Напоминание

Техника мытья рук


Автор: Дарья Андреевна Падалица
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ДЗМ "МК 5"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Гигиеническая обработка рук
Тема: Техника мытья рук
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Департамента Здравоохранения г. Москвы

«Медицинский колледж №5»

(Обособленное подразделение №1)

Дисциплина МДК 02.03

Безопасная среда для пациента и персонала

202

2

С О Д Е Р Ж А Н И Е

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Аннотация………………………………………………………..……..4

Аннотация………………………………………………………..……..4

Методический блок…………………………………………………….5

Методический блок…………………………………………………….5

Опорный конспект по теме………………...………………………..8

Опорный конспект по теме………………...………………………..8

3

АННОТАЦИЯ

АННОТАЦИЯ

Методическое

пособие

практического

занятия

по

теме:

«

«Гигиеническая обработка рук»

может быть использовано обучающимися,

как обобщение и закрепление знаний по данной теме.

Структура занятия построена так, что обучающийся в начале занятия

имеет возможность оценить свои знания по данной теме, проверить

кроссворд домашнего задания, ответить на вопросы по актуализации

опорных знаний, изучить и проконтролировать степень усвоения с помощью

выполнения заданий аудиторной самостоятельной работы.

Учебные цели занятия развивают навыки по самостоятельной работе с

материалами занятия и формируют навыки ответственности за проделанную

работу.

Преподавателем

предусмотрены

разноуровневые

задания

практической

работы, которые позволяют лучше закрепить материал.

Проверка заданий самостоятельной работы осуществляется самоконтролем,

используя эталоны ответов.

На этапе закрепления изученного материала

студентам предлагается выполнить самостоятельную работу.

4

Цели создания методического пособия

Цели создания методического пособия

Образовательная:

1) изучение пути распространения инфекций;

2) изучение строение и микрофлора кожи рук;

3) изучить виды обработки рук;

4) изучить алгоритм гигиенической обработки рук.

Развивающая:

1) обогащение студентов новыми знаниями;

2) обучение сравнению, умению выделять главное, систематизировать;

3) обучение алгоритму гигиенической обработки рук.

Воспитательная:

1) воспитание трудолюбия, веры в свои силы;

2) умение вести диалог в группе, способность отстаивать свою точку зрения

3) умение работать в коллективе, взаимодействовать с коллегами.

Формы организации учебно-познавательной деятельности

обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: работа в микрогруппах, демонстрация слайдов.

Материально-техническое оснащение: компьютер, телевизор.

5

Учебно-методическое обеспечение: презентации по темам

«Строение и микрофлора рук», «Гигиеническая обработка рук»

учебные таблицы, схемы, карточки с заданиями.

6

По различным оценкам инфекции, связанные с оказанием медицинской

помощи (ИСМП) поражают 5,0 - 10,0% пациентов стационаров и занимают

десятое место в ряду причин смертности населения. В России ежегодно от

ИСМП страдают 2 - 2,5 млн. человек. ИСМП существенно снижают качество

жизни пациента, вызывают развитие стрессовых реакций, увеличивают

стоимость лечения пациентов и приводят к потере репутации лечебного

учреждения.

Выделяют два пути распространения инфекций в лечебных

учреждениях.

Первый – это эндогенный.

Он достаточно хорошо изучен и может быть обусловлен как транслокацией

микрофлоры желудочно-кишечного тракта в кровеносное русло вследствие

глубокой гипоксии тканей у тяжелых больных, с последующей миграцией ее

в зону оперативного вмешательства и развитием гнойного процесса. Также в

процессе операции возможна контаминация тканей микрофлорой органа, в

норме ее содержащего, при его вскрытии, например, операциях на

кишечнике, и как результат, развитие гнойного процесса. Контаминация

операционной раны микробами, находящимися в полых органах, возможна

при перфорации этих органов, их рассечениях или резекции. Помимо этого,

возможна миграция микрофлоры из очагов хронической инфекции, с

последующим

развитием

гнойного

процесса

в

зоне

оперативного

вмешательства (locus minoris resistencia).

Второй путь инфицированияэкзогенный.

При котором имеет место передача микроорганизмов

от пациента

к

пациенту, от медицинских работников, с объектов внешней среды через

7

руки медперсонала, а также инструменты и приборы. Различий клинических

проявлений инфекций, связанных с эндогенным и экзогенным путями

инфицирования

не существует. Повлиять на частоту распространения

ИСМП инфекций, обусловленных перекрестной контаминацией

возможно путем воздействия на факторы, способствующие ее передаче. По

данным многочисленных исследований одним из основных факторов

распространения инфекции в ЛПУ являются руки медицинского персонала.

Еще в 1199 г. Врач и философ Моисей Маймонид писал о необходимости

мыть руки после контакта с больными. В 1843 г. Оливер Уэнделл Холмс

впервые пришел к выводу, что врачи и средний медперсонал заражают своих

пациентов «послеродовой лихорадкой» посредством немытых рук. В 1847 г.

Игнац Земмельвейс провел одно из первых в истории аналитическое

эпидемиологическое исследование и доказал, что деконтаминация рук

медицинского персонала является важнейшей процедурой, позволяющей

предупредить возникновение

«родильной горячки». Благодаря внедрению в практику гигиенической

антисептики, в акушерском стационаре, где работал Земмельвейс, уровень

смертности от родового сепсиса удалось снизить в 10 раз. Однако

практический опыт и огромное количество публикаций, посвященных

проблеме обработки рук медперсонала, показывают, что эта проблема и

более чем через полторы сотни лет после Земмельвейса не может считаться

решенной. Мировая практика показывает, что качественная гигиена рук

проводится лишь в 40,0%, т.е. из 10 случаев, при которых она необходима,

лишь в четырех. Это связано, в первую очередь, с отсутствием достаточных

знаний и навыков по технике обработки рук и должной мотивации у

персонала.

Из

других

причин

–это

недостаток

времени,

отсутствие

необходимых условий, наличие проблем с кожей рук и профессиональных

дерматитов, а также недостаток финансирования этого направления и в

результате приобретение некачественных антисептиков или вменьшем

количестве, чем потребность в них.

8

Настоящие

федеральные

клинические

(методические)

рекомендации

основаны на данных

мирового опыта, и предназначены для улучшения знаний медицинского

персонала в области гигиены рук (показаний и методов), а также

использования перчаток.

Кожа имеет сложное строение и состоит из трех отделов: эпидермис, дерма и

подкожно - жировая клетчатка.

Верхний, самый тонкий слой кожи. Состоит из пяти слоев клеток,

различающихся степенью дифференцировки. Нижний (базальный) слой

эпидермиса граничит с сосудами дермы. В нем наиболее активно протекают

процессы деления и метаболизма. Перемещаясь вверх, клетки эпидермиса

(кератиноциты) уплощаются, теряют ядро и органеллы, содержание воды в

них снижается. Таким образом, верхний (роговой) слой состоит из «мертвых»

клеток, в которых не происходит обмена веществ.

В норме процесс

перемещения клеток из глубоких слоев к поверхностным занимает около

месяца. Кроме представляющих подавляющее большинство кератиноцитов, в

эпидермисе в меньшем количестве существуют другие виды клеток:

9

меланоциты,

выполняющие

пигментообразующую

функцию,

клетки

Лангерганса, являющиеся клетками иммунной системы, лимфоциты.

Включает в себя сосочковый и сетчатый (ретикулярный) слои.

Располагающиеся в дерме волокна коллагена и эластина являются опорным

каркасом кожи и вместе с межуточным веществом придают ей упругость.

Здесь

можно

встретить

гладкие

мышечные

волокна.

Так,

мышца,

поднимающая волос, сокращаясь, вызывает эффект «гусиной кожи». Здесь

находятся сальные и потовые железы, волосяные луковицы, сосуды,

осязательные клетки Меркеля и Мейснера, свободные нервные окончания.

Пучки продолжающихся волокон сетчатого слоя дермы и находящиеся

между ними жировые клетки образуют подкожно - жировую клетчатку.

Благодаря ей организм защищен от резких перепадов температур. В коже

находятся так называемые придатки –

это волосы, ногти, потовые и сальные железы. Сальные железы выделяют

секрет, называемый кожным салом, который смягчает кожу, придает ей

эластичность.Секрет потовых желез выделяется на поверхность кожи в виде

мельчайших капель. Он увлажняет кожу и поддерживает ее кислотно-

щелочной баланс. Кожа практически непроницаема для инфекции за счет

своего строения и деятельности потовых и сальных желез, секреты которых

10

образуют на поверхности кожи водно-жировую пленку (гидролипидная

мантия кожи), которая имеет кислую реакцию (рН 3,75), что препятствует

размножению микробов, попавших на кожу.

Количество микроорганизмов на коже величина достаточно постоянная

и составляет 102-103 микробных клеток на 1 см поверхности кожи и,

практически, не изменяется в течение жизни индивида. Микрофлора кожи

является интегральным показателем здоровья человека и поэтому по

количеству и качественному составу, находящихся на коже микроорганизмов

можно судить об иммунокомпетентности человека. Американский хирург

П.Б.Прайс в 1938 г. Предложил проводить различие между микробами,

которые живут и размножаются в коже и на ее поверхности (резидентная

флора),

и

теми,

которые

только

временно

контаминируют

кожу

(транзиторная флора). Несколько позже Р.П. Венцель добавил

в эту

классификацию

еще

один

вид,

так

называемую

«инфекционную»

микрофлору, т.е. включающую бактерии, вызывающие инфекции кожи

(например, панариций). Резидентная флора представлена преимущественно

коагулазоотрицательными стафилококками (прежде всего Staphylococcus

epidermidis) и дифтероидами (Corunebacterium spp.). Грамотрицательные

бактерии (не считая представителей рода Acinetobacter) редко бывают

резидентными,

однако,

некоторые

представители

семействаEnterobacteriaceae, прежде всего клебсиелла

и энтеробактер, могут выживать на коже в течение нескольких дней и даже

размножаться, в таких случаях их называют «временно резидентными».

S.aureus редко колонизируют кожу рук, если она не повреждена, однако, в

госпитальных условиях его удавалось выделить с рук медицинского

персонала

с

частотой

18,0

-

20,0%.

Резидентные

микроорганизмы

практически невозможно полностью удалить или уничтожить с помощью

обычного мытья рук или даже антисептических процедур, хотя их

численность при этом может быть значительно снижена. Наибольшее

эпидемиологическое значение имеет транзиторная (неколонизирующая)

11

микрофлора, приобретаемая медицинским персоналом в процессе работы в

результате контакта с инфицированными (колонизированными) пациентами

или контаминированными объектами окружающей среды. Транзиторная

флора

может

быть

представлена

гораздо

более

опасными

в

эпидемиологическом

отношении

микроорганизмами,

в

том

числе

госпитальными штаммами возбудителей (Escherichia spp.,

Klebsiella

spp.,

Pseudomonas spp., Acinetobacter spp., другие грамотрицательные бактерии, а

также S. аureus,

Candida

albicans, ротавирусы и др.). Транзиторные

микроорганизмы сохраняются на коже рук короткое время (не более 24

часов). Они легко могут быть удалены с помощью обычного мытья рук или

уничтожены при использовании антисептических средств. Если кожа

повреждена, в том числе в результате применение неадекватных методов

мытья

и

антисептики

рук,

то

временно

находящиеся

на

коже

микроорганизмы

могут

формировать

новую,

гораздо

более

опасную

временно - резидентную флору. В этом случае руки медицинских работников

становятся не только фактором передачи инфекции, но и ее резервуаром.

Санация таких носителей, которых можно выявить только при специальном

бактериологическом обследовании, является весьма затруднительной, если

вообще

возможной.

Состав

транзиторной

микрофлоры

зависит

от

медицинской специальности, характера выполняемой работы и профиля

отделения. Например, с рук санитарок чаще выделяются E.coli (64,2%) и

клебсиеллы (29,4%), у врачей - E.coli (22,5%) и стафилококки (15,6%), у

медицинских сестер – золотистый стафилококк и E.coli (по 33,6%), в

отделениях для больных СПИДом наиболее часто выделяется грибковая

флора (73,0%).

В дерматологическом отделении частота контаминации рук врачей была

59,1% при входе в отделении и 90,9% при выходе. Преобладающим

микроорганизмом был стафилококк (59% при входе и 85% при выходе).

Среди

других

микроорганизмов

преобладали

Escherichia

coli

(4.5%),

Pseudomonas (4.5%), Enterococci (13.6%) и Klebsiella (9

12

«Инфекционные» микроорганизмы (наиболее часто S. Aureus и бета-

гемолитические стрептококки) сохраняются на коже рук до тех пор, пока не

наступает санация очага инфекции. Применение антисептиков при лечении

инфекций кожи не в состоянии сделать руки безопасными с точки зрения

передачи инфекции. На коже рук следует выделять наиболее загрязненные и

наиболее

сложнопромываемые

участки,

какими

являются

подушечки

пальцев, околоногтевые валики и подногтевое пространство и наиболее

сложнопромываемые участки, такие как межпальцевые промежутки, выемка

первого пальца и подногтевое пространство. При выполнении гигиены рук

следует обратить внимание на проработку именно этих участков.

Классификация способов дезинфекции кожи

Итак, как именно проводится классификация такой процедуры, как

обработка рук?

Уровни обработки рук представлены тремя видами манипуляций:

Обычная обработка.

Гигиеническая обработка.

Хирургическая обработка.

Виды препаратов

Как подобрать подходящие антисептики для обработки рук? При

выборе

того

или

иного

средства

воспользуйтесь

следующими

рекомендациями:

Мыло

без

антимикробных

добавок.

Незначительно

снижает

активность и количество микробов, не имеет остаточного действия, хорошо

очищает от несущих бактерий.

Антисептики без спирта.

Являются

универсальным

средством

с

умеренной

эффективностью,

снижают

количество микробов и несущих бактерий, при этом характеризуются

незначительным остаточным действием. При постоянном применении

качество их действия повышается.

13

Антисептики

со

спиртом.

Максимально

эффективны

против

микробов, обладают умеренным действием против несущих бактерий, не

имеют остаточного эффекта.

Безусловно, медицинские работники имеют специфические документы,

предписывающие то, как должна проводиться обработка рук. Уровни

обработки рук определяют тип используемого для дезинфекции препарата.

Для

примера

остановимся

более

детально

на

средствах

для

хирургической обработки:

Спирты. Оптимальное решение – этиловый 70%. Отлично помогают

от грамоположительных и грамоотрицательных бактерий, воздействуют на

отдельные вирусы и грибы.

Растворы на основе йода и спирта

– широкий спектр действия.

Помогают от бактерий, включая возбудителей туберкулеза, спор, вирусов,

простейших, а также грибов.

Йодофоры.

Помогают

от

ротовирусов,

герпеса,

ВИЧ-инфекции,

стафилококков и спор.

Хлоргексидин. Обладает более узким спектром действия, нацелен на

грамоположительные бактерии, отдельные категории грибов.

14

Гигиеническая обработка рук представляет собой дезинфицирующую

процедуру, которая предупреждает внутрибольничную инфекцию, защищая

не только сам персонал, но и пациентов.

Цель обработки – нейтрализация микробов, которые находятся на

коже человека после контактирования с зараженным объектом или же

являются составляющей естественной флоры кожных покровов.

Обработка рук

гигиеническая

хирургическая

15

Гигиеническая обработка рук медперсонала обязательна в следующих

ситуациях:

После проведения терапии больных, у которых диагностирован

воспалительный процесс с выделением гноя.

После

контакта

с

приборами

и

любым

другим

объектом,

расположенным рядом с пациентом.

После каждого соприкосновения с загрязненными поверхностями.

После контакта со слизистыми человека, его экскретами и марлевыми

повязками.

После соприкосновения с кожными покровами больного.

Перед тем, как выполнять процедуры по уходу за пострадавшим.

Перед каждым контактом с больным.

Существует два уровня обработки рук медицинского персонала:

1.

Гигиеническая обработка рук:

1.

гигиеническое мытьё рук с мылом,

2.

гигиеническая обработка рук кожным антисептиком (без их

предварительного мытья).

2.

Обработка рук хирургов.

Гигиеническая обработка рук.

Цель: удаление загрязнений и снижение количества микроорганизмов

до безопасного уровня (профилактика ИСМП).

Показания:

перед непосредственным контактом с пациентом;

после контакта с неповрежденной кожей пациента;

перед выполнением различных манипуляций по уходу за

пациентом;

16

после контакта с биологическими средами организма,

слизистыми оболочками, повязками;

после контакта с медицинским оборудованием и другими

объектами, находящимися в непосредственной близости от пациента;

после лечения пациента с гнойными воспалительными

процессами;

после каждого контакта с загрязненными поверхностями и

оборудованием.

Противопоказания: индивидуальная непереносимость используемого

мыла или кожного антисептика.

Условия эффективности:

коротко постриженные ногти;

отсутствие лака на ногтях;

отсутствие искусственных ногтей;

отсутствие ювелирных украшений на руках (колец, перстней и

т.д);

обеспечение в достаточном количестве эффективными

средствами для мытья и обеззараживания рук, а также средствами для ухода

за кожей рук (кремы, лосьоны, бальзамы).

1.

Гигиеническое мытьё рук с мылом.

Оснащение: раковина, оснащенная краном с локтевым (бесконтактным)

вентилем; жидкое мыло; дозатор для жидкого мыла (локтевой или другой

бесконтактный); бумажные полотенца (или индивидуальное матерчатое

полотенце); держатель для бумажного полотенца; педальное ведро с пакетом

для отходов класса А.

Алгоритм манипуляции:

17

Этапы

Обоснование

1. Подготовка к процедуре

1.1. Проверить условия необходимые для

эффективного мытья рук.

Эффективность

проведения манипуляции.

1.2. Приготовить всё необходимое.

1.3. Встать перед раковиной, стараясь не

касаться её поверхности руками и одеждой.

Профилактика

контаминации рук и одежды.

1.4. Включить воду и отрегулировать

температуру воды до комфортного значения

(35-40

о

С).

Оптимальная

температура для

деконтаминации рук и

профилактика дерматитов.

2. Выполнение процедуры

2.1. Намочить кисти рук водой.

Эффективность

проведения манипуляции.

2.2. Нанести мыло на ладонь при помощи

локтевого дозатора (или любого другого).

Профилактика

контаминации рук.

2.3. Тереть ладонью о ладонь.

Обеспечение

равномерной

деконтаминации кистей рук.

2.4. Правой ладонью тереть по тыльной

стороне левой кисти и наоборот.

2.5. Обработать межпальцевые

промежутки: тереть ладони со скрещенными

растопыренными пальцами.

2.6. Соединить пальцы в замок, тереть

тыльной стороной согнутых пальцев по ладони

другой руки.

18

2.7. Тереть поочередно круговыми

движениями большие пальцы рук.

2.8. Тереть разнонаправленными

круговыми движениями поочередно ладонь

кончиками пальцев противоположной руки.

2.9. Смыть мыло проточной водой.

Примечание: доза жидкого мыла и время

обработки согласно инструкции к применению.

Эффективность

проведения манипуляции.

3. Окончание процедуры

3.1. Выключить воду локтевым краном.

3.2. Вытереть насухо руки бумажным

полотенцем (индивидуальным матерчатым).

Эффективность

проведения манипуляции,

профилактика контактных

дерматитов.

3.3. Выбросить бумажное полотенце в

педальное ведро с пакетом для отходов класса

А, не касаясь его.

Надлежащее

обращение с медицинскими

отходами класса А.

Профилактика

реконтаминации рук.

Примечание: если раковина не имеет

бесконтактный кран, сначала вытирают руки,

затем закрывают вентиль, пользуясь

использованным для вытирания рук медсестры

бумажным полотенцем.

19

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

20

(выберите один правильный ответ)

1. К ВИДАМ ОБРАБОТКИ РУК ОТНОСИТСЯ:

А. Хирургическая.

Б. Превентивная.

В. Полная.

Г. Частичная.

Д. Химическая.

2. Видом дезинфекции является:

А. Заключительная.

Б. Начальная.

В. Медицинская.

Г. Санитарная.

Д. Полная.

3. Универсальные меры предосторожности можно не соблюдать при работе с:

А. Кровью.

Б. Спермой.

В. Вагинальным секретом.

Г. Любыми жидкостями с примесью крови.

Д. Антибиотиками.

4. К методам дезинфекции не относится:

А. Химический.

Б. Физический.

В. Ультразвуковой.

Г. Радиационный.

Д. Механический.

21

5. Показанием к гигиенической обработке рук является:

А. Асептические инвазивные процедуры.

Б. Перед осмотром и после осмотра пациента.

В. Перед приготовлением и раздачей пищи, перед едой.

Г. После посещения туалета.

Д. После сморкания.

6. К средствам химической дезинфекции не относится:

А. Хлорная известь.

Б. Хлорамин.

В. Хлоргексидин.

Г. Дезам.

Д. Амикацин.

7. К мероприятиям первой медицинской помощи при попадании средства для

дезинфекции в глаз является:

А. Вынести пострадавшего на свежий воздух.

Б. Промыть глаз в течение нескольких минут водой.

В. Доставить пострадавшего в ближайший травмпункт.

Г. Прием теплого молока с содой.

Д. Промыть глаз раствором борной кислоты.

8. К парентеральным вирусам гепатита относится:

А. S.

Б. C.

В. L.

Г. A.

Д. N.

9. К путям передачи ВИЧ-инфекции не относятся:

А. Бытовой.

22

Б. Трансфузионный.

В. Через медицинский инструментарий.

Г. Половой.

Д. От матери к ребенку.

10. В алгоритм санитарной обработки рук не входит:

А. Проверить целостность кожи, снять часы и украшения с рук.

Б. Открыть кран.

В. Намылить руки и обмыть барашки крана с мылом.

Г. Области под ногтями вычистить приспособлением для чистки ногтей под проточной

водой.

Д. Обработать руки в течение 2-х минут раствором хлоргексидина.

Эталоны ответов к тестам

Ответы А А Д В А Д Б Б А Д

Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

23

Задача 1.

Перед постановкой внутривенной инъекции медсестра выполнила обычную

обработку рук, одела стерильные перчатки, после чего выполнила инъекцию.

1. Какая ошибка была допущена медсестрой?

2. Назовите показание для гигиенической обработки рук.

3. Условия для выполнения гигиенической обработки рук.

4. Перечислите уровни обработки рук.

Задача 2.

При работе медсестры с формалином произошло отравление.

1. Первая медицинская помощь?

2. Какое действие оказывает формальдегид на организм?

3. Меры предосторожности при работе с формалином?

4. Раствор формалина какой концентрации используют для обеззараживания

одежды, постели и другого мягкого имущества в камерах?

Задача 3.

В стационаре при постановке внутривенной инъекции ВИЧ-инфицированному

больному медсестра укололась иглой.

1. Какой возбудитель вызывает ВИЧ-инфекцию? Дайте определение ВИЧ-

инфекции.

2. При работе с какими биологическими жидкостями необходимо соблюдать

универсальные меры предосторожности?

3. Пути передачи ВИЧ-инфекции?

4.

Правила

обработки

медицинского

лабораторного

инструментария

после

использования для лечения больного ВИЧ-инфекцией?

Задача 4.

У женщины 48 лет, находящейся на лечении в травматологическом отделении в

течение 60 дней, после постановки внутримышечной инъекции папаверина в ягодицу

возник абсцесс. Известно, что медсестра при постановке инъекции перчатками не

пользовалась

1. Возможные причины развития данного осложнения?

2. Перечислите факторы риска, способствующие возникновению инфекции у

больной.

3. Правила надевания перчаток?

4. Профилактика данного осложнения?

Ответ:

24

Задача 1

1. Не выполнила гигиеническую обработку рук.

2. Асептические инвазивные процедуры.

3. Здоровая и неповрежденная кожа рук, ногти, выступающие не более 1 мм за

подушечки пальцев, без покрытия лаком, отсутствие украшений на руках, локтевой кран в

процедурном кабинете, перевязочной, операционном блоке и на посту медицинской

сестры отделения новорожденных, теплая вода, мыло брусковое или жидкое с дозатором,

70%

спирт

или

спиртсодержащие

кожные

антисептики,

разрешенные

к

применению в РФ,разовые салфетки, тампоны, стерильные перчатки.

4. Санитарная (обычная), гигиеническая, хирургическая.

Задача 2

Ответ:

1. Вынести пострадавшую на свежий воздух, дать теплое молоко с содой.

2. Формальдегид обладает сильным раздражающим действием на слизистые

оболочки глаз, дыхательных путей.

3. К работе допускаются лица не моложе 18 лет и не имеющие противопоказаний

согласно Приказу МЗ № 90 от 14.03.96 г. «О порядке проведения предварительных и

периодических медицинских осмотров и медицинских регламентах допуска к профессии».

С принятыми на работу сотрудниками проводят инструктаж по применению средств

защиты, мерам профилактики отравлений, оказанию первой помощи. Все работающие с

дезинфекционными

средствами

обеспечиваются

администрацией

спецодеждой

и

средствами индивидуальной защиты. Расфасовку, приготовление рабочих растворов

большинства средств для дезинфекции и стерилизации проводят в вытяжном шкафу или

отдельном помещении, оборудованном приточно-вытяжной системой вентиляцией.

4. 75-250 мл/м3.

Задача 3

Ответ:

1. Вирус иммунодефицита человека. ВИЧ-инфекция - инфекционный процесс в

организме

человека,

вызываемый

вирусом

иммунодефицита

человека

(ВИЧ),

характеризующийся медленным течением, поражением иммунной и нервной систем,

25

последующим развитием на этом фоне оппортунистических инфекций и новообразований,

приводящих инфицированных ВИЧ к летальному исходу.

2. Кровью, спермой, вагинальным секретом, любыми жидкостями с примесью

крови, культурами и средами, содержащими ВИЧ.

3. Искусственные, естественные.

4. Медицинский лабораторный инструментарий всех видов после каждого

использования должен подвергаться дезинфекции, тщательной предстерилизационной

очистке и стерилизации согласно ОСТ 42-21-2-85 и официальным инструктивно-

методическим документам.

Задача 4

Ответ:

1. Не соблюдение правил асептики и антисептики, постановка инъекции без

перчаток.

2. Ограничение двигательной активности, длительная госпитализация.

3. Открыв крышку бикса, проверить химический контроль стерильности. Развернув

упаковку с перчатками, взять ее за отворот левой рукой так, чтобы пальцы не касались

внутренней поверхности перчатки. Сомкнуть пальцы правой руки и ввести ее в перчатку,

при этом, разомкнув пальцы правой руки, натянуть перчатку на пальцы, не нарушая ее

отворота. Завести под отворот левой перчатки II, III и IV пальцы правой руки, уже одетой

в перчатку так, чтобы I палец правой руки был направлен в сторону I пальца на левой

перчатке. Держать левую перчатку II, III, IV пальцами правой руки вертикально, сомкнув

пальцы левой руки, ввести ее в перчатку. Расправить отворот вначале на левой перчатке,

натянув ее на рукав, а затем на правой с помощью II и III пальца, подводя их под

подвернутый край перчатки.

4. Соблюдение правил асептики и антисептики, обработка рук перед инъекцией,

использование перчаток.

26



В раздел образования