Автор: Садикова Гульнара Фирдусовна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОУ "Лицей им. В.В. Карпова" Населённый пункт: село Осиново, Зеленодольский район, РТ Наименование материала: методическая разработка Тема: "Затерянный остров. Пещера страхов" Раздел: среднее образование
Коррекционно
-
развивающее
занятие
с
обучающимися
5-6
классов
«
Затерянный
остров
.
Пещера
страхов
»
Составитель
:
Педагог
-
психолог
Садикова
Г
.
Ф
.
МБОУ
«
Лицей
им
.
В
.
В
.
Карпова
»
с
.
Осиново
Пояснительная
записка
Нелегко
найти
человека
,
который
бы
никогда
не
испытывал
чувства
страха
.
Беспокойство
,
тревога
,
страх
–
такие
же
неотъемлемые
проявления
нашей
психической
жизни
,
как
и
радость
,
восхищение
,
гнев
,
удивление
,
печаль
.
Но
при
чрезмерной
податливости
страхам
,
зависимости
от
них
меняется
поведение
человека
,
он
становиться
неуверенным
в
себе
.
Подавляющее
большинство
страхов
в
той
или
иной
степени
обусловлены
возрастными
особенностями
и
имеют
временный
характер
.
Детские
страхи
,
если
к
ним
правильно
относиться
,
понимать
причины
их
проявления
,
чаще
всего
исчезают
бесследно
.
Если
о
многих
детских
проблемах
можно
сказать
,
что
ребенок
их
со
временем
перерастет
,
то
со
страхами
дело
обстоит
отнюдь
не
так
утешительно
.
Ребенок
растет
,
и
очень
часто
страхи
растут
вместе
с
ним
.
Чем
больше
развивается
его
фантазия
и
расширяется
познание
о
Вселенной
,
тем
больше
он
осознает
опасности
,
подстерегающие
его
на
каждом
шагу
.
Игра
хороша
тем
,
что
позволяет
прожить
в
воображаемой
реальности
волнующую
и
пугающую
ситуацию
,
а
так
же
отреагировать
на
них
,
эмоционально
очиститься
.
Подобное
возможно
,
как
в
спонтанной
игре
(
предметной
,
ролевой
или
смешанной
) ,
когда
ребенок
бессознательно
будет
проигрывать
беспокоящие
его
вещи
,
события
,
а
так
же
в
организованной
игре
,
например
психологом
на
какую
-
то
конкретную
тему
.
Занятие
«
Затерянный
остров
.
Пещера
страхов
» 5
кл
.
Цели
:
-
Развить
навыки
группового
и
межличностного
взаимодействия
;
-
Научить
детей
распознавать
свои
страхи
,
помочь
найти
способы
их
преодоления
;
-
получить
обратную
связь
о
результативности
занятия
.
Материалы
:
-
ватман
,
фломастеры
,
карандаши
простые
и
цветные
,
кисти
,
краски
,
стаканчики
с
водой
,
листы
бумаги
А
4,
ножницы
.
Ход
занятия
Приветствие
:
Упражнение
«
Волна
»
Ведущий
предлагает
детям
:
-
встать
в
круг
,
взяться
за
руки
,
сосредоточиться
друг
на
друге
и
пожать
руку
соседу
справа
по
кругу
«
Волна
»;
-
пожать
руки
соседу
слева
;
-
«
запустить
волну
»
по
сигналу
ведущего
от
любого
ребенка
.
Каждый
день
наш
корабль
отплывает
от
одного
острова
к
другому
и
берет
на
борт
новых
пассажиров
.
Вот
и
сегодня
на
борт
нашего
корабля
мы
взяли
вас
и
продолжаем
путешествовать
.
Упражнение
«
Кораблик
»
Ведущий
объясняет
,
дети
выполняют
движения
:
«
Представьте
себе
,
что
вся
наша
группа
оказалась
на
большом
белом
корабле
,
совершающим
кругосветное
путешествие
.
Наше
путешествие
было
приятным
и
интересным
.
Однако
в
тропических
широтах
наш
корабль
попал
в
ужасно
сильный
шторм
.
Качает
.
Чтобы
не
упасть
,
расставьте
ноги
пошире
,
прижмите
их
к
полу
.
Руки
сцепите
за
спиной
.
Качнуло
палубу
влево
–
прижмите
к
полу
правую
ногу
.
Правая
нога
напряжена
,
левая
расслабилась
,
немного
согнулась
в
колене
,
носком
касается
пола
.
Выпрямились
!
Расслабились
!
Качнуло
в
правую
сторону
–
прижимаем
левую
ногу
.
Напряжена
левая
нога
,
правая
нога
расслаблена
.
Выпрямились
.
Слушайте
и
делайте
,
как
я
.
Вдох
-
выдох
!
Стало
палубу
качать
.
Ногу
к
палубе
прижать
!
Крепче
ногу
прижимаем
,
А
другую
расслабляем
!»
Упражнение
выполняется
сначала
для
правой
ноги
,
потом
для
левой
.
Ведущий
обращает
внимание
детей
на
напряженное
и
расслабленное
состояние
мышц
ног
.
После
обучения
расслаблению
ног
рекомендуется
еще
раз
повторить
позу
покоя
.
Снова
руки
на
колени
,
А
теперь
немного
лени
...
Напряженье
улетело
,
И
расслаблено
все
тело
...
Наши
мышцы
не
устали
И
еще
послушней
стали
.
Дышится
легко
,
ровно
,
глубоко
...
Наше
положение
было
усугублено
тем
,
что
в
трюме
вспыхнул
пожар
,
мгновенно
распространившийся
по
всему
судну
.
К
счастью
,
со
шлюпкой
проблем
не
было
.
Шторм
продолжался
всю
ночь
,
и
стих
только
к
утру
.
Ваши
шлюпки
разбились
о
рифы
.
Вы
устали
,
замерзли
,
намучились
.
Но
на
горизонте
увидели
землю
.
Обрадованные
вы
устремились
к
берегу
.
Упражнение
«
Переправа
»
Ребята
,
вам
необходимо
выбрать
себе
попутчика
,
держаться
с
помощью
«
плашек
-
щепок
»
и
доплыть
,
до
острова
.
Вам
нужно
перебраться
на
другую
сторону
с
помощью
вот
этих
«
плашек
-
щепок
»
(
листы
бумаги
А
4
пополам
,
по
2
шт
.
каждому
ребенку
).
Добравшись
,
вы
должны
проверить
всех
своих
товарищей
,
чтобы
никто
не
потерялся
.
Теперь
вы
идете
осматривать
остров
,
на
который
вы
попали
.
Дети
делятся
на
2
группы
.
Упражнение
«
Остров
»
1-
я
группа
идет
рисовать
на
ватмане
рисунок
острова
,
на
который
они
попали
(
каждый
из
детей
должен
приложить
свои
усилия
–
что
-
то
нарисовать
на
общем
рисунке
).
2-
я
группа
строят
остров
–
обустраиваются
,
строят
пещеру
.
Через
некоторое
время
группы
меняются
местами
.
Для
того
чтобы
каждый
мог
поучаствовать
и
в
одном
и
в
другом
мероприятии
.
После
того
как
задание
выполнено
.
Ведущий
показывает
всем
ребятам
их
совместный
рисунок
острова
.
(
остров
строиться
из
мягких
модулей
,
кресел
и
других
предметов
,
которые
имеются
в
тренинговом
зале
).
Упражнение
«
Рисуем
страхи
»
После
чего
дети
рассаживаются
на
воображаемом
острове
(
на
стулья
,
маты
)
по
кругу
,
представляя
себе
в
центре
костер
(
если
имеется
светильник
в
виде
огня
,
то
можно
использовать
его
).
Наступает
ночь
(
можно
выключить
свет
,
включить
огоньки
).
Задача
ребят
по
кругу
сидя
у
костра
рассказать
о
своих
страхах
.
Кто
чего
боится
,
если
нет
страха
своего
,
пусть
назовет
чужой
страх
.
После
того
,
как
все
дети
выскажутся
,
наступает
день
.
Детям
предлагается
нарисовать
свои
страхи
на
бумаге
.
Это
будет
первый
шаг
к
победе
над
страхом
.
Пока
рисунки
сохнут
,
вновь
наступает
ночь
.
Детям
предлагается
поиграть
в
игру
– «
Маленькие
приведения
».
Упражнение
«
Маленькое
привидение
»
«
Сейчас
мы
с
вами
будем
играть
роль
маленьких
добрых
привидений
.
Нам
захотелось
немного
похулиганить
и
слегка
напугать
друг
друга
.
По
моему
хлопку
вы
будете
делать
руками
вот
такое
движение
(
предложить
участникам
группы
продемонстрировать
как
они
будут
пугать
остальных
.
Например
,
приподнимать
согнутые
в
локтях
руки
,
растопырить
пальцы
и
т
.
д
.),
и
произносить
страшным
голосом
звук
“
У
”.
Если
я
буду
тихо
хлопать
,
вы
будете
тихо
произносить
“
У
”,
если
я
буду
громко
хлопать
,
вы
будете
пугать
громко
.
Но
помните
,
что
мы
добрые
привидения
и
хотим
только
слегка
пошутить
».
В
это
время
включить
светомузыку
.
Затем
педагог
хлопает
в
ладоши
.
«
Молодцы
!
Пошутили
и
достаточно
.
Давайте
снова
станем
детьми
!»
Упражнение
«
Ритуал
уничтожения
страхов
»
Второй
шаг
к
победе
над
страхом
–
это
его
уничтожение
.
Детям
предлагается
порвать
рисунки
на
мелкие
кусочки
,
разрезать
ножницами
,
смять
,
растоптать
или
даже
разукрасить
страх
и
т
.
д
.
После
ритуала
дети
вновь
собираются
на
ковре
,
берутся
за
руки
,
произносят
слова
позитивной
установки
,
например
:
«
Мы
можем
победить
свои
страхи
!»
Упражнение
«
Возвращение
»
Ребята
мы
жили
с
вами
на
острове
какое
-
то
время
,
прошел
месяц
.
Чему
мы
научились
на
острове
,
что
в
нас
самих
изменилось
?
Но
все
это
время
мы
не
отчаивались
,
постоянно
ждали
,
что
проплывет
какой
–
нибудь
корабль
и
заберет
нас
домой
.
И
вот
кто
-
то
из
нас
вдруг
видит
,
что
на
горизонте
появился
корабль
.
Это
ваш
шанс
,
поэтому
нужно
постараться
любым
способом
привлечь
к
себе
внимание
.
Необходимо
взять
одного
ребенка
за
руку
и
отвести
в
другую
половину
зала
-
он
капитан
этого
корабля
.
Его
задача
:
плыть
по
морю
и
смотреть
вокруг
.
Вдруг
он
замечает
на
острове
какие
-
то
движущиеся
точки
,
подплывает
поближе
и
видит
ребят
.
Педагог
спрашивает
:
кто
из
детей
был
заметнее
остальных
.
Капитан
должен
назвать
детей
по
именам
,
проверить
,
все
ли
на
месте
,
не
потерялся
ли
кто
,
и
взять
на
свой
корабль
.
Упражнение
«
Золотая
рыбка
»
В
руках
у
ведущего
игрушка
«
золотая
рыбка
».
Ведущий
.
На
борт
нашего
нового
корабля
волной
принесло
золотую
рыбку
,
которая
может
исполнять
желания
.
Ведущий
передает
рыбку
по
кругу
и
предлагает
каждому
участнику
загадать
заветное
желание
:
одно
или
несколько
,
которые
можно
произнести
вслух
или
не
называть
,
а
только
задумать
и
при
этом
тихонько
рассказать
(
прошептать
)
рыбке
.
Теперь
капитан
корабля
должен
отпустить
рыбку
в
море
,
чтобы
желания
обязательно
сбылись
.
Обсуждение
итогов
занятия
Обязательно
обсудите
чувства
участников
группы
.
Пусть
они
скажут
о
том
,
что
им
понравилось
,
что
удивило
,
обрадовало
на
занятии
,
что
получилось
,
чем
довольны
,
что
запомнилось
.