Автор: Шмелева Наталья Сергеевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: СП ГБОУ СОШ №11 г.о. Октябрьск "Детский сад №10"
Населённый пункт: г.о. Октябрьск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проектирование сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе "Зоопарк"
Раздел: дошкольное образование
Проектирование сюжетно-ролевой игры в подготовительной к школе
группе « Зоопарк»
1.Задачи руководства:
1) Расширение представлений об окружающем.
- обогащать и закреплять знания детей о животных, живущих в зоопарке; об
особенностях их внешнего вида, среде обитания каждого экземпляра, пище и
характерных повадках.
- расширить представление детей о профессиях людей, работающих в
зоопарке.
2) Формирование игровой деятельности.
- стимулировать творческую активность детей в игре;
- формировать у детей умение развивать сюжет игры;
- развивать умение детей распределять роли, договариваться о
последовательности действий, согласно теме игры.
3) Формирование взаимоотношений.
- формировать дружеское, доброжелательное взаимоотношение в игре;
- закреплять правила поведения в общественных местах;
- воспитывать доброжелательное отношение к животным, любовь к ним и
заботу о них.
2.Подготовка к игре:
1) План подготовки к игре «Зоопарк»:
Дата
Изготовление
атрибутов
Обогащение
впечатлениями
Обучение
игровым
действиям
Ноябрь
-изготовление таблички
«Зоопарк»;
-забор, ворота, вольеры
(конструктор,
строительный
материал);
-изготовление билетов
для проезда в автобусе;
-изготовление билетов
для посещения
зоопарка;
-изготовление денег;
-изготовление
указателей;
-изготовление корма
для животных (из
пластилина, цветной
бумаги, картона)
- рассказ о зоопарках
мира с
демонстрацией
презентации;
- беседы о животных,
живущих в зоопарке
с использованием
иллюстраций;
- чтение
стихотворений о
зоопарке;
- Чтение
художественно
литературы:
С.Я.Маршак «Детки
в клетке»,
Буиде Марио С.
«Рассказы о
зоопарке»;
Повторить
правила
поведения в
общественных
местах:
-здороваться
при встрече с
работниками
зоопарка;
- громко не
разговаривать
на территории
зоопарка;
- без
разрешения
работников
зоопарка не
кормить
животных;
Л.Шевченко «В
зоопарке»;
В.Бианки «Зоопарк»;
Проведение
дидактических игр:
«Животные и их
детеныши»;
«Кто, где живет?»
- показ презентации о
людях разных
профессий («Кто
работает в
зоопарке?»);
- рисование и лепка
на тему «Обитатели
зоопарка»;
- выставка рисунков
«Наш веселый
зоопарк»;
- конструирование из
строительного
материала «Зоопарк»
(строим вольеры для
животных).
Работа с родителями:
Предложить:
- сшить халат и
шапочку для
ветеринара;
- найти интересную
информацию о
животных, живущих
в зоопарке;
- принести семейные
фотографии детей с
животными зоопарка.
-соблюдать
технику
безопасности не
заходить в
вольеры к
животным и не
просовывать
руки;
-поблагодарить
экскурсовода по
окончании
экскурсии;
-дать образцы
ролевых
диалогов,
образцы
вхождения в
роль: с опорой
на атрибуты
(изменение
внешнего
облика); путём
вживания в роль
(мимика,
жесты);
-ввести игровую
атрибутику и
предметы-
заместители;
-дать образец
использования
игровой среды
(продаёт
билеты, лечит
животных,
кормит и
ухаживает за
ними, проводит
экскурсию,
фотографирует
посетителей
зоопарка).
2) Составление плана-сюжета игры:
Сюжет
ы
Роли
Атрибуты
Игровые
действия
Речевые обороты
Зоопар
к
Кассир
Билеты
Деньги
Продаёт
билеты для
входа в
зоопарк
«Возьмите
билет»;
« Вот ваша
сдача»;
Контролёр
Билеты
Встречает
посетителей;
проверяет
билеты;
предлагает
купить
билеты
«Покажите,
пожалуйста, ваш
билет»;
«Проходите»
« Пройдите,
купите билет в
кассе»
Посетител
ь
Деньги
Покупает
билет
«Один билет,
пожалуйста»
«Спасибо»
Экскурсов
од
Встречает и
сопровождает
посетителей
зоопарка;
напоминает о
культуре
поведения, о
технике
безопасности
на
территории
зоопарка;
предлагает
пройти к
вольерам;
рассказывает
о жизни
животных
«Я рад вас
приветствовать в
нашем зоопарке»
« Я хочу
напомнить вам о
правилах
поведения в
зоопарке»
«Пройдите,
пожалуйста, к
этому
(следующему)
вольеру»
Рабочие
зоопарка
Тазики
Ведёрки
Веники
Щётки
Моют
вольеры,
чистят клетки
«Вольеры и
клетки убраны»
Строительный
материал(конструк
тор)
Строят
дополнительн
ые вольеры
«Нужно
построить
вольеры»
Миски для корма
Кормят
животных и
заботятся о
них
«Начинаем
кормить
животных»;
«Приятного
аппетита»;
«Животные
накормлены»
Ветеринар
(врач)
Халат
Шапочка
Шприцы
Пузырёчки
с лекарствами
Витаминами
Градусник
Ведет осмотр
животных,
лечит
животных
зоопарка,
делает им
прививки
«Слону
необходимо
сделать
прививку»;
«Медведю
нужны
витамины»
Директор
зоопарка
Галстук
Очки
Телефон
Принимает
звонки,
следит за
работой
зоопарка,
решает
вопросы о
размещении
животных
«Алло! Директор
зоопарка
слушает!»
«Необходимо…»
«Нужно…»
Сопутствующие сюжеты
Фотограф
Фотоаппарат
Фотографии
Фотографиру
ет
посетителей с
понравившим
ся животным,
отдает
фотографии
«Желающие
сфотографироват
ься на память
подходите»;
«Фотография
готова, возьмите,
пожалуйста»
Поездк
а на
автобу
се
Шофер
Кепка
Руль
Ведет автобус
«Следующая
остановка…»
Кондуктор
Жилет
Сумка
Проверяет
билеты на
проезд в
автобусе
«Предъявите
билет»
Голос в
микрофон
Микрофон
Делает
объявления
«Внимание!
Внимание!»
Водитель
Руль
Животные
Привозит
животных в
зоопарк
«Животные
доставлены»
4) Оборудование места игры:
Вольер
Вольер
ВХО
Д
Ящик для
хранения
инвентаря
для уборки
Ветерина
рный
пункт
Кабинет
директора
зоопарка
Касса
Кухня
Вольер
Вольер
Вольер
Вольер
Вольер
Вольер
3. Ход игры.
1) Приемы создания интереса к игре:
Ребята, к нам в город приехал зоопарк.
Кто из вас знает, что такое зоопарк? (Ответы детей) Вслушайтесь в это
слово – «зоопарк». На иностранном языке слово «зоо» означает –
«животное», а слово «парк» всем вам хорошо известно. Что получится, если
соединить эти слова? (Ответы детей). Парк, в котором живут животные.
Скажите, кто из вас бывал в зоопарке? (Ответы детей).
Зоологи
)
ческий па
)
рк (зоопарк) — учреждение для содержания животных в
неволе с целью их демонстрации, сохранения, воспроизводства и изучения, в
том числе и научного. Согласно «Биологическому энциклопедическому
словарю», зоопарк представляет собой научно-просветительское учреждение,
в задачи которого входят демонстрация разнообразия животного мира,
распространение знаний о природе, пропаганда охраны животных и
сохранение генофонда редких и исчезающих видов животных. В зоопарках
содержат различных представителей животного мира на ограниченных
территориях, в специально созданных помещениях с более или менее
приближенными к их природным условиям жизни.
В мире существует множество разнообразных зоопарков.
Московский зоопарк, существующий уже более 150 лет, радует своих
посетителей разнообразием представленных экземпляров. Из них:
млекопитающие — 174 вида, 1290 экз.;
птицы — 302 вида, 1899 экз. + 1000 (лётная популяция уток); рептилии —
246 видов, 754 экз.; амфибии — 48 видов, 284 экз.; рыбы — 148 видов, 862
экз.; беспозвоночные — 214 видов.
Интересна я особенность Московского зоопарка в том, что каждый человек
или организация любой формы собственности может выбрать полюбившееся
животное и стать его опекуном. Для этого надо заключить с зоопарком
договор о благотворительной помощи. Согласно договору Опекун
оплачивает кормление и содержание выбранного животного. Содержание
составляет 50 % от стоимости кормления. Опекуны смогут получить
„свидетельство“ об опекунстве любимых животных. Среди возможностей
опекуна: пропуск в зоопарк, возможность посещать опекаемого животного по
предварительной договоренности и в сопровождении, разрешение на
размещение информационной таблички и др.
Самарский зоопарк существует не так давно. Первоначальная коллекция
Самарского зоопарка состояла из животных, в состав которых входило 80
особей 46 видов. Сейчас коллекция Самарского зоопарка включает 1614
особей животных, относящихся к 233 биологическим видам, 130 из которых
занесены в Красные книги – Международную, Российской Федерации,
Самарской области. В зоопарке ведется просветительская работа, проводятся
научные исследования, экспедиции по изучению природы Самарской
области.
Берлинский зоопарк, первый зоопарк в Германии и девятый в мире. Там
большое внимание уделяют разведению редких или вымирающих видов
животных.
Ребята, а вы знаете, люди каких профессий работают в зоопарке? (Дети
называют профессии людей, работающих в зоопарке)
Сегодня я буду в роли экскурсовода и расскажу вам много интересного о
животных, живущих в нашем зоопарке.
2) Сговор на игру:
а) определение плана-сюжета
Ребята, а вы хотите отправиться на экскурсию в зоопарк? (Ответы детей)
б) планирование игры
А как можно добраться до зоопарка? (Ответы детей) Я вам предлагаю
поехать в зоопарк на автобусе. Автобус будет вести шофер. У кого мы можем
купить билет на проезд в автобусе? (Ответы детей)
в) распределение ролей
Дети самостоятельно распределяют роли между собой.
А сейчас давайте распределим роли:
Кто хочет быть кассиром в зоопарке?
А кто проверяет билеты? (Ответы) Кто хочет быть контролером?
Как вы думаете, каким должен быть директор зоопарка? (требовательным,
хозяйственным).
А кто из вас мог бы стать директором зоопарка?
А еще в зоопарке работают люди, которые ухаживают за животными.
Кто будет готовить для животных еду?
Кто хочет быть врачом-ветеринаром?
Кто будет фотографировать посетителей на память с понравившимся
животным?
Пожалуйста, проходите к своим рабочим местам. Готовьте необходимое
оборудование.
Остальные дети будут посетителями зоопарка. Они поедут в зоопарк на
автобусе.
Дети строят из стульчиков автобус, самостоятельно выбирают кондуктора и
шофёра.
г) создание воображаемой ситуации
Дети из крупного конструктора строят автобус.
Под веселую музыку дети-посетители едут на автобусе в зоопарк.
Ребёнок – шофёр везет детей-посетителей в зоопарк. Кондуктор в автобусе
проверяет билеты. Рабочие зоопарка убирают вольеры и клетки.
Кассир продает билеты на экскурсию в зоопарк. Контролер проверяет
билеты. Посетителей встречает экскурсовод.
Дети-посетители подходят к кассе, покупают билеты у кассира, кассир
продает посетителям билеты, сдает сдачу. Посетители проходят мимо кассы,
контролер проверяет билеты. Дети-посетители проходят в зоопарк. Их
встречает экскурсовод. Приветствует посетителей, напоминает о правилах
поведения в зоопарке. Он ведет экскурсию по зоопарку, рассказывает об
особенностях каждого животного, представленного посетителям.
3) Приемы обучения игровым действиям:
Педагог показывает, как кормят и ухаживают за животными рабочие
зоопарка. Лечит животных ветеринар. А еще в зоопарке работает фотограф,
который может сфотографировать желающего посетителя с любым
понравившимся животным.
4) Приемы поддержания и развития игры:
а) внесение дополнительных атрибутов
Раздается телефонный звонок у директора-ребенка в кабинете:
Ребенок-директор разговаривает по телефону. Ему сообщают, что в зоопарк
привезут новых животных.
Директор поручает рабочим зоопарка построить дополнительные вольеры.
б) участие педагога во второстепенных ролях
Педагог(голос в микрофон) сообщает, что в зоопарке проходит конкурс для
рабочих зоопарка «Кто построит лучший вольер для животных».
Дети-рабочие под веселую музыку строят вольеры из крупного
строительного материала.
Педагог (в микрофон) хвалит всех, кто участвовал в конкурсе и построил
вольер для животных.
Звучит сигнал машины.
Ребенок в роли шофера завозит грузовик с животными.
Педагог (в микрофон) сообщает, что животные выйдут из машины, когда
посетители отгадают загадки об этих животных.
Педагог загадывает загадки про каждого животного. Дети с интересом их
отгадывают.
Загадки:
Некрасивый он, пожалуй,
Вместо носа – шланг пожарный,
Уши вроде опахал,
Ростом с башню отмахал. (слон).
Сильный, смелый и игривый,
Ходит он с косматой гривой.
Но прячьтесь в норы поскорей –
Он очень грозный из зверей. (лев).
Её скрывает, словно маска
От всех защитная окраска,
Размечена как переход,
Она по Африке идёт. (зебра).
Он высокий и пятнистый,
С очень длинной шеей,
А питается он листьями
Высоко с деревьев. (жираф).
Эту акробатку знают все ребятки,
В цирке выступает, бананы обожает. (обезьяна).
в) показ новых игровых действий.
Директор сообщает, что вновь поступивших животных необходимо показать
ветеринару.
Ветеринар – ребенок осматривает животных.
Директор спрашивает ветеринара, все ли животные здоровы.
Ветеринар говорит, что животные здоровы, только слону необходимо сделать
прививку и можно размещать по вольерам.
Рабочие зоопарка размещают животных по вольерам.
г) напоминание, вопросы.
Экскурсовод предлагает посетителям вспомнить, каких животных они
увидели в зоопарке.
Дети-посетители отвечают.
Кто из них самый большой? (Ответы детей).
А кто любит рыбу? (Ответы детей).
А какое животное, на ваш взгляд, самое веселое? (Ответы детей).
Предлагает пройти к другому вольеру.
Какое животное самое высокое? (Отвечают).
Правильно - это жираф. Самое высокое животное на земле. Узор из пятен на
его коже никогда не повторяется. Жираф ест ветки, листья деревьев.
Экскурсовод предлагает посетителям рассказать о каком- либо знакомом
животном.
Дети по желанию рассказывают о том животном, которое они выбрали.
д) введение новых игровых ситуаций
Экскурсовод сообщает, что для зверей наступило время обеда. Кормёжку
зверей в зоопарке частенько превращают в шоу для зрителей, и делается это
вовсе не для того, чтобы вы порадовались и похлопали в ладоши. Это нужно
самим животным, какой бы ни был вольер удобный, это все равно замкнутое
пространство, и без развлечений у зверей может начаться настоящая
депрессия. Поэтому кормёжку и стараются превратить в развлечение и
главное событие дня. Придумывает это все специальная Служба по
обогащению среды обитания.
Так, например, белому медведю дают рыбу, замороженную в ведре, и кидают
её подальше. Тогда мишка не только полдня занят поиском, но и размышляет
над тем, как достать трофей, ковыряется, трудится - занятие на весь день.
Рабочие зоопарка берут миски с кормом для животных, идут их кормить.
е) сценка
Экскурсовод напоминает посетителям, что очень опасно близко подходить к
клеткам с животными, нельзя протягивать к ним руки, шуметь в зоопарке.
Экскурсовод напоминает посетителям, что в зоопарке работает фотограф.
Желающие сфотографироваться около животных могут обратиться к
фотографу.
Выходит ребенок с фотоаппаратом и начинает фотографировать посетителей
зоопарка с животными.
5) приемы формирования взаимоотношений в игре:
а) напоминание о взаимоотношении
Экскурсовод напоминает посетителям, что нужно быть терпеливыми,
фотограф сфотографирует всех желающих.
б) направление на внимание друг к другу
Ребенок-посетитель пропускает девочку сфотографироваться первой.
в) поощрение вежливости
Девочка-посетитель благодарит за вежливость.
4. Окончание игры
Экскурсовод сообщает посетителям, что сегодняшняя экскурсия по зоопарку
закончена. Животные устали, им нужно отдыхать. Приглашает посетить
зоопарк в следующий раз.
Экскурсовод предлагает поделиться своими впечатлениями друг с другом.
Педагог предлагает детям вернуться в детский сад.
Дети садятся в автобус, «едут» под веселую музыку.
5. Оценка игры
1) Оценка взаимоотношений.
Молодцы, ребята! Какая замечательная получилась игра. Все были дружны,
никто не спорил, вежливо обращались друг с другом.
2) Оценка действий в соответствии с взятой на себя ролью.
Вы отлично справились со своими ролями! Каждый из вас добросовестно
выполнял работу. У кого из вас выбранная роль вызвала затруднения? Как вы
думаете, почему? Что помешало нашей игре?
Как вы считаете, какой момент в игре был самым запоминающимся?
Когда вы станете взрослыми, хотели бы работать в зоопарке? Кем?
3) Перевод интереса детей к следующему виду деятельности.
Педагог спрашивает, какое животное в зоопарке показалось самым
интересным? Почему? Предложить нарисовать животное, которое
понравилось больше всего.
Дети рисуют.