Напоминание

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОНТОГЕНЕЗЕ


Автор: Русанова Эмилия Витальевна
Должность: Магистрант
Учебное заведение: Курганский государственный университет
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОНТОГЕНЕЗЕ
Раздел: высшее образование





Назад




РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОНТОГЕНЕЗЕ

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, онтогенез речи,

словообразование, словообразовательные навыки, словотворчество.

Аннотация: статья

посвящена

вопросу

развития

навыков

словообразования у детей дошкольного возраста в онтогенезе. Особое

внимание уделяется этапам усвоения словообразовательных навыков. В

статье

также

описывается

феномен

словотворчества

в

речи

детей

дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте происходит интенсивное овладение речевыми

навыками, словообразовательными навыками, поскольку данный период

развития детей является наиболее сензитивным. Именно поэтому данный

этап является важным для формирования связной речи в целом [11].

Многие исследователи в области лингвистики, логопедии, психологии

такие как Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.Б.

Филичева

и

другие

занимались

изучением

вопросов,

связанных

с

формированием

и

развитием

навыков

словообразования

у

детей

в

дошкольного возрасте.

В

научной

литературе

существуют

различные

толкования словообразования.

Д.Э. Розенталь и М.А. Теленкова отмечают, что, «словообразование – это

образование новых слов путём соединения друг с другом корневых и

аффиксальных морфем либо безаффиксным способом по определенным

моделям, существующим в данном языке»

[5

].

Р. И. Лалаева и Н. В. Серебрякова предлагают следующее определение:

«словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь

развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава

языка, а с другой – оно является составной частью морфологической системы

языка,

так

как

словообразование

происходит

путем

соединения,

комбинирования морфем» [3].

Словообразование теснейшим образом связано с развитием когнитивных

процессов.

С

одной

стороны,

они

стимулируют

всплеск

словообразовательной активности, а с другой, - дальнейшее овладение

словообразованием требует участия все более сложных когнитивных

процессов. Такая динамика находит отражение в многообразии функций,

выполняемых словообразованием в норме:

- собственно номинативная (то есть создание необходимого наименования);

- конструктивная (изменение синтаксического построения речи);

- компрессивная (производство более краткой номинации);

- экспрессивная (получение экспрессивной формы выражения);

- стилистическая (согласование индивидуального способа выражения с

определенной сферой речи) [9].

Развитие словообразовательных навыков у детей в норме начинается в

младшем дошкольном возрасте и заканчивается в школьном возрасте. В этот

период проявляется чрезвычайная активность в многообразных формах

словообразования.

Такая

особенность

процесса

развития

речи,

как

словообразование возникает у детей не сразу, а в результате уже

накопившегося речевого опыта и постепенно развивается.

По мнению Т.В. Тумановой, выделяются три основных этапа, когда

детьми дошкольного возраста усваиваются навыки словообразования.

1

этап:

происходит

формирование

предпосылок

к

развитию

словообразования. Данный этап длится с 2,6 до 3,6-4 лет.

2 этап: происходит активное овладение словообразовательными навыками и

дошкольники демонстрируют перманентное словообразование. Этот этап

длится с 3,6-4 до 5,5-6 лет.

3 этап: дети усваивают нормы и правил словообразования, происходит

развитие самоконтроля и саморегуляции в процессе формирования слов.

Важным аспектом этого этапа является критическое отношение к речевой

деятельности и снижение интенсивности словообразования. Этот этап

длится, как правило, с 5 до 6 лет [8].

Гвоздев А. Н. выделяет периоды формирования грамматического строя

речи,

которые

напрямую

перекликаются

с

развитием навыков

словообразования : I период (от 1г. 3 мес. до 1г. 10 мес.) - состоит из

аморфных слов-корней, например, «ба»-собака, «би-би»-машина.

II период (от 1г. 10 мес. до 3 лет) – происходит усвоение грамматической

структуры

предложения,

ребёнок

замечает

связь

между словами в

предложении и начинает использовать в речи различные формы одного и

того же слова. III период (от 3 до 7 лет) – период дальнейшего усвоения

морфологической системы. Систематизируются грамматические формы по

типам склонений и спряжений, усваиваются многие единичные формы,

исключения. Словообразование как

и

любой

компонент

речевой

деятельности формируется последовательно и имеет свою иерархию [1].

Последовательность появления словообразовательных форм в детской

речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка. Поэтому

вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые,

хорошо дифференцируемые словообразовательные формы. Так, ребенок

овладевает,

прежде

всего,

уменьшительно-ласкательными

формами

существительных.

Значительно

позже

в

речи

появляются

названия

профессий людей, дифференциация глаголов с приставками и другие более

сложные по семантике формы [10].

Отмечается феномен словотворчества в речи детей дошкольного возраста,

когда дети в возрасте от двух с половиной до трех лет часто создают свои

собственные слова или изменяют существующие, чтобы выразить свои

мысли и чувства. Такое создание слов – это творческое самовыражение

ребенка и еще один способ развития языковых навыков [4].

Развитие словотворчества является ярким свидетельством активного

освоения ребенком грамматических структур. Это процесс, в ходе которого

ребенок учится использовать язык как реальный инструмент и применять его

на практике, чтобы полноценно понимать мир вокруг себя [12].

По мнению А.Г. Тамбовцевой, суть детского словотворчества заключается

в постепенном развитии внутренней способности ребенка легко и быстро

ориентироваться в новых словах, даже в тех случаях, когда ему необходимо

создавать собственные слова [7].

Упражнения на развитие навыков словообразования помогают ребёнку

обогатить словарный запас, развить свою речь, освоить нормы родного

языка и его грамматические правила. Важно не упустить возможность

работать над словообразованием в наиболее благоприятный для этого период

— в дошкольном возрасте.

Важность игровой формы занятий при работе над словообразованием

отмечает Ю. В. Исупова. Обучение она относит к основному средству

формирования словообразования. Обучение должно проводиться в игровой

форме с применением наглядности. Среди приёмов, использующихся на

занятии, можно отметить сравнение и подсказ. Ю. В. Исупова предлагает

календарно

-

перспективный

план

работы

по

развитию

навыков

словообразования средствами дидактических игр. Данная работа включает в

себя создание сюжета игровых ситуаций, основанных на предметных

картинках, что помогает стимулировать у детей словообразовательную

деятельность [2].

В сборнике работ под редакцией Г. Ф. Ушамирской говорится о том, что

обучение словообразованию организуется при помощи игр, дидактических в

том числе. Важно также проведение работы над смысловыми оттенками

слова, эта работа способствует осознанности употребления языковых средств

согласно контексту [6].

Также важно помогать детям учиться анализировать слова, распознавать

корни, приставки и окончания.

Своевременная работа над развитием словообразования необходима для

формирования интеллектуальных способностей, внимания, грамотного

письма, развития мышления. Это позволит улучшить навыки общения и

поведения детей в социуме, овладеть основами языка в целом.

Список использованных источников:

1.

Глухов В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. —

М. : ACT : Астрель, 2005. — 351 с.

2.

Исупова, Ю. В. Формирование навыков словообразования у детей среднего

дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений [Текст] / Ю. В.

Исупова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития:

материалы 5 Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 3

июля 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.] – Чебоксары : ЦНС «Интерактив

плюс», 2015 – №2 (5). – С. 199-205.

3.

Лалаева Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И.

Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Ростов н/Д: Феникс, СПб: Союз, 2016. – 224 с.].

4.

Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс,

2012. – 448 с.

5.

Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов : пособие для

учителя / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – М.: Просвещение, 2015. – 399 с.

6.

Специальная педагогика. Часть 2 Сборник студенческих работ [Текст] /отв.

редактор, доктор соц. наук, проф. Г. Ф. Ушамирская. – М. : Студенческая наука,

2012 – 2017 с.

7.

Тамбовцева А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного

возраста в детском саду : автореферат канд. дисс. / А.Г. Тамбовцева. – М., 2015. –

224 с.

8.

Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим

недоразвитием речи / Т.В. Туманова. – М.: 2014. – 142 с.

9.

Туманова Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников

с общим недоразвитием речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями

развития № 6. М., 2003. С.21- 74.

10. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с

общим недоразвитием речи // Дефектология № 4. М., 2001. С. 69.

11. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : метод.

пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова Е.М.

Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 288 с.

12. Черемухина Г.А. Детское словотворчество и синтаксическая теория

словообразования / Г.А. Черемухина, А.М. Шахнарович // Психолингвистические

проблемы общения и обучения языку. – 2015



В раздел образования