Напоминание

Применение обучающих игр на уроках технологии.


Автор: Рубцова Альбина Витальевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 1"
Населённый пункт: город Зима Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: Применение обучающих игр на уроках технологии.
Раздел: среднее образование





Назад





Применение обучающих игр на уроках технологии.
Рубцова Альбина Витальевна г. Зима МБОУ «СОШ № 1» “Игра имеет важное значение в жизни ребенка, каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет, поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре”. Макаренко А.С. Поиск новых форм и приемов обучения в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. Сегодня очень важно развитие личности учащихся, формирование опыта творческой деятельности, эмоционально- ценностного отношения к действительности, желания и умения учиться. Поэтому актуальными остаются игровые формы обучения, как возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся. Также они способствуют продуктивной умственной работе детей. Содержание познавательных, дидактических игр помогает закрепить, систематизировать и расширить предусмотренные школьной программой знания и умения, оживить изложение материала, облегчить его запоминание, создать у детей б о д р о е н а с т р о е н и е , п р е д у п р е д и т ь п е р е у т о м л е н и е . Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
Обучающие игры, применяемых на уроках технологии:
 Организационно-деятельностные игры, предусматривают организацию коллективной мыслительной деятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе анализа. Они могут быть связаны с формой построения учебного занятия (например, составление кроссворда или соревнование двух групп учащихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий).  Ролевые игры, характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения. 1
Разыгрывание ролей создает на уроке взаимозависимость учащихся и тем самым активизирует их познавательно-творческую деятельность. Это достигается следующими средствами: 1. Постановкой общей для группы достаточно сложной задачи, которая требует коллективного взаимодействия учащихся. 2. Обеспечением различия интересов участников ролевых ситуаций, которые могут представлять разные службы (например, заказчики и закройщик, закройщик и модельер, покупатели и продавец и т.д.); 3. Дискуссионным взаимодействием участников группы в соответствии с их ролями; 4. Введением учителем по ходу занятия корректирующих условий, дополнительных сведений, помех и др.; 5. Обязательной оценкой учителем ролевых функций учащихся в ходе и в конце урока.  Деловые игры, представляют собой имитационное моделирование реальных процессов и механизмов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, технической и т.п.). Для деловой игры, моделирующей реальную ситуацию, важно побудить каждого участника действовать как в реальной ситуации. Важным является согласование действий участников игры. В отдельных эпизодах может возникнуть ситуация, когда одни участники должны подчинить свои интересы другим для успешной деятельности группы в целом. Необходимо акцентировать вклад каждого участника в текущие и окончательные результаты игры, для этого обязателен промежуточный и рубежный контроль для всех членов игровой группы.  Познавательно-дидактические игры, в которых создаются ситуации характеризующиеся включением изучаемого материала в необычный игровой контекст. Например, “Путешествие льняного волокна”, “Чайный путь” и др.  Игровое проектирование –учащиеся делятся на небольшие группы, каждая из которых разрабатывает и представляет свой вариант решения проблемы. Игра – это мир практической деятельности ребёнка, но прежде это средство воспитания. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Она вызывает у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность. Тем самым способствует повышению уровня успеваемости и развития мыслительных процессов школьников. 2


В раздел образования