Программа деятельности волонтерского отряда "Мой выбор"
Автор: Сунгурова Ирина Алексеевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МКОУ "Пудемская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: село Пудем, Удмуртская Республика Наименование материала: Методическая разработка Тема: Программа деятельности волонтерского отряда "Мой выбор" Раздел: полное образование
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Пудемская средняя общеобразовательная школа»
Программа деятельности
волонтерского отряда
«Мой выбор»
с. Пудем, 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Изменения, происходящие в нашем обществе, на сегодняшний день, как
социально-экономические, так и политические, диктуют новые требования к
организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Ежедневно подросток делает выбор, сохранить здоровье и отстоять свою
жизненную позицию, или поддаться соблазнам, которые окружают его в
повседневной жизни.
Волонтерские организации - это свободные союзы людей, объединенных
каким-либо общим интересом. Волонтеры занимаются пропагандой здорового
образа жизни.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо
по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений,
которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движе-
ние сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – до-
бровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая дея-
тельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому
же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями че-
ловека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде дея-
тельности.
Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармо-
ничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответ-
ственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе
говоря, сформировать его социальную компетенции.
Данная программа является продолжением работы по вовлечению
подростков в добровольческое движение и главной целью предполагает
профилактическую работу, пропаганду здорового образа жизни волонтерами.
Профильный отряд – форма образовательной и оздоровительной
деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми.
Таким образом, на первый план выходит развитие основных базовых свойств
личности, способных обеспечить адаптацию подрастающего поколения к
современным условиям жизнедеятельности и оказывающих непосредственное
влияние на формирование мотивированного выбора здорового образа жизни.
Цель программы: популяризация здорового образа жизни, профилактика
вредных привычек.
Задачи программы:
1. Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.
2. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи мероприятий:
акций, игр, тематических выступлений, конкурсов и др.)
3. Апробация новых форм организации занятости детей для развития их
самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек,
воспитания здорового образа жизни.
4. Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных
установок учащихся на добровольческую деятельность.
5.Формирование потребности в интересном и продуктивном досуге
Краткое описание программы:
Профильный отряд волонтеров - проект, направленный на формирование
здорового образа жизни среди детей младшего школьного возраста и подростков,
формирование позиции здорового гражданина общества. Актуальность проекта
напрямую связана с проблемами, существующими в современном обществе, с
которыми сталкиваются школьники, например, табакокурение, ПАВ и др.
Кадровое обеспечение программы
1.Заместитель директоров школы по ВР.
2.Старшая вожатая.
3.Классный руководитель 10 класса
4.Школьный психолог.
5.Школьный библиотекарь
При реализации проекта будут применяться следующие
принципы организации и содержания деятельности
1. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности.
2. Принцип свободы и творчества предполагает право выбора.
3.Принцип социальной активности через включение воспитанников и
подростков в социально-значимую деятельность при проведении разноплановых
просветительских, пропагандистских, досуговых мероприятий.
4. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления.
В основе деятельности профильного отряда - пропаганда здорового образа
жизни и активной жизненной позиции.
Заповеди волонтеров школы
Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельно-
сти.
Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям
и поступкам.
Правила деятельности волонтера :
Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
Будь генератором идей!
Уважай мнение других!
Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
Обещаешь – сделай!
Не умеешь – научись!
Будь настойчив в достижении целей!
Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Кодекс волонтеров :
Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
-Знаем сами и малышей научим,
Как сделать свое здоровье лучше! (Дни профилактики в начальной школе)
-Акции – нужное дело и важное . Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы доне-
сти хотим до каждого: Глупо - самим причинять себе вред! (Акции против табако-
курения, алкоголизма, наркотиков и СПИДа)
-Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! ( Участие в конкур-
сах и мероприятиях по пропаганде ЗОЖ)
-Снова и снова скажем народу: “Зависимость может украсть свободу!” (Про-
паганда ЗОЖ в школе и не только.)
-Проблема. Цели. Ресурсы и срок. В работе первое дело – планирование! Во-
лонтеры освоили новый подход – Социальное проектирование! (Пишем социаль-
ный проект “Будущее - это мы! ”)
-День волонтера имел успех. Желающих много – берем не всех! Ждет новичков
перевоплощение – Испытание, клятва и посвящение! (После творческих испыта-
ний – посвящение в волонтеры.)
-Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Ду-
май, когда отвечаешь “нет” и “да” И помни, что выбор есть всегда!
Ключевые мероприятия программы :
- Проведение классных часов в начальных классах школы (1-4) по ПДД.
«Знай правила дорожного движения как таблицу умножения»
-Подготовка и овладение методиками игровых технологий в рамках образователь-
ного курса «Вместе мы сила».
-Проведение мероприятий в 1-4 классах и в 5-7
«Академия здорового образа жизни» (Весёлые старты, Большие гонки,
турниры, и т.д.);
-Создание методической папки, включающей мероприятия и игры по пропаганде
ЗОЖ, и профилактике социально-негативных явлений в детской и подростковой
среде.
Содержание деятельности и механизм реализации.
Подготовительный период
1.
Сбор, анализ, обобщение материала необходимого для реализации проекта
2.
Написание программы.
3.
Набор желающих в профильный отряд.
Организационный период
Набор команды
Знакомство детей с программой.
Старт программы.
Основной период
1. Реализация программы.
2. Личностный рост каждого ребёнка в ходе реализации программы.
Итоговый период
Психолого-социально-педагогический анализ итогов работы отряда
Структура волонтерского отряда.
Руководитель волонтерского формирования – классный руководитель.
Важным условием является творческий подход, заинтересованность, тактичность.
Руководитель обеспечивает координацию всей деятельности, подбирает ребят и
распределяет между ними обязанности, организует работу волонтеров.
Изначально волонтёры – учащиеся 10 класса.
Стать волонтером может любой подросток с 12 лет.
Функции волонтеров в профилактической работе:
- проведение профилактических занятий или тренингов;
- проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр;
- распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку
плакатов, работу в своей социальной среде).
Ожидаемые результаты:
увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские
отряды и проведение альтернативных мероприятий;
привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;
формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной,
здоровой личности;
овладение знаниями о ЗОЖ и умение аргументировано отстаивать свою
позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного
поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;
повышения количества и качества участия школы в акциях волонтеров,
организуемых школой, районом.
Планируемые мероприятия
№п/п
Мероприятия
Дата
проведения
1.
Организационное заседание волонтерской команды.
Распределение поручений.
15.09
2.
2
Составление плана работы по пропаганде ЗОЖ
16.09-20.09
3.
Изучение литературы по первичной профилактике вредных
привычек.
В теч. года
4.
«Наши права». Знакомство с Конвенцией по правам ребенка
На элективе
5.
История возникновения волонтерского движения.
В теч. года
6.
Час общения. Волонтер. Какой он?
1 раз/мес.
7.
Час общения. Здоровый образ жизни: как мы его представляем.
1 раз/мес.
8.
Подготовка
социологического
опроса
«Вопросы
-
ответы»
(отношение детей и подростков к вредным привычкам).
I четверть
9.
Обработка социологических данных опроса.
По итогам
опроса
10.
Выпуск буклетов о вреде курения “Мифы и реальность”
Декабрь
11.
Час общения «О пользе спорта» (1-4 классы)
Октябрь
12.
Подготовка и проведение мероприятия «Большие гонки» для
начальной школы
Ноябрь
13.
Подготовка и проведение «Весёлых стартов» для начальной
школы (1-4 классы)
Декабрь
14.
Как защититься от простуды и гриппа.
Октябрь
15.
Час общения. О вреде курения (? 5-7 классы).
Январь
16.
Сбор и подготовка информации об энергетических напитках.
Январь
17.
Час общения. Энергетические напитки.
Февраль
18.
Час общения. Разговор о правильном питании.
Март
19.
Час общения. Как сохранить свое здоровье.
День здоровья «Рекорды класса» (1-4 классы)
Апрель
20.
Акция «Ветеран живёт рядом»» (оказание посильной помощи
ветеранам ВОВ и труда)
Апрель-май
21.
Подведение итогов работы отряда за год.
Литература
1. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - isovet
2. Майорова Н.П. Обучение жизненно важным навыкам. СПб, 20011
3. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.
4. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М.,
2001
5. Островок безопасности./ Под ред. О.А.Минич, О.А. Хаткевич. Минск, 2004.
6. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. / Под ред.
Г.Н.Тростанецкой, А.А.Гериш. М., 2002.
Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных
организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).
Школа
без наркотиков. /Под ред. Л.М.Шипицыной, Е.И.Казаковой. СПб., 2011