Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ТРАДИЦИОННОГО РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ДМШ НА УРОКАХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ЧУВСТВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ


Автор: Олешковская Ульяна Александровна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО "ДМШ №3" г. Перми
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ТРАДИЦИОННОГО РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ДМШ НА УРОКАХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ЧУВСТВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО ИЗДАНИЕ «АЛЬМАНАХ ПЕДАГОГА» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ТРАДИЦИОННОГО РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ДМШ НА УРОКАХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ЧУВСТВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ Статью написала Ульяна Александровна Олешковская, преподаватель теоретических дисциплин МАУ ДО «ДМШ №3» г. Перми г. Пермь, 2016
Современное общество, в котором мы живем, отличается повышенным вниманием к различным технологическим новинкам, инженерным изобретениям, появлению новых электронных разработок. Жизнь становится более унифицированной, культура теряет черты национального своеобразия. Особенно это касается жителей больших городов. Учителя, как люди, формирующие будущее нашей страны посредством воспитания подрастающего поколения, должны осознавать необходимость привития учащимся четких ориентиров в отношении национальных традиций. Одна из его отличительных черт состоит в том, что фольклор является не столько искусством, сколько частью самой жизни народа. Народная музыка создавалась не для слушанья, она жила в действии: игре, обряде, в шествии, в труде. Именно потому музыкальное начало в фольклоре не было отделено от танца, движения, жестов, возгласов, мимики. Этой особенностью народной культуры и объясняется поразительная жанровое многообразие песенного и инструментального фольклора. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастает здоровым нравственно. Фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. На волне возрождения интереса к фольклору среди различных социальных слоев населения остаются без надлежащего внимания наша школа и внешкольные учреждения, призванные воспитывать подрастающее поколение. Овладение родной речью должно происходить одновременно с обучением родному музыкальному языку. Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию. Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они
— участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности. Программа предмета «Слушание музыки» построена очень гибко и позволяет включать в список изучаемых музыкальных произведений наряду с классическими образцами также и большое количество фольклорного материала. Небольшие по объему кукольные спектакли, в которых разыгрываются русские сказки с припевками, простыми маленькими песенками, закличками и дразнилками могут быть выучены и представлены на внеклассном мероприятии, в качестве заключительного или открытого урока для родителей. Также, если позволяет классное помещение, можно некоторое количество времени от урока уделять традиционным русским детским играм и хороводам. Почти все они сопровождаются пением, так что процесс освоения типичных интонационных песенных моделей происходит естественным образом, поскольку выучиваемые песни являются частью игры, а все, что делается в игре, воспринимается положительно. Если проводить эту деятельность систематически, то за три года посещения уроков по слушанию музыки каждый учащийся успевает накопить довольно большой запас традиционных игр, песен, закличек, сказок, а также поговорок и скороговорок. Очень важно вводить фольклорный материал, как что-то естественное и всегда присущее традиции. Можно заниматься этим материалом не подолгу, но крайне важно обращаться к нему систематически, в идеале – на каждом уроке, пусть даже всего по несколько минут. Для детей очень важно, чтобы педагог постоянно связывал в своих рассказах и объяснениях прошлое и настоящее, чтобы показывал пути использования фольклорного материала в современных жизненных реалиях. Пример – дети пришли на урок, за окном идет дождь, педагог предлагает спеть закличку, как
это делали раньше, чтобы дождь перестал лить (вариант – солнцу, чтобы выглянуло). Даже если дети в это не вполне верят, закличку поют охотно, таким образом, хорошее настроение для начала урока уже создано. Подобных ситуаций можно, при желании, создать много, и они не отнимают много времени от урока. Очень важным является тот факт, что эмоциональное восприятие народного искусства формирует способность к сопереживанию. Эта способность почти утеряна современным человеком. Люди постепенно отучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности, которое нуждается в реабилитации в высшей степени, и начинать это надо с раннего детства. Если раньше чувство коллективизма воспитывалось в пионерских и комсомольских организациях, то теперь его возможно формировать только в групповых методах деятельности. В этом плане фольклор неоценим. Что качается предмета «Музыкальная литература», то и здесь педагог может найти возможность использовать фольклорный музыкальный материал. Например, в течение курса изучения русской музыки, как XIX, так и XX века, можно на каждом уроке знакомить детей с разными фольклорными жанрами, традициями и манерами пения, сравнивать пение аутентичных коллективов и фольклорных ансамблей. Предмет «Сольфеджио» также может быть наполнен богатыми песенными традициями русского народа. Короткие календарные попевки могут быть использованы в качестве устных диктантов, тем для варьирования и секвенцирования, а также для простых способов гармонизации. Более сложные жанры могут стать основой для изучения двухголосия. Изучение смешанных размеров народной песни позволит легче воспринимать в дальнейшем сложные ритмы музыки XX и XXI века. Сила любой нации – в чувстве национальных, глубоких и сильных, корней. Воспитывая уважение и любовь к родной культуре через интонацию и слово, мы сможем вернуть нашим детям забытое ощущение гордости за родную
культуру. В заключение необходимо сказать о сборниках, в которых педагог может найти достоверный фольклорный материал, не обработанный и не «улучшенный». Неоценимый вклад в дело собирания детского фольклора внес исследователь Г. М. Науменко. Также большую ценность представляет тематический сборник С. И. Пушкиной. Для того, чтобы дети могли почу4ствовать своеобразие локальной традиции, необходимо использовать сборник Н. Н. Успенской. Список рекомендуемой литературы: 1. Г. М. Науменко «Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество». - М., «Советский композитор», 1988 2. «Жаворонушки», вып. 5. Сост. Г. М. Науменко. – М., «Советский композитор», 1988; 3. «Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть». Русский детский игровой фольклор. Книга для учителя и учащихся. Сост. М. Ю. Новицкая, Г. М. Науменко. – М. «Просвещение», 1995; 4. С. И. Пушкина. Мы играем и поем. Инсценировки русских народных песен, игр, праздников. Библиотека журнала «Воспитание школьников», вып. 18. – М., «Школьная Пресса», 2001; 5. Традиционная культура и мир детства. Сост. Н. Н. Успенская. – Екатеринбург, 2008;


В раздел образования