Напоминание

Уровневая дифференциация как важнейший фактор развития познавательных интересов учащихся на уроках русского языка


Автор: Иванова Вера Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №154 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: методическая статья
Тема: Уровневая дифференциация как важнейший фактор развития познавательных интересов учащихся на уроках русского языка
Раздел: полное образование





Назад




Уровневая дифференциация как важнейший фактор развития познавательных интересов учащихся

на уроках русского языка

Одной из актуальных технологий обучения русскому языку становится технология

уровневой дифференциации. Цель данного подхода в обучении – формирование и развитие

интеллектуальных и речевых умений учащихся, их нравственное развитие, формирование

критического и творческого мышления как приоритетных направлений всестороннего развития

человека. Дифференцированный подход учитывает возрастные, индивидуально –

психологические особенности учащихся.

Индивидуальный подход к ученику позволяет определить, какие из условий можно

использовать в каждом конкретном случае. Необходимо стремиться к тому, чтобы сильным не

было слишком просто, а слабым - трудно. И то и другое ведёт к потере интереса.

Принцип дифференцированного подхода позволяет, с одной стороны, выявить одарённых

в лингвистическом отношении детей, а с другой – установить причины слабоуспевающих и

вселить в них уверенность в возможность преодоления трудностей, с которыми они встречаются в

процессе обучения, вызвать у них интерес к языку.

В соответствии с таким подходом роль учителя в образовательном процессе можно

охарактеризовать так: учитель создаёт условия для формирования личности ученика в учебной

деятельности, вовлекает каждого учащегося в активную познавательную деятельность.

Чтобы дать возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, творческие

способности, избавить от чувства страха и вселить в учащихся веру в свои силы, нужно учесть два

основных требования:

1.

Любой труд интересен, когда он разнообразен.

2.

Учение должно быть посильным для каждого ученика.

Основа урока – учебник. Важно сделать работу по книге доступной каждому ребёнку.

Главная задача такой работы – осознанный выбор учащимися определённого вида чтения

(ознакомительное, просмотровое, поисковое, изучающее или выборочное).

Предлагаются задания по группам.

Учащимся с высоким, творческим уровнем развития предлагается на основе опорной

схемы подобрать собственные примеры, обобщить материал, сопоставить текст параграфа с

таблицей, по которой велось объяснение материала, сравнить близкие по теме параграфы или

сопоставить по одной и той же теме, вычленение новой информации. Например, задание:

внимательно прочитайте параграф 104 «Степени сравнения прилагательных» и 117 «Степени

сравнения наречий». Укажите общее и различное в их содержании. Составьте таблицу. Найдите

дополнительную информацию по данным темам в Интернете.

Учащимся с конструктивным, средним уровнем знаний предлагается воспроизвести

параграф учебника, объяснить правописание слов, подобрать свои примеры.

Ученики с воспроизводящим, низким уровнем развития могут ответить на вопросы

учителя, зачитав статью учебника, повторить , привести примеры из теории, добавить свои.

В учебнике – практике под редакцией В.В.Бабайцевой каждая тема начинается с

упражнения, где нет пропусков букв, знаки препинания расставлены. Ученикам конструктивного и

воспроизводящего уровня предлагается игра: по упражнению №… составить задание для ваших

будущих учеников. Какие буквы по данной теме вы заменили бы точками. Цель задания – научить

самостоятельно видеть ошибкоопасные места.

В это время учащиеся творческого уровня выполняют упражнения с допущенными

ошибками. Задача – отредактировать, объяснить, составить текст на заданную тему, используя

слова с изучаемой орфограммой. Как вариант, можно предложить задание проблемного

характера. Например: объясните лексическое значение слов вена, даль, десна, клин, роман, лист.

Какой смысл они приобретут, если их написать с большой буквы?

Одним из педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе

обучения является создание на уроке ситуации выбора. Учитель готовит разноуровневые задания

и предлагает учащимся выполнить те, которые они считают для себя посильными, исходя из своих

способностей, желания.

В основе уроков развития речи лежит интеграция предметов гуманитарного цикла

(литература, МХК, история, музыка, изобразительное искусство). Как развить способность творить,

самовыражаться, искать новое? Здесь и выручает дифференцированный подход к каждому

ученику. На занятиях развития речи может каждый себя проявить. Школьникам предлагаются

нетрадиционные способы работы со словом и художественным текстом (устное словесное

рисование, публичное выступление с опорой на слайд – фильм, дискуссии, описание картин и

скульптур, анализ и сопоставление художественных произведений различных видов искусства,

составление монологов и диалогов, конструирование и моделирование речевых ситуаций), что

даёт возможность учителю чётко организовать работу и провести урок интересным для учеников.

Дифференцированным должно быть и домашнее задание. Это позволяет помочь слабому

ученику овладеть общеучебными умениями и навыками, а сильному – занять более высокую

ступень развития.

Достоинства применения уровневой дифференциации состоят в том, что в некоторой

степени решается проблема неуспеваемости, снимается психологический дискомфорт учеников.

Право выбирать уровень усваиваемого материала позволяет снизить перегрузки, снимает

беспокойство, формирует чувство собственного достоинства. Технология уровневой

дифференциации помогает формировать положительную мотивацию ученика по отношению к

учебному предмету, так как предусматривает достижение учебного успеха ученика независимо от

уровня его подготовки, интеллектуальных способностей.



В раздел образования