Автор: Григорьева Елена Вячеславовна
Должность: уситель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Средняя школа № 37 с углублённым изучением английского языка"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: литературно-музыкальная композиция
Тема: "Всё начинается с любви..."
Раздел: полное образование
Литературно-музыкальная композиция «Всё начинается с
любви…»
Вадим. Как много лет во мне любовь спала.
Мне это слово ни о чем не говорило.
Любовь таилась в глубине, она ждала —
И вот проснулась и глаза свои открыла!
< звучит песня «Ты меня на рассвете разбудишь…» - 1-я часть . Участники выходят
на сцену под музыку.>
Моника. Любовь… сколько тайного, загадочного скрывает в себе это, казалось бы,
обычное слово. Именно любовь имеет огромную, почти магическую власть над людьми,
заставляет пережить целую бурю эмоций: и страдания, и радость, и сомнения, и надежду,
и ревность. Ведь недаром говорят, что влюблённый подобен безумцу.
Наше выступление мы посвящаем самому волнующему чувству на земле – любви.
Любовь к женщине – матери, возлюбленной…Что она для человека? Приглашаем вас в
волшебную страну – Любовь.
Айшат. Всё начинается с любви…
Твердят:
«Вначале
было
слово».
А я провозглашаю снова
Всё начинается с любви.
Алёна. Всё начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребёнка –
всё начинается с любви.
Филипп. Всё начинается с любви.
С любви!
Я это точно знаю.
Всё,
Даже ненависть –
родная
и вечная
сестра любви.
Георгий. Всё начинается с любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
тоска
и подвиг –
всё начинается с любви.
Карина. Весна шепнёт тебе:
«Живи».
И ты от шёпота качнёшься,
И выпрямишься,
И начнёшься.
Всё начинается
с любви.
(звучит песня «Ты меня на рассвете разбудишь…» - 2-я часть)
Айшат. Искренность и чистота первой любви с большим трепетом воспевалась поэтами
во все времена. Перенесёмся в «золотой век» русской литературы, который был порою
господства поэзии.
Что есть любовь? Вот тот вопрос, ответ на который ищет от стихотворения к
стихотворению человеческая душа.
О Пушкин, Пушкин! Кто тебя
Учил пленять в стихах чудесных? –
восклицал в своём стихотворении Фёдор Глинка. И кто, как не Пушкин, может
приоткрыть завесу тайны трепетной, настоящей любви.
Георгий. Пушкин встретил Натали в декабре 1828 г. позже в одном из писем к жене он
напишет: «Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя
несчастлив».
И ещё: «Жена моя –прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое,
чистое, доброе создание»
Филипп. Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимал великому сужденью знатоков.
В простом углу моём, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш рождественский Спаситель –
Она с величием, Он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Моника. Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений! – как прозорлив оказался Фёдор Глинка!
Истинный писатель всегда отражает в своём творчестве то, что характерно для эпохи,
в которую он живёт и творит.
Филипп. В «век золотой», в гениальное творчество Пушкина, в наследие пушкинской
плеяды уходит своими истоками русский поэтический Серебряный век…Он отмечен
совокупностью феноменальных поэтических талантов! Это эпоха творческой свободы,
рождения ярких индивидуальностей. Блестящее созвездие известных мастеров просто
ошеломляет: Брюсов, Ахматова, Блок, Мандельштам, Цветаева…И у каждого из них своё
определение любви:
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Георгий *Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Юлия *Что ты любим! любим! любим! любим! —
Расписывалась — радугой небесной…
Звучит романс на стихи Марины Цветаевой «Под лаской плюшевого пледа…» в
исполнении Юлии Лебедевой и Александры Прокофьевой.
Под лаской плюшевого пледа
Вчерашний вызываю сон.
Что это было? — Чья победа? —
Кто побежден?
Все передумываю снова,
Всем перемучиваюсь вновь.
В том, для чего не знаю слова,
Была ль любовь?
Кто был охотник? — Кто — добыча?
Все дьявольски-наоборот!
Что понял, длительно мурлыча,
В том поединке своеволий
Кто, в чьей руке был только мяч?
Чье сердце — Ваше ли, мое ли
Летело вскачь?
И все-таки — что ж это было?
Чего так хочется и жаль?
Так и не знаю: победила ль?
Побеждена ль?
Сибирский кот?
Маша.*Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв…
<тихо фоном звучит куплет «Жирафа» в исполнении Брендана Стоуна>
Автор этих строк Николай Гумилёв – путешественник, авантюрист, воин, эстет-
аристократ, романтически влюблённый поэт. В него были влюблены утончённейшие из
утончённых, умнейшие из умных и прекраснейшие из прекрасных…А он мечтал о ней,
своей единственной…
Моника. Её фамилия была Горенко. Анна Горенко. Будущая поэтесса Анна Ахматова.25
апреля 1910 года Николай Гумилёв и Анна Горенко обвенчались в Николаевской церкви
села Никольская слободка. Но счастья им не было. Почему? Нам остаётся лишь
предполагать…
СТИХИ ЧИТАЮТ целым «блоком»:
Айшат.
1) Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.(1911)
Карина.
2) Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина…
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна.(1917)
3) Алёна.
Я не любви твоей прошу.
Она теперь в надежном месте...
Поверь, что я твоей невесте
Ревнивых писем не пишу.
Но мудрые прими советы:
Дай ей читать мои стихи,
Дай ей хранить мои портреты-
Ведь так любезны женихи!
А этим дурочкам нужней
Сознанье полное победы,
Чем дружбы светлые беседы
И память первых нежных дней...
Когда же счастия гроши
Ты проживешь с подругой милой,
И для пресыщенной души
Все сразу станет так постыло -
В мою торжественную ночь
Не приходи. Тебя не знаю.
И чем могла б Тебе помочь?
От счастья я не исцеляю.
Георгий.
4) Еще не раз вы вспомните меня
И весь мой мир волнующий и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый необманный.
Он мог стать вашим тоже и не стал,
Его вам было мало или много,
Должно быть, плохо я стихи писал
И вас неправедно просил у Бога.
Но каждый раз вы склонитесь без сил
И скажете: «Я вспоминать не смею.
Ведь мир иной меня обворожил
Простой и грубой прелестью своею».
Лиза. Созидающая сила любви… Именно любви как великой силе, приходящей на
помощь людям в минуты тяжелых испытаний, и посвящено стихотворение Александра
Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне». Оно было создано в 1932 году. Прошло 88
лет со дня его написания, а строчки из этого стихотворения продолжают оставаться
гимном всех влюбленных. И в любых жизненных ситуациях самое главное - это всегда
следовать наказу поэта: «С любимыми не расставайтесь!».
— Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана —
Прольется пламенной смолой.
— Пока жива, с тобой я буду —
— Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду —
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду —
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.
— Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
— За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба — я и ты.
— Но если я безвестно кану —
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!
Арина. «Любовь – это труд сердца», - писал Антуан де Сент-Экзюпери в своём
произведении «Цитадель». Как же прав, тысячу раз прав французский классик! Труд
сердца…Вдумайтесь в эти слова… Много ли трудится сердце каждого из нас? Но мы
можем сказать, что есть такой человек, у которого сердце никогда не перестаёт трудиться
и любить, - это мама.
Маша. Мама... Для каждого из нас - одна-единственная на свете, самый любимый
человек в целом мире. Она дала нам жизнь и делает всё для того, чтобы мы были
счастливы.
Мама...Первое слово, которое говорит малыш, едва сделав несмелые шаги.
Все мамы разные – молодые, красивые, седые и уставшие, добрые и строгие. Но до
самой старости они остаются для нас всё теми же мамами. Ведь и взрослому человеку, так
же, как и ребёнку, нужен мамин совет. Только мама, не взирая ни на что, поддержит в
любых хороших начинаниях, а иногда и выручит в трудную минуту. Мама простит тебе
любую ошибку и неудачу, грубое слово и непонимание. Только вздохнёт тихонько,
смахнёт украдкой слезу с грустных глаз и…простит тебя.
Берегите мам, потому что мы остаёмся детьми до тех пор, пока живут на свете наши
мамы.
Лиза Булкина.
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Аня. Красота внутренняя и красота внешняя – эта проблема стара, как мир. Сколько
поэтов посвятили проникновенные строки женской красоте, душевным качествам
женщин! Владимир Высоцкий – один из таких поэтов… Тематика песен Владимира
Семёновича очень разнообразна, а его произведения на тему любви, прощения, верности
не могут не волновать нас и в XXI веке. «Она пришла, чтоб пригласить тебя на жизнь,» -
строки «Белого вальса» находят отклик в наших сердцах и сейчас.
Звучит песня В.Высоцкого «Белый вальс» в исполнении директора школы
Е.С.Евстратовой (+ вальс Волков Никита, Желтякова Юля)
Какой был бал! Накал движенья, звука,
нервов!
Сердца стучали на три счёта вместо двух.
К тому же дамы приглашали кавалеров
На белый вальс традиционный — и
захватывало дух.
Ты сам, хотя танцуешь с горем пополам,
Давно решился пригласить её одну,
Но вечно надо отлучаться по делам,
Спешить на помощь, собираться на войну.
И вот, всё ближе, всё реальней становясь,
Она, к которой подойти намеревался,
Идёт сама, чтоб пригласить тебя на вальс, —
И кровь в виски твои стучится в ритме
вальса.
Ты внешне спокоен
средь шумного бала,
Но тень за тобою
тебя выдавала —
Металась, ломалась
она в зыбком свете свечей.
И бережно держа,
и бешено кружа,
Ты мог бы провести её по лезвию ножа…
Не стой же ты руки сложа
сам не свой и — ничей!
Был белый вальс — конец сомненьям
маловеров
И завершенье юных снов, забав, утех.
Сегодня дамы приглашали кавалеров
Не потому, не потому, что мало храбрости у
тех.
Возведены на время бала в званье дам,
И кружит головы нам вальс, как в старину.
Партнёрам скоро отлучаться по делам,
Спешить на помощь, собираться на войну.
Белее снега, белый вальс, кружись, кружись,
Чтоб снегопад подольше не прервался!
Она пришла, чтоб пригласить тебя на жизнь,
И ты был бел — бледнее стен, белее вальса.
Ты внешне спокоен
средь шумного бала,
Но тень за тобою
тебя выдавала —
Металась, дрожала,
ломалась она в зыбком свете свечей.
И бережно держа,
и бешено кружа,
Ты мог бы провести её по лезвию
ножа…
Не стой же ты руки сложа
сам не свой и — ничей!
Где б ни был бал — в лицее, в Доме
офицеров,
В дворцовой зале, в школе — как тебе
везло!
В России дамы приглашали кавалеров
Во все века на белый вальс, и было всё
белым-бело.
Потупя взоры, не смотря по сторонам,
Через отчаянье, молчанье, тишину
Спешили женщины прийти на помощь
нам.
Их бальный зал — величиной во всю
страну.
Куда б ни бросило тебя, где б ни исчез,
Припомни вальс: как был ты бел — и
улыбнёшься.
Век будут ждать тебя — и с моря, и с
небес —
И пригласят на белый вальс, когда
вернёшься.
Ты внешне спокоен
средь шумного бала,
Но тень за тобою
тебя выдавала —
Металась, дрожала,
ломалась она в зыбком свете свечей.
И бережно держа,
и бешено кружа,
Ты мог бы провести её по лезвию
ножа…
Не стой же ты руки сложа
сам не свой и — ничей!
И — ничей!
Финальный танец.
Звучит песня на стихи Марины Цветаевой «В гибельном фолианте…».
В гибельном фолианте
Нету соблазна для
Женщины.— Ars Armandi
Женщине — вся земля.
Сердце — любовных зелий
Зелье — вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.
Ах, далеко до неба!
Губы — близки во мгле…
— Бог, не суди!—Ты не был
Женщиной на земле!
__________
Ars Armandi («Искусство любви») — так Цветаева переиначила название поэмы Овидия «Наука любви».
ФИНАЛ.
Моника. Любовь готова все прощать,
когда она – любовь,
Алёна. Умеет беспредельно ждать,
когда она – любовь,
Филипп. Любовь не может грешной быть,
когда она – любовь,
Георгий. Её немыслимо забыть,
когда она –любовь,
Вадим. Она способна жизнь отдать,
когда она – любовь,
Миша. Она – спасенье, благодать,
когда она – любовь,
Айшат. Полна безмерной доброты,
когда она – любовь,
Эдгар. Она естественна, как ты,
когда она – любовь.