Напоминание

Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы


Автор: Купорева Тамара Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Крутологовская СОШ
Населённый пункт: с.Крутологово Коченевского района Новосибирской области
Наименование материала: Обмен опытом
Тема: Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Крутологовская средняя общеобразовательная школа

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ

ГРАМОТНОСТИ

НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА И

ЛИТЕРАТУРЫ

Материал подготовила учитель

русского языка и литературы

МКОУ Крутологовская СОШ

Купорева Тамара Петровна

2023 – 2024 учебный год

Результат обучения оценивается не количеством

сообщенной информации, а качеством усвоения и

развития способностей к обучению и самообразованию.

Академик Лев Дмитриевич Кудрявцев

Проблема чтения находится в настоящее время в зоне пристального внимания,

активно предпринимаются меры с целью противодействия снижению интереса к

чтению, исходя из понимания его роли для развития общества. Приоритетной

целью является «…формирование читательской компетентности, осознание

себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской

деятельности как средства самообразования». Не так уж важно читать много,

гораздо

нужнее

качественно

обрабатывать

в

своем

сознании

прочитанное. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то,

посредством чего учатся. Чтение – фундамент всех образовательных результатов.

Проблема

далеко

не

нова

и

злободневна:

актуальность

определена

и

внутренними проблемами школы, одна из которых - формирование действия

смыслового

чтения

в

школе

стало

одной

из

важнейших

педагогических

проблем, целью которой является создание условий для самосовершенствования

участников по проблеме повышения читательской грамотности учащихся

через организацию смыслового чтения на уроке, т.е. мы должны на уроках

разных учебных дисциплин применять эффективные формы и приёмы, чтобы

учащиеся могли успешно максимально точно и полно понимать содержание

текста,

улавливать

все

детали

и

практически

осмысливать

извлечённую

информацию.

Современный

школьник

находится

в

постоянном

поиске

необходимой

информации,

что

предполагает

работу

с

такими

видами

текстов,

как

художественный, публицистический, научно-познавательный.

Как

и

в

борьбе

с

неграмотностью,

современная

школа

вынуждена

выдвигать

требование

научить

ребёнка

читать

целенаправленно,

осмысленно,

творчески.

На

мой

взгляд,

только

творческий

подход

и

нетрадиционные

приемы

работы

способствуют

формированию

активной

читательской позиции современного школьника.

«ПИСЬМО С ДЫРКАМИ (пробелами)». Реставрация текста.

Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка

является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки

усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового

материала.

НАПРИМЕР:

Имя прилагательное

— знаменательная часть речи, обозначающая _________________,

отвечающая на вопросы ____________________________________________________________

Имена прилагательные изменяются по ________________________________________________

Имена прилагательные в предложении могут выполнять функцию _________________________

В поэтической речи краткие прилагательные могут употребляться в качестве ________________

По значению и грамматическим признакам все прилагательные делятся на три разряда:

__________________________________________________________________________________

Слепая схема

.

Этот

приём

с

успехом

можно

применить

при

подготовке

учащихся

к

написанию сочинения 13.3 ОГЭ, что позволит обучающимся хорошо усвоить

структуру написания такого рода сочинений

На мой взгляд, жизненные ценности - это (способность, умение человека

____________. Что же в жизни по-настоящему важно?____________________

Только__________________люди смогут ________________________________.

Докажу своё суждение примерами.

Обратимся

к

тексту

(Ф.И.О.

автора

текста),

в

котором

говорится

(рассказывается) о ______ ________, которые ____________________________.

Доказательством этому служат предложения ___________________________.

Главный

герой

(подведи

итог

их

поступкам)___________.

Это

и

есть

_____________________________________________________________________.

Своё

суждение

я

могу

подтвердить примером из

жизненного

опыта

(литературного

произведения)________________.

Такой

поступок

свидетельствует о ___________________________________________________.

Подводя итог к сказанному (Таким образом, Следовательно, Итак…),

можно отметить, что по-настоящему важно___________________________.

8 класс. ТЕМА: «Главные члены предложения»

Подлежащее - это______________________________________________________

______________________________________________________________________

Подлежащее чаще всего выражается ____________________________________,

но может выражаться и другими частями речи.

Сказуемое – это ________________________________________________________

______________________________________________________________________

Сказуемые бывают ____________________и ______________________________

В простом сказуемом может быть только ________________________________

Оно выражается______________________________________________________,

например ____________________________________________________________

Составное глагольное сказуемое состоит из _______________________________

_______________________________и ______________________________________

Например: ____________________________________________________________

Составное именное сказуемое состоит из _________________________________

_______________________________и ______________________________________

Глаголы – связки выражают____________________________________________,

а ____________________________________________- его лексическое значение.

Например: ____________________________________________________________

Заполните пропуски в таблице

Именная часть сказуемого может

выражаться :

Примеры

1.

Именем существительным

2.

Осень была дождливая, холодная.

3.

Причастием

4.

Именем числительным

5.

Да ты кто такой?

6.

Наречием

7.

Он был мастером на все руки.

Концептуальная таблица

(используется, когда необходимо провести сравнение

нескольких объектов по нескольким вопросам)

Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается

сравнение

трех

и

более

аспектов

или

вопросов.

Таблица

строится

так:

по

горизонтали располагается то, что (кто) подлежит сравнению, а по вертикали

различные параметры (черты, свойства), по которым это сравнение происходит.

Помогает учащимся увидеть не только отличительные признаки объектов, но и

позволит быстрее и прочнее запомнить информацию.

Литература 7 класс. Тема: «Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»: Остап и Андрий»

Практическая работа.Сравнительная характеристика Остапа и Андрия

(заполнение цитатной таблицы)

Вопросы для сопоставления

героев

Ключевые цитаты

Общее в образах Остапа и Андрия

Что общего было у Остапа и Андрия?

Каковы их внешность, возраст,

происхождение, образование, род занятий,

поведение в бою?

О чём нам говорят их имена?

Различное в облике и характерах Остапа и Андрия

Остап

Андрий

Как выглядели герои? Что автор

подчёркивает в их внешности?

Как повели себя братья при встрече с

отцом?

Как братья относились к учёбе и

образованию?

Какими Остап и Андрий были в дружбе и

отношениях с товарищами?

Что особенно занимало братьев, чем они

интересовались?

Как Остап и Андрий вели себя в бою?

Какими показаны братья в их решающих

боях?

Какова авторская оценка героев? Какие

сравнения он использует?

Как ведут себя Остап и Андрий в сцене

смерти?

Прием «Мозаика» ( «Реконструкция текста»)

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5

классе тем: “Текст”. “Тема текста”.

Текст делится на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в

правильной

последовательности.

В

качестве

варианта

выполнения

задания

ученики

могут

предложить

несколько

различных

путей

последовательного

соединения.

В

случае

необходимости

ученики

могут

вносить

в

текст

небольшие

коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

В

10-11

классах

при

изучении

темы

«Стили

речи»

обучающимся

предлагается

с

помощью

маркера

выделить

в

сплошной

записи

тексты

научного, художественного, публицистического стилей.

С веток сорвался снег, зашуршал. Потапов оглянулся. К беседке вела

расчищенная в снегу дорожка. Потапов прошел в беседку, положил руки на

старенькие перила. Вдали, за лесом, мутно розовело небо - должно быть, за

облаками подымалась луна. СНЕГ, вид атмосферных ОСАДКОВ, состоящий

из

замерзших

водяных

паров,

образующих

ледяные

кристаллы.

Объединившись,

эти

кристаллы

образуют

снежинку,

которая

в

конце

концов падает на Землю. Потапов снял фуражку, провел рукой по волосам.

Было

очень

тихо,

только

внизу,

под

горой,

бренчали

пустыми

ведрами

женщины - шли к проруби за водой. В этом году зима пришла к нам довольно

рано, однако город живёт полной жизнью, мороз и снегопад, увеличившие

объём работы коммунальным службам, тем не менее не смогли помешать

движению

транспорта.

А

детям

они

только

в

радость.

Все

площадки

украшены снеговиками, начались уроки по лыжной подготовке в школах,

залили каток. Планируется множество мероприятий, не пропустите их!

Потапов облокотился о перила, тихо сказал:

- Как же это так?

Кто-то осторожно тронул Потапова за плечо. Он оглянулся. Позади него

стояла молодая женщина с бледным строгим лицом, в накинутом на голову

теплом

платке.

Она

молча

смотрела

на

Потапова

темными

внимательными глазами. На ее ресницах и щеках таял снег, осыпавшийся,

должно быть, с веток.

Разделить

запись

на

3

текста.

Красным

маркером

раскрасить

текст

художественного

текста,

голубым

маркером

научного,

зеленым

публицистического.

Комплексный анализ текста

В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная

работа с текстом. Анализ текста представлен в КИМах ВПР, ОГЭ и ЕГЭ,

поэтому

этому

приёму

нужно

уделить

должное

внимание.

Задания

к

тексту

варьируются от поставленных целей, они могут быть на знание содержания,

стилистической

принадлежности,

средств

выразительности,

орфографии,

пунктуации и др.

Очень важны критерии отбора текстов. Они должны быть интересными с

точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать

различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А. С.

Пушкина, И. С. Тургенева, И. А. Бунина, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина и

других авторов. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника

приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности.

1.

Работа с текстом (5-7 классы)

Ознакомьтесь с содержанием текста и выполните задание ниже.

После рождения двух сыновей я решил больше не курить. И потом всю

жизнь благодарил их за это. Я научился делать много разных хороших и нужных

дел. Например, хорошо готовить, мыть посуду, петь детские песни и экономить

деньги. Много играл с сыновьями, поэтому стал сильным, спортивным человеком.

Мальчики росли и научились играть в хоккей и футбол. Я тоже стал играть

футбол и интересоваться футбольными командами и матчами. И теперь я знаю,

какие самые лучшие команды в мире. Научился ремонтировать окна, мебель,

одежду и обувь. Дети пошли в школу, и я вспомнил математику, рисование,

английский язык, литературу, и русскую, и зарубежную. Потом мы купли детям

компьютер. Я научился работать на нём, чтобы помогать моим сыновьям. Стал

хорошим программистом. Когда мальчикам купили скрипку и пианино, я стал

понимать

классическую

музыку

и

узнавать

музыку

разных

композиторов.

А

недавно купил много учебников и словарей, чтобы отвечать на разные «почему?»

уже моим внукам. Мне кажется, что я становлюсь умнее, потому что дети и внуки

очень любят спрашивать «Почему?», «Когда?», «Где?»

1.Автор начал играть

а) в футбол

б) в баскетбол

в) в шахматы

г) в мини-футбол

2. Он хорошо знает компьютер, потому что…

а) Много играл с сыновьями

б) Купил сыновьям компьютер

в) Дети пошли в школу

г) Потому что дети и внуки очень любят спрашивать

3.Он стал сильным человеком, потому что

а) Научился ремонтировать окна, мебель, одежду и обувь

б) Стал хорошим программистом.

в) Много проводил времени с детьми.

г) Купил много учебников и словарей

4.Автор бросил курить, потому что

а) У него было страшное заболевание

б) Его попросила об этом жена

в) Увлёкся компьютером.

г) У него родились сыновья

5. Автор благодарит

а) несчастный случай

б) неприятное событие

в) дочерей

г) сыновей

д) свою жену

Достаточно хороший материал представлен в рабочей тетради для учащихся

5 – 11 классов «Комплексный анализ текста», в которых представлена система

работы по текстам разной стилистической принадлежности, вариативность

заданий к представленным текстам .

Лингвистическая сказка

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ

СКАЗКА

-

особый

дидактический

рассказ,

в

котором

используется

сказочная

фабула

или

бытовая

ситуация

для

передачи

сообщения о языковых фактах, правилах, законах и закономерностях языка.

Приём

«Лингвистическая

сказка» благотворно

влияют

на

отношение

учащихся к русскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у

них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти. Сказочный дидактический

материал

придает

уроку

яркую

эмоциональную

окрашенность,

иллюстрируя

сухие правила учебника.

Лингвистическая сказка помогает сделать процесс обучения эффективным,

разнообразным, а главное — интересным. Она способствует развитию у детей

фантазии,

воображения,

чувства

слова.

Лингвистические

сказки

на

уроках

русского языка позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и

образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к

самому предмету, формируют коммуникативные компетентности и повышают

орфографическую грамотность учащихся.

По цели использования лингвистические сказки можно разделить на

следующие группы:

сказки-игры, предполагающие активное участие школьников в сюжетном

действии сказки;

сказки-упражнения, позволяющие учителю формировать определенные

умения и навыки школьников (сказки в данном случае выступают в

качестве занимательного дидактического материала)

информативные сказки, посредством которых учитель вводит новые

понятия, факты, знакомит с законами языка

сказка как вид работы по развитию речи (сочинение детьми

лингвистических сказок)

Сказки на уроках русского языка применяю:

в качестве дидактического материала;

как средство, помогающее организовать объяснение нового материала,

повторение и обобщение усвоенного ранее;

как творческое задание (сочинение детьми лингвистических сказок)

Средство организации объяснения нового материала, повторения и

обобщения изученного

1.

Фамильная ненависть.

Проблемный вопрос: О каких орфографических правилах идет речь в сказке?

Обобщите эти два правила и расскажите их с примерами.

Давно это было. Никто и не вспомнит сейчас, почему частица НЕ стала

враждовать с Глаголом. Как ни старались другие части речи примирить частицу

НЕ с Глаголом, но ничего у них не получалось. Не при всяком удобном случае

заявляла: «Не хочу! Не буду! Не пишите нас вместе!».

Смиряла свою гордость непримиримая частица только тогда, когда Глагол

без НЕ терял свой смысл и не мог употребляться самостоятельно. «Ненавижу!

Негодую!

Недоумеваю!

Мне

от

всего

этого

нездоровится,

но

и

Глаголу

несдобровать!» – мрачно изрекала частица НЕ, вынужденная стоять рядом с

Глаголом.

Так и шло все из поколения в поколение. Частица НЕ так не любит Глагол,

что не признает и его форму – Деепричастие, на которое распространяется ее

ненависть: так же, как и с Глаголом, с Деепричастием НЕ пишется раздельно и

только в некоторых случаях вынуждена терпеть неприятное соседство. Вот до

чего доводит фамильная ненависть

!

Вспомните: какие законы правописания действуют, когда необходимо

слитно или раздельно написать НЕ с причастиями?

2.

Сказка о корнях –ГОР- и –ГАР-

Проблемный

вопрос:При

каком

условии

происходит

чередование

корней –ГОР- и –ГАР-?

Жила-была в стране Русского языка Грамматика. Строгая была и умная.

Прислуживали ей два пажа — ГОР и ГАР. И она никак не могла их отличить: уж

очень они были похожи друг на друга.

И

вот

однажды

царица

собрала

Совет.

Явились

Гласные,

Ударение,

Суффиксы, Корни, Приставки. Царица говорит: «Помогите мне: научите, как

различать моих пажей. Кто поможет, тот будет награжден». Первым вызвалось

Ударение. Оно подпрыгнуло и остановилось над ГАР. Да так и осталось навсегда.

С тех пор, как увидит царица над корнем Ударение, то уже знает, что это

паж ГАР, а без ударения — ГОР.

Творческое задание

(детские лингвистические сказки)

Школьники не только с интересом слушают лингвистические сказки, но и

сами изъявляют желание выступить в роли сочинителей сказки.

Сочинение сказки - приём закрепления лингвистических знаний. Задача

состоит

в

том,

чтобы

максимально

представить

в

тексте

лексические,

морфологические или синтаксические формы и придумать для персонажей

такие действия, в которых проявятся их лингвистические признаки

.

Эта лингвистическая ученическая сказка может быть вариантом той сказки,

которую они слышали на уроке прежде. Некоторые из них иллюстрируют то или

иное правило, сопровождая свой рисунок кратким комментарием изображённого.

Сильные

ученики,

забежав

вперед

и

изучив

следующую

тему,

создают

свою лингвистическую сказку на эту тему и рассказывают её одноклассникам.

Как правило, это вызывает у детей интерес и желание самим попробовать себя в

роли сказочников, что служит развитию речи.

Таким

образом, продуманная

и

целенаправленная

работа

с

текстом

позволяет вычерпывать

учащемуся

из

большого

объема

информации

нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и

заставляет думать, познавая окружающий мир.

Изложенные

в

моей

работе

методы

и

приемы

способствуют

формированию активной читательской позиции современного школьника.



В раздел образования