Автор: Русанова Эмилия Витальевна
Должность: Магистрант
Учебное заведение: Курганский государственный университет
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОНТОГЕНЕЗЕ
Раздел: высшее образование
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОНТОГЕНЕЗЕ
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, онтогенез речи,
словообразование, словообразовательные навыки, словотворчество.
Аннотация: статья
посвящена
вопросу
развития
навыков
словообразования у детей дошкольного возраста в онтогенезе. Особое
внимание уделяется этапам усвоения словообразовательных навыков. В
статье
также
описывается
феномен
словотворчества
в
речи
детей
дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте происходит интенсивное овладение речевыми
навыками, словообразовательными навыками, поскольку данный период
развития детей является наиболее сензитивным. Именно поэтому данный
этап является важным для формирования связной речи в целом [11].
Многие исследователи в области лингвистики, логопедии, психологии
такие как Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.Б.
Филичева
и
другие
занимались
изучением
вопросов,
связанных
с
формированием
и
развитием
навыков
словообразования
у
детей
в
дошкольного возрасте.
В
научной
литературе
существуют
различные
толкования словообразования.
Д.Э. Розенталь и М.А. Теленкова отмечают, что, «словообразование – это
образование новых слов путём соединения друг с другом корневых и
аффиксальных морфем либо безаффиксным способом по определенным
моделям, существующим в данном языке»
[5
].
Р. И. Лалаева и Н. В. Серебрякова предлагают следующее определение:
«словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь
развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава
языка, а с другой – оно является составной частью морфологической системы
языка,
так
как
словообразование
происходит
путем
соединения,
комбинирования морфем» [3].
Словообразование теснейшим образом связано с развитием когнитивных
процессов.
С
одной
стороны,
они
стимулируют
всплеск
словообразовательной активности, а с другой, - дальнейшее овладение
словообразованием требует участия все более сложных когнитивных
процессов. Такая динамика находит отражение в многообразии функций,
выполняемых словообразованием в норме:
- собственно номинативная (то есть создание необходимого наименования);
- конструктивная (изменение синтаксического построения речи);
- компрессивная (производство более краткой номинации);
- экспрессивная (получение экспрессивной формы выражения);
- стилистическая (согласование индивидуального способа выражения с
определенной сферой речи) [9].
Развитие словообразовательных навыков у детей в норме начинается в
младшем дошкольном возрасте и заканчивается в школьном возрасте. В этот
период проявляется чрезвычайная активность в многообразных формах
словообразования.
Такая
особенность
процесса
развития
речи,
как
словообразование возникает у детей не сразу, а в результате уже
накопившегося речевого опыта и постепенно развивается.
По мнению Т.В. Тумановой, выделяются три основных этапа, когда
детьми дошкольного возраста усваиваются навыки словообразования.
1
этап:
происходит
формирование
предпосылок
к
развитию
словообразования. Данный этап длится с 2,6 до 3,6-4 лет.
2 этап: происходит активное овладение словообразовательными навыками и
дошкольники демонстрируют перманентное словообразование. Этот этап
длится с 3,6-4 до 5,5-6 лет.
3 этап: дети усваивают нормы и правил словообразования, происходит
развитие самоконтроля и саморегуляции в процессе формирования слов.
Важным аспектом этого этапа является критическое отношение к речевой
деятельности и снижение интенсивности словообразования. Этот этап
длится, как правило, с 5 до 6 лет [8].
Гвоздев А. Н. выделяет периоды формирования грамматического строя
речи,
которые
напрямую
перекликаются
с
развитием навыков
словообразования : I период (от 1г. 3 мес. до 1г. 10 мес.) - состоит из
аморфных слов-корней, например, «ба»-собака, «би-би»-машина.
II период (от 1г. 10 мес. до 3 лет) – происходит усвоение грамматической
структуры
предложения,
ребёнок
замечает
связь
между словами в
предложении и начинает использовать в речи различные формы одного и
того же слова. III период (от 3 до 7 лет) – период дальнейшего усвоения
морфологической системы. Систематизируются грамматические формы по
типам склонений и спряжений, усваиваются многие единичные формы,
исключения. Словообразование как
и
любой
компонент
речевой
деятельности формируется последовательно и имеет свою иерархию [1].
Последовательность появления словообразовательных форм в детской
речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка. Поэтому
вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые,
хорошо дифференцируемые словообразовательные формы. Так, ребенок
овладевает,
прежде
всего,
уменьшительно-ласкательными
формами
существительных.
Значительно
позже
в
речи
появляются
названия
профессий людей, дифференциация глаголов с приставками и другие более
сложные по семантике формы [10].
Отмечается феномен словотворчества в речи детей дошкольного возраста,
когда дети в возрасте от двух с половиной до трех лет часто создают свои
собственные слова или изменяют существующие, чтобы выразить свои
мысли и чувства. Такое создание слов – это творческое самовыражение
ребенка и еще один способ развития языковых навыков [4].
Развитие словотворчества является ярким свидетельством активного
освоения ребенком грамматических структур. Это процесс, в ходе которого
ребенок учится использовать язык как реальный инструмент и применять его
на практике, чтобы полноценно понимать мир вокруг себя [12].
По мнению А.Г. Тамбовцевой, суть детского словотворчества заключается
в постепенном развитии внутренней способности ребенка легко и быстро
ориентироваться в новых словах, даже в тех случаях, когда ему необходимо
создавать собственные слова [7].
Упражнения на развитие навыков словообразования помогают ребёнку
обогатить словарный запас, развить свою речь, освоить нормы родного
языка и его грамматические правила. Важно не упустить возможность
работать над словообразованием в наиболее благоприятный для этого период
— в дошкольном возрасте.
Важность игровой формы занятий при работе над словообразованием
отмечает Ю. В. Исупова. Обучение она относит к основному средству
формирования словообразования. Обучение должно проводиться в игровой
форме с применением наглядности. Среди приёмов, использующихся на
занятии, можно отметить сравнение и подсказ. Ю. В. Исупова предлагает
календарно
-
перспективный
план
работы
по
развитию
навыков
словообразования средствами дидактических игр. Данная работа включает в
себя создание сюжета игровых ситуаций, основанных на предметных
картинках, что помогает стимулировать у детей словообразовательную
деятельность [2].
В сборнике работ под редакцией Г. Ф. Ушамирской говорится о том, что
обучение словообразованию организуется при помощи игр, дидактических в
том числе. Важно также проведение работы над смысловыми оттенками
слова, эта работа способствует осознанности употребления языковых средств
согласно контексту [6].
Также важно помогать детям учиться анализировать слова, распознавать
корни, приставки и окончания.
Своевременная работа над развитием словообразования необходима для
формирования интеллектуальных способностей, внимания, грамотного
письма, развития мышления. Это позволит улучшить навыки общения и
поведения детей в социуме, овладеть основами языка в целом.
Список использованных источников:
1.
Глухов В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. —
М. : ACT : Астрель, 2005. — 351 с.
2.
Исупова, Ю. В. Формирование навыков словообразования у детей среднего
дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений [Текст] / Ю. В.
Исупова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития:
материалы 5 Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 3
июля 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.] – Чебоксары : ЦНС «Интерактив
плюс», 2015 – №2 (5). – С. 199-205.
3.
Лалаева Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И.
Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Ростов н/Д: Феникс, СПб: Союз, 2016. – 224 с.].
4.
Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс,
2012. – 448 с.
5.
Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов : пособие для
учителя / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – М.: Просвещение, 2015. – 399 с.
6.
Специальная педагогика. Часть 2 Сборник студенческих работ [Текст] /отв.
редактор, доктор соц. наук, проф. Г. Ф. Ушамирская. – М. : Студенческая наука,
2012 – 2017 с.
7.
Тамбовцева А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного
возраста в детском саду : автореферат канд. дисс. / А.Г. Тамбовцева. – М., 2015. –
224 с.
8.
Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим
недоразвитием речи / Т.В. Туманова. – М.: 2014. – 142 с.
9.
Туманова Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников
с общим недоразвитием речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями
развития № 6. М., 2003. С.21- 74.
10. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с
общим недоразвитием речи // Дефектология № 4. М., 2001. С. 69.
11. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : метод.
пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова Е.М.
Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 288 с.
12. Черемухина Г.А. Детское словотворчество и синтаксическая теория
словообразования / Г.А. Черемухина, А.М. Шахнарович // Психолингвистические
проблемы общения и обучения языку. – 2015