Напоминание

Ситуационность компетентностно -ориентированных заданий


Автор: Кобыща Ирина Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБПОУ "Спасский индустриально-экономический колледж"
Населённый пункт: Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Ситуационность компетентностно -ориентированных заданий
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Кобыща И.Г.

Ситуационность компетентностно -ориентированных заданий

Компетентносто-ориентированные задания

позволяют сформировать умение

применять накопленные знания

в практической деятельности

и повседневной жизни

.

Потемкина А.В.

В стандартах нового поколения отмечается, что значительную роль играет

компетентность, определяющая универсальные способы деятельности, применимые в

реальных жизненных ситуациях.

Сейчас в содержание ГИА включаются задачи с практическим содержанием, целью

которых является проверка сформированности у обучающихся знаний и умений

моделирования явлений и процессов реальной действительности.

На

комплексное

освоение

знаний

и

способов

практической

деятельности

направлено компетентностно-ориентированное обучение. Сущность такого обучения

определяется

как

организация

деятельности,

которая

с

необходимостью

требует

приобретения новых знаний и их последующего применения. Выявление уровня освоения

включает в себя, в отличие от традиционного метода, не только выявление уровня знаний

и умений, но и освоения компетенций.

Чем же отличается компетентностный подход от традиционного рассмотрим в

таблице (таблица 1).

Таблица 1 - Отличия традиционного и компетентностного подходов в образовании

Традиционный

Компетентностный

Главная идея: знания приводят к

личностному успеху

Главная идея: к личностному успеху

приводит опыт самостоятельного решения

проблем

Решение проблем рассматривается как

способ закрепления знаний

Решение проблем – смысл образовательной

деятельности

Признак высокого уровня образованности –

способность воспроизвести большой объѐм

сложного по своему содержанию материала

Уровень образованности человека тем

выше, чем шире сфера деятельности и выше

степень неопределѐнности ситуаций, в

которых он способен действовать

самостоятельно

Если компетентность - это умение применить накопленные знания в практической

деятельности и повседневной жизни, то компетентностно-ориентированное задание (в

1

некоторых источниках - контекстная, ситуационная задача) предназначено для реализации

данной цели.

Для каждого преподавателя важным является повышение эффективности обучения.

Этот вопрос требует постоянного поиска нестандартных решений, которые могли бы

оптимизировать учебный процесс.

Одна из задач колледжа готовить конкурентоспособных людей, которые будут

обладать умением мыслить нестандартно, способных добиться успеха в любой области.

Сохранить мотивацию к обучению мне помогают компетентностно-ориентированные

задания. Актуальность применения таких заданий состоит в то, что обучающийся может

оценить свои и чужие творческие и коммуникативные способности, происходит

самореализации и социальной адаптации в жизни. Они на определенное время становятся

исследователями, чувствуют себя легко и свободно. Также, при составлении принимаются

в расчёт такие аспекты, как: письменная коммуникация, публичное выступление, диалог,

продуктивная групповая коммуникация.

Активизация учебного процесса происходит за счет внедрение в процесс изучения

дисциплины, междисциплинарного курса активных и интерактивных форм занятий.

Профессионально-ориентированные задания позволяют формировать будущего

специалиста, начиная с первого курса. Последние исследования этой проблемы выделяют

три уровня профессиональной подготовки, которые можно обобщить следующим

образом: адаптацию, самоорганизацию, самореализацию.

Внедрение ситуативных задач, кейс-задач, лучше всего

отвечают всем выше

изложенным требованиям.

Задачи-ситуации можно классифицировать по следующим видам:

задачи-ситуации на прогнозирование (направлены на развитие познавательного

интереса, внутренней мотивации, поиск и отбор информации, создание прогноза на

решение проблемы);

задачи-ситуации на планирование (направлены на создание прогноза, плана

исследования и его осуществления, куда входят поиск, обработка и осмысление

информации,

самоконтроль,

формулировка

выводов

и

результатов,

проверка

их

соответствия поставленной цели);

задачи-ситуации

на

создание

проекта

(направлены

на

прогнозирование,

планирование и осуществление индивидуального проекта, поиск альтернативных путей

решения проблемы, обозначение перспектив и представление результата).

2

Общая

структура

профессионально-ориентированных

задач,

дальнейшее

структурирование

их

позволяет

выявить

три

уровня

освоения

общими

и

профессиональными компетенциями: базовый, средний и высокий.

Рассмотрим пример компетентностно-ориентированной задачи для специальности

38.02.04 Коммерция (по отраслям) МДК 01.01 Организация коммерческой деятельности

Практическая работа №10 Оформление договора поставки и приложений к нему.

Студентам необходимо выполнить следующее задание:

1) Проанализировать содержание договора поставки, предварительно скачав его в

СПС «Консультант Плюс». Далее изучить бланк образца «Договор на поставку товара»,

соотнесите изученную информацию в таблицу 1 «Основные разделы Договора на

поставку товаров».

п/п

Наименование

раздела

Краткая характеристика содержания раздела

2) Оформить бланк «Договор на поставку товара» согласно исходных данных,

приближенных к реальным цифрам.

3) Заполнить спецификацию на поставку товаров в магазин в соответствии с

условиями заключенного договора.

При выполнении данной работы оцениваются компетенции:

ОК

1.

Выбирать

способы

решения

задач

профессиональной

деятельности

применительно к различным контекстам.

ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации

информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной

деятельности.

ПК 1.1. Участвовать в установлении контактов с деловыми партнерами, заключать

договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и санкции.

Профессиональная ориентация заключается в использовании понятий и требований

документального оформления хозяйственных связей, в частности с поставщиками

товаров, для решения практических задач.

Оценивание уровня освоения ОК 2:

Базовый уровень ОК 2:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ: изучите разделы предоставленного вам договора поставки и

спецификации, которые необходимо заполнить;

3

ПОНИМАНИЕ: обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для заполнения

бланков договора поставки и спецификации;

ПРИМЕНЕНИЕ: выполните действия по заполнению договора поставки и

спецификации по схеме, используя предоставленные образцы бланков.

Средний уровень ОК 2:

ПРИМЕНЕНИЕ:

Определите

и

выберите

справочно-правовые

системы,

необходимые для скачивания документов для оформления хозяйственных связей

(договора поставки и спецификации)

АНАЛИЗ: выявите схему, лежащую в основе оформления договора поставки и

спецификации с использованием справочно-правовой системы.

Высокий уровень ОК 2:

СИНТЕЗ: заполните документы, необходимые для оформления хозяйственных

связей с поставщиками, используя самостоятельно найденный и скачанный бланк

договора поставки и спецификации;

ОЦЕНКА: выявите разницу между документами, оформленными с использованием

образцов из СПС и без них.

Оценивание уровня освоения ПК 1.1:

Базовый уровень ПК 1.1: Заполнение документов по схеме и с использованием

заполненных ранее образцов, взятых в СПС «КонсультантПлюс»;

Средний уровень ПК 1.1: Заполнение документов с использованием заполненных

ранее образцов, взятых в СПС «КонсультантПлюс»;

Высокий уровень ПК 1.1: Подбор и заполнение необходимых для решения задачи

документов из СПС «КонсультантПлюс».

Приведенная задача является ситуативной на планирование и прогнозирование с

элементами проектирования.

Использованная литература

1.

Поташник М.М., Требования к современному уроку: Методическое пособие

серия: Образование XXI в. 2008.

2.

Новикова А.А., Федоров А.В. Медиаобразовательные квесты // Инновации в

образовании. 2008. № 10. С.71-93.

4



В раздел образования