Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника.
Автор: Долгаева Татьяна Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №36" городского округа Самара Населённый пункт: город Самара Наименование материала: статья Тема: Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника. Раздел: дошкольное образование
Ребенку-дошкольнику
по
природе
присуща
ориентация
на
познание
окружающего
мира
и
экспериментирование
с
объектами
и
явлениями
реальности.
Ценность реального эксперимента в отличие от мысленного заключается в
том,
что
наглядно
обнаруживаются
скрытые
от
непосредственного
наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются
способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору
путей ее решения; создается новый продукт.
Экспериментирование,
как
специально
организованная
деятельность,
способствует
становлению
целостной
картины
мира
ребенка
и
основ
культурного познания им окружающего мира.
Свою
работу
над
развитием
способности
детей
экспериментировать
я
выстроила
в
определенную
систему.
Эта
система
представляет
собой
следующий алгоритм:
1.Демонстрационные
опыты,
которые
проводятся
мной
в
специально
организованных видах деятельности;
2.Наблюдения;
3.Лабораторные
работы,
выполняются
детьми
самостоятельно
в
пространственно-предметной среде группы.
Все необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся
в
пространственно-предметную
среду
группы
для
самостоятельного
воспроизведения
ребёнком
(например,
приобретение
опыта
работы
с
магнитами, различных способов измерения предметов, получение крахмала
из картофеля и другие).
В процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность
удовлетворить
присущую
ему
любознательность,
почувствовать
себя
исследователем. В
итоге
основополагающие
законы
природы
выводятся
ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта.
В результате экспериментирования дети учатся:
-выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить;
-предлагать возможные решения;
-проверять эти возможные решения, исходя из данных;
-делать выводы в соответствии с результатами проверки;
-делать обобщения.
Опытно-экспериментальная
деятельность
способствует
развитию,
как
познавательной активности, так и творческой деятельности. Дети получают
реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его
взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
• Идет
обогащение
памяти
ребенка,
активизируются
е го
мыслительные процессы.
• Развивается речь.
• Происходит накопление фонда умственных умений.
• Формируется
самостоятельность,
целеполагание,
способность
преобразовывать
какие-либо
предметы
и
явления
для
достижения
определенного результата.
• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности,
формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения
общего уровня двигательной активности.