Автор: Тимофеева Зинаида Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №31 с УИП ХЭП"
Населённый пункт: ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ-ЮГРА АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, НИЖНЕВАРТОВСК
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ И ПУТИ ИХ СОЗДАНИЯ НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Раздел: начальное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: "ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ И
ПУТИ ИХ СОЗДАНИЯ НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Введение
Создание проблемных ситуаций на уроке в начальной школе
является
важным
методическим
приемом,
позволяющим
активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их
творческое мышление и самостоятельность. Проблемная ситуация
побуждает детей к поиску решения, к применению имеющихся знаний
в новых условиях, к выдвижению гипотез и их проверке.
Цель: Познакомить учителей начальных классов с приемами
создания проблемных ситуаций на уроке.
Задачи:
Раскрыть
сущность
понятия
"проблемная
ситуация"
и
ее
значение в обучении младших школьников.
Рассмотреть основные способы создания проблемных ситуаций
на уроках в начальной школе.
Предложить
конкретные
примеры
проблемных
ситуаций
по
различным предметам начальной школы.
Основная часть
Понятие
"проблемная
ситуация"
и
ее
значение
в
обучении
младших
школьников
Проблемная
ситуация
-
это
ситуация,
при
которой учащийся не может решить возникшую задачу с помощью
имеющихся у него знаний и умений, что вызывает у него потребность
в
новых
знаниях.
Проблемная
ситуация
побуждает
учащихся
к
активному поиску способов решения, к применению ранее усвоенных
знаний в новых условиях.
Создание проблемных ситуаций на уроке в начальной школе
способствует:
развитию
познавательной
активности
и
самостоятельности
учащихся;
формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать,
делать выводы;
развитию творческого мышления;
повышению интереса к изучаемому материалу.
Основные способы создания проблемных ситуаций на уроках в
начальной
школе
Основными
способами
создания
проблемных
ситуаций являются:
столкновение
учащихся
с
противоречиями
в
изучаемом
материале;
создание ситуаций практического затруднения;
постановка проблемных вопросов и задач;
использование жизненных ситуаций.
Рассмотрим подробнее каждый из этих способов.
Примеры
проблемных
ситуаций
по
различным
предметам
начальной
школы
Математика:
Проблемная
ситуация:
"Как
найти
площадь
прямоугольника,
если
известны
его
длина
и
ширина?"
Русский язык: Проблемная ситуация: "Как правильно написать слово
"шкаф"
-
с
одной
или
двумя
буквами
"ф"?"
Окружающий
мир:
Проблемная ситуация: "Почему нельзя пить воду из лужи?"
Заключение
Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе
является
важным
методическим
приемом,
который
позволяет
активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их
творческое
мышление
и
самостоятельность.
Учителю
необходимо
овладеть различными способами создания проблемных ситуаций и
уметь применять их в соответствии с целями и содержанием урока.