Напоминание

Проектирование сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе "Зоопарк"


Автор: Шмелева Наталья Сергеевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: СП ГБОУ СОШ №11 г.о. Октябрьск "Детский сад №10"
Населённый пункт: г.о. Октябрьск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проектирование сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе "Зоопарк"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проектирование сюжетно-ролевой игры в подготовительной к школе

группе « Зоопарк»

1.Задачи руководства:

1) Расширение представлений об окружающем.

- обогащать и закреплять знания детей о животных, живущих в зоопарке; об

особенностях их внешнего вида, среде обитания каждого экземпляра, пище и

характерных повадках.

- расширить представление детей о профессиях людей, работающих в

зоопарке.

2) Формирование игровой деятельности.

- стимулировать творческую активность детей в игре;

- формировать у детей умение развивать сюжет игры;

- развивать умение детей распределять роли, договариваться о

последовательности действий, согласно теме игры.

3) Формирование взаимоотношений.

- формировать дружеское, доброжелательное взаимоотношение в игре;

- закреплять правила поведения в общественных местах;

- воспитывать доброжелательное отношение к животным, любовь к ним и

заботу о них.

2.Подготовка к игре:

1) План подготовки к игре «Зоопарк»:

Дата

Изготовление

атрибутов

Обогащение

впечатлениями

Обучение

игровым

действиям

Ноябрь

-изготовление таблички

«Зоопарк»;

-забор, ворота, вольеры

(конструктор,

строительный

материал);

-изготовление билетов

для проезда в автобусе;

-изготовление билетов

для посещения

зоопарка;

-изготовление денег;

-изготовление

указателей;

-изготовление корма

для животных (из

пластилина, цветной

бумаги, картона)

- рассказ о зоопарках

мира с

демонстрацией

презентации;

- беседы о животных,

живущих в зоопарке

с использованием

иллюстраций;

- чтение

стихотворений о

зоопарке;

- Чтение

художественно

литературы:

С.Я.Маршак «Детки

в клетке»,

Буиде Марио С.

«Рассказы о

зоопарке»;

Повторить

правила

поведения в

общественных

местах:

-здороваться

при встрече с

работниками

зоопарка;

- громко не

разговаривать

на территории

зоопарка;

- без

разрешения

работников

зоопарка не

кормить

животных;

Л.Шевченко «В

зоопарке»;

В.Бианки «Зоопарк»;

Проведение

дидактических игр:

«Животные и их

детеныши»;

«Кто, где живет?»

- показ презентации о

людях разных

профессий («Кто

работает в

зоопарке?»);

- рисование и лепка

на тему «Обитатели

зоопарка»;

- выставка рисунков

«Наш веселый

зоопарк»;

- конструирование из

строительного

материала «Зоопарк»

(строим вольеры для

животных).

Работа с родителями:

Предложить:

- сшить халат и

шапочку для

ветеринара;

- найти интересную

информацию о

животных, живущих

в зоопарке;

- принести семейные

фотографии детей с

животными зоопарка.

-соблюдать

технику

безопасности не

заходить в

вольеры к

животным и не

просовывать

руки;

-поблагодарить

экскурсовода по

окончании

экскурсии;

-дать образцы

ролевых

диалогов,

образцы

вхождения в

роль: с опорой

на атрибуты

(изменение

внешнего

облика); путём

вживания в роль

(мимика,

жесты);

-ввести игровую

атрибутику и

предметы-

заместители;

-дать образец

использования

игровой среды

(продаёт

билеты, лечит

животных,

кормит и

ухаживает за

ними, проводит

экскурсию,

фотографирует

посетителей

зоопарка).

2) Составление плана-сюжета игры:

Сюжет

ы

Роли

Атрибуты

Игровые

действия

Речевые обороты

Зоопар

к

Кассир

Билеты

Деньги

Продаёт

билеты для

входа в

зоопарк

«Возьмите

билет»;

« Вот ваша

сдача»;

Контролёр

Билеты

Встречает

посетителей;

проверяет

билеты;

предлагает

купить

билеты

«Покажите,

пожалуйста, ваш

билет»;

«Проходите»

« Пройдите,

купите билет в

кассе»

Посетител

ь

Деньги

Покупает

билет

«Один билет,

пожалуйста»

«Спасибо»

Экскурсов

од

Встречает и

сопровождает

посетителей

зоопарка;

напоминает о

культуре

поведения, о

технике

безопасности

на

территории

зоопарка;

предлагает

пройти к

вольерам;

рассказывает

о жизни

животных

«Я рад вас

приветствовать в

нашем зоопарке»

« Я хочу

напомнить вам о

правилах

поведения в

зоопарке»

«Пройдите,

пожалуйста, к

этому

(следующему)

вольеру»

Рабочие

зоопарка

Тазики

Ведёрки

Веники

Щётки

Моют

вольеры,

чистят клетки

«Вольеры и

клетки убраны»

Строительный

материал(конструк

тор)

Строят

дополнительн

ые вольеры

«Нужно

построить

вольеры»

Миски для корма

Кормят

животных и

заботятся о

них

«Начинаем

кормить

животных»;

«Приятного

аппетита»;

«Животные

накормлены»

Ветеринар

(врач)

Халат

Шапочка

Шприцы

Пузырёчки

с лекарствами

Витаминами

Градусник

Ведет осмотр

животных,

лечит

животных

зоопарка,

делает им

прививки

«Слону

необходимо

сделать

прививку»;

«Медведю

нужны

витамины»

Директор

зоопарка

Галстук

Очки

Телефон

Принимает

звонки,

следит за

работой

зоопарка,

решает

вопросы о

размещении

животных

«Алло! Директор

зоопарка

слушает!»

«Необходимо…»

«Нужно…»

Сопутствующие сюжеты

Фотограф

Фотоаппарат

Фотографии

Фотографиру

ет

посетителей с

понравившим

ся животным,

отдает

фотографии

«Желающие

сфотографироват

ься на память

подходите»;

«Фотография

готова, возьмите,

пожалуйста»

Поездк

а на

автобу

се

Шофер

Кепка

Руль

Ведет автобус

«Следующая

остановка…»

Кондуктор

Жилет

Сумка

Проверяет

билеты на

проезд в

автобусе

«Предъявите

билет»

Голос в

микрофон

Микрофон

Делает

объявления

«Внимание!

Внимание!»

Водитель

Руль

Животные

Привозит

животных в

зоопарк

«Животные

доставлены»

4) Оборудование места игры:

Вольер

Вольер

ВХО

Д

Ящик для

хранения

инвентаря

для уборки

Ветерина

рный

пункт

Кабинет

директора

зоопарка

Касса

Кухня

Вольер

Вольер

Вольер

Вольер

Вольер

Вольер

3. Ход игры.

1) Приемы создания интереса к игре:

Ребята, к нам в город приехал зоопарк.

Кто из вас знает, что такое зоопарк? (Ответы детей) Вслушайтесь в это

слово – «зоопарк». На иностранном языке слово «зоо» означает –

«животное», а слово «парк» всем вам хорошо известно. Что получится, если

соединить эти слова? (Ответы детей). Парк, в котором живут животные.

Скажите, кто из вас бывал в зоопарке? (Ответы детей).

Зоологи

)

ческий па

)

рк (зоопарк) — учреждение для содержания животных в

неволе с целью их демонстрации, сохранения, воспроизводства и изучения, в

том числе и научного. Согласно «Биологическому энциклопедическому

словарю», зоопарк представляет собой научно-просветительское учреждение,

в задачи которого входят демонстрация разнообразия животного мира,

распространение знаний о природе, пропаганда охраны животных и

сохранение генофонда редких и исчезающих видов животных. В зоопарках

содержат различных представителей животного мира на ограниченных

территориях, в специально созданных помещениях с более или менее

приближенными к их природным условиям жизни.

В мире существует множество разнообразных зоопарков.

Московский зоопарк, существующий уже более 150 лет, радует своих

посетителей разнообразием представленных экземпляров. Из них:

млекопитающие — 174 вида, 1290 экз.;

птицы — 302 вида, 1899 экз. + 1000 (лётная популяция уток); рептилии —

246 видов, 754 экз.; амфибии — 48 видов, 284 экз.; рыбы — 148 видов, 862

экз.; беспозвоночные — 214 видов.

Интересна я особенность Московского зоопарка в том, что каждый человек

или организация любой формы собственности может выбрать полюбившееся

животное и стать его опекуном. Для этого надо заключить с зоопарком

договор о благотворительной помощи. Согласно договору Опекун

оплачивает кормление и содержание выбранного животного. Содержание

составляет 50 % от стоимости кормления. Опекуны смогут получить

„свидетельство“ об опекунстве любимых животных. Среди возможностей

опекуна: пропуск в зоопарк, возможность посещать опекаемого животного по

предварительной договоренности и в сопровождении, разрешение на

размещение информационной таблички и др.

Самарский зоопарк существует не так давно. Первоначальная коллекция

Самарского зоопарка состояла из животных, в состав которых входило 80

особей 46 видов. Сейчас коллекция Самарского зоопарка включает 1614

особей животных, относящихся к 233 биологическим видам, 130 из которых

занесены в Красные книги – Международную, Российской Федерации,

Самарской области. В зоопарке ведется просветительская работа, проводятся

научные исследования, экспедиции по изучению природы Самарской

области.

Берлинский зоопарк, первый зоопарк в Германии и девятый в мире. Там

большое внимание уделяют разведению редких или вымирающих видов

животных.

Ребята, а вы знаете, люди каких профессий работают в зоопарке? (Дети

называют профессии людей, работающих в зоопарке)

Сегодня я буду в роли экскурсовода и расскажу вам много интересного о

животных, живущих в нашем зоопарке.

2) Сговор на игру:

а) определение плана-сюжета

Ребята, а вы хотите отправиться на экскурсию в зоопарк? (Ответы детей)

б) планирование игры

А как можно добраться до зоопарка? (Ответы детей) Я вам предлагаю

поехать в зоопарк на автобусе. Автобус будет вести шофер. У кого мы можем

купить билет на проезд в автобусе? (Ответы детей)

в) распределение ролей

Дети самостоятельно распределяют роли между собой.

А сейчас давайте распределим роли:

Кто хочет быть кассиром в зоопарке?

А кто проверяет билеты? (Ответы) Кто хочет быть контролером?

Как вы думаете, каким должен быть директор зоопарка? (требовательным,

хозяйственным).

А кто из вас мог бы стать директором зоопарка?

А еще в зоопарке работают люди, которые ухаживают за животными.

Кто будет готовить для животных еду?

Кто хочет быть врачом-ветеринаром?

Кто будет фотографировать посетителей на память с понравившимся

животным?

Пожалуйста, проходите к своим рабочим местам. Готовьте необходимое

оборудование.

Остальные дети будут посетителями зоопарка. Они поедут в зоопарк на

автобусе.

Дети строят из стульчиков автобус, самостоятельно выбирают кондуктора и

шофёра.

г) создание воображаемой ситуации

Дети из крупного конструктора строят автобус.

Под веселую музыку дети-посетители едут на автобусе в зоопарк.

Ребёнок – шофёр везет детей-посетителей в зоопарк. Кондуктор в автобусе

проверяет билеты. Рабочие зоопарка убирают вольеры и клетки.

Кассир продает билеты на экскурсию в зоопарк. Контролер проверяет

билеты. Посетителей встречает экскурсовод.

Дети-посетители подходят к кассе, покупают билеты у кассира, кассир

продает посетителям билеты, сдает сдачу. Посетители проходят мимо кассы,

контролер проверяет билеты. Дети-посетители проходят в зоопарк. Их

встречает экскурсовод. Приветствует посетителей, напоминает о правилах

поведения в зоопарке. Он ведет экскурсию по зоопарку, рассказывает об

особенностях каждого животного, представленного посетителям.

3) Приемы обучения игровым действиям:

Педагог показывает, как кормят и ухаживают за животными рабочие

зоопарка. Лечит животных ветеринар. А еще в зоопарке работает фотограф,

который может сфотографировать желающего посетителя с любым

понравившимся животным.

4) Приемы поддержания и развития игры:

а) внесение дополнительных атрибутов

Раздается телефонный звонок у директора-ребенка в кабинете:

Ребенок-директор разговаривает по телефону. Ему сообщают, что в зоопарк

привезут новых животных.

Директор поручает рабочим зоопарка построить дополнительные вольеры.

б) участие педагога во второстепенных ролях

Педагог(голос в микрофон) сообщает, что в зоопарке проходит конкурс для

рабочих зоопарка «Кто построит лучший вольер для животных».

Дети-рабочие под веселую музыку строят вольеры из крупного

строительного материала.

Педагог (в микрофон) хвалит всех, кто участвовал в конкурсе и построил

вольер для животных.

Звучит сигнал машины.

Ребенок в роли шофера завозит грузовик с животными.

Педагог (в микрофон) сообщает, что животные выйдут из машины, когда

посетители отгадают загадки об этих животных.

Педагог загадывает загадки про каждого животного. Дети с интересом их

отгадывают.

Загадки:

Некрасивый он, пожалуй,

Вместо носа – шланг пожарный,

Уши вроде опахал,

Ростом с башню отмахал. (слон).

Сильный, смелый и игривый,

Ходит он с косматой гривой.

Но прячьтесь в норы поскорей –

Он очень грозный из зверей. (лев).

Её скрывает, словно маска

От всех защитная окраска,

Размечена как переход,

Она по Африке идёт. (зебра).

Он высокий и пятнистый,

С очень длинной шеей,

А питается он листьями

Высоко с деревьев. (жираф).

Эту акробатку знают все ребятки,

В цирке выступает, бананы обожает. (обезьяна).

в) показ новых игровых действий.

Директор сообщает, что вновь поступивших животных необходимо показать

ветеринару.

Ветеринар – ребенок осматривает животных.

Директор спрашивает ветеринара, все ли животные здоровы.

Ветеринар говорит, что животные здоровы, только слону необходимо сделать

прививку и можно размещать по вольерам.

Рабочие зоопарка размещают животных по вольерам.

г) напоминание, вопросы.

Экскурсовод предлагает посетителям вспомнить, каких животных они

увидели в зоопарке.

Дети-посетители отвечают.

Кто из них самый большой? (Ответы детей).

А кто любит рыбу? (Ответы детей).

А какое животное, на ваш взгляд, самое веселое? (Ответы детей).

Предлагает пройти к другому вольеру.

Какое животное самое высокое? (Отвечают).

Правильно - это жираф. Самое высокое животное на земле. Узор из пятен на

его коже никогда не повторяется. Жираф ест ветки, листья деревьев.

Экскурсовод предлагает посетителям рассказать о каком- либо знакомом

животном.

Дети по желанию рассказывают о том животном, которое они выбрали.

д) введение новых игровых ситуаций

Экскурсовод сообщает, что для зверей наступило время обеда. Кормёжку

зверей в зоопарке частенько превращают в шоу для зрителей, и делается это

вовсе не для того, чтобы вы порадовались и похлопали в ладоши. Это нужно

самим животным, какой бы ни был вольер удобный, это все равно замкнутое

пространство, и без развлечений у зверей может начаться настоящая

депрессия. Поэтому кормёжку и стараются превратить в развлечение и

главное событие дня. Придумывает это все специальная Служба по

обогащению среды обитания.

Так, например, белому медведю дают рыбу, замороженную в ведре, и кидают

её подальше. Тогда мишка не только полдня занят поиском, но и размышляет

над тем, как достать трофей, ковыряется, трудится - занятие на весь день.

Рабочие зоопарка берут миски с кормом для животных, идут их кормить.

е) сценка

Экскурсовод напоминает посетителям, что очень опасно близко подходить к

клеткам с животными, нельзя протягивать к ним руки, шуметь в зоопарке.

Экскурсовод напоминает посетителям, что в зоопарке работает фотограф.

Желающие сфотографироваться около животных могут обратиться к

фотографу.

Выходит ребенок с фотоаппаратом и начинает фотографировать посетителей

зоопарка с животными.

5) приемы формирования взаимоотношений в игре:

а) напоминание о взаимоотношении

Экскурсовод напоминает посетителям, что нужно быть терпеливыми,

фотограф сфотографирует всех желающих.

б) направление на внимание друг к другу

Ребенок-посетитель пропускает девочку сфотографироваться первой.

в) поощрение вежливости

Девочка-посетитель благодарит за вежливость.

4. Окончание игры

Экскурсовод сообщает посетителям, что сегодняшняя экскурсия по зоопарку

закончена. Животные устали, им нужно отдыхать. Приглашает посетить

зоопарк в следующий раз.

Экскурсовод предлагает поделиться своими впечатлениями друг с другом.

Педагог предлагает детям вернуться в детский сад.

Дети садятся в автобус, «едут» под веселую музыку.

5. Оценка игры

1) Оценка взаимоотношений.

Молодцы, ребята! Какая замечательная получилась игра. Все были дружны,

никто не спорил, вежливо обращались друг с другом.

2) Оценка действий в соответствии с взятой на себя ролью.

Вы отлично справились со своими ролями! Каждый из вас добросовестно

выполнял работу. У кого из вас выбранная роль вызвала затруднения? Как вы

думаете, почему? Что помешало нашей игре?

Как вы считаете, какой момент в игре был самым запоминающимся?

Когда вы станете взрослыми, хотели бы работать в зоопарке? Кем?

3) Перевод интереса детей к следующему виду деятельности.

Педагог спрашивает, какое животное в зоопарке показалось самым

интересным? Почему? Предложить нарисовать животное, которое

понравилось больше всего.

Дети рисуют.



В раздел образования