Автор: Евгения Анатольевна Береснева
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с.Красное Даровского района
Населённый пункт: село Красное, Даровской район, Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нравственное, патриотическое и культурное воспитание через музыкально - образовательную деятельность"
Раздел: полное образование
Нравственное, патриотическое и культурное воспитание через
музыкально-образовательную деятельность
Нравственное, патриотическое и культурное воспитание школьников в
современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной
работе российских педагогов. Сейчас этому вопросу уделяется особое
внимание, в связи со сложившимися реалиями. Три направления в
воспитании детей - нравственное, патриотическое и культурное неразрывно
связаны между собой. Нельзя представить себе патриота безнравственным,
который не знает историю и культуру своего народа, государства. Эти
направления должны присутствовать в нашей педагогической деятельности
каждый день. Нравственное воспитание в школе происходит благодаря
целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с
нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности
(игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной,
музыкально-художественной,
чтения
художественной
литературы).
"С чего начинается Родина?". Да, наверное, именно с той песни, которую
мы знаем с раннего детства. У каждого человека есть свой родной уголок,
есть Родина. Важно, чтобы с детских лет мы любили и знали край, где
живем, гордились за свою страну, ее историю, свой народ. Еще в
дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь
и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание
трудится на ее благо, беречь и умножать богатство. Нравственное,
патриотическое и культурное воспитание школьников включает в себя
передачу им знаний и организацию доступной деятельности. На уроках
музыки с ребятами разучиваем Гимн Российской Федерации, песни
патриотического
направления,
просмотр
фильмов
патриотического
направления, учим историю создания известных произведений Моцарта,
Баха и другое.
Музыкальная деятельность и
искусство способствует нравственному и
патриотическому воспитанию ученика, формированию его как личности.
Музыкальное искусство очень широко и глубоко захватывает самые
различные стороны человека - не только воображение и чувство, но и мысль
и волю. Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях имеет огромное
значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так
как наше молодое поколение должно не только обладать должным объемом
знаний, но оно должно стать зрелыми духовно и интеллектуально.
Сейчас и стоит острая необходимость в воспитании патриотизма на уроках
музыки, которое на основе отечественных произведений, русских песен,
прибауток и т.д., будет воспитывать в молодом поколении качества во все
времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство,
сострадание. Музыка и жизнь - это тема, «сверхзадача» занятий музыкой,
которую ни в коем случае нельзя выделять в самостоятельный, более или
менее изолированный раздел. Она должна пронизывать все занятия во всех
звеньях,
так
же
как
их
будут
пронизывать
идеи
патриотизма
и
интернационализма,
формируя
мировоззрение
детей,
воспитывая
их
нравственность и душевное благородство. Музыкальный материал, звучащий
на занятиях, комментарии и наблюдения педагога, размышления самих
воспитанников,
направляемые
педагогом,
-
все
должно
помогать
постепенному
решению
этой
«сверхзадачи».
В
воспитательно-
образовательной работе по музыкальному воспитанию предусмотрены
различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение,
разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа
над выразительностью речи, участие в концертной деятельности в школе.
Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с
пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство
ритма, умение правильно передавать мелодию. Главное - через игру русская
народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются учащиеся. В
народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям,
проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного
творчества. При знакомстве на уроках с прибаутками, календарным,
потешным, народным фольклором, обогащается внутренний мир ребенка.
Дети с удовольствием слушают и поют приговорки, говорят и поют
небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов,
хороший добрый юмор. Деятельность детей будет более продуктивной, если
будут определены цели и задачи на уроках,
будет создана ситуация
творческого поиска и деятельности, что явится своеобразным толчком,
способствует осуществлению творческой деятельности. В этом случае
работают такие стороны духовного мира ребенка, как воля, общее
интеллектуальное
развитие,
мировоззренческие,
нравственные
и
патриотические убеждения. Серьезную помощь в деле патриотического
воспитания может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо
его животворное, очищающее влияние будущему поколению. Прослушав
народную песню, ребенок познал бы сердцем родной народ, стал бы
духовным наследником его традиций, а значит, вырос бы настоящим
человеком. Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к
дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие,
углубление
патриотических
чувств
тесно
связано
с
формированием
представлений о родном крае, поэтому необходимо постепенно расширять
круг знаний о своей стране. В связи с этим особая тема бесед на уроках
музыки, музыкальных занятиях - о Родине. Хороших песен на эту тему
сейчас очень много, и поэтому на уроках музыки
можно
выбрать и
современные песни и что-то из классики, чтобы пробудить интерес у ребят к
самой теме, создать определенный настрой.
Роль музыкального репертуара в патриотическом воспитании
школьников
В школе педагоги отводят немало времени на нравственное, патриотическое
и культурное воспитание детей: это и беседы о родной стране, и наблюдения
за природой родного края, и чтение книг и разучивание пословиц и
поговорок русского народа, и привлечение детей к общественно-полезному
труду. Но главный выход и показательный момент привлечения ребенка к
патриотизму - является праздник. Детям приносит радость не только
праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с
музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным
народным творчеством. В народных праздниках, обрядах, играх нет
зрителей: разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом
в соответствии со своими склонностями и способностями: кто-то лучший
плясун, и он первый в пляске, кто-то знает много песен и с удовольствием
исполняет их, а у кого-то замечательные актерские способности, и он
исполняет роли главных героев.
В школе проводится множество праздников, но есть именно те которые,
которые относятся к патриотическому воспитанию: 9 Мая – «День Победы»,
23 февраля – «День защитников Отечества», «Зарница», 1 июня- «Безопасное
лето».Учащиеся поют песни, рассказывают стихи, участвуют в различных
соревнованиях.
Развивая
чувства,
черты
характера,
которые
незримо
связывают со своим народом, используются народные песни, пляски,
хороводы, знакомство с народными музыкальными инструментами. Одной из
главных задач из задач нравственного, патриотического и культурного
воспитания детей является формирование у них активного положительного
отношения к славным защитникам нашей Родины - воинам Российской
армии. Дети с удовольствием исполняют такие песни, как «Прадедушка»
(А.Ермолова,
М.Заготова),
«Дети
Земли»
(В.Ударцев),
«Катюша»
(М.Исаковский),
«Генерал»
(С.Якушин)
и
др.
Так
же
готовим
и
патриотические танцы. Эти танцы и песни включают в праздник 8 Марта, 9
мая и др. С этого учебного года в школе по понедельникам звучит Гимн
Российской Федерации, все учащиеся школы с удовольствием ее исполняют
от начала и до конца. Работая по патриотическому воспитанию, знакомство с
великими классиками русской музыки, их биографией.
Знакомимся с
произведениями А.П.Бородина, М.И. Глинки, Д.Гершвина и др.
Работа
на
уроках музыки
в
образовательном
учреждении
на
современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека,
способного к самостоятельному творческому труду, личность активную,
ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на
уроках различных педагогических методов решает важнейшую задачу
раннего музыкального
воспитания детей
–
формирование
ведущего
компонента музыкальности –
развитие
эмоциональной
отзывчивости
на музыку.
В процессе работы с детьми использует различные формы, виды,
содержания работы, но вся его деятельность направлена на всестороннее и
гармоничное развитие детей. Хотелось бы заметить, что работа по
нравственному, патриотическому и культурному воспитанию оказывает
влияние на развитие ребенка в целом.
Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стремлюсь
использовать
на
занятиях
музыкальные
произведения,
ценные
в
воспитательном отношении, раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти
произведения знакомыми и любимыми.
Считаю
важным
проведение
своевременного
мониторинга
успехов
воспитанников, т. к. именно мониторинг позволяет оценить не только успехи
детей, но и проанализировать степень эффективности работы самого
педагога, а педагог, исходя из полученных результатов, делает вывод о
правильности выбранных технологий и методов работы, как с группой детей
в целом, так и с конкретным ребенком и при необходимости внести
коррективы в план своей работы. Следовательно, если исходить из позиции,
что
развитие
творческих
способностей
детей
и
их
патриотическое
воспитание - это составная часть всей работы учителя, то имеет место при
оценке эффективности этого направления в работе опираться на общие
результаты музыкального развития детей.