Использование подвижных игр для занятий баскетболистов
Автор: Решетникова Татьяна Александровна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ "Гатчинская средняя общеобразовательная школа №2" Населённый пункт: Гатчина Ленинградская область Наименование материала: исследование Тема: Использование подвижных игр для занятий баскетболистов Раздел: среднее образование
МБОУ «Гатчинская средняя общеобразовательная школа №2»
Использование подвижных игр для занятий баскетболистов
Выполнила учитель физической культуры
Решетникова Т.А.
2016 г.
г.Гатчина
Актуальность темы.
Баскетбол как спортивная игра характеризуется высокой эмоциональной, интеллектуальной насыщенностью и
предъявляет высокие требования к физическим качествам спортсмена.
Широкое внедрение баскетбола в практику физкультурного движения выдвигает новые требования к методике
спортивной подготовки в этом виде спорта, обуславливает поиск эффективных средств и методов повышения
физической, технической и тактической подготовленности баскетболистов. Современный баскетбол предъявляет
чрезвычайно высокие требования к уровню физической подготовленности спортсмена. Баскетболисту необходимо
обладать высоким уровнем атлетизма, уметь выполнять сложные технические приемы и активные тактические
взаимодействия на высокой скорости, силовой прессинг, удерживать высокую интенсивность игры до последних секунд
матча. Известно, что физические упражнения наиболее эффективно воздействуют на расширение двигательных
способностей в период естественного интенсивного развития функциональных систем организма, поэтому
исключительно важным является рациональная организация тренировочного процесса уже на начальном этапе
подготовки юных баскетболистов. Исследованиями различных авторов установлено, что для успешной игровой
деятельности баскетболиста необходимо умение сочетать максимальную скорость передвижения с высокой скоростью
и точностью выполнения приемов, а также с быстротой и точностью смены выполнения одних приемов другими в
соответствии с игровой обстановкой. Все двигательные действия характеризуются большой вариативностью,
изменчивостью. А это в свою очередь обуславливает надобность уделять в учебно-тренировочном процессе достаточно
большое внимание физической подготовке юных баскетболистов, воспитанию тех физических качеств, на которых
базируется технико-тактическая подготовленность – координационных, скоростных и скоростно-силовых способностей.
Подготовительными средствами к выполнению столь сложных двигательных действий для юных баскетболистов,
могут служить подвижные игры. Подвижные игры – это эффективное средство укрепления здоровья и физического
развития. Все движения в играх носят естественный характер, базирующийся на беге, прыжках, метаниях. Вместе с тем в
игре проявляется тактическое мышление, инициативность, настойчивость, рациональность и оперативность решений.
Подвижные игры используются в учебно-тренировочном процессе для комплексного совершенствования
двигательной деятельности в усложненных условиях. Однако анализ специальной литературы по баскетболу
свидетельствует о неоднозначном отношении специалистов к подвижным играм. Данный факт определяет актуальность
нашего исследования.
Характеристика баскетбола как игрового вида спорта
Баскетбол как спортивная игра характеризуется очень высокой по сравнению с другими видами спорта
эмоциональной
и
интеллектуальной
насыщенностью.
Психологические
особенности
деятельности
баскетболиста
определяются правилами игры, характером игровых действий.
Анализ условий игры и действий баскетболистов свидетельствует, что игра в баскетбол предъявляет высокие
требования и к физическим качествам спортсмена.
Баскетбол – коллективная игра и успешность действий достигается коллективными приемами всех членов команды.
Задачи и действия каждого спортсмена диктуются функциями, выполняемыми им в команде, но подчинены общим
задачам
коллектива.
Взаимосвязь,
взаимозависимость,
взаимопонимание,
взаимостраховка
определяют
степень
сыгранности отдельных звеньев и всей команды в целом и в известной степени характеризуют моральные качества
спортсменов – взаимопомощь, товарищескую поддержку, чувство коллективизма. Баскетбол предъявляет большие
требования к волевым качествам спортсменов. При равном техническом и тактическом мастерстве побеждает команда,
игроки которой проявляют большую волю к победе. В процессе учебно-тренировочной работы и соревнований перед
спортсменами возникает большое количество объективных и субъективных трудностей, преодоление которых требует
волевых различных качеств. Жизнь показывает, что команды, взаимоотношение в которой соответствуют нормам,
сопутствует и рост спортивных достижений.
Характеристика двигательной деятельности баскетболистов
Двигательная деятельность человека в спортивных играх во многом отличается от деятельности в других видах
спорта.
Эти
особенности
моторики
и
специфичность
изменений
вегетативных
функций
учитываются
при
общей
характеристике
спортивных
игр.
Самой
главной
отличительной
чертой
игровых
видов
спорта
является
постоянная
изменчивость ситуаций на площадке.
Подобное постоянное изменение ситуации в спортивных играх обуславливает и резкие изменения мощности
работы
–
от
умеренной
до
максимальной.
Эта
особенность
спортивных
игр
требует
развития
соответствующих
физиологических свойств организма спортсмена – адаптации моторных и вегетативных систем к резким изменениям
рабочего уровня активности, совершенства регуляции таких перестроек различных функций, высокой скорости процесса
вырабатывания и быстрого восстановления. Занятия спортивными играми совершенствуют такие качества двигательной
деятельности, как силу, быстроту, специальную выносливость, гибкость и ловкость.
По структуре движений спортивные игры относятся к ациклическим движениям (передачи). В отдельные моменты в
деятельность игрока включаются и циклические движения (бег), в эти моменты можно говорить о смешанной форме
движений. Кроме того, постоянно осуществляется динамическая скоростно-силовая работа (прыжки, внезапные рывки).
Игра как универсальное средство в учебно-тренировочном процессе
Среди большого многообразия средств тренировки баскетболистов особое место занимают подвижные игры.
Несмотря на свою общеизвестность и кажущуюся простоту, игры обладают уникальным спектром педагогического
воздействия,
позволяющего
решать
весь
комплекс
образовательных,
воспитательных
и
оздоровительных
задач
подготовки
баскетболистов.
Эта
особенность
подвижных
игр
обусловлена
тем,
что
они
являются
родовыми
предшественниками спортивных игр и, поэтому полностью воспроизводят их специфику. Более того, есть все основания
считать, что подвижные игры представляют собой наиболее адекватную модель спортивно-игровой деятельности.
Подвижные игры наиболее привлекательны для использования в занятиях с детьми и подростками. Его
применение
обеспечивает
положительный
эмоциональный
отклик
и
постоянную
высокую
заинтересованность
в
выполнении
заданий.
Состязательный
характер
игровых
действий
помогает
формированию
психологического
стереотипа,
адекватного
соревновательным
условиям,
и
способствует
формированию
морально-волевых
качеств.
Разнообразие игровых действий позволяет расширить и обогатить запас двигательных умений и навыков, повысить
уровень развития физических качеств и уровень физической подготовленности. Взаимодействие играющих воспитывает
коллективизм и помогает укреплению дружеских отношений между игроками. Но самое главное – это то, что с помощью
игрового метода успешно решаются задачи начального обучения, закрепления и совершенствования техники и тактики
спортивных игр. Во время подвижных игр преодолевается разрыв между техникой и тактикой, мыслью и действием с
морально-волевыми
и
двигательными
качествами.
В
то
же
время
постоянные
изменения
игровой
ситуации
не
позволяют жестко закреплять изучаемые приемы, приучая к их вариативному изменению, что является типичным для
игровых приемов.
Систематическое
использование
игр
(игрового
и
соревновательного
метода)
позволяет
осуществить
заблаговременную психологическую подготовку игроков к реальным условиям спортивно-игрового соревнования. Уже в
подвижных
играх
дети
учатся
контролировать
свои
эмоции,
подчиняться
правилам
и
решениям
судей,
учатся
действовать самостоятельно, инициативно и решать игровые задачи во взаимодействии со своими партнерами. Но
главное: они учатся действовать обдуманно и несуетливо.
Эти качественные особенности подвижных игр являются незаменимым инструментом активного воздействия на все
функции жизнедеятельности организма, формируя их в полном соответствии со спецификой избранного вида спорта.
Понятие подвижные игры, в сфере воспитания, отражает методические особенности игры, т.е. то, что отличает ее в
методическом
отношении
(по
особенностям
организации
деятельности
занимающихся,
руководства
ею
и
другим
педагогически существенным признакам) от других методов воспитания.
Сюжетно-ролевая основа. Деятельность занимающихся организуется на основе условного сюжета (своего рода
фабулы, смысловой канвы поведения в игре, намечающей главные линии действий и взаимоотношений играющих) и
самостоятельно-импровизационного выполнения ими тех или иных ролей (игровых функций), предусматриваемых
сюжетом.
Игровые
сюжеты
и
роли
обычно,
так
или
иначе,
отображают
определенные
жизненные
явления,
ситуации,
отношения,
однако
в
одних
случаях
это
отображение
имеет
конкретно-образный
характер
(как,
например,
в
элементарных подвижных играх детей, образно воспроизводящих фрагменты из трудовой деятельности, быта, охоты и
т.д.), в других приобретает особую спортивно-игровую форму (спортивные игры).
Отсутствие
жесткой
регламентации
действий,
вероятностные
условия
их
выполнения,
широкие
возможности для самостоятельного проявления творческих начал. Игровой сюжет и правила игры, намечая лишь
общие линии поведения играющих, не предопределяют жестко все конкретные формы их действий; как правило, они,
наоборот,
допускают
возможность
широкого
выбора
и
комбинирования
способов
достижения
игровых
целей.
Существенно также, что в играх, особенно с конфликтными ситуациями, ход и исход игры не заданы однозначно:
возможны различные перипетии и исходы (в том числе выигрыш и проигрыш), зависящие от всей совокупности
действий, взаимодействий и противодействий играющих, а также от других обстоятельств, включая и случайные. Отсюда
–
импровизационный
характер
действий
в
игре
(действия
не
по
шаблону,
а
с
самостоятельным
выбором
и
конструированием
целесообразных
вариантов)
и
в
связи
с
этим
широкие
возможности
для
проявления
самостоятельности, инициативности, находчивости и других, непосредственно связанных с ними личностных качеств.
Игровая
деятельность
в
физическом
воспитании
строится
чаще
всего
на
комплексном
материале
различных
двигательных
действий
(бег
с
маневрированием,
передача
мяча,
ловля,
броски
с
поражением
предметной
цели,
преодоление естественных препятствий и т.д.). Вместе с тем для нее характерна высокая динамичность операций,
связанных с непрерывным решением быстро и внезапно возникающих двигательных задач, что является важным
фактором развития координационных и других двигательных способностей. В большинстве игр воссоздаются довольно
сложные и ярко эмоционально окрашенные межчеловеческие отношения сотрудничества, взаимопомощи, взаимо-
выручки, а также соперничества, противоборства, когда сталкиваются противоположно направленные стремления,
возникают и разрешаются игровые конфликты. В атмосфере таких психически напряженных отношений рельефно
выявляется – а при определенных условиях и формируется – ряд этических качеств личности.
Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько
для
начального
обучения
движениям
или
избирательного
воздействия
на
отдельные
способности,
сколько для
комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он
позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость (координационно-двигательные и связанные с
ними способности), быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность.
Методика использования спортивно-игровых занятий в учебно-тренировочном процессе
Основной формой организации учебно-тренировочного процесса является тренировочный урок, структура которого
достаточно четко определена в отечественной системе физического воспитания.
При
обучении
и
воспитании
юных
спортсменов
могут
быть
использованы
различные
методы
организации
тренировочного урока, что зависит от возраста учащихся, этапа многолетней спортивной подготовки.
Подвижные
игры
представляют
собой
универсальное
средство
педагогического
воздействия,
позволяет
совершенствовать физиологические основы жизнедеятельности организма. Несколько игр-эстафет в одной тренировке,
направленных на воспитание различных физических способностей, позволяет разнообразить деятельность учащихся.
Ведь от однообразной работы дети быстро устают, поэтому необходимо переключать их внимание с одного вида
упражнений на другой. Это необходимо не только для комплексного воспитания физических способностей. Такое
переключение является важным профилактическим средством, защищающим внутренние отделы центральной нервной
системы
от
переутомления.
Такая
же
организация
занятий
используется
не
только
для
воспитания
физических
способностей, но и при обучении технике движений.
Количество команд зависит от количества учащихся в отделении и от их физической подготовленности. Однако не
рекомендуется, чтобы в команды входило много учащихся — лучше всего составлять команды из 5-6 человек.
При низкой физической подготовке юных спортсменов можно увеличить количество их в командах, тем самым,
увеличивая и интервалы для отдыха между выполнением игровых упражнений.
После того как спортивное отделение разделено на команды, можно приступить к проведению подвижных игр..
По команде юные спортсмены выстраиваются (каждый заранее знает свою команду и свой порядковый номер) в
колонны перед стартовой линией. Тренер объясняет задачи. Например: для решения задачи по воспитанию скоростных
способностей (быстроты) предлагается игра-эстафета «Кто быстрей?». По команде «Марш!» ведущие бегут по прямой,
оббегают стойки на отметке 10 м от старта и возвращаются к команде. Касанием руки дают старт следующему игроку, а сами
становятся на левый фланг. Игра повторяется 4-5 раз. Побеждает команда, набравшая большое количество победных очков.
После того, как дети усвоили технику бега по прямой с поворотом на скорость, игру можно усложнить. Для этого на
пути бега устанавливаются гимнастические скамейки, мячи, булавы и т.д. Можно использовать и бег с предметами –
набивными, волейбольными и теннисными мячами, эстафетными палочками т.п. Игры-эстафеты могут составляться по
всем разделам программы и применяться на протяжении всего года – как при тренировке в помещении, так и на
открытом воздухе. Каждая команда может иметь свой нагрудный знак, форму и название - «Дружные», «Быстрые»,
«Ловкие» и т.д. Во время проведения игр судейство осуществляется учителем. Во время игры судьи могут штрафовать
команды
или
снимать
очки
за
грубость,
шум,
плохое
выполнение
упражнений
и
т.д.Завершающим
этапом
использования игр в учебном процессе являются соревнования между отделением на личное и командное первенство.
Соревнования могут проходить в конце каждого урока.
Таким образом ,
подвижные игры остаются непревзойдённым
методом
педагогического
воздействия,
позволяющего
не
только
совершенствовать
физические
основы
жизнедеятельности организма, но и обеспечивающие овладение игровыми навыками в наиболее благоприятных для их
формирования условиях. Успешность этого метода зависит не только от числа используемых игр в уроке, но главное- от
их соответствия уровню подготовленности и возрасту занимающихся. Поэтому главная задача учителя уметь правильно
подобрать новую или видоизменить ранее известную игру, чтобы успешно решить стоящие перед ним дидактические
задачи.
Рациональное
планирование
тренировочного
процесса,
правильное
использование
средств
и
методов
спортивной тренировки на всем протяжении многолетней подготовки юных баскетболистов возможно лишь с учетом
анатомо-физиологических особенностей растущего организма.
С
целью
выявления
эффективности
использования
подвижных
игр
в
тренировочном
процессе
баскетболистов
используется
один
из
методов
педагогического
исследования
–
тестирование
двигательных
качеств.
Физическая
подготовленность
баскетболистов
проверяется
по
6
тестам:
скоростным,
скоростно-силовым,
выносливости,
координации, силе.
1. БЕГ 30м.- тест на определение скоростных качеств.
Быстрота - способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью
реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.
2. ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ 3х10- тест на определение координационных способностей.
Координация движений показывает возможность управления, сознательного контроля за двигательным образцом и
своим движением.
Фиксируется общее время бега.
3. БЕГ 6 МИН.- тест на определение выносливости.
Выносливость - способность противостоять утомлению и какой-либо деятельности. Выносливость - определяется
функциональной
устойчивостью
нервных
центров,
координацией
функций
двигательного
аппарата
и
внутренних
органов.
4-5. ПРЫЖОК В ДЛИНУ И ПРЫЖОК ВВЕРХ - Тест на определение скоростно-силовых качеств.
Скоростно-силовые
способности,
являются
соединением
силовых
и
скоростных
способностей.
В
основе
их
лежит
функциональные
свойства
мышечной
и
других
систем,
позволяющие
совершать
действия,
в
которых
наряду
со
значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений.
6. ПОДТЯГИВАНИЕ - тест на определение силовых способностей:
Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление и противостоять ему за счёт мышечных усилий.
Последовательность применения подвижных игр в учебно-тренировочном процессе баскетболисто
в
Подвижные игры
Недели
эксперимента
Футбол в положении «присед,
упор сзади»
+
+
+
+
+
«Эстафеты 9-3-6-3-9»
+
+
+
+
+
Эстафета «Гусеница»
Подвижные игры, всегда были и остаются непревзойденным методом совершенствования в спортивно-игровых видах
спорта. Их преимущество в том, что они позволяет почти полностью воспроизводить условия реального спортивного
соревнования, являющиеся наиболее мощным фактором формирования игровых знаний, умений и навыков. Именно
поэтому подвижные игры всегда остаются доминирующими на всех этапах многолетней подготовки баскетболистов.
Успешное применение подвижных игр зависит не только от числа используемых в тренировке, но главное – от их
соответствия уровню подготовленности занимающихся. Это значит, что для каждого конкретного случая имеется своя
наиболее адаптированная форма игрового соревнования. И задача учителя увидеть эту конкретную задачу и уметь
правильно подобрать новую или видоизменить известную ранее игру, чтобы успешно решить стоящую перед ним
дидактическую
задачу.
Реализация
принципа
управляемой
игровой
среды,
решаемого
с
помощью
грамотного
использования всего богатства игр, обеспечит разностороннюю и высокоэффективную подготовку баскетболистов.
Необходим выбор средств и методов с использованием подвижных игр различной направленности, который диктуется
наличием и характером суммарного утомления, а также уровнем развития физических качеств необходимых в учебной
и будущей трудовой деятельности. Оптимальность физических нагрузок при выполнении различных по характеру
подвижных игр снимает утомление, повышает интерес к занятиям. Содержание игр изменяется вместе с ростом и
развитием ребенка. Если на первых этапах игровая деятельность носит упрощенный характер, то более поздний она
значительно обогащается как по форме, так и по содержанию.
Используемая
литература
1.
Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. – М.: Физкультура и Спорт, 1982. – 312 с.
2.
Волчек И.П. – Подвижные игры младших школьников.//Педагогическое творчество -2007
3.
Железняк Ю.Д. Слупский Л.Н. Баскетбол в школе. – М.: Просвещение, 1989. - 150 с.
4.
Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 160 с.
5.
Игнатьева В.Я. Юный баскетболист. – М.: С.Принт, 1997. – 110 с.
6.
Каджаспиров Ю.Г. Физкульт-ура! Ура! Ура!: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 56 с.
7.
Кит Л.С. Пятнашки в тренировках баскетболистов.: Учебно-методическое пособие./ Кит Л.С., Лосин Б.Е.- СПб
академия Ф.К. им. П.Ф. Лесгафта.- СПб,2002.-28с.
8.
Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. – М.: ФиС, 2001
9.
Образцова Т.Н. – Подвижные игры для детей, М; 2005.
10.
Портных Ю.И. Спортивные и подвижные игры. Учебник для техникумов физической культуры, «ФиС», - М.,
1984.-25с.
11.
Портных Ю.И. Игры в тренировке баскетболистов: Учебно-методическое пособие / 4-е изд., испр. – НГУ имени П.Ф.
Лесгафта, Санкт-Петербург, 2009.