Автор: Ширяева Людмила Устиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ ИРМО "Карлукский детский сад общеразвивающего вида" Населённый пункт: Иркутская область Иркутский район д.Карлук Наименование материала: Методическая разработка конспекта занятия Для проведения образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: "Зачем нужны правила!" Раздел: дошкольное образование
Интеграция образовательных областей :
«Социально-коммуникативное развитие».
«Речевое развитие(восприятие художественной литературы», «Художественно
эстетическое развитие».
Цель : Закреплять представление детей о правилах культурного поведения и
общения.
Задачи:
Образовательные:
формирование
таких
нравственных
понятий
как
доброта,
вежливость, отзывчивость.
Закрепление знаний дошкольников о правилах культуры поведения и культуры
общения.
Развивающие:
развитие
адекватной
оценочной
деятельности
дошкольников,
направленной
на
анализ
собственного
поведения
и
поступков
окружающих
людей, умение оценивать положительные и отрицательные поступки.
Речевые: развитие
связной
речи,
обогащение
словаря
детей:
эмоции,
комплимент.
Воспитательные:
воспитание
взаимоуважения ,
вежливого
обращения ,
способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
Воспитание
положительных
черт
характера:
доброта,
забота,
внимание,
вежливость.
Ц е л е в ы е
о р и е н т и р ы
д о ш к о л ь н о г о
о б р а з о в а н и я :
у м е е т
ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других
людей.
Демонстрационный материал: мультфильм Смешарики «Подвиг».
Иллюстрации солнышко с лучиками, чум, карточки с изображением эмоций,
полянка с тучкой, полянка с солнышком.
Раздаточный
материал: картинки
с
хорошими
и
плохими
поступками,
смайлики.
Методические приёмы: Игра-приветствие, Стихи про вежливые слова, беседа-
вывод ненецкой народной сказки «Кукушка»,
физкультминутка,
сюрприз для
детей, пословицы о дружбе, анализ, подведение итогов.
Предварительная работа:
1.Беседа на тему «Хорошие поступки».
2.Рисование подарка другу.
3.Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Ход О.Д.
Воспитатель: Доброе утро, ребята!
Все скорее встаньте в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель : Ребята, я для вас приготовила мультфильм, хотите посмотреть?
Да, тогда присаживайтесь.
Дети вместе с воспитателем смотрят мультфильм Смешарики «Подвиг».
Воспитатель : Ребята, о чём этот мультфильм? (о хорошем, добром поступке,
который совершил Крош).
2
Воспитатель : Что такое хорошие поступки? (это когда помогаешь другим в
какой-либо сложной ситуации, помогаешь друзьям и окружающим).
Воспитатель :
Ребята,
давайте
вспомним,
что
такое
вежливые
слова?
(это
добрые, хорошие слова, которые люди говорят друг другу).
Воспитатель : А для чего они нужны? (для общения друг с другом).
Воспитатель: Хотите
отправиться
в
путешествие
в
страну
вежливых
слов
и
хороших поступков? Да.
(На мольберте появляется желтый круг - солнышко без лучиков).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это такое на небе?
Дети : Это солнышко.
Воспитатель : Чего не хватает нашему солнышку?
Дети : Лучиков.
Воспитатель: А
чтобы
они
появились,
давайте
с
вами
вспомним
стихи
о
вежливых словах и расскажем их для нашего солнышка.
Дети: читают стихи:
Воспитатель
Слова чудеснейшие эти,
Услышать каждый очень рад.
Добреют взрослые и дети,
И улыбнуться вам спешат.
Воспитатель (вывешивает
иллюстрацию
с
изображением
чума):
Ребята,
посмотрите, а что это такое?
Дети: Это чум.
Воспитатель : Кто живет в чуме?
Дети: Ханты, ненцы.
Воспитатель : Ребята, а помните мы с вами читали сказку «Кукушка»
Дети : Да
А чём говориться в этой сказке ?
Воспитатель : Ребята, почему мама оставила своих детей?
Дети: Потому что они не заботились о маме, когда она болела.
Воспитатель : Как вы думаете, что чувствовала мама, когда болела? Какое у нее
было настроение?
Дети : Мама грустила, огорчалась, ей было обидно.
Воспитатель : Ребята, а как себя нужно вести, чтобы наши родные не огорчались
и всегда оставались бы с вами?
Дети : Нужно слушаться, заботиться, помогать родным и близким.
Воспитатель :
Давайте
посмотрим,
какие
чувства
могут
вызывать
наши
поступки?
(Воспитатель
показывает
детям
карточки
с
изображениями
эмоций,
а
дети
называют их).
Дети: Радость, огорчение, удивление, злость, гнев, страх.
Все эти схемы изображают эмоции человека.
Воспитатель: Ребята, что у вас может вызвать радость?
Дети: Когда меня похвалили, получил подарок, встретился с другом, сыграл в
интересную игру и выиграл.
Воспитатель : А что у вас вызывает огорчение?
Дети: Когда поругали, поссорился с другом, подрался.
Воспитатель : А вы любить танцевать? Да.
Воспитатель: Когда люди танцуют, какое у них настроение?
3
Дети : Радостное, весёлое, игривое.
Воспитатель : Давайте с вами потанцуем, вставайте в круг.
Физкультминутка «Добрый день!»
Воспитатель удивляется: Посмотрите, какой чудесный сундучок. Интересно,
что же в этом сундучке? Давайте, посмотрим? (В сундучке картинки).
Воспитатель : Перед нами две полянки: одна – с солнышком и лугом , другая –
с
тучкой.
Сейчас
я
каждому
раздам
картинку,
вы
посмотрите
и
подумаете,
хороший это поступок или плохой. Хорошие поступки мы поместим на полянку с
солнышком, а плохие - на тучку. Договорились? (Да)
(Дети
получают
картинки
с
изображениями
хороших
и
плохих
поступков,
помещают их на полянки и объясняют свой выбор).
Воспитатель : Что изображено на этой картинке?
Дети: На картинке мальчик дразнит девочку.
Воспитатель : Это хороший или плохой поступок? Почему?
Дети : Это плохой поступок, так как дразнить и обзывать ребят плохо.
Воспитатель : Что чувствует девочка в этот момент?
Дети : Девочка расстроилась, она огорчена, обижена.
Воспитатель : А на этой картинке что изображено?
Дети : На этой картинке мальчик уступает место дедушке.
Воспитатель: Это хороший или плохой поступок? Почему?
Дети : Это хороший поступок, так как старшим нужно уступать место и во всём
помогать.
Воспитатель: Что чувствует дедушка в этот момент?
Дети: В этот момент дедушка радуется, восхищается мальчиком.
Воспитатель :
Наши
поступки
могут
испортить
или
наоборот
улучшить
настроение окружающих нас людей.
Воспитатель : Ребята, поднимите руку у кого есть друзья.
Воспитатель : Ребята, а что означает пословица «Без друга в жизни туго»?
Воспитатель: Ребята,
а
какими
качествами,
чертами
характера
должен
обладать настоящий друг?
Дети: Он должен быть верным, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь
в любую минуту; должен быть рядом и в радости и в горе.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете пословицы о дружбе? Да.
Воспитатель : Давайте с вами вспомним и назовём эти пословицы.
(Дети называют пословицы о дружбе).
Человек без друзей, что дерево без корней.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Не бросай друга в беде.
Добрые слова – дороже богатства.
Старый друг лучше новых двух.
Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
Доброе слово и кошке приятно.
Друг за друга держаться – ничего не бояться.
Друзья познаются в беде.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Воспитатель, а помните мы свами рисовали подарок другу?
4
Воспитатель: Дарите подарки своим друзьям и говорите им хорошие добрые
слова, а какие вы знаете сами.
Наверно это комплементы?
Воспитатель
Ребята
на
этом
наше
занятие
закончено,
Скажите
о
чём
мы
сегодня говорили?
Дети: Вспомнили
стихи
о
вежливых
словах,
поговорили
об
эмоциях,
повторили
пословицы
о
дружбе,
говорили
о
вежливости,
доброте,
хороших
поступках и хорошем поведении.
Воспитатель: Я приготовила вам сюрприз - смайлики. Если вам было что-то
непонятно или трудно, выберете грустинку. Ну, а если вам сегодня понравилось, и
было интересно - выберете улыбку.
(Если ребенок выбрал грустное лицо, то…)
Воспитатель : А почему ты выбрал грустинку?
Ответ ребенка.
Воспитатель: Не расстраивайся, немного позже я помогу тебе…
Воспитатель: Смайлики
с
улыбочкой
заберите
домой,
и
расскажите
родителям, о чём мы сегодня говорили в детском саду.
Воспитатель : Спасибо вам за общение. Всего доброго и пусть эти смайлики
подарят вам радость и хорошее настроение.
Литература.
1. Ненецкая народная сказка «Кукушка».
2. Сборник стихов про вежливые слова.
3. Пословицы о дружбе.
5