Напоминание

Развитие творческих способностей у детей посредством музыкально-ритмических движений


Автор: Леушина Лада Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовск ДС №21 "Звёздочка"
Населённый пункт: Нижневартовск, ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: статья: обобщение опыта образовательной деятельности
Тема: Развитие творческих способностей у детей посредством музыкально-ритмических движений
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие творческих способностей у детей посредством

музыкально – ритмических движений
( из опыта работы) Древнегреческий философ Платон считал, что основой прекрасного является Гармония. Он говорил: «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души... Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладев ею, наполняют её красотой и делают человека прекрасно мыслящим» ... «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни - к абсолютной красоте» - вот «закон красоты» Платона. На мой взгляд, это изречение точно определяет путь развития образования. Среди множества направлений совершенствования системы российского образования едва ли не самое важное - раннее выявление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей. Именно одаренные и талантливые дети - потенциал общества, именно они обеспечат его интенсивное развитие. В наше время приоритетной задачей является государственная поддержка одаренных детей, молодежи. Творчество - это процесс, данный человеку природой в виде потенциальной системы способностей. У всякого нормального человека есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать педагога, не вопрос о том, насколько музыкален тот или иной ребенок, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы пути её развития.
Творчество не возникает на пустом месте. Нельзя творить в той области, о которой не имеешь понятия. В моей практике развитие творческих музыкальных способностей идет через развитие музыкально-ритмических движений. С их помощью дети учатся самостоятельно создавать музыкально - двигательный образ на музыку двух - трехчастной формы, импровизировать, сочинять композицию из 2 -3 знакомых движений. Все это является целью моей работы. Главная задача, которая стоит передо мной в данном направлении - научить детей творчески осмысливать образное содержание, воплощаемое ими в танце. Это достигается через освоение дошкольниками языка выразительных движений (пантомимических и танцевальных), который используется в танце для образного воплощения. В рамках процесса педагогического сопровождения реализации данной цели проводилась в два этапа. Первый этап - диагностический, который включает в себя определение уровня выраженности способности. Такой показатель как «музыкальное творчество», включен в карту мониторинга музыкального развития. Второй этап - педагогический. Детское творче ство условно можно подразделить н а исполнительское и «композиционное». Детским исполнительским творчеством в танце называется выразительность, индивидуальная манера исполнения музыкально - пластических, танцевальных образов. Детским «композиционным» творчеством в танце может называться создание новых музыкально- пластиче ских, танцевальных образов, которые воплощаются посредством языка движений и оформляются в более или менее целостной танцевальной композиции. Развитие и с п ол н и т е л ь с к и х
способностей позволяет ребёнку полнее выразить свои впечатления от музыки. Ребёнок начинает импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, её характера. Когда дети слушают русскую народную мелодию «Как у наших у ворот», у них должно возникнуть желание инсценировать ее, показать в разнообразных движениях персонажи: муху, комара, стрекозу и муравья, а в конце песни поплясать всем вместе. Если дети не чувствуют шутливого, подвижного характера мелодии, свободно не владеют танцевальными движениями (притопы, хлопки, кружение и др.), а также образными (имитация игры на дудочке, балалайке и др.), то инсценировка-импровизация у них не получится выразительной. Этот пример подтверждает, что детей необходимо специально готовить к таким занятиям. Как же должна быть построена работа по развитию творческих способностей посредством музыкально-ритмических движений? Сначала детям предлагают создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей (танцы весёлых лягушат, музыка Ю. Литовко; танцы смелых кавалеристов, музыка Е. Тиличеевой и т.д.). Далее задания усложняют - развитие музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей («Ворон» русская народная прибаутка; «Сапожник», чешская народная песня, обработка Ан. Александрова и т.д.), передача характера музыки в различных танцевальных жанрах (полька, вальс, галоп). Затем детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей («К нам гости пришли», музыка Ан. Александрова, «У медведя во бору», русская народная песня).
В завершении ребята выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца («На мосточке», музыка А. Филиппенко, «Жили у бабуси» русская народная песня). Для формирования и развития у дошкольников музыкально- двигательного творчества я использовала сюжетный танец. Привлекательно сть сюжетного танца обусловлена е го особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству и способствующая его развитию. Например, танец «Зайцы и волк» на «Итальянскую польку» С. Рахманинова. Развитие творчества получает свое отражение и в образных этюдах, проходящих в форме «концерта» или «конкурса». Сначала дети слушают музыкальное произведение и определяют «про кого рассказывает музыка»: называют предполагаемый персонаж, его возможные действия и движения. Затем дети пробуют воплотить в пластике то, что они услышали в музыке. Для этого я подразделяю детей на две подгруппы: «зрители и артисты». Одна подгруппа исполняет образный этюд, а другая - оценивает. После чего они меняются ролями. По окончании выступления детей отмечаю удачи, даже самые маленькие находки детей, а также деликатно корректирую ошибки, несоответствие исполнение заданному характеру. Здесь я могу использовать образный рассказ о персонаже и предложить свой вариант движений. Например, «Баба Яга» Детский альбом» П. И. Чайковского.
Большое значение при формировании творческой инициативы детей имеет инсценирование песен. Сама по себе песня при многократном повторении может и надоесть. Но если мы её обыгрываем, т.е. соединяем с необходимыми и разнообразными движениями, жестами, мимикой, она становится неисчерпаемым источником радости для детей. Дети с удовольствием инсценировали песни «Казак» Н. Елисеева, «По малину в сад пойдём» А. Филлипенко, «Перевоз Дуня держала» русская народная песня, «Танец маленьких дикарят» (автор неизвестен), где дети по тексту выполняли движение по ролям в образе двух племен - «Бум-бум» и «Тамтам». Для развития творческого воображения у детей младшего и среднего дошкольного возраста использовала «Упражнение с превращениями»: «На бабушкином дворе», «Лесная Зверобика», «Заводные игрушки». Эти упражнения способствовали улучшению качества движений, их выразительности и пластичности. Проявляя фантазию и выдумку, ребенок может действовать самостоятельно или же следовать образцу исполнения, который предлагают ему взрослые. Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движений, фантазию и воображение, на занятиях и в свободной деятельности можно использовать и такой педагогический материал, как игры - потешки. Их можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст. В основе большинства игр - народные тексты. Например: игра - потешка «Огуречик», «Солнышко», «Две тетери». Есть еще одно направление в развитии творчества детей - это пляска. Свободная и насыщенная творческими проявлениями, где каждый ребенок пляшет, как хочет и как умеет, используя, конечно,
в пляске то, чему научен в детском саду или дома. Такую пляску необходимо использовать в работе с детьми, так как она тоже является мощным средством развития у детей творческих проявлений. С детьми старшего дошкольного возраста работала над творческим самовыражением под музыку. Так в некоторых композициях заложена «вопросно - ответная форма исполнения, где предполагается импровизация на определенный музыкальный фрагмент - проигрыш, припев и т д.. Например, в разминке «Зверобика» дети на проигрыш сами придумывали движения. Такие небольшие включения тренируют память, переключаемость движений и готовят к импровизации на целостные музыкальные произведения. Хорошо в данном случае использовать музыкальные произведения двухчастной формы, где на первую часть дети выполняют движения по показу педагога, а на вторую – самостоятельно придумывают свои движения. Чтобы дети могли импровизировать под музыку, лучше прочувствовали произведение, применяла следующие методические приемы: - слушание музыки и беседы о ней, словесные описания музыкальных образов («Снежинки» музыка Р.Паулса); - подбор стихов, сказок и других произведений, помогающих интерпретировать музыкальный образ («Цирковые лошадки»); - пластические импровизации детей, «пробы» без показа педагога («Танец цветов» музыка П.И.Чайковского); - показ вариантов движений педагогом - детям предлагается выбрать наиболее удачный («Танец осенних листочков» музыка А. Петрова).
Необходимо создавать благоприятные условия для обучения. Не последнюю роль играет и оснащение: музыкальное сопровождение, разнообразные костюмы и атрибуты, музыкальные инструменты, пространство для развертывания игр и танцев. Использовала различное оборудование и атрибуты: обручи, цветы, колокольчики, ведра, звездочки, веера, павло – посадские платки, веночки. Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. В работе использовала дифференцированный подход к детям, процесс обучения ритмическим и музыкальным движениям строила с учетом темперамента, характера ребенка, интереса, желания заниматься, настроения, и, в первую очередь- с учетом состоянием здоровья. При постановке танца, упражнений и композиций каждому ребенку использовала индивидуальные приемы и методы: Например, при работе с застенчивыми, ранимыми детьми: - формировала положительное отношение к самому себе, повышала самооценку, уверенность в своих силах; - систематически, постоянно выделяла таких детей, используя поощрение, похвалу за малейшее проявление инициативы; - обращала внимание на то, что он сделал самостоятельно; - создавала ситуации, чтобы ребенок сам проявил себя в роли ведущего; - подчеркивала достоинства и оценивала вслух его возможности (с положительной точки зрения), сравнивая ребенка с самим собой: вчера тебя еще не совсем хорошо получалось это движение, ну а сегодня уже гораздо лучше.
В работе с детьми использовала те же приемы, старясь повысить самооценку; создала ситуации, в которых ребенок может себя проявить, используя прием - авансирование успеха. Например, это движение покажет вам Даша Е., я знаю, тебя хорошо получиться. Обращала внимание на качество исполнения, красоту движений, на артистичность. К способным детям предъявляла более высокие требование: Например, предлагала более сложнее солирующие роли в инсценировании песен, сказок. Отрабатывая танцевальное движение, ставила способных детей в пару со слабым, нацелив: «У тебя хорошо получается, а вот Настя болела, и ее долго не было. Помоги ей, научи ее». Таким образом, на занятиях у меня было несколько помощников, на которых я могла опереться. Таким образом, занятия по развитию творческих способностей позволили осуществить задачи умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания. Я учила детей видеть красоту музыки, более тонко чувствовать ее характер, развивала способность правильно воспринимать музыку, перевоплощаться в определенный образ. Занятия помогли развить в детях артистичность, изящество, чувство ритмичности, координации, культуру движений. Все это и способствовало развитию творческих способностей. Я старалась приобщить к движению под музыку всех детей - не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах, путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его «изюминка».
Думаю, что кто-нибудь найдет себя музыке и посвятит свою жизнь Гармонии. Сент-Экзюпери сказал: «Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться». Так давайте же поможем «пробудиться» нашим детям!
Список используемой литературы
1. Буренина А.И. Программа «Ритмическая мо за и ка » . - Ленинградский областной институт развития образования, 1997. 2. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л.- Музыкальное воспитание дошкольников. - М.. 1998. 3. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Издательство «Академия развития».- Ярославль.


В раздел образования