Автор: Каримова Соджидахон Мавлоновна
Должность: магистрантка второго курса специальности 080101
Учебное заведение: Политехнический институт технического Таджикского университета имени академика М.Осими
Населённый пункт: город Худжанд
Наименование материала: Статья
Тема: Лабораторные работы в дистанционном обучении
Раздел: высшее образование
УДК 372.8
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Каримова С.М.-магистрант второго курса специальности 080101
кафедры Государственный язык и социологии
факултета Строительство и транспорт.
Политехнического института технического Таджикского университета имени
академика М.Осими,
Республика Таджикистан, город Худжанд
Аннотация. Современные технические и цифровые средства позволяют учиться в
аудитории, индивидуально, дистанционно, самостоятельно. Среди различных способов
получения знаний дистанционное обучение занимает особое место. Обладая массой
преимуществ применение дистанционных технологий имеет и свои особенности, и
недостатки. Это проявляется, в большей степени, в образовании – данные технологии
используются при дистанционном обучении, а именно, при выполнении дистанционных
лабораторных работ. Каковы же способы осуществления проведения таких работ? А также
какова эффективность проведения лабораторных работ в дистанционном виде? – Эти и
другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.
Ключевые
слова:
дистанционная
форма,
лабораторная
работа,
интернет-
технологии, дистанционное обучение, современные технологии, удаленный доступ,
онлайн- курсы.
Annotation. Modern technical and digital tools allow you to study in the classroom,
individually, remotely, independently. Among the various ways of obtaining knowledge,
distance learning occupies a special place. Having a lot of advantages, the introduction of remote
technologies has its own features and disadvantages. This is manifested, to a greater extent, in
education – these technologies are used in distance learning, namely, when performing remote
laboratory work. What are the ways of carrying out such work? And also what is the
effectiveness of conducting laboratory work remotely? – We will consider these and other issues
in this article.
Keywords:
remote form, laboratory work, Internet technologies, distance learning,
modern technologies, remote access, online courses.
Введение.
На
сегодняшний
день
современная
жизнь
не
обходится
без
использования новых технологий. Дистанционное обучение является одной из форм
подготовки современных специалистов в рамках получения высшего, второго высшего
образования, повышения квалификации и переподготовки
.
Возможность получать знания,
не выходя из дома, делает процесс обучения комфортным, гибким и менее утомительным,
например, потому, что не нужно тратить время на сборы в учебное заведение.
Дистанционное обучение постоянно совершенствуется, развивается и даёт новые
возможности для обучения, в зависимости от этого увеличивается количество различных
курсов и всевозможных работ для дистанционного обучения. [1] Такой вид обучения
имеет ряд преимуществ: основной из них – это доступность обучения в любое подходящее
время и без зависимости от местонахождения, также это довольно простой доступ к
учебному материалу и возможность обучаться независимо от какой-либо занятости,
проблем со здоровьем и др. В настоящее время развитие дистанционного обучения по
техническим
направлениям
встречает
определенные
трудности
из-за
отсутствия
возможности организации выполнения студентами лабораторных работ на значительном
удалении от вуза
.
Реализация дистанционного обучения в полном объеме невозможна без
использования компьютерных технологий, которые обеспечивают широкие возможности
для постановки лабораторных работ.
Целью данной статьи является анализ применения
дистанционных лабораторных работ, а также выявление плюсов и минусов их
выполнения
.
Изложение основного материала статьи. Дистанционные лабораторные работы –
работы, которые применяются для практического усвоения изученного материала.
Современные возможности обучения дистанционно с их совершенствованием и развитием
помогают сделать проще процесс проведения самих дистанционных лабораторных работ,
используя при этом технологии: мультимедиа, географические информационные системы
и моделирование, основанное на имитации.
В дистанционном обучении существует концепция для создания дистанционных
лабораторных работ [2]:
–
выполняя дистанционную лабораторную работу ученику следует осуществлять
свои действия сохраняя последовательность, которая существует при выполнении
обычной лабораторной работы на месте - в пределах основного учебного заведения, с
использованием обычных традиционных приборов для измерения, это значит, что
первоначально выбираются нужные измерительные приборы для данной работы, после
чего они подключаются к экспериментальной установке и происходит включение и
настройка этих приборов, и т.д.;
–
дистанционная
лабораторная
работа
должна
иметь
сходство
с
реальной
лабораторной работой – это способствует полноценному проведению лабораторного
эксперимента;
исходя из вышеперечисленных основ концепции, разработано программное
обеспечение,
которое
применяется
для
успешного
выполнения
дистанционных
лабораторных работ.
Программное обеспечение (ПО), способствует улучшению качества выполнения
лабораторных работ в дистанционном режиме и ниже перечислены его особенности:
а) доступность лабораторных работ не фиксирована – функциональность,
исследуемые схемы, графические изображения и др. – всё это не внедрено в среды ПО, а
формируется и находится в пользовании в отдельных эл. библиотеках ПО;
б) гибкость ПО – всяческие приборы, оборудование находится прямой доступности
для лёгкого выполнения лабораторных работ посредством дистанционного метода
обучения.
Исходя из того, что осуществление дистанционного обучения непосредственно
основывается
на
применении
компьютерных
технологий,
можно
сказать,
что
лабораторные работы, применяемые в этом дистанционном обучении, должны иметь
следующие характеристики:
–
части работы должны иметь последовательность и взаимосвязь;
–
система структурирования для обучающихся должна быть удобна;
–
возможность применения аудио-графических вставок при необходимости;
–
структурированность контроля знаний;
–
доступ обучаемому, к многообразным компьютерным технологиям.
Если для выполнения обычных лабораторных работ обучающему необходимо
лишь посещение занятий, здесь – обучаемый находится вдалеке от учебного учреждения,
и он не имеет всего того оборудования, которое ему необходимо для выполнения работы.
В таком случае организация (ДЛР) может быть организована двумя способами: при
помощи компьютерных лабораторий – с использованием виртуальных приборов или же
выполнение (ДЛР) в распределённых лабораториях.
Рассмотрим каждый из способов. Компьютерные лаборатории: они могут
создаваться на серверах учебного заведения, а также существует возможность передачи
обучаемому лабораторной работы по сети, после выполнения которой обучаемый должен
отправить обратно отчёт о проделанной работе. Компьютерные лаборатории не оснащены
настоящим наглядным оборудованием, в них присутствует лишь компьютерная техника,
которая заменяет реальные измерительные приборы. Комплекс реальных процессов,
смоделированных компьютером, а также разнообразие его функций и возможностей
помогает смоделировать реальные исследования, эксперименты и обработать их
результаты. В итоге обучаемый посредством этого способа проведения лабораторной
работы получает опыт и навыки не хуже, чем при проведении реальных экспериментов.
Второй способ организации – это распределительные лаборатории. При
использовании этого способа в одной лаборатории может работать большое количество
людей, которые сосредоточены по всей территории. Возможность доступа к реальному
оборудованию позволяет решать многие учебные задачи, такие как многоканальный
мониторинг динамических процессов сложных систем, диагностика состояния объектов
исследования и управление объектами, обеспечивая хорошее высокое функционирование.
Каждый из способов имеет свои преимущества для образовательного процесса,
способствуя
практическому
усвоению
знаний
с
использованием
компьютерных
технологий.
Выполняя лабораторную работу, нельзя браться за все задания сразу, нужно иметь
чёткое разграничение действий, их последовательность, то есть, сначала изучение теории,
затем применение её на практике в осуществлении эксперимента, опыта.
При выполнении дистанционных лабораторных работ необходимо осуществлять
следующую последовательность действий [5]:
1
– Для доступа к системе дистанционного управления обучающийся должен пройти
авторизацию в виде регистрации на сервере.
2
– После регистрации обучаемый обязан изучить теорию, на основе которой будет
строиться весь процесс выполнения лабораторной работы.
3
– Перед выполнением экспериментальной части обучающемуся необходимо
пройти тестирование, чтобы выявить уровень усвоенных теоретических знаний.
4
– Затем обучающийся выполняет лабораторную работу способом моделирования –
то есть занимается с компьютеризированной версией лабораторного стенда.
5
– После же обучаемый переходит к работе в режиме реальных изменений – то есть
занимается непосредственно с реальным измерительным оборудованием.
6
– Завершающим действием является обобщение проделанной работы в форме
отчёта о проведении (ДЛР).
За всеми действиями студента, выполняющего лабораторную работу в дистанционном
виде, преподаватель может следить посредством мониторинга работы, то есть, он может
отследить правильность его работы или скорректировать её при необходимости. Кроме
того, система мониторинга позволяет выявить статистику ведения работы, правильность
её последовательного выполнения, а также проанализировать её качество. Преимущество
такого отслеживания действий обучаемого преподавателем позволяет ему качественно и
правильно провести общий анализ выполненной работы, выявить имеющиеся ошибки и
выделить правильно выполненные задания.
Выводы.
Дистанционное выполнение лабораторных работ, безусловно, одна из
степеней совершенствования процесса обучения. Затрагивая вопрос о дистанционных
лабораторных работах, нельзя не обратить внимание на их плюсы и минусы.
Что же относится к достоинствам? Пожалуй, можно выделить такие положительные
аспекты выполнения дистанционных работ, как:
–
Удобство – у обучаемого, нет строгих рамок ограничения выполнения работы – их
можно осуществлять в любое удобное время, даже в несколько сеансов, а также он может
сам составлять план выполнения работы – например, выбирать её последовательность.
–
Усвоение материала – из-за самостоятельного выполнения работы и подробного
разбора темы материал обучаемым усваивается намного лучше.
–
Самообразование
–
путём
самостоятельного
выполнения
дистанционной
лабораторной обучаемый самостоятельно получает и одновременно повышает свой опыт.
–
Многообразие проведения работы, то есть, если у обучаемого не складываются
отношения с учителем при помощи дистанционных лабораторных работ он может
выполнять её, не имея таких затруднений, а также использовать для работы интернет-
ресурсы.
Все
достоинства
применения
дистанционной
формы
обучения
направлены
на
самообразование, где усвоение информации при выполнении лабораторных работ будет
осуществляться посредством поиска информации, ответов на вопросы и анализа
материала.
Дистанционное обучение сильно отличается от традиционного, что порождает
определенные проблемы. Но они преодолимы, нужно лишь перестать сопротивляться
новому.
Список использованной литературы
1.
Новаш И.В. «Лабораторные работы нового поколения». – Минск: БНТУ, 2013. – 108
с.
2.
Трофимов Е.Г. Виртуальные лабораторные работы по курсу «Электротехника», 2017.
– 99 с.
3.
Салахова А.Ш., Козлов В.А. Организация и методика проведения дистанционных
лабораторных работ по общепрофессиональным техническим дисциплинам //
Нелинейный мир. –2011. – Т.9. – №8. – С.74–79.
4.
Снегурова В. И. Методическая система дистанционного обучения математике
учащихся общеобразовательных школ : автореф. дис. … д-ра педаг. наук. СПб., 2010.
5.
Фасахов Ф.Т., Гилязов И.А. «Информационные технологии в дистанционном
обучении» // «Электронное образование в России: опыт, проблемы, перспективы». –
Казань, 2011. – С. 3.
6.
Демкин В.П., Можаева Г.В. Организация учебного процесса на основе технологий
дистанционного обучения: учебно-методическое пособие. – Томск, 2003. – С. 17-18.