Автор: Колбин Александр Александрович Должность: учитель физкультуры Учебное заведение: МБОУ "Мужевская СОШ им.Н.В.Архангельского" Населённый пункт: ЯНАО Шурышкарский район село Мужи Наименование материала: обобщение педагогического опыта Тема: Применение подвижных игр на уроках физкультуры Раздел: начальное образование
«Подвижные игры на уроках физической культуры в начальной школе, как основной метод
для реализации программы здоровьесбережения в рамках»
Изменения
в
сфере
образовательно-воспитательного
процесса
–
это
основной
этап
развития
образования,
который
отражает
социально-культурную
ситуацию ,
характеризующуюся множеством инновационных внедрений в образовательном процессе. В
этих условиях, особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения учащихся,
которая отражает новые подходы к здравотворческой деятельности и сохранению здоровья
подрастающего
поколения.
Здоровье
детей
в
любом
обществе
и
при
любых
социально-
экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом
первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный
и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями,
является чутким барометром социально-экономического развития страны.
В этой связи следует отметить, что Закон Российской Федерации «Об образовании»,
программы
модернизации
образования
определяют
в
качестве
решающего
условия
успешности
преобразований
создание
двух
главных
социальных
ориентира
-
развитие
образовательных
систем,
обеспечение
высокого
качества
образования
и
сохранения
и
укрепления состояния здоровья учащихся и педагогов, работающих в режиме инновационных,
экспериментальных технологий, концепций.
В
рамках
этих
преобразований
формулируются
задачи
создания
на
всех
уровнях
управления, обеспечивающего развитие образовательных систем без ущерба для здоровья
обучаемых, ориентированные на состояние здоровья учащихся и педагогов.
Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательной работе учителя физической
культуры будут реализованы наиболее эффективно, если:
личностный
подход
будет
рассматриваться
как
основной,
приоритетный
(доминирующий) компонент в стратегии учебно-воспитательной здоровьесберегающей
деятельности учителя физической культуры;
в процессе работы учителя физической культуры будет моделироваться специфическая
система
способов
(структурно-динамическая
модель)
реализации
личностно-
ориентированной здоровьесберегающей педагогической технологии;
личностно-ориентированный
образовательный
процесс
будет
проектироваться
учителем
физической
культуры
на
основе
диагностики
здоровья
учащихся
и
собственной
профессиональной
готовности
к
реализации
здоровьесберегающих
личностно-ориентированных технологий.
Данные
условия
состоят
в
том,
чтобы
придать
учебному
процессу
характер
здоровьесбережения, изменить его организационные формы, опираясь на базовый комплекс
технологий личностно-ориентированного образования.
И один из методов реализации применения здоровьесберегающих технологий в рамках ФГОС
– это использование подвижных игр на уроках физической культуры в начальной школе.
Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка.
Благодаря им, обычное становится необычным, а поэтому особенно привлекательным. В игре
используются
естественные
движения,
большей
частью
в
ненавязчивой
развлекательной
форме. Игра – спутник ребенка, и она отвечает законам, заложенным в них самой природой, –
неуемной потребности в движении.
Главный признак подвижных игр – наличие активных двигательных действий, благодаря
чему они являются признанным средством и методом физического воспитания и развития.
Использование
подвижных
игр
позволяет
развивать
не
только
физические,
но
и
интеллектуальные
качества:
наблюдательность,
память,
логическое
мышление,
сообразительность. В играх, имеющих сюжетную форму, есть простор для воображения и
артистизма, элементов танца и пения. К тому же игры могут проводиться под музыкальное
сопровождение. Всё это формирует эстетическое мировосприятие. Увлекаясь игрой, дети
очень ярко проявляют черты характера и другие индивидуальные особенности.
При
организации
подвижных
игр
необходимо
тщательно
следить
за
санитарно-
гигиеническими условиями проводимых занятий, в частности за чистотой спортивного зала и
температурой воздуха.
Если на уроке решается задача развития силы, то в его программу очень выгодно
включать вспомогательные и подводящие игры, связанные с кратковременными скоростно-
силовыми
напряжениями
и
самыми
разнообразными
формами
преодоления
мышечного
сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним.
Основные содержательные компоненты таких игр включают различные перетягивания,
сталкивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы, тяжелой атлетики и т.д. Весьма
эффективными для решения данной задачи оказываются также упражнения с доступными
отягощениями – наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег, прыжки
с посильным для учащихся грузом. Сюда же следует отнести метания различных предметов на
дальность.
Для
развития
быстроты
следует
подбирать
игры,
требующие
мгновенных
ответных
реакций
на
зрительные,
звуковые
или
тактильные
сигналы
и
включающие
физические
упражнения
с
периодическими
ускорениями,
внезапными
остановками,
стремительными
рывками, бегом на короткие дистанции и другими двигательными действиями, направленными
на сознательное и целеустремленное опережение соперника.
Для развития ловкости применяют игры, требующие проявления точной координации
движений и быстрого согласования своих действий с действиями партнеров по команде,
определенной физической сноровки.
Для развития выносливости надо использовать игры, связанные с заведомо большой
затратой
сил
и
энергии,
с
частыми
повторениями
упражнений
или
с
продолжительной
непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами игры.
Подвижные игры лучше всего применять в тесной взаимосвязи с другими средствами
физического
воспитания
путем
комплексного
использования
с
общеразвивающими,
подводящими и специальными упражнениями. При планировании нужно учитывать общую
нагрузку урока и определять цель, время и место среди других используемых упражнений и
учебных заданий. Уровень ее трудности и продолжительность должны быть доступными для
занимающихся и возрастать плавно и постепенно.
При проведении игр серьезное внимание необходимо уделять строгому соблюдению
общепринятых норм и правил техники безопасности как самих играющих, так и зрителей.
Подвижные игры на уроках физической культуры для развития ловкости, быстроты и
силы.
Молекулы
Цель: развитие быстроты, ловкости и внимания.
Организация: дети в хаотичном порядке передвигаются по спортивному зал, ведущий громко
выкрикивает любое число от 1 до 10, в зависимости от количества детей, например 4, в этот
момент дети должны сгруппироваться по 4 человека
Гонка мячей по кругу приставными шагами.
Цель: развитие быстроты, ловкости и внимания. Используется в качестве вспомогательного
упражнения для обучения ведению и передачам мяча в баскетболе.
Организация: класс делится на две команды, которые выстраиваются в шеренги друг напротив
друга на лицевых линиях баскетбольной площадки. В 2 м перед каждой шеренгой мелом
очерчивают круг диаметром 6 м. Первые номера получают баскетбольный мяч.
Проведение: по сигналу первые номера начинают ведение мяча приставными шагами по
кругу, совершая первый виток правым боком вперед, а второй – левым боком, после чего
передают мяч вторым номерам и отходят в сторону. Побеждает команда, которая выполнит
задание первой.
Передача мяча через препятствия
Перехват мяча .
Цель: развитие быстроты, ловкости и оперативного мышления. Используется в качестве
вспомогательного упражнения для обучения ловле и передачам мяча в баскетболе.
Организация: участники игры получают мяч и выстраиваются в круг. Выбирается перехватчик
мяча, который выходит в центр круга.
Проведение: по сигналу игроки начинают выполнять передачи мяча, а перехватчик, бегая в
круге, старается перехватить его в полете, на полу или вырвать из рук участников. Овладев
мячом, он встает на место игрока, потерявшего мяч. Побеждают игроки, не совершившие ни
одной ошибки в ловле и передачах мяча.
Броски в корзину с места.
Цель: развитие ловкости, внимания и меткости. Используется в качестве вспомогательного
упражнения для обучения броскам в корзину в баскетболе.
Организация: класс делится на две команды. Участники команд занимают свою половину
баскетбольной площадки и выстраиваются в колонну по одному за линией штрафного броска.
У первых номеров – по мячу.
Проведение: по сигналу капитаны выполняют бросок в кольцо, затем бегут к щиту, подбирают
мяч и осуществляют передачу вторым номерам, а сами возвращаются и встают в конец
колонны. Побеждает команда, игроки которой за установленное время забросят в корзину
больше мячей.
Эстафета волейбольных передач.
Ц е л ь : развитие
быстроты,
точности
движений,
внимания.
Используется
в
качестве
подводящего упражнения для обучения передачам мяча в волейболе.
Организация: класс делится на две команды. Участники каждой команды выстраиваются на
своей половине волейбольной площадки в две встречные колонны по разные стороны сетки за
линиями нападения. Капитаны получают мяч.
Проведение: по сигналу капитаны осуществляют передачу мяча двумя руками сверху через
сетку
направляющему
противоположной
колонны
своей
команды
и
бегут
в
конец
своей
колонны. Тот, кому адресован мяч, тем же способом посылает его через сетку следующему
игроку, и т.д. Выигрывает команда, которая закончит эстафету первой.