Напоминание

"Нейроигры в речевом развитии дошкольников"


Автор: Угольникова Елена Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Радость" детский сад № 34
Населённый пункт: Нижний Тагил
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Нейроигры в речевом развитии дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад "Радость"

комбинированного вида структурное подразделение -

детский сад №34

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

"НЕЙРОИГРЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Учитель-логопед: Угольникова Е.Г.

2023-2024

Тип проекта: долгосрочный.

Участники: дети 5-6 лет.

Срок реализации: 2023-2024г.г.

Методы и приемы работы: комплекты нейроигр, дары Фребеля,

пальчиковые игры.

Актуальность.

В настоящее время количество школьников, которые

испытывают трудности в обучении, неуклонно растёт. Причин этому может

быть несколько (физические, социальные), однако бывает и так, что ребенок

окружен вниманием и заботой с самого рождения, растет в благоприятной

среде,

которая

целенаправленно

занимается

его

развитием,

но

при

поступлении в школу этот ребенок почему-то оказывается неуспешным. А

может быть и так, что ребенок имеет отличные успехи в школе, но

хорошая

успеваемость дается ему ценой постоянных головных болей, проблем с

желудочно-кишечным трактом или различных невротических проявлений.

Один ребёнок начинает говорить в год, а в четыре — уже читать. А другой,

учась в школе, порой уже не в первом классе, с трудом усваивает слоговое

чтение, неуверенно узнаёт или вообще путает буквы. У одних детей

абсолютная грамотность, а другие, вызубрив наизусть все правила, делают по

несколько ошибок в каждой строчке. И такие проблемы возникают не только

у детей с тем или иным диагнозом, но и у абсолютно здоровых детишек.

Чаще всего школьники испытывают трудности с русским языком, чтением и

математикой.

Одной из причин школьной неуспеваемости является высокий объем

требований, который предъявляет к ребенку современная школа.

Школьные

программы усложняются из года в год, не всегда ориентируясь на возрастные

и психические особенности ребёнка.

Другой причиной трудностей обучения могут быть различные

недоформирования отделов головного мозга. И это не значит, что с ребёнком

что-то не так. Ребёнок может быть абсолютно здоровым физически и

умственно, но его мозг, который ещё развивается, не справляется со

школьной нагрузкой. Именно нарушения межполушарного взаимодействия

являются одной из причин нарушения внимания, проблем с координацией,

недостатка развития общей и мелкой моторики, нарушения речи и, как

следствия, чтения и письма.

В связи с выше изложенным, считаю, что проектная деятельность,

направленная на развитие у детей межполушарных связей будет особенно

актуальна и полезна детям предшкольного возраста.

Межполушарное взаимодействие - это особый механизм объединения

левого и правого полушария в единую целостно работающую систему.

Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе

которых

задействованы

оба

полушария

мозга.

Одним

из

вариантов

межполушарного

взаимодействия

является

работа

двумя

руками

одновременно,

в

процессе

чего

активизируются

оба

полушария,

и

формируется сразу несколько навыков. Нейроигры можно представить как

набор физических упражнений, объединение движения и мысли.

Это

различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через

тело воздействовать на мозговые структуры.

Развитие межполушарных связей посредством нейроигр улучшает

концентрацию внимания, улучшает координацию, способствует развитию

общей и мелкой моторики.

Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не

бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное

состояние и потребность любого ребенка.

Цель проекта: развитие важных психических функций и активизация

речевой деятельности детей.

Задачи:

• развитие концентрации и внимания, координации;

• развитие

памяти,

мелкой

и

общей

моторики,

умения

ориентироваться в пространстве;

• работа над гармоничным взаимодействием полушарий;

• активизация речи;

• работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания.

Ожидаемые результаты:

• Снижение тревожности, дети станут спокойнее и увереннее.

• Повышение мотивация к обучению.

• Развитие устной речи.

• Формирование логического мышления.

• Улучшение коммуникативных навыков.

Принципы работы:

1. Коррекционный — преодоление неуспеваемости, устранение дефектов за

счёт корректировки и развития тех или иных психических функций.

2.

Эмоционально-реабилитационный

восстановление

уверенности

ребёнка в своих возможностях, повышение учебной мотивации, создание

ситуации успеха.

3. Стимулирующий — побуждение к разнообразным видам деятельности.

Реализация проекта.

Подготовительный этап: изучение методических материалы по теме

«Нейропсихология», «нейроигры». Выбор перечня нейроигр и упражнений.

Внедрение игр в педагогическую работу.

Обогащение предметно-развивающей среды происходит в течение

всего периода реализации проекта.

Продолжительность игр

– 5 минут во время занятия. Их можно включать

в организационную деятельность как разминку, переключение

одного вида

деятельности на другой, использовать как организационный момент перед

различными занятиями.

Примеры игровой деятельности:

1. "Коза. Заяц. Вилка".

Подобные кинезеологические упражнения легко

сочетать с речевой деятельностью: потешками, стихами, загадками.

Позиция "Заяц": указательный и средний палец подняты вверх, безымянный

и мизинец прижать к ладони большим пальцем.

Можно сочетать со стихами:

Зайка по лесу скакал,

Зайка корм себе искал,

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки.

Позиция "Коза": указательный палец и мизинец выпрямить, средний и

безымянный - прижать к ладони при помощи большого пальца.

У козы торчат рога

Может забодать она.

Позиция "Вилка": указательный, средний и безымянный пальцы выпрямить, мизинец

прижать большим пальцем к ладони.

Зубы есть, да не умею есть,

Но кусочек наколю

И тебя я угощу.

На все три упражнения:

Зайчик козочку научит,

Что лапшу есть вилкой лучше!

...

На лужайке, на лужайке

Увидала коза зайку

Завела она беседу,

Где купить вилку к обеду.

...

Шарик наш с тобой катился,

В лапке к зайке примостился.

Мимо мекала коза,

Заяц увидал рога,

И наш мячик потерял,

Что есть мочи побежал.

Шарик дальше покатился,

В двери дома закатился.

В нем гремели вилки, ложки

Чашки, кружки, поварешки.

Упражнение можно выполнять, просто называя команды или проходя

наглядные дорожки:

КОЗА - ЗАЯЦ- ВИЛКА

КОЗА - КОЗА

ЗАЯЦ - ЗАЯЦ

КОЗА - КОЗА

ВИЛКА - ВИЛКА

КОЗА - ЗАЯЦ

КОЗА - ВИЛКА

КОЗА - ЗАЯЦ - ВИЛКА

2. "Зайчик - кольцо".

Позиция "Заяц": указательный и средний палец подняты вверх, безымянный

и мизинец прижать к ладони большим пальцем.

Позиция "Кольцо": большой и указательный пальцы соеденены в кольцо,

остальные - разведены в стороны.

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашел колечко,

А колечко непростое,

Блестит, словно золотое.

3. "Лошадка - ёжик".

Позиция "Лошадка": Правая ладонь на ребре от себя, большой палец кверху.

Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками

гриву.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Позиция "Ёжик": Ладони прижаты друг к другу, пальцы на одной

рукепривыпрямить вверх.

Я- колючий, серый еж,

Длинные иголки,

Но тебя не уколю,

А иголки уберу.

А когда придёт лиса,

Покажу я их тогда.

На лужайке еж топтался,

Он искал в траве грибы,

Но навстречу конь попался,

Встал от встречи на дыбы.

Ежик лишь коня понюхал,

Что есть мочи побежал,

И лошадка поскакала,

Чтоб еж иглы не вонзал.

4. "Ножницы, собака, лошадка".

Позиция "Ножницы": ладонь на ребро, мизинец и безымянный палец согнуть,

прижав к ладони большим указательным пальцем. Указательный и средний

пальцы рассоединить.

Мы ножницы портняжные

Блестящие и важные!

Ты не играйся с нами,

Мы с острыми ножами.

Позиция "Собака": ладонь поставить на ребро, пальцы сомкнуть, мизинец

отвести вниз. Большой палец выпрямить и поднять вверх.

Шавка

Очень громко лает,

Шавка

Очень твердо знает:

Тот, кто громче

Скажет "гав",

Тот всегда

И будет прав!

Позиция "Лошадка": Правая ладонь на ребре от себя, большой палец кверху.

Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками

гриву.

Страшно маленькой лошадке:

Через речку мостик — шаткий.

Цок да цок, ещё шажок —

Вот желанный бережок.

5. "Гусь, курица, петух".

Позиция "Гусь": Ладонь согнуть под прямым углом, пальцы вытянуть и

прижать друг к другу. Указательный палец сомкнуть и прижать к

большому.

Возле дома тёти Дуси,

Нагулявшись у пруда,

Важно шествовали гуси —

Белоснежная орда.

Позиция "Курочка": Ладонь немного согнуть. Указательный палец упереть в

большой.

Остальные

полусогнутые

пальцы

примыкают

веером

к

указательному.

Курица-красавица

У меня жила.

Ах, какая умная

Курица была!

Позиция "Петух": Ладонь поднять вертикально. Указательный палец

опереть о большой. Остальные пальцы подняты вверх.

Петушок стоит на бочке

В яркой вышитой сорочке.

Смотрит в бочку он с водою

И любуется собою.

6. "Сарай, дом с трубой, пароход".

Позиция "Сарай": пальцы рук соединить под наклоном. Большие пальцы

прижаты к ладоням.

Мы с дедом красили сарай,

Мы встали с ним чуть свет.

— Сначала стену вытирай, —

Учил меня мой дед.

Позиция "Дом с трубой": пальцы рук соединить под наклоном. Большие

пальцы соединить. Указательный палец одной руки выпряить - "труба".

Дали Мурочке тетрадь,

Стала Мура рисовать.

«Это — козочка рогатая.

И лошадка мохнатая.

Это — дядя с бородой.

Ну а это — дом с трубой.

Позиция "Пароход": обе ладони соединены"ковшиком". Большие пальцы рук

подняты вверх - "труба".

Глядит на море

Пристально встречающий народ:

К своей родимой пристани

Подходит пароход.

7. "Флажок, рыбка, лодочка".

Позиция "Флажок": Ладонь поставить на ребро. Большой палец вытянуть

вперед.

Горит на солнышке флажок,

Как будто я огонь зажег.

РЫБКА

Позиция

"Рыбка":

Пальцы

вытянуты

и

прижаты

друг

к

другу.

Указательный палец опирается на большой.

Проплывала рыбка

В море, в глубине.

Видит: чья-то трубка

На песчаном дне.

Оглядела трубку

С четырёх сторон

И решила рыбка:

«Это - телефон.

Позиция "Лодочка":Обе ладони соединены и поставлены ковшиком.

Что за чудо-лодочка по реке плывёт?

Скоро повстречается ей водоворот!

Только нашей лодочке он не страшен, нет!

Лодка моя, лодочка, шлю тебе привет!

8. "Кулак, ладонь, ребро".

Позиции: ладонь сжата в кулак - ладонь лежит ребром на плоскости стола

-ладонь лежит на столе.

Можно использовать вырезные фигуры: круг - кулак, квадрат - ладонь,

прямоугольник - ребро.

9. "Фонарики".

Мне не скучно без огня —

Есть фонарик у меня.

На него посмотришь днём —

Ничего не видно в нём,

А посмотришь вечерком —

Он с зелёным огоньком.

Это в баночке с травой

Светлячок сидит живой.

...

10. "Лезгинка".

Позиция "Лезгинка":левая рука сложена в кулак, большой палец оставлен в

сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в

горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого

одновременно происходит смена правой и левой руки 6-8 раз.

11. "Колечко, цепочка".

"Кольцо"

Позиция "Кольцо": большой и указательный пальцы соеденены в кольцо,

остальные - разведены в стороны.

Покатилось, покатилось Олино колечко,

Покатилось, покатилось С нашего крылечка,

Покатилось колесом,

Притаилось за кустом.

"Цепочка"

Позиция "Цепочка": одна рука - положение "кольцо", вторая - с помощью

большого пальца петляет "кольцо".

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем, иночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

12. "Замок, дом, ёжик".

"Замок"

Позиция "Замок": ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Повертели, покрутили,

Постучали и открыли.

"Дом"

Позиция "Дом":пальцы рук соединить под углом. Большие пальцы соединить.

Я Дом Нарисую

Многоэтажный.

Конечно, он будет

Немного бумажный.

Конечно, он будет

Не очень кирпичный,

Зато – белостенный,

Зато – симпатичный.

Позиция "Ёжик": Ладони прижаты друг к другу, пальцы на одной

рукепривыпрямить вверх.

Я- колючий, серый еж,

Длинные иголки,

Но тебя не уколю,

А иголки уберу.

А когда придёт лиса,

Покажу я их тогда.

13. "Ухо -нос".

Позиции

рук:

Левая

рука

берется

за

кончик

носа,

правая

-

за

противоположное ухо. Затем руки опускаются. Можно хлопнуть в ладоши.

Меняем положение рук с точностью до наоборот.

14. "Змейка - замок".

"ЗМЕЙКА"

Позиция "Змейка: скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в

замок, вывернуть руки к себе.

Змея шипит, шипит, шипит.

Полгода учит алфавит.

Позиция "Замок": ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Повертели, покрутили,

Постучали и открыли.

15. "Слоник".

Позиция "Слоник": правая рука встает на выпрямленную левую ладонь,

указательный и безымянный пальцы - передние ноги слона. Большой и

мизинец - задние ноги. Вытянутый средний палец -хобот.

Настоящий серый слон

Мне шлет пламенный поклон.

16. "Колокольчик, стульчик".

"Колокольчик"

Позиция "Колокольчик": тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы

обеих рук скрещены, средний палец правой руки опущен вниз, ребенок им

свободно вращает.

Колокольчик всё звенит,

Язычком он шевелит.

"Стульчик"

Позиция "Стульчик": Левая ладонь выпрямлена вертикально вверх. К её

нижней части приставляется кулачок.

Ножки, спинка и сиденье -

Вот вам стул на удивленье.

17. "Корзинка".

Позиция "Корзинка": ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки

разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами

образуются зазоры. большие пальчики образуют "ручку".

В лес корзинку я беру

И грибы в нее кладу.

НЕЙРОИГРЫ с опорой на символику:

1. "Крестики".

На карточке изображено поле, поделенное крестиком на четыре части. Выше

изображена схема: цвет - точка. Слева изображен алгоритм отбивания

кулачками заданной схемы. Точка - это кулачок. Ребенок при выполнении

задания ориентируется на заданную схему, то есть цвет и расположение

точки на поле.

2. "Звездочки".

ывафываолыв

ННаывапываываываыывааыавываывапавы

На карточке изображены ладони, каждый палец обозначен определенным

цветом. Ниже расположены дорожки со звездочками.В центре каждой

дорожки - большая звезда, состоящая из двух цветов.Эта звезда является

ориентиром для прохождения дорожки. Например, звезда поделена на

красный и синий цвет. Ребенок должен найти слева красную звезду, а справа

- синию и коснуться их соответствующими по цвету пальчиками.

3."Следочки".

Вступая на следочки разного цвета, ребенок называет цвета и показывает

правой и левой рукой обозначения-символы данных цветов. Каждый символ

может обозначать какой-либо слог.

4

. "Синхрон".

Перед ребенком расположено два поля. На верхнем поле все цвета

обозначены

цифрами,

на

нижнем

поле

находятся

только

цвета,

расположенные зеркально относительно верхнего поля. Педагог называет

слог, слово (что угодно, для проговаривания звука) и цвет. Ребенок,

ориентируясь на цвет в верхнем поле и число, находящееся на конкретном

цветном прямоугольнике, отбивает на нижнем поле кулачком заданный цвет

столько раз, сколько обозначено на вехнем поле, произнося при этом столько

же раз слоги, слово и т.д.

5. "Пятнашки".

На карточке с помощью кружочков изображены коды (слоги). Нужно с

помощью стаканчика отбить эти слоги и проговорить их ровно столько раз,

сколько показано на картинке, а затем подобрать слова, соответствующие

заданной слоговой схеме.

6. "Правая- левая".

На карточке изображены ладони: верхний ряд - левая рука, нижний ряд -

правая рука. В цетре - ряд геометрический фигур, соответствующих по цвету

обозначенным ладошкам. Ребенок указывает по порядку на фигуру,называя

ее и находит соответсвующие ладошки, отбивая их своими ладошками. При

отбивании ладошек можно произносить слоги (автоматизация звука).

7. "Радужные шарики".

На карточке изображены два столбца разноцветных шаров. Ребенку

необходимо найти и нажать одновременно правой и левой рукой на шарики

одного цвета. При этом можно автоматизировать звуки в слогах и словах,

проговаривая предложенное при нажатии.

8. "Изобрази!"

На карточке в верхнем ряду изображены символы (положение руки) разных

цветов. Ниже расположены цветные ряды разных предметов. Ребенку

необходимо пройти все "дорожки": нажимая одновременно указательным

пальцем левой руки на каждый предмет "дорожки" и изображая при этом

правой рукой соответствующий ему цветовой символ (положение руки).

Задание, как и все другие, можно усложнить через проговаривание слогов.

9. "Цветные ладошки".

На карточках в хаотичном порядке изображены разноцветные шарики и

ладошки. Педагог называет два цвета, ребенок указывает одновременно

правой и левой рукой на два шарика (названные цвета), после чего быстро

кладет свои ладони на соответствующие цветам (шарики) ладошки. Важно,

не перепутать правую и левую руку!

10. "Кулак, ладонь, ребро в карточках".

Вырезные фигуры обозначают: круг - кулак, квадрат - ладонь, прямоугольник

- ребро. Каждая фигура может обозначать определенный слог: круг - ра,

ладонь - ро, прямоугольник - ру (автоматизация звука "р"). Ребенок проходит

дорожку, одновременно правильно располагая руки относительно фигур и

проговаривая заданные звуки.

Результаты

Использование нейроигр на логопедических занятиях способствовало

коррекции имеющихся у детей нарушений:

- у 90 % детей, посещающих логопункт, значительно улучшилась мелкая и

крупная моторика;

- у 70% детей данные упражнения позволили сформировать правильные

пространственные представления;

-

50

%

детей

стали

более

внимательны,

значительно

повысилась

мыслительная деятельность;

- 100 % детей проявляли интерес к данной игровой деятельности и

демонстрировали позитивный настрой, что способствовало высоким речевым

показателям (автоматизация предложенных звуков проходила проще и

качественнее);

- 90 % детей улучшили математические представления (цвет - форма -

размер);

Педагогическая копилка логопеда была так же пополнена картотекой

нейроупражнений, которые активно будут использоваться в дальнейшей

работе.



В раздел образования