Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ФФНР, 1 кл.
Автор: Бахвалова Ольга Алексеевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБОУ УСОШ №4 Населённый пункт: г.Удомля Тверской области Наименование материала: Программа Тема: Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ФФНР, 1 кл. Раздел: начальное образование
«Коррекционно-логопедическая работа по преодолению
фонетико-фонематического недоразвития речи у учащихся
1 класса
МБОУ УСОШ №4 г.Удомля Тверской области».
Учитель-логопед Бахвалова Ольга Алексеевна
Пояснительная записка.
Среди учащихся 1 класса общеобразовательной школы могут обучаться дети с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНр).
Учащиеся данной категории испытывают значительные трудности при усвоении
программы начального обучения. Основной причиной этого является недостаточная
сформированность речевой функции и психологических предпосылок к овладению
полноценной учебной деятельностью.
Нарушение фонетико-фонематического компонента характеризуется:
1.
Дефектным
произношением
звуков,
распространяющимся
на
1-2
группы
оппозиционных
звуков.
У
некоторых
детей,
прошедших
коррекционно-
логопедическое обучение в детском саду (ДОУ), произношение может быть в
пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»).
2.
Недостаточной сформированностью фонематических процессов. Следствием
этого является то, что дети испытывают затруднения при выполнении заданий
на анализ и синтез звукового состава слова. У них недостаточно сформированы
предпосылки
к
успешному
овладению
грамотой.
Учащиеся
испытывают
трудности в процессе овладения письмом и чтением.
Лексико-грамматический
компонент
речевой
системы
данной
категории
детей находится в пределах нормы.
У некоторых детей возможны единичные ошибки в употреблении слов,
смешение
слов
по
смыслу.
В
предложениях
сложных
синтаксических
конструкций возможны аграмматизмы.
При ФФНр нарушены и психические процессы. У учащихся могут отмечаться:
неустойчивое внимание,
недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям,
недостаточное развитие словесно-логического мышления,
уровень развития контрольных действий недостаточен,
недостаточная способность к запоминанию словесного материала,
недостаточное развитие способности к переключению.
Следствием этого могут являться трудности в формировании учебных умений и
навыков.
При отсутствии своевременной логопедической помощи на письме и при чтении у
учащихся с ФФНр могут проявиться специфические логопатические ошибки на фоне
большого
количества
разнообразных
других.
Выполнение
данной
программы
предупреждает развитие вторичных нарушений письменной речи.
Программа
коррекционно-логопедической
работы
с
учащимися
1
класса,
имеющими ФФНр, предусматривает достижение следующей цели :
Совершенствование фонетико-фонематического компонента языковой
системы,
являющегося
необходимым
условием
для
предупреждения
нарушений письменной речи и успешного освоения школьной программы.
Для
осуществления
поставленной
цели
необходимо
выполнение
следующих
задач :
Образовательно-коррекционные:
1.
Развитие звуковой стороны речи. Коррекция недостатков произношения.
2.
Развитие
фонематического
восприятия.
Уточнение
произносительного
и
слухового
образа
каждого
из
смешиваемых
звуков.
Дифференциация
смешиваемых
фонем
с
опорой
на
речеслуховой,
речедвигательный,
зрительный и тактильный анализаторы.
3.
Развитие фонематического и слогового анализа и синтеза.
4.
Развитие
лексического
запаса
и
грамматического
строя
речи.
Дальнейшее
обогащение
словарного
запаса
за
счет
развития
у
детей
умения
активно
пользоваться различными способами словообразования. Совершенствование
грамматического
оформления
речи
путем
овладения
детьми
моделями
предложений различных синтаксических конструкций.
5.
Совершенствование
навыка
связной
речи.
Развитие
умения
точно
и
четко
формулировать
мысли,
подбирать
языковые
средства,
уметь
передать
содержание прослушанного текста, составить рассказ по сюжетной картине,
доказывать и рассуждать.
6.
Развитие психологических предпосылок к обучению (устойчивости внимания,
наблюдательности,
способности
к
запоминанию,
с ам оконт роля ,
познавательной активности).
Воспитательные:
1.
Формирование чувства ответственности, уверенности в себе.
2.
Формирование
личностных
качеств:
организованности,
воспитанности,
взаимоуважения.
3.
Воспитание любви к родному языку.
Сроки реализации программы : 1 учебный год (29 учебных недель).
Программа рассчитана на 58 часов с периодичностью 2 часа в неделю.
Разделы программы.
Основной
раздел
программы
– восполнение
пробелов
в
развитии
звуковой
стороны речи.
Задачи:
коррекция дефектов произношения,
формирование полноценных фонетических представлений на базе развития
фонематического восприятия,
совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом
анализе и синтезе.
В
содержание
занятий
включают ся
задания
и
упражнения
п о
совершенствованию лексико-грамматического строя и связной речи.
После реализации программы учащиеся должны уметь :
1.
Правильно
произносить
звуки
русского
языка
в
свободной
речи,
дифференцировать
парные
согласные
и
фонемы,
имеющие
акустико-
артикуляционное сходство.
2.
Производить анализ и синтез состава слова. Различать слова-термины:
звук, слог, слово, гласный, согласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой.
3.
Уметь
объяснить
значение
слова,
подбирать
родственные
слова,
иметь
достаточный словарный запас, владеть навыком приставочного, суффиксального и
приставочно-суффиксального способов образования слов.
4.
Уметь
грамматически
правильно
строить
предложения
разных
синтаксических конструкций, в том числе и сложных.
5.
Иметь
навык
построения
связного
высказывания,
устанавливать
логическую
последовательность
событий,
точно
и
четко
формулировать
мысли,
передавать содержание текста, рассуждать и доказывать.
6.
Владеть плавным послоговым чтением и правильным письмом.
7.
Знать
и
различать
временные
и
пространственные
представления.
Выделять
главное,
обобщать,
классифицировать,
находить
признаки
сходства
и
различия.
Последовательность
коррекционного
материала
представляет
систему
комплексного воздействия не только на речевые процессы, но и на проявления
неречевого характера:
на
характер
психических
процессов
(память,
внимание,
воображение,
мышление, восприятие),
на формирование общей и мелкой моторики,
на формирование двигательного праксиса.
Данная программа является адаптированной. Ее содержание
базируется на
традиционной
программе
по
работе
с
учащимися,
имеющими
фонетико-
фонематическое недоразвитие речи.
Вместе с тем в планирование занятий включена тема «Дифференциация букв
по оптико-кинетическому сходству» . Целесообразность включения данной темы
объясняется необходимостью проведения работы по предупреждению дисграфии
данного вида.
На обследование
устной речи учащихся отводится первая и вторая недели
сентября, третья и четвёртая недели мая.
Диагностика может проводиться по традиционной методике. Возможно также
применение
тестовой
методики
обследования
речи,
автора
Т.А.Фотековой.
Преимущество данной методики заключается в том, что речевые профили дают
возможность наглядно проследить динамику всех компонентов речевой системы.
Количество
занятий,
отведенных
на
изучение
отдельных
тем,
может
варьироваться в зависимости от степени выраженности конкретной логопедической
проблемы.
Учебно-тематический план.
№
п/п
Тема занятия
колич-во
часов
1
Знакомство с органами речи.
Артикуляционная гимнастика (статические и динамические упражнения).
Уточнение и постановка неправильно произносимых звуков
1
2
Речь. Предложение. Слово
1
3
Звуки речи
1
4
Гласные звуки и буквы
1
5
Дифференциация гласных звуков и букв (А, О, Ы, И)
2
6
Деление слов на слоги
2
7
Ударение
2
8
Согласные звуки
1
9
Твёрдые и мягкие согласные
1
10
Звонкие и глухие согласные
1
11
Дифференциация согласных и гласных звуков
2
12
Звуки П и П'. Буква П
1
13
Звуки Б и Б'. Буква Б
1
14
Дифференциация Б-П (Б'-П')
1
15
Звуки Т и Т'. Буква Т
1
16
Звуки Д и Д'. Буква Д
1
17
Дифференциация Т-Д (Т'-Д')
1
18
Звуки К и К'. Буква К
1
19
Звуки Г и Г'. Буква Г
1
20
Дифференциация К-Г (К'-Г')
1
21
Звуки С и С'. Буква С. Дифференциация
1
22
Звуки З и З'. Буква З
1
23
Дифференциация С-З (С'-З')
1
24
Звуки В и В'. Буква В
1
25
Звуки Ф и Ф'. Буква Ф
1
26
Дифференциация В-Ф (В'-Ф')
1
27
Звук Ш и буква Ш
1
28
Звук Ж и буква Ж
1
29
Дифференциация Ш-Ж
1
30
Дифференциация С-Ш
2
31
Дифференциация Ж-З
2
32
Звуки Р и Р'. Буква Р
1
33
Звуки Л и Л'. Буква Л
1
34
Дифференциация Л-Р (Л'-Р')
2
35
Звук Ч и буква Ч
1
36
Дифференциация Ч-Т'
1
37
Звук Щ и буква Щ
1
38
Дифференциация Щ-С
1
39
Дифференциация Щ-Ч
1
40
Звук Ц и буква Ц
1
41
Дифференциация Ц-С
1
42
Дифференциация Ц-Т
1
43
Дифференциация Ц-Ч
2
44
Дифференциация
букв
б-д
(дифференциация
согласных
букв
по
оптико
кинетическому сходству)
1
45
Дифференциация
букв
в-д
(дифференциация
согласных
букв
по
оптико
кинетическому сходству)
1
46
Дифференциация
букв
п-т
(дифференциация
согласных
букв
по
оптико
кинетическому сходству)
1
47
Дифференциация
букв
м-л
(дифференциация
согласных
букв
по
оптико
кинетическому сходству)
1
48
Дифференциация
букв
ж-х
(дифференциация
согласных
букв
по
оптико
кинетическому сходству)
1
49
Дифференциация
букв
ш-щ
(дифференциация согласных букв по оптико
кинетическому сходству)
1
50
Дифференциация
букв
щ-ц
(дифференциация
согласных
букв
по
оптико
кинетическому сходству)
1
Всего:
58
Методическое обеспечение программы.
В работе по преодолению ФФНР используются разнообразные методические
пособия и наглядный материал таких авторов как А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова,
О.Е.Грибова, М.Ю.Гаврикова, Л.Н.Ефименкова, И.Н.Садовникова.
Для
диагностики
произношения
и
последующей
работы
по
постановке
и
автоматизации звуков большую помощь учителю-логопеду могут оказать альбомы
автора И.Н.Соколенко.
Каждое
логопедическое
занятие
должно
быть
оснащено
необходимым
наглядным материалом: предметными картинками на изучаемые звуки, различными
сигнальными карточками, карточками-символами, раздаточным материалом.
Специальная и методическая литература.
1.
Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. – М.,2005.
2.
Гаврикова М.Ю. Коррекционно-логопедические занятия с младшими
школьниками. – Волгоград, 2006.
3.
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. – М.,
2005.
4.
Елецкая О.В. Горбачёвская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.
– М., 2006.
5.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов. – М., 1991.
6.
Ефименкова Л.Н, Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной
работы на школьном логопункте. – М.,1991.
7.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., 2003.
8.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция
нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб., 1997.
9.
Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1989.
10.Логопедия в школе: практический опыт / Под ред. Кукушина В.С. – М., 2005.
11.Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у
школьников. – М., 1969.
12.Соколенко И.Н. Дидактический материал по исправлению недостатков
произношения у детей. – М.,1972.
13.Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М.,
1997.
14.Фотекова Т.И. Тестовая методика диагностики устной речи младших
школьников. – М.,2000.
15.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе
учителя-логопеда при общеобразовательной школе. – М.,1996.
16.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Как помочь детям с недостатками речевого
развития. – М., 1999.
17.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Преодоление общего недоразвития речи у
учащихся начальных классов общеобразовательной школы. – М., 1999.