Напоминание

Развитие полифонического слуха учащихся младших классов в классе баяна


Автор: Фахретдинова Гульназ Радиковна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО г. Нижневартовска "Детская школа искусств № 3"
Населённый пункт: г. Нижневартовска
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие полифонического слуха учащихся младших классов в классе баяна
Раздел: дополнительное образование





Назад





Развитие полифонического слуха у обучающихся младших классов в

классе баяна.
В репертуаре баянистов – аккордеонистов на начальном этапе обучения, как известно, большое внимание уделяется такой форме музыкального произведения, как – мелодия с аккомпанементом. В сочинениях гомофонно – гармонического склада ведущая роль принадлежит мелодии. Сопровождение же дополняет образ, воспроизводимый мелодией. Со второго класса репертуар учащегося заметно расширяется: необходимо изучение пьес с полифоническим изложением, а также обработки различных народных песен и танцев в более развернутом исполнении. Чтобы подготовить ученика к игре пьес полифонического склада, необходимо начинать с самых простых маленьких пьес различного характера и жанра. Так, очень ярким примером для развития полифонического слуха являются обработки народных песен. Они способствуют лучшему вслушиванию ученика в голосоведении, вызывают яркую эмоциональную реакцию на музыку. При работе над полифонией важно добиться, чтобы ученик реально услышал сочетание двух голосов. С этой целью полезно сыграть ему первые изучаемые образцы полифонии, попеть и поиграть их вместе с учеником (один голос исполняет ученик, другой – педагог). Для более доступного понимания полифонии в работе с учащимися на начальном этапе, важно обращаться к произведениям с ярким образным содержанием, а также использовать программные сочинения, в которых каждый голос имеет свою образную характеристику. Итак, цель данных уроков – познакомить ученика с основными видами полифонии, научить слышать и вести каждый голос полифонического произведения в отдельности и всю совокупность голосов в их взаимосвязи. Значение отдельных голосов различно в произведениях подголосочного, контрастного и имитационного видов полифонии. В основе подголосочного вида полифонии, свойственного в первую очередь многоголосной русской песне, лежит развитие главного голоса (в песне – напева). Остальные голоса, возникающие обычно как его ответвления, обладают большей или меньшей самостоятельностью. Иногда они лишь повторяют с небольшими изменениями основную мелодию, развиваясь параллельно с ней. В других случаях подголосок больше отличается от главного образа сближаясь с ним лишь в общих контурах развития ( в кульминационных звуках, в кадансах). И в том и в другом случае подголоски способствуют увеличению общей распевности мелодического развития
Примером для изученияподголосочного вида полифонии можно использовать такие пьесы, как р.н.п. «Ах ты, зимушка – зима» и «Смелый мальчик»Д.Тюрк. Две, совершенно разные пьесы по характеру и жанру. Важным элементом полифонии является имитация (от латинского « imitatio» – подражание), т.е. повторение темы, мелодического оборота в каком – либо голосе непосредственно вслед за предыдущим. Существуют различные виды имитаций. Наиболее распространенный среди них – простая имитация, в которой ни мелодический рисунок, ни ритм не подвергаются изменениям. В качестве примера можно изучить пьесу «Трубач и эхо» Д. Кабалевского. Особый вид имитации – это канон (от греч. «правило», «норма»). Еще одна форма многоголосной музыки, основанная на имитации, при которой второй голос повторяет мелодию первого голоса с «опозданием». Например, в пьесе «Сон, приди» - второй голос «опаздывает» на два такта. На примере весёлой песенки «Кукушка и осел» И.Кетшау можно рассмотреть ещё один элемент полифонической музыки, как бас остинато. Итальянское слово«остинато» означает «упрямый, упорный». Это особый прием, при котором многократно повторяется один и тот же мелодический оборот или ритмическая фигура. С его помощью можно передать состояние тревожного ожидания, обрисовать комическую ситуацию, и т.д. С контрастным голосоведением ученик соприкасается главным образом при изучении полифонических произведений И.С. Баха. Можно взять в качестве примера «Менуэт» И.Кригера. В этом произведении ученик легко слышит голосоведение благодаря тому, что ведущий верхний голос интонационно пластичен и певуч, а нижний же более самостоятелен по мелодико – ритмическому рисунку. Ясность членения коротких фраз помогает ощущению мелодического дыхания в каждом из голосов. Ка и обычно, в контрастной полифонии нижний голос выходит на первый план в местах остановок верхнего. Ученику легче понять содержание «Менуэта» и имеющиеся в нем полифонические задачи, исходя из характера танца. Возникшие художественные представления должны направить и определить собой всю работу над изучением пьесы: Подсказать требуемый звук, фразировку, ритмику. Работа над «Менуэтом» полезна не только для ознакомления с контрастной полифонией, она вводит в область старинной танцевальной музыки, воспитывает ритмическую гибкость. Таким образом, музыкальное развитие ученика предполагает воспитание способности слышать и воспринимать как отдельные элементы музыкальной
ткани, т.е.
горизонталь
, так и единое целое –
вертикаль.
В этом смысле большое воспитательное значение придается полифонической музыке. Переход от одноголосных мелодий к двухголосным должен осуществляться с исключительной постепенностью, при достаточно прочном закреплении пройденного материала. Как известно, изучение полифонических произведений является отличной школой слуховой и звуковой подготовки ученика к исполнению произведений любых жанров. Используемая литература: 1. А. Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано. 2. Б. Милич. Воспитание ученика – пианиста. 3-4 классы. 3. Г. Бойцова. Юный аккордеонист. Ч.-2. 4. Сборник статей. Баян и баянисты. В – 6. 5. Энциклопедический словарь юного музыканта.


В раздел образования