Напоминание

"Дочь огня" Джалол Икроми


Автор: Ходжаева Нодира Абдукахоровна
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: Политехнический институт Таджикского технического университета им. академика М.С.Осими
Населённый пункт: город Худжанд, Согдийская область
Наименование материала: статья
Тема: "Дочь огня" Джалол Икроми
Раздел: высшее образование





Назад




Роман «Дочь огня» Джалала Икрами

Джалол

Икрами

-

таджикский

писатель,

классик

современной

таджикской литературы, родился в городе Бухаре (теперь Узбекистан) в

семье судьи.

О своем родном городе, точнее, о зарождении там советской

власти, он написал объемную трилогию "Двенадцать ворот Бухары", а ее

первая книга, "Дочь огня", посвящена как раз судьбе женщины Востока до

Октябрьской революции. Если серьезно, то судьба могла бы самой разной,

но большей частью незавидной.

«Дочь огня» охватывает события начала ХХ века вплоть до Бухарской

революции.

«Дочь

огня»

имеет сложный сюжет и разнообразные темы.

На

протяжении многих лет писатель изучал исторические события Бухары

начала XX века и историческую судьбу таджикских женщин в этот период.

В то же время история Саломат Джахангирова привлекает к нему

больше внимания, чем история женщины-воина и храбреца.

76-летняя

бухарка

служила в детстве вместе со своей бабушкой Дилоромканиз

(Дилором –служанка) во дворе Каракулибая. После смерти бабушки она

пережила трагическую жизнь, стремясь к достойной жизни для таджикских

женщин.

История Саломат Джахангировой открывает писателю путь к

написанию произведения «Дочь огня».

Поэтому в «Дочь огня» частью образов являются исторические

личности, а иногда они фигурируют в произведении под своими именами. В

частности, прототипом образа Фирузы является Саламат Джахангирова, а

Дилоромканизом со своим имям.

Роман

"Дочь огня" состоит из трех частей.

Часть

«Дилоромканиз»

состоит из семи глав и повествует о жизни Дилоромканиза и ее внучка -

Фирузы в Бухарском перевале Абдуллаходжа.

Эта

часть

повествует

о

приключениях девяностолетнего Дилорамкампира, поступлении Фирузы в

школу Оймуллы Танбура и приключениях на свадьбе Ганиджанбойбача и

заканчивается смертью Дилорамканиза. Вторая часть, получившая название

"Дарбадари", состоит из 16 глав и повествует о судьбе Фирузы после смерти

ее бабушки.

В

этой

части

события

усиливается

напряженность

между

положительными и отрицательными образами, и Фирузы с помощью своих

родственников и верующих Хайдаркула, Аса и Ахмаджон Машкаба

спасается от рук Ганиджона.

Часть «Друг и враг " состоит из 14 глав, охватывающих деятельность

Фирузы и ее сподвижников вплоть до Бухарской революции.

Распад

правительства эмира

стал

радостным

событием

для Фирузы

и

других

женщин, которые служили харамсарой эмира.

В целом, в романе " Дочь огня " 130 персонажей, и через их действия и

столкновения

проиллюстрировано

множество

проблем.

Образы

Дилоромканиза, Фируза, Ахмаджана Машкаба, Оймуллы Танбура, Шамсия,

Асо,

Хайдаркула,

Истада

(положительные),

Ганиджонбойбача,

Абдуррахманбека, Махфирата, Каракулибая, Нусратулло (отрицательные)

внесли свой вклад в разрешение противоречий в произведении.

Среди различных тем «Дочь огня» тема женщины занимает центральное

место.

Писатель

использовал

свои

собственные

способы

и

приемы

в

изображении женщин.

Джалал Икроми описывает бедную и несчастную жизнь низших классов

таджикских женщин, поднимая, прежде всего, вопросы человеческого

достоинства, самоуважения, гордости и чести.

Дилоромканиз пережила мучения юности и средних лет и стала

свидетелем

несправедливости

и

неравенства.

Ее

душевный

характер

совершенствуется в течение жизни, постепенно доходя до такой степени, что

все ее подчиненные и высокомерные люди оказываются беспомощными

перед силой ее воли. Она не может позволить никому оскорбить ее, унизить

ее репутацию и обидеть ее единственную внучку.

Если образ Дилоромканиз появляется только в роман «Дочь огня», то

образ Фирузы продолжается и в романах «Двенадцати воротах Бухары» и

«Поверженный». После смерти Дилораканиза 12-летняя Фируза была взята

под опеку Оймуллой Танбуром. Эта образованная и добрая женщина учит

Фирузу грамоте и знакомит его с взлетами и падениями жизни.

В этом месте тяжелый труд и грубое обращение привели к тому, что

характер Фирузы стал более прочным, и в ней пробудилось чувство

стремления: «пусть я не умру молодым, как Шамсия, как Савсан. Нет, я

должен выбраться из этой пропасти, из этой бездны». Она унаследовала от

своих бабушек благородство, профессионализм и высокие гонорары. В конце

романа она предстает в образе стоящей женщины с высокой самооценкой.

"Пойдите, скажите Амиру и Пашшабиби, - сказала она высоким голосом, -

что мы не боимся ни огня, ни передышки, ни выстрелов. Огонь, смерть, пули

и оружие лучше, чем страдания рабства, наложницы и вашего двора!

В книге «Дочь огня» каждый персонаж, будь то главный или

вспомогательный, имеет свой образ. В частности, привлекательны образы

Оймуллы Танбур и Шамсии.

Оймулла Танбур обучает и воспитывает

Фирузу и Шамсию и почитает учеников, как дочерей.

Шамсия, дочь

Абдуррахманбек

миршаба, в знак уважения к силам зла совершает

самоубийство и перед смертью пишет прощальную записку. После того, как

отец похоронил свою дочь, Оймулло Танбур прочитал письмо покойного

Шамсии. При чтении Оймулла многократно плачет.

Положительные

образы

Хайдаркул,

Аса,

Ахмедджон

Машкаб,

Ашрафджон,

Истад — все они мудрые, правдивые, чистосердечные и

справедливые

люди,

которые

в

процессе

жизни

внутренне

совершенствуются.

Отрицательные

образы

также

убедительны

и

естественны

для

изображения. Писатель порой заставляет отрицательных героев задуматься и

наглядно раскрывает их внутренний мир.

Например,

высокая

степень

безнравственности,

жестокости

и

невежества Абдуррахманбека

Миршаба

становится очевидной

из его

следующей мысли: "Миршаб засунул в карман письмо и думал, что виноват

во всем этом происшествии и трагедии, прежде всего, школа и грамотность,

если бы Шамсия не была грамотной, если бы она не была поэтессой и

читателем, она бы никогда не пошла по этому пути".

Таким

образом, персонажи «Дочь огня», помимо художественного

воздействия, побуждают читателя к рациональному отношению к обществу и

людям и к получению напоминаний о каждом жизненном событии.



В раздел образования