"Основы безопасности жизнедеятельности у дошкольников"
Автор: Сидорова Туяра Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №28 "Кэнчээри" с.Танда Населённый пункт: РФ Республика Саха (Якутия) Усть-Алданский улус село Танда Наименование материала: конспект Тема: "Основы безопасности жизнедеятельности у дошкольников" Раздел: дошкольное образование
«Основы безопасности жизнедеятельности у дошкольников»
Важным направлением работы дошкольного образовательного учреждения традиционно
является поиск оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного
отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Решение данных задач
возможно лишь при условии консолидации усилий всех специалистов, интеграции
образовательных областей, на основе учета мотивов и потребностей участников образовательного
процесса.
Безопасность- возможный и ожидаемый эффект достижения социально приемлемого уровня
риска.
Культура безопасности - это способы разумной жизнедеятельности человека в области
обеспечения безопасности; результаты этой жизнедеятельности и степень развития личности и
общества в этой области.
Культура безопасности жизнедеятельности ребенка- это совокупность трех компонентов:
осознанного отношения к жизни и здоровью человека, знаний о безопасности жизнедеятельности
человека и умений оберегать, поддерживать свою жизнь и здоровье.
Личность безопасного типа - человек , ориентированный на добро и способный к продуктивной
деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья, защите окружающих
людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и
умений.
Культура безопасности - процесс сохранения и развития целей, идеалов, ценностей, норм и
традиций человека, семьи и общества; социальных институтов и сетей; обеспечения устойчивого
и конструктивного взаимодействия людей с защищенностью их от неприемлемых рисков, угроз,
опасностей и вызовов.
Социализация ребенка – процесс индивидуального развития, основанного на усвоении
социального и культурного опыта: норм, системы ценностей, знаний, моделей поведения и
общения.
Процесс приобщения ребенка к ценностям культуры безопасности является неотьемлемой
составляющей жизни каждого ребенка:
Дошкольники осваивают модели поведения, при этом образцами служат значимые для
ребенка взрослые;
В ходе общения со сверстниками и взрослыми людьми дети осознают, «что такое хорошо
и что такое плохо», усваивают определенную систему социальных ценностей, моральных
норм и правил поведения в обществе;
По мере расширения контактов с миром предметов и явлений дети осознают их качества,
назначение, ценность, потенциальную угрозу;
В процессе личностного становления ребенок постепенно обретает самостоятельность как
способность к автономному существованию и социальную активность как способность
создавать и поддерживать свои отношения со средой.
Путем проверки своих сил в реальных условиях жизни ребенок постепенно приводит к
пониманию границ своих возможностей.
Формирование системы знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения
и преодоления как составляющая работы по формированию целостной картины мира,
расширению кругозора детей. В ходе воспитания необходимо формировать опыт решения
конкретных проблем, компетенции безопасного поведения, определяющие способность и
готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-
значимых ситуациях. Физическая готовность к преодолению опасных ситуаций связана с
развитием силы, выносливости, гибкости, быстроты, точности движений. Готовность к
эстетическому восприятию и оценке действительности предполагает овладение
дошкольником системой эстетических ценностей, в том числе формирование чувств,
образов, опыта художественной деятельности, которые играют роль средств деятельности
при решении конкретных задач по обеспечению личной безопасности. Осуществление
основного этапа психологической подготовки к безопасному поведению в дошкольном
образовании связано со старшим дошкольным возрастом.
Исходя из этого в нашей работе мы ставим следующие задачи:
1.
Учить детей правильно реагировать в различных жизненных , в том числе опасных
и экстремальных ситуациях.
2.
Формировать у детей основные понятия об опасностях, выработке умений
прогнозировать их последствия, правильно оценивать свои возможности и
принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.
3.
Стимулировать развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за
свое поведение.
4.
Взаимодействовать с семьями по вопросам безопасности жизнедеятельности.
Основываясь на этом, в нашем детском саду разработан материал по воспитанию навыков
безопасного поведения дошкольников. Нами было разработано методическое пособие
«Сэрэхтээх буол». В пособии включены план работы по ОБЖ и конспекты занятий с детьми.
В работе включены такие темы, как: «Уоттан сэрэхтээх буол», «Тымныыга ер сылдьыма,
бэйэ5ин харыстан», «Туттар малтан сэрэхтээх буолуу», «Кухня оонньуур сир буолбатах»,
«Эмп- кэмпиэт буолбатах», «Дьиэ кыылыттан сэрэхтээх буолуу», «Суолтан сэрэхтээх буол».
Обобщающим материалом является рабочая тетрадь «Сэрэх хаьан хаалбат». Тетрадь
состоит из 13 заданий, ситуаций и ребусов.
Одним из вспомогательных материалов служит пособие по ПДД «Уулусса уерэ5э». Правила
дорожного движения представлены здесь в виде стихотворений.
Работа по формированию основ здорового образа жизни, развитию способности
адекватно реагировать в случае опасной для жизни и здоровья ситуации, обучению
способам самосохранения и выживания в экстремальных ситуациях состоит из трех этапов:
1-
Этап- понятийный .
Основная задача данного этапа- формирование представлений о составляющих
здоровья, о том, что полезно, что вредно для него. На занятиях, беседах формируются
у детей представления о строении человеческого организма, условиях для
нормального его функционирования. В играх закрепляются знания, полученные в
организованных видах деятельности. Для этого мы создали уголки «Советы доктора
Пилюлькина», «Зеленая аптека», «Уголки безопасности».
2-
ой этап – практический .
На данном этапе мы закрепляем знания детей по ОБЖ, совершенствуем практические
умения действовать в определенных ситуациях. Для этого проводим праздники:
«Чистюля», «Путешествия в страну здоровья», «Дни безопасности» с элементами основ
безопасности жизнедеятельности и другие. Данные мероприятия проводятся как
внутри возрастной группы, так и между группами.
3-ий этап- этап совместных дел.
Данный этап предполагает участие детей, а также их родителей. Основной нашей
задачей является вовлечение всех участников в мероприятие, закрепление социальных
позиций детей и взрослых.
Воспитание навыков безопасного поведения дошкольников мы осуществляем на
основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность,
наглядно- образное мышление и непосредственность восприятия.. Приоритет отдаем
индивидуальным и подгрупповым формам работы с детьми.
Данная работа ведется через :
- организационную деятельность детей- интегрированные занятия, экскурсии
- совместную деятельность взрослых и детей- драматизация сказок, беседы воспитателя,
наблюдения, чтение худ. Литератур.
- свободную самостоятельную деятельность детей - сюжетно- ролевые игры.
Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка невозможно решить только в рамках
детского сада. Поэтому обеспечиваем преемственность в вопросах воспитания
безопасного поведения детей между детским садом и семьей. В настоящее время
родители являются заинтересованными, активными помощниками в работе по данному
направлению.
Спасибо за внимание!!