Напоминание

Неизведанное рядом


Автор: Андрющенко Ольга Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №"21 "Звездочка"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: Неизведанное рядом
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Неизведанное рядом»
. Андрющенко О.А., воспитатель МАДОУ города Нижневартовска ДС №21 «Звёздочка» Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Во многом развитие личности и познавательных способностей детей осуществляется именно через опыты и экспериментирование, дети познают мир через собственные ощущения. Экспериментирование вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, с и н т е з , к л а с с и ф и ка ц и ю , о б о б щ е н и е ) , с т и м ул и р у е т познавательную активность и любознательность. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику нашего дошкольного учреждения Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний. Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в
повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе». Изучив имеющуюся методическую литературу по опытно – экспериментальной деятельности, решила адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада и создала свою модифицированную программу «Ребенок в мире поиска», на основе следующих программ: "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет" Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова; «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст» И.Э. Куликовская; «Неизведанное рядом» В.В. Щетинина, О.В. Дыбина; «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Прохоровой. Реализация программы рассчитана на 2 года, а сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей Совместная экспериментальная деятельность проводится в форме кружковой работы один раз в неделю: с детьми старшей группы по 25 минут, а в подготовительной - 30 минут. Ведется дополнительная работа с детьми, которые проявляют особый интерес к исследовательской деятельности. Свою работу с детьми строю по трём направлениям: 
живая

природа
(характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде и др.); 
неживая природа
(воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.); 
человек
(функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.) Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации. Тема должна быть интересной ребёнку, увлекать его, быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки), быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
При проведении опытов придерживаюсь алгоритма работы, который позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям: постановка проблемы; поиск путей решения проблемы; проверка гипотез, предположений; обсуждение полученных ре зультатов; формулировка выводов. Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы: внешние стимулы (новизна, необычность объекта); тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный момент (почему так?); ситуация выбора. Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В дошкольном учреждении оформлена лаборатория экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.

Формы работы по опытно – экспериментальной деятельности: - непосредственная образовательная деятельность (НОД) в образовательной области «Познание» по формированию целостной картины мира с включенными опытами по заданной теме; совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником; самостоятельная деятельность детей. Программа кружка детского экспериментирования предполагает перспективное планирование НОД 1 раз в неделю, с опытами и экспериментами. Во время НОД проводится 3 - 4 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры- экспериментирования в «Детской лаборатории» обязательно с сюрпризным моментом, или с необычностью объекта и т.д. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем",
"Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - дети всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций. Предлагая детям поставить опыт, сообщала им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Даю время на обдумывание, и затем привлекаю детей кобсуждению хода опыта. В процессе работы поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи. В то же время не выпускаю из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Подведение итогов и формулирование выводов проводится в словесной форме или в форме фиксирования результатов графически, т.е. оформление в рисунках, схемах.
Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:
 дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;  дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильность гипотизы. Дети работают самостоятельно, я по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного? Блок совместной деятельности взрослого с детьми является, о с н о в н ы м в ф о р м и р о в а н и и у д е т е й н а в ы к о в экспериментирования. К этому блоку относятся опыты и эксперименты, игры - эксперименты, игры – опыты. Также я отношу к этому блоку реализуемые совместно с родителями проекты. Именно совместная содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы на все живое. Планирование

самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют активизации с амо стоят ель но й
деятельности. Для этой цели в группах организованы «Детские лаборатории» с соответствующим оснащением. При организации самостоятельной познавательной деятельности в условиях развивающей среды использую приемы, стимулирующие развитие познавательной активности: - модели последовательности деятельности, которые помогают детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями. - Проблемная ситуация; -После ознакомления детей со свойствами магнита случайно на глазах детей роняли скрепки в таз с водой. Как достать их из воды, не намочив рук? - «Чудесная коробка» с предметами; - Совместное начинание В своей работе использую инновационные методы. - элементы ТРИЗ. При проведении опытов по знакомству детей с разными агрегатными состояниями воды используем прием «маленькие человечки» для обозначения жидкого, твердого и газообразного состояния воды. - Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы. - приемы мнемотехники - мнемотаблицы и коллажи; - компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя об объектах и явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький исследователь, используя электронный микроскоп. Проанализировав результаты диагностики (методика «Маленький исследователь» Л.Н. Прохорова)
,
пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности. Отмечается положительная
динамика по всем критериям овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью:  повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);  повышение уровня развития познавательных процессов;  совершенствование речевого развития старших дошкольников (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);  развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, сотрудничества, потребности отстаивать свою точку зрения, и т.д.);  углубление и расширение знаний детей о неживой природе. Убеждена, что в опытно – экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить сво и представления о мире. Поэтому стараюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько предлагать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.
Список используемой литературы:
1. Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с. 2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для
дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с. 3. «Организация экспериментальной д е я т е л ь н о с т и дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с. 4. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1. 5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с. 6. Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3


В раздел образования