Автор: Закирова Ирина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "Детский сад №1 "Росинка"
Населённый пункт: город Лангепас
Наименование материала: Конспект познавательного занятия
Тема: "Мы пограничники"
Раздел: дошкольное образование
Сценарий игры - путешествия по математике в средней группе
«Мы пограничники».
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей
в совместной игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1.Способствовать математическому развитию детей: упражнять в правильном
составлении последовательности чисел; совершенствовать навык счета 1-10.
2.Закреплять знания о геометрических фигурах, о силуэтном изображении цифр,
умение анализировать образец, зрительную ориентировку при нахождении цифр;
закреплять количественный счёт предметов и соотнесении его с цифрой;
закреплять порядковый счёт в пределах 10, пространственную ориентировку.
3.Развивать память, внимание, быстроту, координацию движений.
Развивающие:
1. Стимулировать мыслительную деятельность, развивать психические процессы:
внимание, воображение, память.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять предложенные
задания.
2.Воспитывать навыки коллективного общения, умение договариваться.
3. Формировать уважительное отношение к представителям Вооруженных сил.
Дидактическое обеспечение занятия:
1. Портативная колонка с записью музыки (марш).
2.Атрибуты: военные пилотки, камуфляжные футболки, погоны пограничников,
картинки с изображением пограничника, пограничной собаки, пограничного
столба, флаг пограничной заставы, маршрутная карта, бинокли, изображение на
ватмане многоэтажного дома, обручи, скакалки, куб, «таблетки», тоннель, звёзды
с номерами заданий.
3.Дидактические пособия: наглядные: лента цифр, следы разного размера и цвета,
силуэты цифр, квадраты для выкладывания дорожки; раздаточный материал:
геометрические фигуры-окна (квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник)
для наклеивания на ватман.
Предварительная работа:
-беседа о пограничниках;
- знакомство с цифрами, порядковый счет;
- игры на сравнение и сериацию;
-знакомство с геометрическими фигурами;
-игры на пространственное ориентирование.
Форма занятия: игра-путешествие «Мы пограничники».
Методы и приемы:
Сюрпризный момент: звучит «Марш»; появление педагога в образе генерала в
военной форме.
- Занимательные вопросы.
Дидактическое упражнение: «Какое число пропущено?»;
Дидактическая игра «Восстанови цифровую дорожку»
Дидактическая игра «Назови геометрическую фигуру и цвет фигуры»
Занимательные задачки; игра «Смело отвечай, вперёд шагай»
Игра на ориентирование в пространстве «Преодолей лабиринт и проведи
друзей»
Игра малой подвижности «Внимательный пограничник»
Вопросы к детям;
Выполнение заданий: наклеивание геометрических фигур
Дидактическая игра: «Собери картинку»;
Дидактическая игра «Сравни по размеру и цвету».
Индивидуальная помощь, подсказ;
Положительная оценка, похвала;
Рефлексия.
Занятие
состоит
из
трех
частей:
организационная,
основная
и
заключительная. При проведении занятия используются основные группы
методов и приемов: игровые, наглядные, практические и словесные. Для создания
эмоционального настроя на совместную деятельность используется сюрпризный
момент.
В целях удержания интереса детей к участию в занятии выбрана форма
проведения
–
путешествие
с
выполнением
заданий,
постоянная
смена
деятельности, участие всех воспитанников, деятельностный подход к решению
поставленных задач. При этом закрепляются не только математические знания, но
и умение отвечать на вопросы, делать выбор и сотрудничать.
Для проведения занятия используется все пространство групповой комнаты,
задействовано
свободное
пространство
спальной
комнаты,
раздевалки,
спортивный зал.
Интеграция
образовательных
областей:
социально-коммуникативное
развитие (умение общаться, мотивация к познанию, игровой сюжет занятия-
путешествия), речевое развитие (активизация словаря: граница, пограничник,
застава, следополоса, пограничный столб), развитие диалогической речи (ответы
на
вопросы),
познавательное
развитие
(формирование
математических
представлений),
физическое
развитие
(постоянная
смена
деятельности,
выполнения заданий).
Ход образовательной деятельности
I часть: вводная
Сюрпризный момент: звучит маршевая музыка, входит генерал в военной
форме дети средней группы маршируя заходят в зал и выстраиваются в
шеренгу.
Воспитатель: Здравия желаю, товарищи бойцы! Сегодня я буду вашим
генералом
Дети: Здравия желаем, товарищ генерал!
Воспитатель:
Товарищи
бойцы,
сегодня
особенный
день
для
военнослужащих «День пограничника». А кто такие пограничники? А что они
делают?
(охраняют
границу
от
нападения).
А
вы
хотели
бы
стать
пограничниками?
Я вам предлагаю поиграть в игру и выполнить задания, чтобы дойти до границы.
Если вы справитесь с заданиями, то вы настоящие пограничники.
Воспитатель: Бойцы готовы?
Дети: готовы!
Воспитатель: Бойцы, в шеренгу становись, по порядку рассчитайся!
Дети: Первый, второй, третий,…десятый расчёт окончен!
II часть: основная
Воспитатель: Для выполнения заданий нам необходима маршрутная карта.
Но она замаскирована в тайном месте. Я предлагаю вам её найти, чтобы дальше
продолжать игру. Отгадайте загадку!
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И в куличики играть.
(песок)
Правильно песок. Значит, наша карта находится в песке. Давайте, найдём её.
(Дети в зале находят стол с песком , нащупывают руками конверт в котором
находится маршрутная карта.)
На маршрутной карте обозначено место, откуда нам необходимо начать своё
движение до границы, стрелками показан путь, по которому будем передвигаться.
Ищем звезду с цифрой 1(на звезде обозначено задание).
1задание «Следополоса»
Воспитатель: до границы далеко, но кто-то хотел перейти границу. Надо
рассмотреть следы. Собрать их в пары и по цветам. Скажите следы одинаковые?
Сколько нарушителей пытались пересечь границу?
2 задание «Сборка» (2звезда)
Игра «Восстанови цифровую дорожку»
(закреплять знания о силуэтном изображении цифр, умение анализировать
образец)
Материал: силуэты цифр, квадраты для выкладывания дорожки
Воспитатель: чтобы выполнить задание нужно найти силуэт полученной
цифры на квадратах и закрыть его, затем расставить квадраты по порядку от 1 до
10 и посчитать в прямом и обратном порядке.
3 задание «Населённый пункт»
Игра «Назови геометрическую фигуру и цвет фигуры»
Воспитатель: На нашем пути мы видим населённый пункт. Наша задача
взять в руки бинокли и определить в виде какой геометрической фигуры окна в
доме, назвать цвет фигуры и наклеить недостающее количество окон (круг,
квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)
4задание «Занимательные задачки»
Игра
«Смело
отвечай,
вперёд
шагай»
(развивать
внимание,
сообразительность; совершенствовать умение работать
с занимательными
математическими задачами-шутками; воспитывать интерес к математике)
Воспитатель: Бойцы, вам необходимо решить задачи, отвечая правильно,
делай шаг вперёд!
(дети становятся у черты и выстраиваются в шеренгу)
(переходим в спортивный зал)
-Сколько носов у двух кошек?(2)
-Сколько спинок у трёх свинок? (3)
-Сколько хвостов у двух котов? (2)
-Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5)
- Сколько ушей у двух малышей?(4)
-Сколько рогов у двух быков? (4)
-Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4)
-Сколько задних лап у двух зайчат? (4)
-Сколько домишек у ста муравьишек? (1)
-Сколько пальцев на правой руке? А на левой? А на какой больше?
5задание «Ориентировка».
Игра «Преодолей лабиринт и проведи друзей»
(развивать
память,
внимание,
быстроту,
координацию
движений,
пространственную ориентировку; понимать направление движения)
Материал: обручи, скакалки, куб, «таблетки», тоннель.
Воспитатель:
Бойцы, вам нужно преодолеть препятствие-лабиринт! По
моей команде выполняйте движение в нужном направлении друг за другом
(команду ведет впередистоящий)
-обежать озеро (обруч) с правой стороны
-проползти тоннель;
-обежать слева гору (конус);
-перейти болото, прыгая по кочкам справой стороны (скакалки)
-обежать могучий дуб с левой стороны (куб)
Воспитатель: Вот мы и дошли до границы! Расскажите, что видите!
(картинки пограничника с собакой, пограничный столб)
А ещё на пограничной заставе не хватает флага!
Игра «Внимательный пограничник»
Воспитатель: Найдите флаг!
(дети внимательно осматривают спортивный зал, находят сейф в котором спрятан
флаг)
Воспитатель: Молодцы бойцы! Отлично справились с заданиями!
Посвящаю вас в юные пограничники (наклеивает погоны на плечи детям)
Поздравляю вас с праздником, с Днём пограничника!
Дети: Ура!
III часть: заключительная.
Дети собираются в круг.
Рефлексия: делятся впечатлениями, вспоминают, какие задания
выполняли, наклеивают звёзды с номерами на маршрутную карту.