Напоминание

Умелые ручки


Автор: Гайсина Залия Габделсаматовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Куакбашская основная общеобразовательная школа" МО "Лениногорский муниципальный район" РТ
Населённый пункт: с. Куакбаш Лениногорский район РТ
Наименование материала: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности
Тема: Умелые ручки
Раздел: начальное образование





Назад




«Рассмотрено»: Руководитель МО_____________ Протокол №1 от «Согласовано»: Заместитель руководителя МБОУ «Куакбашская ООШ» по УВР ___________ «Утверждаю»: Руководитель МБОУ «Куакбашская ООШ» _______ Приказ № от
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Умелые ручки»

направление «Художественно-эстетическое»

для 3, 4 классов
ГайсинаЗ.Г.
,
учитель начальных классов высшей категории МБОУ «Куакбашская ООШ» МО «ЛМР» РТ Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от 29.08.2016г.
2016 - 2017 учебный год


Пояснительная записка

Актуальность программы
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования нового поколения определены задачи, стоящие перед современной школой, и одна из них – формирование целостной картины мира у учащихся посредством включения их в разнообразные виды деятельности. В связи с этим большое внимание уделяется организации внеурочной деятельности, способствующей дополнительному развитию каждого ученика. Эта деятельность должна организовываться с учетом запросов, интересов учащихся, их родителей. Существует тесная связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой – познавательные интересы развиваются преимущественно на основе знаний. Программа кружка «Умелые руки» составлена с учётом интересов учащихся, мнений родителей и запросов общества в целом, так как позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы учащихся. Программа внеклассных занятий «Умелые ручки » рассчитана на детей 3 и 4 класса. Работу на занятиях планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, тканью, пряжей, а также по работе с другими материалами, совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работу по внеурочной деятельности буду организовывать с учётом опыта и возраста детей. Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа занятий имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Работа на занятиях «Умелые ручки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю совершенствовать эстетический и художественный вкус, совершенствовать трудовые навыки и умения, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка. На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного и воспитательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах. Для практической работы отводится большая часть времени - до 90%. Занятия проводятся в классной комнате, в которой есть наглядные пособия, раздаточный материал, шкафы с образцами поделок. Перечень и объём материалов следует предусмотреть. Очень важно познакомить родителей с планом работы кружка. Они помогут заранее приобрести нужные материалы к работе. Тесная связь семьи и школы будет способствовать воспитанию школьников. На занятиях с детьми необходимо акцентировать внимание учащихся не на изготовление конкретной поделки, а на её конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия этого типа, показать варианты, чтобы дети смогли бы дома самостоятельно сделать нужную поделку. Такой подход, как свидетельствует практика, значительно повышает интерес к знаниям.

Цель:
Развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса, дать возможность детям проявить себя в различных областях.
Решаемые задачи:
 Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности. Развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в различных областях деятельности, научиться приемам исполнительского мастерства, научиться трудиться, приносить пользу на каждом этапе своего развития  овладение элементарными навыками и умениями художественно- изобразительного творчества, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях, аппликацией, бумажной пластики, вязания крючком, мягкой игрушки, вышивки.  формирование творческой активности, художественного вкуса;  развитие мелкой моторики;  формирование чувства цвета;  воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;  воспитание организованности, аккуратности.  умения начатое дело доводить до конца.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа, коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребёнку, исследовательские проекты.
Условия реализации программы
1. Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию. 2. Занятия будут проходить в послеурочное время в кабинете начальных классов. 3. Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде. 4. Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы: Инструменты и приспособления:  простой карандаш  линейка  фломастеры  цветные карандаши  ножницы канцелярские с закругленными концами  кисточка для клея и красок  иголки швейные  доски для работы с пластилином Материалы:  пластилин  бумага цветная для аппликаций  двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга  картон белый и цветной  ткань: ситец однотонный и цветной  мех
 вата  нитки швейные – белые, черные и цветные  мулине  шерстяная пряжа  клей ПВА  ватные диски
Ожидаемые результаты:
Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий. Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала. Активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества как на школьном, так и на более высоком уровне. Использование поделок-сувениров в качестве подарков, оформление класса, зала для проведения праздничных утренников и др. практическое применение своих умений и навыков.
Формы контроля:
● итоговые занятия; ● тестирование; ● устный опрос; ● мини-выставки ● участие в школьных и районных выставках, конкурсах ● повседневное наблюдение.
Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке “Умелые

руки”.

Иметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах; - о понятиях: конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная); композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн.
Знать:
- правила ТБ; - название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно- измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними; - правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами; - правила общения;
-
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе; - что такое деталь (составная часть изделия); - что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными; - основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота); - виды материалов; - последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; - способы разметки: сгибание и по шаблону; - способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек; - виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.
Уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения; - различать материалы по их назначению; - различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий; - читать простейший чертёж (эскиз); - качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами; - безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы); - выполнять правила культурного поведения в общественных местах; - выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).
Общетрудовые умения:
Самостоятельно: - анализировать предложенное учебное задание; - организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления; - экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах; - обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного заданияв единстве требований полезности, прочности, эстетичности; - выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему. С помощью учителя: - выбирать темы для практических работ; - формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; - выдвигать возможные способы их решения; - доказывать своё мнение.
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия

для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных

результатов.

Личностные:
1)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 2)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 4)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
Познавательные: - Общеучебные: 1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 3) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. - Логические :
1) анализ объектов с целью выделения признаков 2) синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - Постановка и решение проблемы: 1) формулирование проблемы; 2) самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. - Регулятивные: 1) планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; 2) коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; 3) оценка результатов работы. - Коммуникативные: 1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; 2) управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка его действий; 3) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Предметные:
1)использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; 2)приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; 3)приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Содержание

1.Вводное занятие. Бумажная пластика (12 часов)

А) Аппликация из бумаги.

Б) Оригами

В)Модульное оригами

Г)Киригами
Ознакомление учащихся с работой кружка. Техника безопасности, правила поведения на занятиях. Просмотр образцов поделок. Знакомство с материалами, инструментами для аппликации. Вырезание фигур из бумаги. Выполнение простой аппликации и оригами. Складывание из бумаги треугольных модулей для оригами и способы их соединения. Ознакомление с техникой киригами.
2.Аппликация из природного материала (6 часа)
Техника безопасности на уроках технологии. Природные материалы и материалы, созданные человеком. Поделки из природных материалов. Заготовка природных материалов и подготовка к работе. Необходимые для работы инструменты и приспособления. Техника аппликации.
3.Аппликация на стекле (работа с пластилином) (3 часа)

Ознакомительная беседа. Что такое лепка? Свойства пластилина. Простые формы из пластилина. Лепка из пластилина. Выбор рисунка для плоской аппликации на стекле.. Подбор цветов. Творческий подход к выполнению работы.
4.Изделия из ткани (7 часов)
Знакомство с тканями, нитками, инструментами для изготовления изделий из ткани. Правила техники безопасности. Обучение простым ручным швам, способам соединения деталей из ткани. Обращение внимания детей на рациональное и экономное расходование материалов, цветовое сочетание деталей, аккуратность. Изготовление плоской мягкой игрушки.
4.Вышивка (6 часов)
Знакомство с инструментами и материалами используемые для выполнения вышивки. Правила техники безопасности. Обучение простым контурным швам, шов «верёвочка», тамбурный шов. Вышивание салфетки.
К концу года обучения учащиеся должны знать:
 название и назначение материалов – бумага, ткань, пряжа;  название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток, крючок вязальный;  правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами. К концу года обучения учащиеся должны уметь:  анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);  правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;  соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;  экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.
Перечень литературы:

Для учителя:
1.В.П.Кузнецов «Работа с бумагой и картоном на уроках труда» 2.Максимова «Быстрый крючок» 3.Максимова «Вышивка»: - ЭКСМО, 2003 4.А.М.Столярова «Игрушки-подушки»: - Культура и традиции, 2003 5.И.К.Щеблыкин «Аппликационные работы в начальных классах»: - Просвещение, 1983
Для учащихся:
1.И.Агапова «Поделки из бумаги»: - Лада, 2008 2.О.С.Молотобарова «Кружок изготовления игрушек – сувениров» 3.К.Стародуб «Мягкая игрушка шаг за шагом». 4.Л.В.Сычёва «Вышивка».
Календарно – тематический план внеклассного занятия для 3-4 классов
«Умелые

ручки».



п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Дата проведения
Аппликация из бумаги. 5 часов 1 Введение. Материалы и инструменты для выполнения аппликации. Правила ТБ при выполнении аппликации. Вырезание из бумаги фигур простой и сложной формы. 1 час 5.09 2 Симметричное вырезание фигур, простой и сложной формы. 1 час 12.09 3 Киригами. Ознакомление с техникой работы. 1 час 19.09 4 Выполнение киригами «Цветы в вазе» 1 час 26.09 5 Подарок бабушке ко дню пожилых людей. «Цветы в вазе» 1час 3.10 Аппликация из природного материала 6ч. 6 Природные материалы и материалы, созданные человеком. Поделки из природных материалов. Заготовка природных материалов и подготовка к работе 1 10.10 7 Аппликация из осенних листьев. 1 17.10 8 Аппликация из осенних листьев «Осенний лес». Коллективная работа. 1 24.10 9 Аппликация из соломы. Заготовка материала. 1 31.10 10 Аппликация из соломы. Открытка «Роза». 1 14.11 11 Аппликация из соломы. Подарок маме. 1 21.11 12 Оригами. 3ч. Ознакомления учащихся со свойствами бумаги для оригами. Сгибание листа разными способами. 1 час 28.11 13 Изготовление поделки «Веер», «Сердечко» 1 час 5.12 14 Изготовление ёлочной игрушки из бумаги «Шар», «Ёлочка». 1 час 12.12 Модульное оригами 4 часа 15 Введение. Инструменты, материалы и приспособления для модульного оригами. Правила ТБ. Вырезание бумажных заготовок. 1 час 19.12 16 Складывание треугольных модулей. 1 час 26.12 17 Способы соединения Модулей 1 час 16.01 18 Изготовление поделки из модулей «Фоторамка» 1 час 23.01 Аппликация на стекле 3ч. 19 Введение. Инструменты, материалы и
приспособления для вязания крючком. Правила ТБ. Выполнение Рисунка на стекле. 1 час 30.01 20 Аппликация на стекле. Изготовление подарка папе. 1 час 6.02 21 Аппликация на стекле. Подарок папе. 1 часа 13.02

Мягкая игрушка. 7 ч. 22 Инструменты и материалы для выполнения для изготовления мягкой игрушки. Правила ТБ. Выполнение простых ручных швов. 1 час 20.02 23 Выполнение простых ручных швов. 1 час 27.02 24 Раскрой ткани для плоской игрушки «Солнышко» , «Колобок». 1 час 6.03 25 26 27 28 Изготовление мягкой игрушки. 4 часа 13.03 20.03 3.04 10.04 Вышивка. 6 ч. 29 Инструменты и материалы для выполнения для выполнения вышивки. Правила ТБ. Подготовка к вышивке. 1 час 17.04 30 Украшающие контурные швы. Шов «пунктир». 1 час 24.04 31 Шов «верёвочка». 1 час 2.05 32 Тамбурный шов (простой). 1 час 8.05 33 34 Вышивание цветочка на салфетке тамбурным швом или швом «пунктир» (по выбору). 2 часа 15.05 22.05
Перечень литературы:

Для учителя:
1.В.П.Кузнецов «Работа с бумагой и картоном на уроках труда» 2.Максимова «Быстрый крючок» 3.Максимова «Вышивка»: - ЭКСМО, 2003 4.А.М.Столярова «Игрушки-подушки»: - Культура и традиции, 2003 5.И.К.Щеблыкин «Аппликационные работы в начальных классах»: - Просвещение, 1983
Для учащихся:
1.И.Агапова «Поделки из бумаги»: - Лада, 2008 2.О.С.Молотобарова «Кружок изготовления игрушек – сувениров» 3.К.Стародуб «Мягкая игрушка шаг за шагом». 4.Л.В.Сычёва «Вышивка».


В раздел образования