Напоминание

Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника.


Автор: Долгаева Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №36" городского округа Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Ценность реального эксперимента в отличие от мысленного заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается новый продукт. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира. Свою работу над развитием способности детей экспериментировать я выстроила в определенную систему. Эта система представляет собой следующий алгоритм: 1.Демонстрационные опыты, которые проводятся мной в специально организованных видах деятельности; 2.Наблюдения; 3.Лабораторные работы, выполняются детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы. Все необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного
воспроизведения ребёнком (например, приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов, получение крахмала из картофеля и другие). В процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем. В итоге основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта. В результате экспериментирования дети учатся: -выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить; -предлагать возможные решения; -проверять эти возможные решения, исходя из данных; -делать выводы в соответствии с результатами проверки; -делать обобщения. Опытно-экспериментальная деятельность способствует развитию, как познавательной активности, так и творческой деятельности. Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. • Идет обогащение памяти ребенка, активизируются е го мыслительные процессы. • Развивается речь. • Происходит накопление фонда умственных умений. • Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. • Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.


В раздел образования