на

одноцветном варианте.

Я обязательно использую цвет,

например,

делаю два одинаковых комплекта карточек в разных цветах.

Самыми удобными оказались картонные карточки для визиток.

А

формулы лучше писать

от

руки толстым черным маркером.

Все

карточки

можно

изготовить

заранее

и

вводить

постепенно

в

использование, а можно делать их по мере продвижения по материалу.

Конечно,

поначалу

играть

с

учениками

будет

учитель,

это

необходимо для обучения и контроля. В дальнейшем ученики уже сами

просят карточки и работают с ними самостоятельно.

Предлагаю следующие варианты применения карточек:

1) Игра в карты. Используем правила самой простой карточной

игры. Раздаем карточки из общей стопки, по 6 и более штук.

Первый игрок выкладывает любую карточку,

которую можно

закрыть

(побить)

ее

парой.

Второй

игрок

отвечает

или

принимает эту карточку, и так далее. Количество игроков – от

двух до шести.

Если отрабатываются формулы одного раздела (механика,

молекулярная

физика,

электродинамика

или

квантовая

физика), то этот способ довольно хорошо себя показывает.

Можно постепенно добавлять формулы в игру,

например,

пока не будет изучен весь блок формул по данному разделу.

Но

при

большом

объеме

формул

играть

становится

затруднительно.

2) Мемори.

Карточки нужно разложить заполненной стороной

вниз и открывать парами.

При открытии полной формулы

пара удаляется с игрового поля.

Пару образуют,

как

мы

помним, две части формулы.

Очень

хорошо

данный

способ

работает

с

визуалами.

Происходит хорошая тренировка внимания,

так как

кроме

собственно формулы нужно еще запоминать расположение

ее частей на игровом поле.

При

изучении

учебных

тем удобно

увеличивать

поле

с

карточками, добавляя новые формулы.

Когда в игру будет введен весь кодификатор,

мы получим

максимально большое поле.

3) Голова-хвост.

Карточки разделяем на две стопки,

в одну

отправляем правые части формул,

а в другую левые части.

Раскладываем на столе одну стопку карточек заполненной

стороной вверх.

Из

оставшейся стопки берем карточку и

подбираем к ней пару.

Можно

немного

модифицировать

этот

прием в

сторону

усложнения:

А)

первый вариант – взять формулы двух разделов (или

более

трех,

четырех)

и

из

карточек

одного

раздела

использовать для раскладки «головы», а из карточек второго

- «хвосты».

Вторые части карточек открывать по очереди и

вперемешку, то из одного раздела, то из другого. А можно и

по несколько подряд из одного.

Б) Второй вариант – берем два одинаковых набора карточек,

но разного цвета. Я делала желтый и сиреневый наборы. Из

одного цвета используем «головы», из второго «хвосты».

Соответственно, при подборе пары мы видим либо «голову»

формулы и подбираем к ней «хвост», либо наоборот.

Если карточки разных цветов,

то варианты раскладки могут

быть самые разные (предлагают сами дети) – в шахматном

порядке,

вертикальными рядами,

горизонтальными рядами,

случайное расположение,

два цветных поля и т.д.

Далее

также

начинаем открывать

оставшиеся

части

формул и

подбирать пары.

Этот вариант особенно нравится моим ученикам!

Обязательно

нужно

кратко

озвучивать

то,

что

написано

на

карточках.

Можно проговаривать и название физической величины,

и

условия

применимости

формулы,

обращать

внимание

на

вид

зависимостей

величин.

Например,

ученик

соединил

карточками

формулу веса P=mg, и тут можно уточнить, что это вес неподвижного

тела,

вспомнить про точку приложения этой силы и т.д.

Это дает

хорошее закрепление и повторение материала.

Импритинг

просто

невероятный!

Сначала вам придется довольно много говорить,

но

потом говорить

начинают

ученики.

Происходит

связывание

вида

формульной зависимости и необходимой теории по данному учебному

материалу.

Еще я люблю воспитывать внимательность учеников и делаю это

под девизом «Error humanum est!»,

то есть - учитель тоже человек и

может

ошибаться.

Я предупреждаю,

что во время игры ошибусь

определенное

количество

раз.

Тому,

кто

поймает

мою ошибку,

полагается некий бонус.

Если же поднять ложную тревогу – будет

штраф. Для того, чтобы понимать, где же я ошиблась, знание формул

просто необходимо.Это невероятно бодрит учеников и внимательность

возрастает в разы!



В раздел образования