Напоминание

"Основы безопасности жизнедеятельности у дошкольников"


Автор: Сидорова Туяра Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №28 "Кэнчээри" с.Танда
Населённый пункт: РФ Республика Саха (Якутия) Усть-Алданский улус село Танда
Наименование материала: конспект
Тема: "Основы безопасности жизнедеятельности у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Основы безопасности жизнедеятельности у дошкольников»
Важным направлением работы дошкольного образовательного учреждения традиционно является поиск оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Решение данных задач возможно лишь при условии консолидации усилий всех специалистов, интеграции образовательных областей, на основе учета мотивов и потребностей участников образовательного процесса.
Безопасность-
возможный и ожидаемый эффект достижения социально приемлемого уровня риска.
Культура безопасности
- это способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности; результаты этой жизнедеятельности и степень развития личности и общества в этой области.
Культура безопасности жизнедеятельности ребенка-
это совокупность трех компонентов: осознанного отношения к жизни и здоровью человека, знаний о безопасности жизнедеятельности человека и умений оберегать, поддерживать свою жизнь и здоровье.
Личность безопасного типа
- человек , ориентированный на добро и способный к продуктивной деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья, защите окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений.
Культура безопасности -
процесс сохранения и развития целей, идеалов, ценностей, норм и традиций человека, семьи и общества; социальных институтов и сетей; обеспечения устойчивого и конструктивного взаимодействия людей с защищенностью их от неприемлемых рисков, угроз, опасностей и вызовов.
Социализация ребенка
– процесс индивидуального развития, основанного на усвоении социального и культурного опыта: норм, системы ценностей, знаний, моделей поведения и общения. Процесс приобщения ребенка к ценностям культуры безопасности является неотьемлемой составляющей жизни каждого ребенка:  Дошкольники осваивают модели поведения, при этом образцами служат значимые для ребенка взрослые;  В ходе общения со сверстниками и взрослыми людьми дети осознают, «что такое хорошо и что такое плохо», усваивают определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе;  По мере расширения контактов с миром предметов и явлений дети осознают их качества, назначение, ценность, потенциальную угрозу;  В процессе личностного становления ребенок постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой.  Путем проверки своих сил в реальных условиях жизни ребенок постепенно приводит к пониманию границ своих возможностей.

Формирование системы знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения

и преодоления как составляющая работы по формированию целостной картины мира,
расширению кругозора детей. В ходе воспитания необходимо формировать опыт решения конкретных проблем, компетенции безопасного поведения, определяющие способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально- значимых ситуациях.
Физическая готовность к преодолению опасных ситуаций
связана с развитием силы, выносливости, гибкости, быстроты, точности движений.
Готовность к

эстетическому восприятию и оценке действительности
предполагает овладение дошкольником системой эстетических ценностей, в том числе формирование чувств, образов, опыта художественной деятельности, которые играют роль средств деятельности при решении конкретных задач по обеспечению личной безопасности. Осуществление основного
этапа психологической подготовки к безопасному поведению
в дошкольном образовании связано со старшим дошкольным возрастом. Исходя из этого в нашей работе мы ставим следующие задачи:
1.

Учить детей правильно реагировать в различных жизненных , в том числе опасных

и экстремальных ситуациях.

2.

Формировать у детей основные понятия об опасностях, выработке умений

прогнозировать их последствия, правильно оценивать свои возможности и

принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.

3.

Стимулировать развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за

свое поведение.

4.

Взаимодействовать с семьями по вопросам безопасности жизнедеятельности.
Основываясь на этом, в нашем детском саду разработан материал по воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников. Нами было разработано методическое пособие «Сэрэхтээх буол». В пособии включены план работы по ОБЖ и конспекты занятий с детьми. В работе включены такие темы, как: «Уоттан сэрэхтээх буол», «Тымныыга ер сылдьыма, бэйэ5ин харыстан», «Туттар малтан сэрэхтээх буолуу», «Кухня оонньуур сир буолбатах», «Эмп- кэмпиэт буолбатах», «Дьиэ кыылыттан сэрэхтээх буолуу», «Суолтан сэрэхтээх буол». Обобщающим материалом является рабочая тетрадь «Сэрэх хаьан хаалбат». Тетрадь состоит из 13 заданий, ситуаций и ребусов. Одним из вспомогательных материалов служит пособие по ПДД «Уулусса уерэ5э». Правила дорожного движения представлены здесь в виде стихотворений. Работа по формированию основ здорового образа жизни, развитию способности адекватно реагировать в случае опасной для жизни и здоровья ситуации, обучению способам самосохранения и выживания в экстремальных ситуациях состоит из трех этапов: 1-
Этап- понятийный
. Основная задача данного этапа- формирование представлений о составляющих здоровья, о том, что полезно, что вредно для него. На занятиях, беседах формируются у детей представления о строении человеческого организма, условиях для нормального его функционирования. В играх закрепляются знания, полученные в организованных видах деятельности. Для этого мы создали уголки «Советы доктора Пилюлькина», «Зеленая аптека», «Уголки безопасности». 2-
ой этап – практический
. На данном этапе мы закрепляем знания детей по ОБЖ, совершенствуем практические умения действовать в определенных ситуациях. Для этого проводим праздники: «Чистюля», «Путешествия в страну здоровья», «Дни безопасности» с элементами основ безопасности жизнедеятельности и другие. Данные мероприятия проводятся как внутри возрастной группы, так и между группами.
3-ий этап- этап совместных дел.

Данный этап предполагает участие детей, а также их родителей. Основной нашей задачей является вовлечение всех участников в мероприятие, закрепление социальных позиций детей и взрослых. Воспитание навыков безопасного поведения дошкольников мы осуществляем на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно- образное мышление и непосредственность восприятия.. Приоритет отдаем индивидуальным и подгрупповым формам работы с детьми.
Данная работа ведется через
: - организационную деятельность детей- интегрированные занятия, экскурсии - совместную деятельность взрослых и детей- драматизация сказок, беседы воспитателя, наблюдения, чтение худ. Литератур. - свободную самостоятельную деятельность детей - сюжетно- ролевые игры. Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому обеспечиваем преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей. В настоящее время родители являются заинтересованными, активными помощниками в работе по данному направлению. Спасибо за внимание!!


В раздел образования