Развитие творческих способностей у детей посредством музыкально-ритмических движений
Автор: Леушина Лада Анатольевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовск ДС №21 "Звёздочка" Населённый пункт: Нижневартовск, ХМАО-ЮГРА Наименование материала: статья: обобщение опыта образовательной деятельности Тема: Развитие творческих способностей у детей посредством музыкально-ритмических движений Раздел: дошкольное образование
Развитие творческих способностей у детей посредством
музыкально – ритмических движений
( из опыта работы)
Древнегреческий философ Платон считал, что основой
прекрасного является Гармония. Он говорил: «трудно представить
себе
лучший
метод
воспитания,
чем
тот,
который
открыт
и
проверен
опытом
веков;
он
может
быть
выражен
в
двух
положениях: гимнастика для тела и музыка для души... Ввиду этого
воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему
Ритм
и
Гармония
глубоко
внедряются
в
душу,
овладев
ею,
наполняют её красотой и делают человека прекрасно мыслящим» ...
«От
красивых
образов
мы
перейдем
к
красивым
мыслям,
от
красивых
мыслей
к
красивой
жизни
и
от
красивой
жизни
-
к
абсолютной красоте» - вот «закон красоты» Платона.
На мой взгляд, это изречение точно определяет путь развития
образования.
Среди
множества
направлений
совершенствования
системы российского образования едва ли не самое важное - раннее
выявление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей.
Именно
одаренные
и
талантливые
дети
-
потенциал
общества,
именно они обеспечат его интенсивное развитие. В наше время
приоритетной
задачей
является
государственная
поддержка
одаренных детей, молодежи.
Творчество - это процесс, данный человеку природой в виде
потенциальной
системы
способностей.
У
всякого
нормального
человека
есть
некоторая
музыкальность.
Основное,
что
должно
интересовать педагога, не вопрос о том, насколько музыкален тот
или иной ребенок, а вопрос о том, какова его музыкальность и
каковы пути её развития.
Творчество не возникает на пустом месте. Нельзя творить в той
области, о которой не имеешь понятия. В моей практике развитие
творческих
музыкальных
способностей
идет
через
развитие
музыкально-ритмических движений. С их помощью дети учатся
самостоятельно
создавать
музыкально
-
двигательный
образ
на
музыку
двух
-
трехчастной
формы,
импровизировать,
сочинять
композицию из 2 -3 знакомых движений. Все это является целью
моей работы. Главная задача, которая стоит передо мной в данном
направлении
-
научить
детей
творчески
осмысливать
образное
содержание,
воплощаемое
ими
в
танце.
Это
достигается
через
освоение
дошкольниками
языка
выразительных
движений
(пантомимических и танцевальных), который используется в танце
для образного воплощения.
В
рамках
процесса
педагогического
сопровождения
реализации данной цели проводилась в два этапа.
Первый этап - диагностический, который включает в себя
определение уровня выраженности способности. Такой показатель
как
«музыкальное
творчество»,
включен
в
карту
мониторинга
музыкального развития.
Второй этап - педагогический.
Детское
творче ство
условно
можно
подразделить
н а
исполнительское и «композиционное». Детским исполнительским
творчеством в танце называется выразительность, индивидуальная
манера
исполнения
музыкально
-
пластических,
танцевальных
образов. Детским «композиционным» творчеством в танце может
называться
создание
новых
музыкально-
пластиче ских,
танцевальных образов, которые воплощаются посредством языка
движений
и
оформляются
в
более
или
менее
целостной
танцевальной
композиции.
Развитие
и с п ол н и т е л ь с к и х
способностей позволяет ребёнку полнее выразить свои впечатления
от музыки. Ребёнок начинает импровизировать, создавать «свой»
музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое
восприятие музыки, её характера.
Когда дети слушают русскую народную мелодию «Как у
наших у ворот», у них должно возникнуть желание инсценировать
ее, показать в разнообразных движениях персонажи: муху, комара,
стрекозу и муравья, а в конце песни поплясать всем вместе. Если
дети
не
чувствуют
шутливого,
подвижного
характера
мелодии,
свободно
не
владеют
танцевальными
движениями
(притопы,
хлопки, кружение и др.), а также образными (имитация игры на
дудочке, балалайке и др.), то инсценировка-импровизация у них не
получится выразительной. Этот пример подтверждает, что детей
необходимо специально готовить к таким занятиям.
Как же должна быть построена работа по развитию творческих
способностей посредством музыкально-ритмических движений?
Сначала детям предлагают создать музыкально-игровые образы
в однотипных движениях отдельных персонажей (танцы весёлых
лягушат, музыка Ю. Литовко; танцы смелых кавалеристов, музыка
Е. Тиличеевой и т.д.).
Далее задания усложняют - развитие музыкально-игровых
образов
в
действиях
отдельных
персонажей
(«Ворон»
русская
народная
прибаутка;
«Сапожник»,
чешская
народная
песня,
обработка Ан. Александрова и т.д.), передача характера музыки в
различных танцевальных жанрах (полька, вальс, галоп).
Затем детям предлагают передать в игре взаимосвязь
нескольких
персонажей
(«К
нам
гости
пришли»,
музыка
Ан.
Александрова, «У медведя во бору», русская народная песня).
В завершении ребята выполняют наиболее сложные задания:
самостоятельно
придумать
композицию
музыкальной
игры
или
танца («На мосточке», музыка А. Филиппенко, «Жили у бабуси»
русская народная песня).
Для формирования и развития у дошкольников музыкально-
двигательного
творчества
я
использовала
сюжетный
танец.
Привлекательно сть
сюжетного
танца
обусловлена
е го
особенностями:
образным
перевоплощением
исполнителей,
разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в
соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям
в
нем
создается
своеобразная
игровая
ситуация,
побуждающая
детей к творчеству и способствующая его развитию. Например,
танец «Зайцы и волк» на «Итальянскую польку» С. Рахманинова.
Развитие творчества получает свое отражение и в образных
этюдах, проходящих в форме «концерта» или «конкурса». Сначала
дети слушают музыкальное произведение и определяют «про кого
рассказывает музыка»: называют предполагаемый персонаж, его
возможные действия и движения. Затем дети пробуют воплотить в
пластике то, что они услышали в музыке. Для этого я подразделяю
детей на две подгруппы: «зрители и артисты». Одна подгруппа
исполняет образный этюд, а другая - оценивает. После чего они
меняются
ролями.
По
окончании
выступления
детей
отмечаю
удачи, даже самые маленькие находки детей, а также деликатно
корректирую
ошибки,
несоответствие
исполнение
заданному
характеру. Здесь я могу использовать образный рассказ о персонаже
и
предложить
свой
вариант
движений.
Например,
«Баба
Яга»
Детский альбом» П. И. Чайковского.
Большое значение при формировании творческой инициативы
детей
имеет
инсценирование
песен.
Сама
по
себе
песня
при
многократном
повторении
может
и
надоесть.
Но
если
мы
её
обыгрываем, т.е. соединяем с необходимыми и разнообразными
движениями, жестами, мимикой, она становится неисчерпаемым
источником
радости
для
детей.
Дети
с
удовольствием
инсценировали
песни
«Казак»
Н.
Елисеева,
«По
малину
в
сад
пойдём»
А.
Филлипенко,
«Перевоз
Дуня
держала»
русская
народная песня, «Танец маленьких дикарят» (автор неизвестен), где
дети по тексту выполняли движение по ролям в образе двух племен
- «Бум-бум» и «Тамтам».
Для развития творческого воображения у детей младшего и
среднего
дошкольного
возраста
использовала
«Упражнение
с
превращениями»: «На бабушкином дворе», «Лесная Зверобика»,
«Заводные игрушки». Эти упражнения способствовали улучшению
качества движений, их выразительности и пластичности. Проявляя
фантазию и выдумку, ребенок может действовать самостоятельно
или же следовать образцу исполнения, который предлагают ему
взрослые.
Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность
движений, фантазию и воображение, на занятиях и в свободной
деятельности
можно
использовать
и
такой
педагогический
материал,
как
игры
-
потешки.
Их
можно
проводить
без
музыкального
сопровождения,
под
мелодизированный
текст.
В
основе
большинства
игр
-
народные
тексты.
Например:
игра
-
потешка «Огуречик», «Солнышко», «Две тетери».
Есть еще одно направление в развитии творчества детей - это
пляска. Свободная и насыщенная творческими проявлениями, где
каждый ребенок пляшет, как хочет и как умеет, используя, конечно,
в пляске то, чему научен в детском саду или дома. Такую пляску
необходимо
использовать
в
работе
с
детьми,
так
как
она
тоже
является
мощным
средством
развития
у
детей
творческих
проявлений.
С детьми старшего дошкольного возраста работала над
творческим
самовыражением
под
музыку.
Так
в
некоторых
композициях заложена «вопросно - ответная форма исполнения, где
предполагается
импровизация
на
определенный
музыкальный
фрагмент
-
проигрыш,
припев
и
т
д..
Например,
в
разминке
«Зверобика»
дети
на
проигрыш
сами
придумывали
движения.
Такие небольшие включения тренируют память, переключаемость
движений и готовят к импровизации на целостные музыкальные
произведения. Хорошо в данном случае использовать музыкальные
произведения
двухчастной
формы,
где
на
первую
часть
дети
выполняют
движения
по
показу
педагога,
а
на
вторую
–
самостоятельно придумывают свои движения. Чтобы дети могли
импровизировать под музыку, лучше прочувствовали произведение,
применяла следующие методические приемы:
-
слушание
музыки
и
беседы
о
ней,
словесные
описания
музыкальных образов («Снежинки» музыка Р.Паулса);
-
подбор
стихов,
сказок
и
других
произведений,
помогающих
интерпретировать музыкальный образ («Цирковые лошадки»);
- пластические импровизации детей, «пробы» без показа педагога
(«Танец цветов» музыка П.И.Чайковского);
-
показ
вариантов
движений
педагогом
-
детям
предлагается
выбрать наиболее удачный («Танец осенних листочков» музыка А.
Петрова).
Необходимо создавать благоприятные условия для обучения. Не
последнюю роль играет и оснащение: музыкальное сопровождение,
разнообразные костюмы и атрибуты, музыкальные инструменты,
пространство для развертывания игр и танцев.
Использовала различное оборудование и атрибуты: обручи,
цветы, колокольчики, ведра, звездочки, веера, павло – посадские
платки, веночки. Повышенное внимание следует уделять отбору
музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для
самостоятельных действий детей.
В работе использовала дифференцированный подход к детям,
процесс
обучения
ритмическим
и
музыкальным
движениям
строила
с
учетом
темперамента,
характера
ребенка,
интереса,
желания заниматься, настроения, и, в первую очередь- с учетом
состоянием
здоровья.
При
постановке
танца,
упражнений
и
композиций
каждому
ребенку
использовала
индивидуальные
приемы
и
методы:
Например,
при
работе
с
застенчивыми,
ранимыми детьми:
-
формировала
положительное
отношение
к
самому
себе,
повышала самооценку, уверенность в своих силах;
-
систематически,
постоянно
выделяла
таких
детей,
используя
поощрение, похвалу за малейшее проявление инициативы;
- обращала внимание на то, что он сделал самостоятельно;
- создавала ситуации, чтобы ребенок сам проявил себя в роли
ведущего;
- подчеркивала достоинства и оценивала вслух его возможности (с
положительной точки зрения), сравнивая ребенка с самим собой:
вчера тебя еще не совсем хорошо получалось это движение, ну а
сегодня уже гораздо лучше.
В работе с детьми использовала те же приемы, старясь
повысить самооценку; создала ситуации, в которых ребенок может
себя проявить, используя прием - авансирование успеха. Например,
это
движение
покажет
вам
Даша
Е.,
я
знаю,
тебя
хорошо
получиться. Обращала внимание на качество исполнения, красоту
движений, на артистичность.
К способным детям предъявляла более высокие требование:
Например,
предлагала
более
сложнее
солирующие
роли
в
инсценировании
песен,
сказок.
Отрабатывая
танцевальное
движение, ставила способных детей в пару со слабым, нацелив: «У
тебя хорошо получается, а вот Настя болела, и ее долго не было.
Помоги ей, научи ее». Таким образом, на занятиях у меня было
несколько помощников, на которых я могла опереться.
Таким образом, занятия по развитию творческих способностей
позволили
осуществить
задачи
умственного,
нравственного,
физического и эстетического воспитания. Я учила детей видеть
красоту музыки, более тонко чувствовать ее характер, развивала
способность правильно воспринимать музыку, перевоплощаться в
определенный
образ.
Занятия
помогли
развить
в
детях
артистичность,
изящество,
чувство
ритмичности,
координации,
культуру движений. Все это и способствовало развитию творческих
способностей.
Я старалась приобщить к движению под музыку всех детей - не
только способных и одаренных в музыкальном и двигательном
отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь
обрести чувство уверенности в своих силах, путем подбора для них
такого
материала,
в
котором
проявятся
скрытые
возможности
ребенка, его «изюминка».
Думаю, что кто-нибудь найдет себя музыке и посвятит свою жизнь
Гармонии. Сент-Экзюпери сказал: «Слишком много в мире людей,
которым никто не помог пробудиться». Так давайте же поможем
«пробудиться» нашим детям!
Список используемой литературы
1.
Буренина
А.И.
Программа
«Ритмическая
мо за и ка » . -
Ленинградский областной институт развития образования, 1997.
2.
Радынова
О.П.,
Катинене
А.И.,
Палавандишвили
М.Л.-
Музыкальное воспитание дошкольников. - М.. 1998.
3.
Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для
красивого
движения.
Издательство
«Академия
развития».-
Ярославль.