"Урок литературного чтения по теме "Г.Цыферов. Что у нас во дворе?"
Автор: Ургачева Лариса Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №19 Населённый пункт: город Ишимбай, республика Башкортостан Наименование материала: методическая разработка урока Тема: "Урок литературного чтения по теме "Г.Цыферов. Что у нас во дворе?" Раздел: начальное образование
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели и задачи урока:
создать условия для развития творческих способностей
обучающихся, образного восприятия текста и понимания
роли сравнений в нём;
содействовать формированию и развитию социальных
умений и навыков работы в группе;
способствовать развитию самостоятельности,
самоконтроля
Оборудование: Р.Н.Бунееев, Е.В.Бунеева. Капельки солнца.
Формы и методы работы: фронтальная и групповая работа.
Ожидаемые результаты :
Предметные умения:
видеть в тексте сравнения и понимать их роль.
Личностные УУД:
оценивать работу группы с точки зрения социальных
правил и норм группового взаимодействия.
Регулятивные УУД:
осуществлять самоконтроль;
планировать совместную деятельность.
Познавательные УУД:
структурировать материал в виде рисунков, составлять
план.
Коммуникативные УУД:
распределять роли, уметь договариваться.
План урока.
Организационный этап.
Деятельностный этап.
Итоговый этап.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный этап.
- Ребята, я предлагаю начать наш урок с замечательного
стихотворения.
- Рано утром я встаю,
Маму я благодарю,
Солнцу, ветру улыбаюсь
И при этом не стесняясь,
Слово «здравствуй» говорю,
С кем встречаюсь по утру.
Всем здоровья я желаю,
Никого не обижаю.
Ребята, а с кем вы встречаетесь утром?
А где встречаетесь?
Что обозначает слово «двор»?
Двор – участок земли, огороженный стенами зданий.
- Как вы думаете, о чём мы будем читать и говорить на уроке?
- Автор рассказа: Геннадий Цыферов
Рассказ называется: «Что у нас во дворе?»
Какие задачи стоят перед нами?
Задачи урока.
1.Прочитать рассказ.
2.Ответить на вопрос «А что у нас во дворе?».
3.Найти сравнения.
4.Подвести итог.
Давайте сначала обсудим, что надо сделать, чтобы успешно
справиться с учебными задачами.
Правила дружной работы (написаны на доске)
Называйте друг друга по имени, при этом смотрите в
лицо друг другу.
Если один говорит, то другой не перебивает.
Умейте без ссоры отстаивать свое мнение.
Не обижайте друг друга.
Разговаривайте очень тихо, чтобы не мешать другим
ребятам.
Отвечайте четко.
-Какое правило вы считаете самым главным?
-Ребята, а как сделать так, чтобы каждый ученик в группе
участвовал в выполнении всех заданий?
Разминка.
Прежде, чем приступить к чтению, проведём разминку,
1.Упражнение па дыхание.
2.Упражнение для языка: бл-бл-бл…
3.Чистоговорка: «Жук упал и встать не может, ждёт он
кто ему поможет».
4. Скороговорка: « Проворонила ворона воронёнка»
Словарная работа.
Телевизионные.
Деревянная.
Оловянный.
Корабельные.
Прислушиваться.
IV. РАБОТА С ТЕКСТОМ ПО ХОДУ ЧТЕНИЯ:
-Откройте учебник стр. 67.
- Из скольких частей состоит рассказ? Каким предложением
начинается каждая глава? Почему?
-По ходу чтения мы составим картинный план. А для чего нужен
план?
V. ЧТЕНИЕ 1 ЧАСТИ РАССКАЗА:
- Какое слово главное? (дом)
- Какой он?
- С чем сравнивает автор антенны? (с мачтами).
-
С чем сравнивает дом? (с кораблем)
-
Где мог видеть рассказчик такой корабль?
-
-
VI. ЧТЕНИЕ 2 ГЛАВЫ РАССКАЗА:
-Что появится в картинном плане?
-Что это за мухомор? Настоящий гриб?
-Прочитайте описание мухомора. Где сравнение?
- Какие чувства вы испытывали при чтении этой части? Почему?
VII. ЧТЕНИЕ 3 ЧАСТИ.
- Что описывает автор в 3 главе?
-Какая иллюстрация появится в плане?
-Что значит «тополиная зима»?
-Передайте голосом смех и плач тополя.
Физкультминутка для глаз.
-Я знаю, что вы любите играть во дворе в мяч. Он поможет
провести гимнастику для глаз.
IX. РАБОТА ПО ГРУППАМ:
1группа – 6 человека,
2группа – 6 человек,
3группа – 6 человек,
4группа – 6 человек,
5группа – 6 человек,
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП:
1.
Прочитайте 4 главу.
2.
Выберите главное слово.
3.
Расскажите о нём всё, чтобы всем было понятно.
4.
Подберите картинку.
4 глава« Качели».
-С чем автор сравнивает качели?
-Что такое снасти?
-Почему вдруг рассказчик стал слушать скрип качели с
закрытыми глазами? (мечтает, представляет синее море).
1. Прочитайте 5 главу.
2. Выберите главное слово.
3. Расскажите о нём всё, чтобы всем было понятно.
4. Подберите картинку.
Глава 5 «Клумба»
-С чем автор сравнивает цветы?
-О чём подумал мальчик? (Прочитать)
1. Прочитайте 6 главу.
2. Выберите главное слово.
3. Расскажите о нём всё, чтобы всем было понятно.
4. Подберите картинку.
Глава 6 «Скворечник»
-С чем автор сравнивает скворечник?
-Когда становится грустно?
Динамическая физкультминутка.
-Поднять настроение нам поможет динамическая
физкультминутка.
Глава 7 «Песочница».
-Рассмотрите иллюстрацию.
-К какой главе она относится?
-Что мальчик строил из песка?
-Кто забавлял мальчика?
Глава 8. « Фонари».
-Эта часть одна из самых красивых, волшебных.
Найдите в тексте слова, которые помогают представить фонари.
-Где здесь самое красивое «мечтательное» предложение
Прочитайте 9 главу.
- Распределите роли и прочитайте.
Р – рассказчик.
М – мальчик.
П - папа.
Д – дедушка.
Глава 9. «Месяц».
-Кто герой этой главы?
-Какой вопрос задавал мальчик папе и дедушке?
-Как ответил дедушка?
-Как ответил папа?
-Чей ответ вам понравился больше?
-Кому поверил мальчик? Как вы догадались?
XI. РАБОТА С ТЕКСТОМ ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ:
Удалось ли нам ответить на вопрос «Что у нас во дворе?»
-Смогли мы найти сравнения?
Чей двор описан в этом рассказе?
-И так, что есть во дворе? ( По ходу появляются иллюстрации).
- Итак, у нас, на экране появился вот такой дворик. Нравится он
вам? (веселый, чистый, уютный, красивый).
- От чего зависит какой будет двор: уютный и чистый или
грязный и неухоженный? (от людей)
- Только ли взрослые должны об этом заботиться?
- А теперь определите главную мысль рассказа.
РАБОТА НА КАРТОЧКАХ.
Выберите предложение, которое раскрывает главную мысль
рассказа:
КАРТОЧКА №1.
1.
Двор – это часть твоей маленькой родины, нужно каждому
беречь и любить все, что тебя окружает; заботиться о том,
чтобы двор стал уютнее, чище, красивее.
2.
Во дворе много взрослых и старших ребят, они позаботятся о
чистоте и уюте.
КАРТОЧКА №2.
1.
Как интересно играть во дворе!
2.
Во дворе нужно не только играть. Хоть мы дети, но и нам
нужно помогать взрослым, чтобы в нашем дворе было
интересно и весело играть с друзьями.
- Совсем скоро вам предстоит возможность поучаствовать в
благоустройстве своего города, улицы, двора. Весной город
приводят в порядок, будут проходить субботники, воскресники. А
классом мы примем участие в наведение чистоты и порядка нашего
школьного двора.
XII.
ОЦЕНКА СВОЕЙ РАБОТЫ УЧАЩИМИСЯ.
- Что помогло вам выполнить такую объёмную работу?
- Подведём итог.
- Посмотрите на смайлики. Показывают разное настроение.
(Прочитать записи на разноцветных овалах)
Подумайте и покажите цвет.
XIII.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: (на выбор).
1.Пересказ по картинному плану.
2.Составить рассказ о своем дворе.
-Оцените работу в группах (итоги подводят ответственные в
группах).
Спасибо за урок
1.
Прочитайте 4 главу.
2.
Выберите главное слово.
3.
Расскажите о нём всё, чтобы всем было понятно.
4.
Подберите картинку.
1. Прочитайте 5 главу.
2. Выберите главное слово.
3. Расскажите о нём всё, чтобы всем было понятно.
4. Подберите картинку.
1. Прочитайте 6 главу.
2. Выберите главное слово.
3. Расскажите о нём всё, чтобы всем было понятно.
4. Подберите картинку.
Прочитайте 9 главу.
- Распределите роли и прочитайте.
Р – рассказчик.
М – мальчик.
П - папа.
Д – дедушка.
РАБОТА НА КАРТОЧКАХ.
Выберите предложение, которое раскрывает главную мысль
рассказа:
КАРТОЧКА №1.
3.
Двор – это часть твоей маленькой родины, нужно каждому
беречь и любить все, что тебя окружает; заботиться о том,
чтобы двор стал уютнее, чище, красивее.
4.
Во дворе много взрослых и старших ребят, они позаботятся
о чистоте и уюте.
КАРТОЧКА №2.
1.
Как интересно играть во дворе!
2.
Во дворе нужно не только играть. Хоть мы дети, но и нам