Напоминание

"Нравственное, патриотическое и культурное воспитание через музыкально - образовательную деятельность"


Автор: Евгения Анатольевна Береснева
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с.Красное Даровского района
Населённый пункт: село Красное, Даровской район, Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нравственное, патриотическое и культурное воспитание через музыкально - образовательную деятельность"
Раздел: полное образование





Назад




Нравственное, патриотическое и культурное воспитание через

музыкально-образовательную деятельность

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание школьников в

современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной

работе российских педагогов. Сейчас этому вопросу уделяется особое

внимание, в связи со сложившимися реалиями. Три направления в

воспитании детей - нравственное, патриотическое и культурное неразрывно

связаны между собой. Нельзя представить себе патриота безнравственным,

который не знает историю и культуру своего народа, государства. Эти

направления должны присутствовать в нашей педагогической деятельности

каждый день. Нравственное воспитание в школе происходит благодаря

целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с

нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности

(игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,

продуктивной,

музыкально-художественной,

чтения

художественной

литературы).

"С чего начинается Родина?". Да, наверное, именно с той песни, которую

мы знаем с раннего детства. У каждого человека есть свой родной уголок,

есть Родина. Важно, чтобы с детских лет мы любили и знали край, где

живем, гордились за свою страну, ее историю, свой народ. Еще в

дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь

и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание

трудится на ее благо, беречь и умножать богатство. Нравственное,

патриотическое и культурное воспитание школьников включает в себя

передачу им знаний и организацию доступной деятельности. На уроках

музыки с ребятами разучиваем Гимн Российской Федерации, песни

патриотического

направления,

просмотр

фильмов

патриотического

направления, учим историю создания известных произведений Моцарта,

Баха и другое.

Музыкальная деятельность и

искусство способствует нравственному и

патриотическому воспитанию ученика, формированию его как личности.

Музыкальное искусство очень широко и глубоко захватывает самые

различные стороны человека - не только воображение и чувство, но и мысль

и волю. Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях имеет огромное

значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так

как наше молодое поколение должно не только обладать должным объемом

знаний, но оно должно стать зрелыми духовно и интеллектуально.

Сейчас и стоит острая необходимость в воспитании патриотизма на уроках

музыки, которое на основе отечественных произведений, русских песен,

прибауток и т.д., будет воспитывать в молодом поколении качества во все

времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство,

сострадание. Музыка и жизнь - это тема, «сверхзадача» занятий музыкой,

которую ни в коем случае нельзя выделять в самостоятельный, более или

менее изолированный раздел. Она должна пронизывать все занятия во всех

звеньях,

так

же

как

их

будут

пронизывать

идеи

патриотизма

и

интернационализма,

формируя

мировоззрение

детей,

воспитывая

их

нравственность и душевное благородство. Музыкальный материал, звучащий

на занятиях, комментарии и наблюдения педагога, размышления самих

воспитанников,

направляемые

педагогом,

-

все

должно

помогать

постепенному

решению

этой

«сверхзадачи».

В

воспитательно-

образовательной работе по музыкальному воспитанию предусмотрены

различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение,

разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа

над выразительностью речи, участие в концертной деятельности в школе.

Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с

пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство

ритма, умение правильно передавать мелодию. Главное - через игру русская

народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются учащиеся. В

народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям,

проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного

творчества. При знакомстве на уроках с прибаутками, календарным,

потешным, народным фольклором, обогащается внутренний мир ребенка.

Дети с удовольствием слушают и поют приговорки, говорят и поют

небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов,

хороший добрый юмор. Деятельность детей будет более продуктивной, если

будут определены цели и задачи на уроках,

будет создана ситуация

творческого поиска и деятельности, что явится своеобразным толчком,

способствует осуществлению творческой деятельности. В этом случае

работают такие стороны духовного мира ребенка, как воля, общее

интеллектуальное

развитие,

мировоззренческие,

нравственные

и

патриотические убеждения. Серьезную помощь в деле патриотического

воспитания может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо

его животворное, очищающее влияние будущему поколению. Прослушав

народную песню, ребенок познал бы сердцем родной народ, стал бы

духовным наследником его традиций, а значит, вырос бы настоящим

человеком. Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к

дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие,

углубление

патриотических

чувств

тесно

связано

с

формированием

представлений о родном крае, поэтому необходимо постепенно расширять

круг знаний о своей стране. В связи с этим особая тема бесед на уроках

музыки, музыкальных занятиях - о Родине. Хороших песен на эту тему

сейчас очень много, и поэтому на уроках музыки

можно

выбрать и

современные песни и что-то из классики, чтобы пробудить интерес у ребят к

самой теме, создать определенный настрой.

Роль музыкального репертуара в патриотическом воспитании

школьников

В школе педагоги отводят немало времени на нравственное, патриотическое

и культурное воспитание детей: это и беседы о родной стране, и наблюдения

за природой родного края, и чтение книг и разучивание пословиц и

поговорок русского народа, и привлечение детей к общественно-полезному

труду. Но главный выход и показательный момент привлечения ребенка к

патриотизму - является праздник. Детям приносит радость не только

праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с

музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным

народным творчеством. В народных праздниках, обрядах, играх нет

зрителей: разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом

в соответствии со своими склонностями и способностями: кто-то лучший

плясун, и он первый в пляске, кто-то знает много песен и с удовольствием

исполняет их, а у кого-то замечательные актерские способности, и он

исполняет роли главных героев.

В школе проводится множество праздников, но есть именно те которые,

которые относятся к патриотическому воспитанию: 9 Мая – «День Победы»,

23 февраля – «День защитников Отечества», «Зарница», 1 июня- «Безопасное

лето».Учащиеся поют песни, рассказывают стихи, участвуют в различных

соревнованиях.

Развивая

чувства,

черты

характера,

которые

незримо

связывают со своим народом, используются народные песни, пляски,

хороводы, знакомство с народными музыкальными инструментами. Одной из

главных задач из задач нравственного, патриотического и культурного

воспитания детей является формирование у них активного положительного

отношения к славным защитникам нашей Родины - воинам Российской

армии. Дети с удовольствием исполняют такие песни, как «Прадедушка»

(А.Ермолова,

М.Заготова),

«Дети

Земли»

(В.Ударцев),

«Катюша»

(М.Исаковский),

«Генерал»

(С.Якушин)

и

др.

Так

же

готовим

и

патриотические танцы. Эти танцы и песни включают в праздник 8 Марта, 9

мая и др. С этого учебного года в школе по понедельникам звучит Гимн

Российской Федерации, все учащиеся школы с удовольствием ее исполняют

от начала и до конца. Работая по патриотическому воспитанию, знакомство с

великими классиками русской музыки, их биографией.

Знакомимся с

произведениями А.П.Бородина, М.И. Глинки, Д.Гершвина и др.

Работа

на

уроках музыки

в

образовательном

учреждении

на

современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека,

способного к самостоятельному творческому труду, личность активную,

ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на

уроках различных педагогических методов решает важнейшую задачу

раннего музыкального

воспитания детей

формирование

ведущего

компонента музыкальности –

развитие

эмоциональной

отзывчивости

на музыку.

В процессе работы с детьми использует различные формы, виды,

содержания работы, но вся его деятельность направлена на всестороннее и

гармоничное развитие детей. Хотелось бы заметить, что работа по

нравственному, патриотическому и культурному воспитанию оказывает

влияние на развитие ребенка в целом.

Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стремлюсь

использовать

на

занятиях

музыкальные

произведения,

ценные

в

воспитательном отношении, раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти

произведения знакомыми и любимыми.

Считаю

важным

проведение

своевременного

мониторинга

успехов

воспитанников, т. к. именно мониторинг позволяет оценить не только успехи

детей, но и проанализировать степень эффективности работы самого

педагога, а педагог, исходя из полученных результатов, делает вывод о

правильности выбранных технологий и методов работы, как с группой детей

в целом, так и с конкретным ребенком и при необходимости внести

коррективы в план своей работы. Следовательно, если исходить из позиции,

что

развитие

творческих

способностей

детей

и

их

патриотическое

воспитание - это составная часть всей работы учителя, то имеет место при

оценке эффективности этого направления в работе опираться на общие

результаты музыкального развития детей.



В раздел образования