Напоминание

"Затерянный остров. Пещера страхов"


Автор: Садикова Гульнара Фирдусовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Лицей им. В.В. Карпова"
Населённый пункт: село Осиново, Зеленодольский район, РТ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Затерянный остров. Пещера страхов"
Раздел: среднее образование





Назад




Коррекционно - развивающее занятие с обучающимися 5-6 классов
«

Затерянный

остров

.

Пещера

страхов

»

Составитель

:

Педагог

-

психолог

Садикова

Г

.

Ф

.

МБОУ

«

Лицей

им

.

В

.

В

.

Карпова

»

с

.

Осиново

Пояснительная

записка
Нелегко найти человека , который бы никогда не испытывал чувства страха . Беспокойство , тревога , страх – такие же неотъемлемые проявления нашей психической жизни , как и радость , восхищение , гнев , удивление , печаль . Но при чрезмерной податливости страхам , зависимости от них меняется поведение человека , он становиться неуверенным в себе . Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер . Детские страхи , если к ним правильно относиться , понимать причины их проявления , чаще всего исчезают бесследно . Если о многих детских проблемах можно сказать , что ребенок их со временем перерастет , то со страхами дело обстоит отнюдь не так утешительно . Ребенок растет , и очень часто страхи растут вместе с ним . Чем больше развивается его фантазия и расширяется познание о Вселенной , тем больше он осознает опасности , подстерегающие его на каждом шагу . Игра хороша тем , что позволяет прожить в воображаемой реальности волнующую и пугающую ситуацию , а так же отреагировать на них , эмоционально очиститься . Подобное возможно , как в спонтанной игре ( предметной , ролевой или смешанной ) , когда ребенок бессознательно будет проигрывать беспокоящие его вещи , события , а так же в организованной игре , например психологом на какую - то конкретную тему .
Занятие
« Затерянный остров . Пещера страхов » 5 кл . Цели : - Развить навыки группового и межличностного взаимодействия ; - Научить детей распознавать свои страхи , помочь найти способы их преодоления ; - получить обратную связь о результативности занятия . Материалы : - ватман , фломастеры , карандаши простые и цветные , кисти , краски , стаканчики с водой , листы бумаги А 4, ножницы .
Ход занятия Приветствие :
Упражнение

«

Волна

»
Ведущий предлагает детям : - встать в круг , взяться за руки , сосредоточиться друг на друге и пожать руку соседу справа по кругу « Волна »; - пожать руки соседу слева ; - « запустить волну » по сигналу ведущего от любого ребенка . Каждый день наш корабль отплывает от одного острова к другому и берет на борт новых пассажиров . Вот и сегодня на борт нашего корабля мы взяли вас и продолжаем путешествовать .
Упражнение

«

Кораблик

»
Ведущий объясняет , дети выполняют движения : « Представьте себе , что вся наша группа оказалась на большом белом корабле , совершающим кругосветное путешествие . Наше путешествие было приятным и интересным . Однако в тропических широтах наш корабль попал в ужасно сильный шторм . Качает . Чтобы не упасть , расставьте ноги пошире , прижмите их к полу . Руки сцепите за спиной . Качнуло палубу влево – прижмите к полу правую ногу . Правая нога напряжена , левая расслабилась , немного согнулась в колене , носком касается пола . Выпрямились ! Расслабились ! Качнуло в правую сторону – прижимаем левую ногу . Напряжена левая нога , правая нога расслаблена . Выпрямились . Слушайте и делайте , как я . Вдох - выдох ! Стало палубу качать . Ногу к палубе прижать ! Крепче ногу прижимаем , А другую расслабляем !» Упражнение выполняется сначала для правой ноги , потом для левой . Ведущий обращает внимание детей на напряженное и расслабленное состояние мышц ног . После обучения расслаблению ног рекомендуется еще раз повторить позу покоя . Снова руки на колени , А теперь немного лени ... Напряженье улетело , И расслаблено все тело ... Наши мышцы не устали И еще послушней стали . Дышится легко , ровно , глубоко ...
Наше положение было усугублено тем , что в трюме вспыхнул пожар , мгновенно распространившийся по всему судну . К счастью , со шлюпкой проблем не было . Шторм продолжался всю ночь , и стих только к утру . Ваши шлюпки разбились о рифы . Вы устали , замерзли , намучились . Но на горизонте увидели землю . Обрадованные вы устремились к берегу .
Упражнение

«

Переправа

»
Ребята , вам необходимо выбрать себе попутчика , держаться с помощью « плашек - щепок » и доплыть , до острова . Вам нужно перебраться на другую сторону с помощью вот этих « плашек - щепок » ( листы бумаги А 4 пополам , по 2 шт . каждому ребенку ). Добравшись , вы должны проверить всех своих товарищей , чтобы никто не потерялся . Теперь вы идете осматривать остров , на который вы попали . Дети делятся на 2 группы .
Упражнение

«

Остров

»
1- я группа идет рисовать на ватмане рисунок острова , на который они попали ( каждый из детей должен приложить свои усилия – что - то нарисовать на общем рисунке ). 2- я группа строят остров – обустраиваются , строят пещеру . Через некоторое время группы меняются местами . Для того чтобы каждый мог поучаствовать и в одном и в другом мероприятии . После того как задание выполнено . Ведущий показывает всем ребятам их совместный рисунок острова . ( остров строиться из мягких модулей , кресел и других предметов , которые имеются в тренинговом зале ).
Упражнение

«

Рисуем

страхи

»
После чего дети рассаживаются на воображаемом острове ( на стулья , маты ) по кругу , представляя себе в центре костер ( если имеется светильник в виде огня , то можно использовать его ). Наступает ночь ( можно выключить свет , включить огоньки ). Задача ребят по кругу сидя у костра рассказать о своих страхах . Кто чего боится , если нет страха своего , пусть назовет чужой страх . После того , как все дети выскажутся , наступает день . Детям предлагается нарисовать свои страхи на бумаге .
Это

будет

первый

шаг

к

победе

над

страхом

.
Пока рисунки сохнут , вновь наступает ночь . Детям предлагается поиграть в игру – « Маленькие приведения ».
Упражнение

«

Маленькое

привидение

»
« Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений . Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга . По моему хлопку вы будете делать руками вот такое
движение ( предложить участникам группы продемонстрировать как они будут пугать остальных . Например , приподнимать согнутые в локтях руки , растопырить пальцы и т . д .), и произносить страшным голосом звук “ У ”. Если я буду тихо хлопать , вы будете тихо произносить “ У ”, если я буду громко хлопать , вы будете пугать громко . Но помните , что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить ». В это время включить светомузыку . Затем педагог хлопает в ладоши . « Молодцы ! Пошутили и достаточно . Давайте снова станем детьми !»
Упражнение

«

Ритуал

уничтожения

страхов

»
Второй шаг к победе над страхом – это его уничтожение . Детям предлагается порвать рисунки на мелкие кусочки , разрезать ножницами , смять , растоптать или даже разукрасить страх и т . д . После ритуала дети вновь собираются на ковре , берутся за руки , произносят слова позитивной установки , например : « Мы можем победить свои страхи !»
Упражнение

«

Возвращение

»
Ребята мы жили с вами на острове какое - то время , прошел месяц . Чему мы научились на острове , что в нас самих изменилось ? Но все это время мы не отчаивались , постоянно ждали , что проплывет какой – нибудь корабль и заберет нас домой . И вот кто - то из нас вдруг видит , что на горизонте появился корабль . Это ваш шанс , поэтому нужно постараться любым способом привлечь к себе внимание . Необходимо взять одного ребенка за руку и отвести в другую половину зала - он капитан этого корабля . Его задача : плыть по морю и смотреть вокруг . Вдруг он замечает на острове какие - то движущиеся точки , подплывает поближе и видит ребят . Педагог спрашивает : кто из детей был заметнее остальных . Капитан должен назвать детей по именам , проверить , все ли на месте , не потерялся ли кто , и взять на свой корабль .
Упражнение

«

Золотая

рыбка

»
В руках у ведущего игрушка « золотая рыбка ».
Ведущий

.
На борт нашего нового корабля волной принесло золотую рыбку , которая может исполнять желания . Ведущий передает рыбку по кругу и предлагает каждому участнику загадать заветное желание : одно или несколько , которые можно произнести вслух или не называть , а только задумать и при этом тихонько рассказать ( прошептать ) рыбке . Теперь капитан корабля должен отпустить рыбку в море , чтобы желания обязательно сбылись .
Обсуждение

итогов

занятия

Обязательно обсудите чувства участников группы . Пусть они скажут о том , что им понравилось , что удивило , обрадовало на занятии , что получилось , чем довольны , что запомнилось .


В раздел образования