Напоминание

Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ФФНР, 1 кл.


Автор: Бахвалова Ольга Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ УСОШ №4
Населённый пункт: г.Удомля Тверской области
Наименование материала: Программа
Тема: Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ФФНР, 1 кл.
Раздел: начальное образование





Назад





Программа

«Коррекционно-логопедическая работа по преодолению

фонетико-фонематического недоразвития речи у учащихся

1 класса

МБОУ УСОШ №4 г.Удомля Тверской области».

Учитель-логопед Бахвалова Ольга Алексеевна

Пояснительная записка.
Среди учащихся 1 класса общеобразовательной школы могут обучаться дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНр). Учащиеся данной категории испытывают значительные трудности при усвоении программы начального обучения. Основной причиной этого является недостаточная сформированность речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Нарушение фонетико-фонематического компонента характеризуется: 1. Дефектным произношением звуков, распространяющимся на 1-2 группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших коррекционно- логопедическое обучение в детском саду (ДОУ), произношение может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»). 2. Недостаточной сформированностью фонематических процессов. Следствием этого является то, что дети испытывают затруднения при выполнении заданий на анализ и синтез звукового состава слова. У них недостаточно сформированы предпосылки к успешному овладению грамотой. Учащиеся испытывают трудности в процессе овладения письмом и чтением.  Лексико-грамматический компонент речевой системы данной категории детей находится в пределах нормы.  У некоторых детей возможны единичные ошибки в употреблении слов, смешение слов по смыслу. В предложениях сложных синтаксических конструкций возможны аграмматизмы. При ФФНр нарушены и психические процессы. У учащихся могут отмечаться:  неустойчивое внимание,  недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям,  недостаточное развитие словесно-логического мышления,  уровень развития контрольных действий недостаточен,  недостаточная способность к запоминанию словесного материала,  недостаточное развитие способности к переключению. Следствием этого могут являться трудности в формировании учебных умений и навыков.
При отсутствии своевременной логопедической помощи на письме и при чтении у учащихся с ФФНр могут проявиться специфические логопатические ошибки на фоне большого количества разнообразных других. Выполнение данной программы предупреждает развитие вторичных нарушений письменной речи. Программа коррекционно-логопедической работы с учащимися 1 класса, имеющими ФФНр, предусматривает достижение следующей
цели
:
Совершенствование фонетико-фонематического компонента языковой

системы,

являющегося

необходимым

условием

для

предупреждения

нарушений письменной речи и успешного освоения школьной программы.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнение следующих
задач
:
Образовательно-коррекционные:
1. Развитие звуковой стороны речи. Коррекция недостатков произношения. 2. Развитие фонематического восприятия. Уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков. Дифференциация смешиваемых фонем с опорой на речеслуховой, речедвигательный, зрительный и тактильный анализаторы. 3. Развитие фонематического и слогового анализа и синтеза. 4. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи. Дальнейшее обогащение словарного запаса за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. Совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми моделями предложений различных синтаксических конструкций. 5. Совершенствование навыка связной речи. Развитие умения точно и четко формулировать мысли, подбирать языковые средства, уметь передать содержание прослушанного текста, составить рассказ по сюжетной картине, доказывать и рассуждать. 6. Развитие психологических предпосылок к обучению (устойчивости внимания, наблюдательности, способности к запоминанию, с ам оконт роля , познавательной активности).
Воспитательные:
1. Формирование чувства ответственности, уверенности в себе. 2. Формирование личностных качеств: организованности, воспитанности, взаимоуважения. 3. Воспитание любви к родному языку.
Сроки реализации программы
: 1 учебный год (29 учебных недель). Программа рассчитана на 58 часов с периодичностью 2 часа в неделю.

Разделы программы.
Основной раздел программы –
восполнение

пробелов

в

развитии

звуковой

стороны речи.
Задачи:  коррекция дефектов произношения,  формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия,  совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. В содержание занятий включают ся задания и упражнения п о совершенствованию лексико-грамматического строя и связной речи. После реализации программы учащиеся
должны уметь
: 1. Правильно произносить звуки русского языка в свободной речи, дифференцировать парные согласные и фонемы, имеющие акустико- артикуляционное сходство. 2. Производить анализ и синтез состава слова. Различать слова-термины: звук, слог, слово, гласный, согласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой. 3. Уметь объяснить значение слова, подбирать родственные слова, иметь достаточный словарный запас, владеть навыком приставочного, суффиксального и приставочно-суффиксального способов образования слов. 4. Уметь грамматически правильно строить предложения разных синтаксических конструкций, в том числе и сложных. 5. Иметь навык построения связного высказывания, устанавливать логическую последовательность событий, точно и четко формулировать мысли, передавать содержание текста, рассуждать и доказывать. 6. Владеть плавным послоговым чтением и правильным письмом. 7. Знать и различать временные и пространственные представления. Выделять главное, обобщать, классифицировать, находить признаки сходства и различия. Последовательность коррекционного материала представляет систему комплексного воздействия не только на речевые процессы, но и на проявления неречевого характера:  на характер психических процессов (память, внимание, воображение, мышление, восприятие),  на формирование общей и мелкой моторики,  на формирование двигательного праксиса.
Данная программа является адаптированной. Ее содержание базируется на традиционной программе по работе с учащимися, имеющими фонетико- фонематическое недоразвитие речи. Вместе с тем в планирование занятий включена тема
«Дифференциация букв

по оптико-кинетическому сходству»
. Целесообразность включения данной темы объясняется необходимостью проведения работы по предупреждению дисграфии данного вида. На обследование устной речи учащихся отводится первая и вторая недели сентября, третья и четвёртая недели мая. Диагностика может проводиться по традиционной методике. Возможно также применение тестовой методики обследования речи, автора Т.А.Фотековой. Преимущество данной методики заключается в том, что речевые профили дают возможность наглядно проследить динамику всех компонентов речевой системы. Количество занятий, отведенных на изучение отдельных тем, может варьироваться в зависимости от степени выраженности конкретной логопедической проблемы.

Учебно-тематический план.
№ п/п Тема занятия колич-во часов 1 Знакомство с органами речи. Артикуляционная гимнастика (статические и динамические упражнения). Уточнение и постановка неправильно произносимых звуков 1 2 Речь. Предложение. Слово 1 3 Звуки речи 1 4 Гласные звуки и буквы 1 5 Дифференциация гласных звуков и букв (А, О, Ы, И) 2 6 Деление слов на слоги 2 7 Ударение 2 8 Согласные звуки 1 9 Твёрдые и мягкие согласные 1 10 Звонкие и глухие согласные 1 11 Дифференциация согласных и гласных звуков 2 12 Звуки П и П'. Буква П 1 13 Звуки Б и Б'. Буква Б 1 14 Дифференциация Б-П (Б'-П') 1 15 Звуки Т и Т'. Буква Т 1 16 Звуки Д и Д'. Буква Д 1 17 Дифференциация Т-Д (Т'-Д') 1 18 Звуки К и К'. Буква К 1 19 Звуки Г и Г'. Буква Г 1 20 Дифференциация К-Г (К'-Г') 1 21 Звуки С и С'. Буква С. Дифференциация 1 22 Звуки З и З'. Буква З 1 23 Дифференциация С-З (С'-З') 1 24 Звуки В и В'. Буква В 1 25 Звуки Ф и Ф'. Буква Ф 1 26 Дифференциация В-Ф (В'-Ф') 1 27 Звук Ш и буква Ш 1 28 Звук Ж и буква Ж 1 29 Дифференциация Ш-Ж 1 30 Дифференциация С-Ш 2 31 Дифференциация Ж-З 2 32 Звуки Р и Р'. Буква Р 1 33 Звуки Л и Л'. Буква Л 1 34 Дифференциация Л-Р (Л'-Р') 2 35 Звук Ч и буква Ч 1 36 Дифференциация Ч-Т' 1 37 Звук Щ и буква Щ 1 38 Дифференциация Щ-С 1 39 Дифференциация Щ-Ч 1 40 Звук Ц и буква Ц 1 41 Дифференциация Ц-С 1 42 Дифференциация Ц-Т 1
43 Дифференциация Ц-Ч 2 44 Дифференциация букв
б-д
(дифференциация согласных букв по оптико кинетическому сходству) 1 45 Дифференциация букв
в-д
(дифференциация согласных букв по оптико кинетическому сходству) 1 46 Дифференциация букв
п-т
(дифференциация согласных букв по оптико кинетическому сходству) 1 47 Дифференциация букв
м-л
(дифференциация согласных букв по оптико кинетическому сходству) 1 48 Дифференциация букв
ж-х
(дифференциация согласных букв по оптико кинетическому сходству) 1 49 Дифференциация букв
ш-щ
(дифференциация согласных букв по оптико кинетическому сходству) 1 50 Дифференциация букв
щ-ц
(дифференциация согласных букв по оптико кинетическому сходству) 1
Всего:

58


Методическое обеспечение программы.
В работе по преодолению ФФНР используются разнообразные методические пособия и наглядный материал таких авторов как А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова, О.Е.Грибова, М.Ю.Гаврикова, Л.Н.Ефименкова, И.Н.Садовникова. Для диагностики произношения и последующей работы по постановке и автоматизации звуков большую помощь учителю-логопеду могут оказать альбомы автора И.Н.Соколенко. Каждое логопедическое занятие должно быть оснащено необходимым наглядным материалом: предметными картинками на изучаемые звуки, различными сигнальными карточками, карточками-символами, раздаточным материалом.

Специальная и методическая литература.
1. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. – М.,2005. 2. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград, 2006. 3. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. – М., 2005. 4. Елецкая О.В. Горбачёвская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2006. 5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991. 6. Ефименкова Л.Н, Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте. – М.,1991. 7. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., 2003. 8. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб., 1997. 9. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1989. 10.Логопедия в школе: практический опыт / Под ред. Кукушина В.С. – М., 2005. 11.Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников. – М., 1969. 12.Соколенко И.Н. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М.,1972. 13.Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М., 1997. 14.Фотекова Т.И. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.,2000. 15.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. – М.,1996. 16.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Как помочь детям с недостатками речевого развития. – М., 1999. 17.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы. – М., 1999.


В раздел образования