Автор: Гайсина Залия Габделсаматовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Куакбашская основная общеобразовательная школа" МО "Лениногорский муниципальный район" РТ Населённый пункт: с. Куакбаш Лениногорский район РТ Наименование материала: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Тема: Умелые ручки Раздел: начальное образование
«Рассмотрено»:
Руководитель
МО_____________
Протокол №1 от
«Согласовано»:
Заместитель руководителя МБОУ
«Куакбашская ООШ» по УВР
___________
«Утверждаю»:
Руководитель МБОУ
«Куакбашская ООШ»
_______
Приказ № от
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Умелые ручки»
направление «Художественно-эстетическое»
для 3, 4 классов
ГайсинаЗ.Г. , учитель начальных классов
высшей категории МБОУ «Куакбашская ООШ» МО «ЛМР» РТ
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
29.08.2016г.
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность программы
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования
нового поколения определены задачи, стоящие перед современной школой, и одна из них –
формирование целостной картины мира у учащихся посредством включения их в
разнообразные виды деятельности. В связи с этим большое внимание уделяется
организации внеурочной деятельности, способствующей дополнительному развитию
каждого ученика. Эта деятельность должна организовываться с учетом запросов,
интересов учащихся, их родителей.
Существует тесная связь между знаниями и познавательным интересом. С одной
стороны, благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой –
познавательные интересы развиваются преимущественно на основе знаний. Программа
кружка «Умелые руки» составлена с учётом интересов учащихся, мнений родителей и
запросов общества в целом, так как позволяет удовлетворять разнообразные
познавательные интересы учащихся.
Программа внеклассных занятий «Умелые ручки » рассчитана на детей 3 и 4
класса. Работу на занятиях планирую так, чтобы она не дублировала программный
материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по
работе с бумагой и картоном, тканью, пряжей, а также по работе с другими материалами,
совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работу по внеурочной
деятельности буду организовывать с учётом опыта и возраста детей.
Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет,
вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии
виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку,
творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности
труда. Правильно поставленная работа занятий имеет большое воспитательное значение.
У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд,
уважение к труду других.
Работа на занятиях «Умелые ручки» - прекрасное средство развития творчества,
умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления
детей.
Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки,
критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно
важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень
важно руководителю совершенствовать эстетический и художественный вкус,
совершенствовать трудовые навыки и умения, развивать чувство прекрасного,
поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.
На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного и
воспитательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах.
Для практической работы отводится большая часть времени - до 90%. Занятия
проводятся в классной комнате, в которой есть наглядные пособия, раздаточный материал,
шкафы с образцами поделок. Перечень и объём материалов следует предусмотреть.
Очень важно познакомить родителей с планом работы кружка. Они помогут заранее
приобрести нужные материалы к работе. Тесная связь семьи и школы будет
способствовать воспитанию школьников. На занятиях с детьми необходимо акцентировать
внимание учащихся не на изготовление конкретной поделки, а на её конструктивном
построении, общей закономерности устройства изделия этого типа, показать варианты,
чтобы дети смогли бы дома самостоятельно сделать нужную поделку. Такой подход, как
свидетельствует практика, значительно повышает интерес к знаниям.
Цель:
Развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и
практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса,
дать возможность детям проявить себя в различных областях.
Решаемые задачи:
Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства
ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда,
позитивного отношения к трудовой деятельности. Развивать природные задатки и
способности, помогающие достижению успеха в различных областях деятельности,
научиться приемам исполнительского мастерства, научиться трудиться, приносить пользу
на каждом этапе своего развития
овладение элементарными навыками и умениями художественно-
изобразительного творчества, усвоение знаний о разнообразных материалах,
используемых на занятиях, аппликацией, бумажной пластики, вязания крючком, мягкой
игрушки, вышивки.
формирование творческой активности, художественного вкуса;
развитие мелкой моторики;
формирование чувства цвета;
воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать
внимание;
воспитание организованности, аккуратности.
умения начатое дело доводить до конца.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии,
практическая работа, коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому
ребёнку, исследовательские проекты.
Условия реализации программы
1.
Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.
2.
Занятия будут проходить в послеурочное время в кабинете начальных
классов.
3.
Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на
специальном стенде.
4.
Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала,
художественные изобразительные материалы:
Инструменты и приспособления:
простой карандаш
линейка
фломастеры
цветные карандаши
ножницы канцелярские с закругленными концами
кисточка для клея и красок
иголки швейные
доски для работы с пластилином
Материалы:
пластилин
бумага цветная для аппликаций
двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга
картон белый и цветной
ткань: ситец однотонный и цветной
мех
вата
нитки швейные – белые, черные и цветные
мулине
шерстяная пряжа
клей ПВА
ватные диски
Ожидаемые результаты:
Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.
Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала. Активное
участие в выставках декоративно-прикладного творчества как на школьном, так и на более
высоком уровне. Использование поделок-сувениров в качестве подарков, оформление
класса, зала для проведения праздничных утренников и др. практическое применение
своих умений и навыков.
Формы контроля:
● итоговые занятия;
● тестирование;
● устный опрос;
● мини-выставки
● участие в школьных и районных выставках, конкурсах
● повседневное наблюдение.
Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке “Умелые
руки”.
Иметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
- о понятиях:
конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная); композиция,
чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн.
Знать:
- правила ТБ;
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-
измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон,
булавки) и правила безопасной работы с ними;
- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила общения;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и
многодетальными;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство,
красота);
- виды материалов;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка,
отделка;
- способы разметки: сгибание и по шаблону;
- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.
Уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников
(в том числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- читать простейший чертёж (эскиз);
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению
несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами,
сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками,
аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы,
иглы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на
доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе,
поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и
т.д.).
Общетрудовые умения:
Самостоятельно:
- анализировать предложенное учебное задание;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом,
подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её
этапах;
- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного заданияв
единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.
С помощью учителя:
- выбирать темы для практических работ;
- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных
учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
- выдвигать возможные способы их решения;
- доказывать своё мнение.
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия
для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные:
1)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
2)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
4)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
Познавательные:
-
Общеучебные:
1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
2) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
3) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
-
Логические :
1) анализ объектов с целью выделения признаков
2) синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с восполнением недостающих компонентов;
-
Постановка и решение проблемы:
1) формулирование проблемы;
2) самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового
характера.
-
Регулятивные:
1) планирование – определение последовательности промежуточных целей с
учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
2) коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение
изменений в результат своей деятельности с учетом оценки этого результата самим
обучающимся, учителем, товарищами;
3) оценка результатов работы.
-
Коммуникативные:
1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
2) управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка его действий;
3) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Предметные:
1)использование приобретенных знаний и умений для творческого решения
несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских),
технологических и организационных задач;
2)приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
3)приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и
информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и
проектных художественно-конструкторских задач.
Содержание
1.Вводное занятие. Бумажная пластика (12 часов)
А) Аппликация из бумаги.
Б) Оригами
В)Модульное оригами
Г)Киригами
Ознакомление учащихся с работой кружка. Техника безопасности, правила
поведения на занятиях. Просмотр образцов поделок. Знакомство с материалами,
инструментами для аппликации. Вырезание фигур из бумаги. Выполнение простой
аппликации и оригами. Складывание из бумаги треугольных модулей для оригами и
способы их соединения. Ознакомление с техникой киригами.
2.Аппликация из природного материала (6 часа)
Техника безопасности на уроках технологии. Природные материалы и материалы,
созданные человеком. Поделки из природных материалов. Заготовка природных
материалов и подготовка к работе. Необходимые для работы инструменты и
приспособления. Техника аппликации.
3.Аппликация на стекле (работа с пластилином) (3 часа)
Ознакомительная беседа. Что такое лепка? Свойства пластилина. Простые формы
из пластилина. Лепка из пластилина. Выбор рисунка для плоской аппликации на стекле..
Подбор цветов. Творческий подход к выполнению работы.
4.Изделия из ткани (7 часов)
Знакомство с тканями, нитками, инструментами для изготовления изделий из ткани.
Правила техники безопасности.
Обучение простым ручным швам, способам соединения деталей из ткани.
Обращение внимания детей на рациональное и экономное расходование материалов,
цветовое сочетание деталей, аккуратность. Изготовление плоской мягкой игрушки.
4.Вышивка (6 часов)
Знакомство с инструментами и материалами используемые для выполнения
вышивки. Правила техники безопасности. Обучение простым контурным швам, шов
«верёвочка», тамбурный шов. Вышивание салфетки.
К концу года обучения учащиеся должны знать:
название и назначение материалов – бумага, ткань, пряжа;
название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы,
кисточка для клея, игла, наперсток, крючок вязальный;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными
инструментами.
К концу года обучения учащиеся должны уметь:
анализировать под руководством учителя изделие (определять его
назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей,
последовательность изготовления);
правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время
работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги
вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали
из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.
Перечень литературы:
Для учителя:
1.В.П.Кузнецов «Работа с бумагой и картоном на уроках труда»
2.Максимова «Быстрый крючок»
3.Максимова «Вышивка»: - ЭКСМО, 2003
4.А.М.Столярова «Игрушки-подушки»: - Культура и традиции, 2003
5.И.К.Щеблыкин «Аппликационные работы в начальных классах»: -
Просвещение, 1983
Для учащихся:
1.И.Агапова «Поделки из бумаги»: - Лада, 2008
2.О.С.Молотобарова «Кружок изготовления игрушек – сувениров»
3.К.Стародуб «Мягкая игрушка шаг за шагом».
4.Л.В.Сычёва «Вышивка».
Календарно – тематический план внеклассного занятия для 3-4 классов «Умелые
ручки».
№
п/п
Тема занятий
Кол-во часов
Дата проведения
Аппликация из бумаги. 5 часов
1
Введение. Материалы и инструменты
для выполнения аппликации. Правила ТБ
при выполнении аппликации. Вырезание
из бумаги фигур простой и сложной
формы.
1 час
5.09
2
Симметричное вырезание фигур, простой
и сложной формы.
1 час
12.09
3
Киригами. Ознакомление с техникой
работы.
1 час
19.09
4
Выполнение киригами «Цветы в вазе»
1 час
26.09
5
Подарок бабушке ко дню пожилых
людей. «Цветы в вазе»
1час
3.10
Аппликация из природного материала 6ч.
6
Природные материалы и материалы,
созданные человеком. Поделки из
природных материалов. Заготовка
природных материалов и подготовка к
работе
1
10.10
7
Аппликация из осенних листьев.
1
17.10
8
Аппликация из осенних листьев
«Осенний лес». Коллективная работа.
1
24.10
9
Аппликация из соломы. Заготовка
материала.
1
31.10
10
Аппликация из соломы. Открытка «Роза».
1
14.11
11
Аппликация из соломы. Подарок маме.
1
21.11
12
Оригами. 3ч.
Ознакомления учащихся со свойствами
бумаги для оригами. Сгибание листа
разными способами.
1 час
28.11
13
Изготовление поделки «Веер»,
«Сердечко»
1 час
5.12
14
Изготовление ёлочной игрушки из бумаги
«Шар», «Ёлочка».
1 час
12.12
Модульное оригами 4 часа
15
Введение. Инструменты, материалы и
приспособления для модульного оригами.
Правила ТБ. Вырезание бумажных
заготовок.
1 час
19.12
16
Складывание треугольных модулей.
1 час
26.12
17
Способы соединения Модулей
1 час
16.01
18
Изготовление поделки из модулей
«Фоторамка»
1 час
23.01
Аппликация на стекле 3ч.
19
Введение. Инструменты, материалы и
приспособления для вязания крючком.
Правила ТБ. Выполнение
Рисунка на стекле.
1 час
30.01
20
Аппликация на стекле. Изготовление
подарка папе.
1 час
6.02
21
Аппликация на стекле. Подарок папе.
1 часа
13.02
Мягкая игрушка. 7 ч.
22
Инструменты и материалы для
выполнения для изготовления мягкой
игрушки. Правила ТБ. Выполнение
простых ручных швов.
1 час
20.02
23
Выполнение простых ручных швов.
1 час
27.02
24
Раскрой ткани для плоской игрушки
«Солнышко» , «Колобок».
1 час
6.03
25
26
27
28
Изготовление мягкой игрушки.
4 часа
13.03
20.03
3.04
10.04
Вышивка. 6 ч.
29
Инструменты и материалы для
выполнения для выполнения вышивки.
Правила ТБ. Подготовка к вышивке.
1 час
17.04
30
Украшающие контурные швы. Шов
«пунктир».
1 час
24.04
31
Шов «верёвочка».
1 час
2.05
32
Тамбурный шов (простой).
1 час
8.05
33
34
Вышивание цветочка на салфетке
тамбурным швом или швом «пунктир»
(по выбору).
2 часа
15.05
22.05
Перечень литературы:
Для учителя:
1.В.П.Кузнецов «Работа с бумагой и картоном на уроках труда»
2.Максимова «Быстрый крючок»
3.Максимова «Вышивка»: - ЭКСМО, 2003
4.А.М.Столярова «Игрушки-подушки»: - Культура и традиции, 2003
5.И.К.Щеблыкин «Аппликационные работы в начальных классах»: - Просвещение,
1983
Для учащихся:
1.И.Агапова «Поделки из бумаги»: - Лада, 2008
2.О.С.Молотобарова «Кружок изготовления игрушек – сувениров»
3.К.Стародуб «Мягкая игрушка шаг за шагом».
4.Л.В.Сычёва «Вышивка».