Автор: Семенюк Людмила Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "ЦРР "Искорка"-детский сад № 24" Населённый пункт: Г. Железногорск Курская область Наименование материала: Конспект комплексного занятия Тема: "Путешествие на Луну" Раздел: дошкольное образование
Познакомить детей со спутником Земли – Луной, её
поверхно стью,
климатиче скими
у с л о в и я м и .
Объяснить,
почему
происходят
лунные
затмения.
Закрепить
знания
и
умения
детей
по
математике
и
конструированию.
Развивать
любознательность
и
воображение.
МАТЕРИАЛ:
полоски
цветного
картона
разной
длины,
кармашки
с
изображением
средств
передвижения,
ракеты
(демонстрационный
материал),
буквы
для
каждого
ребёнка,
глобус,
изображение
поверхности
Луны, звёзды (для созвездия
).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: ребята
сегодня
в
гости
к
нам
пришёл
гном
Кнопкин,
он
любознательный,
любит
детей
и
невероятные
приключения.
Одним из своих любимых занятий он считает изучение науки
астрономии – науке о небесных телах (Солнце, Луне, Звёздах).
Дети, а когда Солнце скрывается за горизонтом, что появляется
на небосклоне?
Ответы детей (звёзды, Луна).
Воспитатель: Правильно. Самое большое, близкое к нам небесное тело – Луна.
А что вы знаете о Луне?
Ответы
детей (она
круглая,
жёлтая,
появляется
ночью,
на
ней
были
наши
автоматические станции и американские астронавты).
Воспитатель: А ещё я хочу вам добавить, что сама Луна не светится, а от неё
отражается свет, который попадает на Луну от Солнца, поэтому
она такая жёлтая.
Воспитатель: Ребята гном Кнопкин предлагает вам совершить путешествие на
Луну.
Хотите?
Но
прежде
чем
отправиться
в
путешествие,
нужно решить, на чём быстрее можно добраться до Луны. Я вам
предлагаю следующие средства передвижения: ракета, самолёт,
машина, велосипед, ослика с тележкой или идти пешком. Перед
вами полоски бумаги. Они соответствуют скоростям указанных
средств
передвижения.
Расставьте
их
в
порядке
убывания
в
кармашки. В каком кармашке будут полоски самые длинные,
значит, это средство передвижения самое эффективное и оно
поможет нам быстрее добраться до Луны.
Дети, на чём мы отправимся в путешествие и почему?
Ответы детей (на ракете, потому что скорость у неё самая большая).
Воспитатель: Все космонавты предварительно проходят подготовку в учебном
центре. Ведь они должны быть внимательны и сообразительны,
поэтому Кнопкин предлагает вам следующие задания:
1.
Нужно поместить 4 ракеты жёлтого цвета на верхнюю полоску наборного
полотна, а на нижнюю – 4 ракеты разного цвета. Сколько ракет в первой
группе? Как она составлена? Как составлена вторая группа? Сколько в ней
ракет? Сколько ракет надо приготовить к старту, если я назову число «4»?
-
Молодцы!
Быстро
справились
с
заданием.
А
теперь
следующее
задание.
2.
Во время полёта мы захотим перекусить, но у нас всего несколько тюбиков с
мясными консервами и с соком. Что нужно сделать, чтобы хватило всем и
мясных консервов и сока?
Ответы детей (поделить пополам – берут ножницы и разрезают полоску).
3.
А теперь выложите из букв название той планеты, на которую мы сегодня с
вами отправимся. (Выкладывают слово Луна)
4.
И последнее задание перед полётом, надо приготовить стартовую площадку
для нашей ракеты. (Дети выкладывают из строителя космодром) (Можно
выкладывать по схеме).
Ответы детей (Стартовая площадка готова!).
Воспитатель: Внимание!
Надеть
шлемы,
занять
места
в
кабине
корабля.
Приготовиться к полёту. (Воспитатель берёт гнома и садится).
-
Какой сегодня день? (Ответы детей).
-
Через
два
дня
мы
будем
совершать
посадку
на
Луну.
В
какой
день
мы
прилунимся? (Ответы детей).
Воспитатель:
Пристегните ремни, садитесь поудобнее. 5, 4, 3, 2, 1 – пуск!
(Включить музыку).
-
Дети,
посмотрите
в
иллюминаторе
показалось
звёздное
небо,
усеянное
звёздами. Давайте я посчитаю звёзды. (Считает и делает ошибку).
-
Какую ошибку я допустила? (При счёте посчитала одну и ту же звезду два
раза, не запомнила, от какой звезды я начала отсчёт).
Стук в барабан.
Воспитатель: Что за стук? Ах, да это маленькие камни попадают в обшивку
корабля.
Они
называются
астероидами.
Давайте
посчитаем,
2
сколько астероидов встретилось на нашем пути. Закройте глаза
и покажите на пальцах, сколько раз я постучала (7, 8, 6).
-
Молодцы, ребята! Правильно посчитали. Да, недаром мы отправились в это
замечательное путешествие, здесь всё время узнаёшь что-нибудь новое. А
теперь
посмотрите
в
иллюминатор
–
перед
нами
приближающаяся
поверхность Луны. Когда смотришь с Земли на Луну невооружённым глазом,
на ней видны какие-то тёмные пятна. До изобретения зрительной трубы
людям
казалось,
что
Луна
отображает
человеческое
лицо.
И
поэтому
на
сохранившихся старинных картинах мы видим Луну с носом, глазами, ртом.
Давайте
подлетим
поближе!
Где
же
глаза,
нос,
рот?
На
самом
деле
это
довольно
твёрдые
и
ровные
участки
поверхности
Луны,
их
называют
лунными морями и океанами. На карте Луны есть такие названия: Океан
Бурь, море Дождей, море Ясности, Гнилое болото. Но представьте себе, что в
этих морях нет ни капельки воды. Так условно назвали тёмные пятна на Луне,
прежде чем узнали, что там нет воздуха, воды, не бывает дождей, не бывает
пасмурных дней.
Воспитатель: Дети, посмотрите, а вот и круглые ямки похожие на воронки, они
называются кратерами. Давайте их посчитаем (Дети считают от
1 до 9).
-
Их очень много, но все они заботливо отмечены на карте Луны и около
каждого написано название – кратер Коперника, Галлилея. Большая часть их
названа в честь астрономов.
Воспитатель: Внимание! Наш корабль совершает посадку на поверхности
Луны.
Пристегните ремни, возьмитесь за поручни. Корабль совершил
мягкую посадку.
-
На Луне нет воздуха, поэтому мы, прежде чем выйти на её поверхность,
наденем скафандры. В этих костюмах можно идти куда хочешь, потому что
внутри них вырабатывается кислород и химические вещества. Воздух всегда
свеж
и
лёгок
для
дыхания.
В
скафандре
передняя
часть
сделана
из
небьющегося
стекла,
есть
крошечный
радиопередатчик,
позволяющий
разговаривать
с
товарищами,
есть
обогреватель,
работающий
от
мощных
батареек, так что не страшен самый лютый мороз снаружи.
Воспитатель: Встаньте, проверьте скафандры. На Луне вес тела во много раз
меньше чем на Земле, так как здесь нет воздуха. Смелее выходите. Мы сейчас
разомнёмся, попрыгаем и потанцуем. (Аэробика).
Воспитатель: Из всех небесных явлений издавна больше всего людей страшили
лунные затмения. Представьте себе – на чистом небе ярко светит Луна, вокруг
неё
нет
ни
облачка.
И
вдруг,
неизвестно
откуда
надвигается
тень.
Она
полностью закрывает её. Правда нельзя сказать, что Луны больше нет на
небосводе:
она
всё-таки
видна
в
виде
тёмно-багрового
диска.
Лунное
3
затмение объясняется тем, что Луна попадает в земную тень. А если земная
тень
частично
закрывает
Луну,
то
мы
часто
видим
её
как
серп
–
это
привычное для нас зрелище. В старину люди думали, что Луну во время
затмений пожирает страшное чудовище – дракон. Некоторые народы так
верили в это, что старались прогнать дракона стуком трещёток и грохотом
барабанов. И когда Луна снова появлялась на небе, люди ликовали: они
думали,
что
напуганный
шумом
дракон
оставляет
свою
жертву.
Дети,
а
посмотрите, почему гном Кнопкин стоит под зонтиком, мы ведь знаем, что на
Луне дождей нет?
-
А потому, что днём здесь очень жарко, вот он и укрылся зонтом от палящих
солнечных лучей, а ночью ему придётся надеть валенки, так как наступает
сильный мороз. И всё это от того, что на Луне нет атмосферы, которая
защищает нашу Землю от холода и жары. День и ночь на Луне длятся почти
полмесяца, это долго. Луна является спутником Земли, но не тем, которые
запускают, а естественным. Она вращается вокруг Земли. Давайте посмотрим
на Землю с поверхности Луны, она кажется нам оттуда голубоватым шаром. А
теперь пора возвращаться нам на родную Землю. Возвращаемся на корабль.
Пристегните
ремни,
мы
приземляемся.
Наше
путешествие
с
гномом
Кнопкиным
закончилось.
Спасибо
за
полёт.
Дети,
вернувшись
из
путешествия, о чём бы вы рассказали друзьям?
Ответы детей:
1.
Луна бывает круглая, жёлтая, как репа.
2.
На Луне нет воздуха, воды, снега, пасмурных дней.
3.
На Луне есть кратеры.
4.
Днём жарко, а ночью сильный мороз.
5.
День и ночь длятся почти полмесяца.
6.
Люди на Луне не живут.
7.
Сама Луна не светится, а её освещает Солнце.
8.
На Луне были наши автоматические станции и американские астронавты.
9.
Луна – естественный спутник Земли.
10.
Когда Солнце скрывается за горизонтом, то на небе появляются Луна и
звёзды.
11.Луна – самое большое и близкое к нам небесное тело.
4