Автор: Кабакова Татьяна Михайловна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: БМАОУ СОШ №11
Населённый пункт: п. Ключевск, Березовский ГО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ЕГЭ по физике. Как выучить формулы? Применение игровых карточек при подготовке к ЕГЭ по физике
Раздел: полное образование
ЕГЭ по физике. Как выучить формулы?
Кабакова Т. М., учитель физики, ВКК
Применение игровых карточек при подготовке к ЕГЭ по физике.
Выпускники
9
класса,
имеющие
опыт
прохождения
итоговой
аттестации по физике в формате ОГЭ, полагают, что и подготовка к ЕГЭ
не потребует от них больших временных затрат.
Поэтому серьезная
подготовка учащихся к ЕГЭ по физике зачастую начинается только в 11
классе.
Но если заглянуть
в нормативные документы,
в частности в
кодификатор КИМ ЕГЭ по физике,
то можно понять,
насколько объем
и уровень
освоения учебного материала отличается от
основной
школы.
Кроме задач первой части КИМа ЕГЭ по физике ученик,
рассчитывающий на высокий результат,
должен обязательно решать
задачи второй части, а в критериях к этим задачам мы видим условие
использования формул из кодификатора.
Всем учителям физики хорошо известно, что камнем преткновения
для многих современных детей является необходимость выучить и
знать физические формулы и законы. Как же их выучить, если процесс
обучения физике длится уже 3 года, а особых усилий для заучивания
формул ранее не прилагалось? Речь идет об общеобразовательных
классах, в которых физика изучается в объеме 2 часов в неделю.
Я предлагаю для заучивания формул кодификатора ЕГЭ по физике
использовать разработанные мной карточки.
На занятиях со своими учениками я наблюдаю,
как в процессе
применения
этих
карточек
достигается
достаточно
устойчивое
запоминание формул.
На карточки наносятся две части формулы – на одну карточку
правая часть (условно назовем ее «голова»), на вторую – левая часть
(условно назовем ее «хвост»), знак равенства не используется. Таким
образом образуется пара карточек, связанных друг с другом.
P
mg
Можно сделать цветные наборы карточек по разделам. Для этого
лучше
использовать
контрастные
цвета.
Можно
остановиться
на
одноцветном варианте.
Я обязательно использую цвет,
например,
делаю два одинаковых комплекта карточек в разных цветах.
Самыми удобными оказались картонные карточки для визиток.
А
формулы лучше писать
от
руки толстым черным маркером.
Все
карточки
можно
изготовить
заранее
и
вводить
постепенно
в
использование, а можно делать их по мере продвижения по материалу.
Конечно,
поначалу
играть
с
учениками
будет
учитель,
это
необходимо для обучения и контроля. В дальнейшем ученики уже сами
просят карточки и работают с ними самостоятельно.
Предлагаю следующие варианты применения карточек:
1) Игра в карты. Используем правила самой простой карточной
игры. Раздаем карточки из общей стопки, по 6 и более штук.
Первый игрок выкладывает любую карточку,
которую можно
закрыть
(побить)
ее
парой.
Второй
игрок
отвечает
или
принимает эту карточку, и так далее. Количество игроков – от
двух до шести.
Если отрабатываются формулы одного раздела (механика,
молекулярная
физика,
электродинамика
или
квантовая
физика), то этот способ довольно хорошо себя показывает.
Можно постепенно добавлять формулы в игру,
например,
пока не будет изучен весь блок формул по данному разделу.
Но
при
большом
объеме
формул
играть
становится
затруднительно.
2) Мемори.
Карточки нужно разложить заполненной стороной
вниз и открывать парами.
При открытии полной формулы
пара удаляется с игрового поля.
Пару образуют,
как
мы
помним, две части формулы.
Очень
хорошо
данный
способ
работает
с
визуалами.
Происходит хорошая тренировка внимания,
так как
кроме
собственно формулы нужно еще запоминать расположение
ее частей на игровом поле.
При
изучении
учебных
тем удобно
увеличивать
поле
с
карточками, добавляя новые формулы.
Когда в игру будет введен весь кодификатор,
мы получим
максимально большое поле.
3) Голова-хвост.
Карточки разделяем на две стопки,
в одну
отправляем правые части формул,
а в другую левые части.
Раскладываем на столе одну стопку карточек заполненной
стороной вверх.
Из
оставшейся стопки берем карточку и
подбираем к ней пару.
Можно
немного
модифицировать
этот
прием в
сторону
усложнения:
А)
первый вариант – взять формулы двух разделов (или
более
–
трех,
четырех)
и
из
карточек
одного
раздела
использовать для раскладки «головы», а из карточек второго
- «хвосты».
Вторые части карточек открывать по очереди и
вперемешку, то из одного раздела, то из другого. А можно и
по несколько подряд из одного.
Б) Второй вариант – берем два одинаковых набора карточек,
но разного цвета. Я делала желтый и сиреневый наборы. Из
одного цвета используем «головы», из второго «хвосты».
Соответственно, при подборе пары мы видим либо «голову»
формулы и подбираем к ней «хвост», либо наоборот.
Если карточки разных цветов,
то варианты раскладки могут
быть самые разные (предлагают сами дети) – в шахматном
порядке,
вертикальными рядами,
горизонтальными рядами,
случайное расположение,
два цветных поля и т.д.
Далее
также
начинаем открывать
оставшиеся
части
формул и
подбирать пары.
Этот вариант особенно нравится моим ученикам!
Обязательно
нужно
кратко
озвучивать
то,
что
написано
на
карточках.
Можно проговаривать и название физической величины,
и
условия
применимости
формулы,
обращать
внимание
на
вид
зависимостей
величин.
Например,
ученик
соединил
карточками
формулу веса P=mg, и тут можно уточнить, что это вес неподвижного
тела,
вспомнить про точку приложения этой силы и т.д.
Это дает
хорошее закрепление и повторение материала.
Импритинг
просто
невероятный!
Сначала вам придется довольно много говорить,
но
потом говорить
начинают
ученики.
Происходит
связывание
вида
формульной зависимости и необходимой теории по данному учебному
материалу.
Еще я люблю воспитывать внимательность учеников и делаю это
под девизом «Error humanum est!»,
то есть - учитель тоже человек и
может
ошибаться.
Я предупреждаю,
что во время игры ошибусь
определенное
количество
раз.
Тому,
кто
поймает
мою ошибку,
полагается некий бонус.
Если же поднять ложную тревогу – будет
штраф. Для того, чтобы понимать, где же я ошиблась, знание формул
просто необходимо.Это невероятно бодрит учеников и внимательность
возрастает в разы!