Развитие полифонического слуха учащихся младших классов в классе баяна
Автор: Фахретдинова Гульназ Радиковна Должность: преподаватель Учебное заведение: МАУ ДО г. Нижневартовска "Детская школа искусств № 3" Населённый пункт: г. Нижневартовска Наименование материала: Статья Тема: Развитие полифонического слуха учащихся младших классов в классе баяна Раздел: дополнительное образование
Развитие полифонического слуха у обучающихся младших классов в
классе баяна.
В репертуаре баянистов – аккордеонистов на начальном этапе обучения, как
известно,
большое
внимание
уделяется
такой
форме
музыкального
произведения, как – мелодия с аккомпанементом. В сочинениях гомофонно –
гармонического склада ведущая роль принадлежит мелодии. Сопровождение
же дополняет образ, воспроизводимый мелодией.
Со второго класса репертуар учащегося заметно расширяется: необходимо
изучение пьес с полифоническим изложением, а также обработки различных
народных песен и танцев в более развернутом исполнении.
Чтобы подготовить ученика к игре пьес полифонического склада, необходимо
начинать с самых простых маленьких пьес различного характера и жанра.
Так, очень ярким примером для развития полифонического слуха являются
обработки
народных
песен.
Они
способствуют
лучшему
вслушиванию
ученика
в
голосоведении,
вызывают
яркую
эмоциональную
реакцию
на
музыку.
При работе над полифонией важно добиться, чтобы ученик реально услышал
сочетание
двух
голосов.
С
этой
целью
полезно
сыграть
ему
первые
изучаемые образцы полифонии, попеть и поиграть их вместе с учеником
(один голос исполняет ученик, другой – педагог).
Для
более
доступного
понимания
полифонии
в
работе
с
учащимися
на
начальном этапе, важно обращаться к произведениям с ярким образным
содержанием,
а
также
использовать
программные
сочинения,
в
которых
каждый голос имеет свою образную характеристику.
Итак,
цель
данных
уроков
–
познакомить
ученика
с
основными
видами
полифонии,
научить
слышать
и
вести
каждый
голос
полифонического
произведения в отдельности и всю совокупность голосов в их взаимосвязи.
Значение
отдельных
голосов
различно
в
произведениях
подголосочного,
контрастного и имитационного видов полифонии.
В основе подголосочного вида полифонии, свойственного в первую очередь
многоголосной русской песне, лежит развитие главного голоса (в песне –
напева).
Остальные
голоса,
возникающие
обычно
как
его
ответвления,
обладают
большей
или
меньшей
самостоятельностью.
Иногда
они
лишь
повторяют
с
небольшими
изменениями
основную
мелодию,
развиваясь
параллельно
с
ней.
В
других
случаях
подголосок
больше
отличается
от
главного образа сближаясь с ним лишь в общих контурах развития ( в
кульминационных звуках, в кадансах). И в том и в другом случае подголоски
способствуют увеличению общей распевности мелодического развития
Примером для изученияподголосочного вида полифонии можно использовать
такие
пьесы,
как
р.н.п.
«Ах
ты,
зимушка
–
зима»
и
«Смелый
мальчик»Д.Тюрк. Две, совершенно разные пьесы по характеру и жанру.
Важным элементом полифонии является имитация (от латинского « imitatio»
– подражание), т.е. повторение темы, мелодического оборота в каком – либо
голосе непосредственно вслед за предыдущим. Существуют различные виды
имитаций. Наиболее распространенный среди них – простая имитация, в
которой ни мелодический рисунок, ни ритм не подвергаются изменениям.
В качестве примера можно изучить пьесу «Трубач и эхо» Д. Кабалевского.
Особый вид имитации – это канон (от греч. «правило», «норма»). Еще одна
форма многоголосной музыки, основанная на имитации, при которой второй
голос повторяет мелодию первого голоса с «опозданием». Например, в пьесе
«Сон, приди» - второй голос «опаздывает» на два такта.
На примере весёлой песенки «Кукушка и осел» И.Кетшау можно рассмотреть
ещё один элемент полифонической музыки, как бас остинато. Итальянское
слово«остинато»
означает
«упрямый,
упорный».
Это
особый
прием,
при
котором многократно повторяется один и тот же мелодический оборот или
ритмическая фигура. С его помощью можно передать состояние тревожного
ожидания, обрисовать комическую ситуацию, и т.д.
С контрастным голосоведением ученик соприкасается главным образом при
изучении полифонических произведений И.С. Баха. Можно взять в качестве
примера «Менуэт» И.Кригера. В этом произведении ученик легко слышит
голосоведение благодаря тому, что ведущий верхний голос интонационно
пластичен
и
певуч,
а
нижний
же
более
самостоятелен
по
мелодико
–
ритмическому рисунку.
Ясность
членения
коротких
фраз
помогает
ощущению
мелодического
дыхания в каждом из голосов.
Ка и обычно, в контрастной полифонии нижний голос выходит на первый
план
в
местах
остановок
верхнего.
Ученику
легче
понять
содержание
«Менуэта» и имеющиеся в нем полифонические задачи, исходя из характера
танца.
Возникшие
художественные
представления
должны
направить
и
определить собой всю работу над изучением пьесы: Подсказать требуемый
звук, фразировку, ритмику.
Работа над «Менуэтом» полезна не только для ознакомления с контрастной
полифонией,
она
вводит
в
область
старинной
танцевальной
музыки,
воспитывает ритмическую гибкость.
Таким
образом,
музыкальное
развитие
ученика
предполагает
воспитание
способности слышать и воспринимать как отдельные элементы музыкальной
ткани,
т.е. горизонталь , так и единое целое – вертикаль. В этом смысле
большое воспитательное значение придается полифонической музыке.
Переход от одноголосных мелодий к двухголосным должен осуществляться с
исключительной
постепенностью,
при
достаточно
прочном
закреплении
пройденного материала.
Как известно, изучение полифонических произведений является отличной
школой слуховой и звуковой подготовки ученика к исполнению произведений
любых жанров.
Используемая литература:
1. А. Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано.
2. Б. Милич. Воспитание ученика – пианиста. 3-4 классы.
3. Г. Бойцова. Юный аккордеонист. Ч.-2.
4. Сборник статей. Баян и баянисты. В – 6.
5. Энциклопедический словарь юного музыканта.