Напоминание

"Всё начинается с любви..."


Автор: Григорьева Елена Вячеславовна
Должность: уситель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Средняя школа № 37 с углублённым изучением английского языка"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: литературно-музыкальная композиция
Тема: "Всё начинается с любви..."
Раздел: полное образование





Назад




Литературно-музыкальная композиция «Всё начинается с

любви…»

Вадим. Как много лет во мне любовь спала.

Мне это слово ни о чем не говорило.

Любовь таилась в глубине, она ждала —

И вот проснулась и глаза свои открыла!

< звучит песня «Ты меня на рассвете разбудишь…» - 1-я часть . Участники выходят

на сцену под музыку.>

Моника. Любовь… сколько тайного, загадочного скрывает в себе это, казалось бы,

обычное слово. Именно любовь имеет огромную, почти магическую власть над людьми,

заставляет пережить целую бурю эмоций: и страдания, и радость, и сомнения, и надежду,

и ревность. Ведь недаром говорят, что влюблённый подобен безумцу.

Наше выступление мы посвящаем самому волнующему чувству на земле – любви.

Любовь к женщине – матери, возлюбленной…Что она для человека? Приглашаем вас в

волшебную страну – Любовь.

Айшат. Всё начинается с любви…

Твердят:

«Вначале

было

слово».

А я провозглашаю снова

Всё начинается с любви.

Алёна. Всё начинается с любви:

и озаренье,

и работа,

глаза цветов,

глаза ребёнка –

всё начинается с любви.

Филипп. Всё начинается с любви.

С любви!

Я это точно знаю.

Всё,

Даже ненависть –

родная

и вечная

сестра любви.

Георгий. Всё начинается с любви:

мечта и страх,

вино и порох.

Трагедия,

тоска

и подвиг –

всё начинается с любви.

Карина. Весна шепнёт тебе:

«Живи».

И ты от шёпота качнёшься,

И выпрямишься,

И начнёшься.

Всё начинается

с любви.

(звучит песня «Ты меня на рассвете разбудишь…» - 2-я часть)

Айшат. Искренность и чистота первой любви с большим трепетом воспевалась поэтами

во все времена. Перенесёмся в «золотой век» русской литературы, который был порою

господства поэзии.

Что есть любовь? Вот тот вопрос, ответ на который ищет от стихотворения к

стихотворению человеческая душа.

О Пушкин, Пушкин! Кто тебя

Учил пленять в стихах чудесных? –

восклицал в своём стихотворении Фёдор Глинка. И кто, как не Пушкин, может

приоткрыть завесу тайны трепетной, настоящей любви.

Георгий. Пушкин встретил Натали в декабре 1828 г. позже в одном из писем к жене он

напишет: «Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя

несчастлив».

И ещё: «Жена моя –прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое,

чистое, доброе создание»

Филипп. Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимал великому сужденью знатоков.

В простом углу моём, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш рождественский Спаситель –

Она с величием, Он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Моника. Следы исчезнут поколений,

Но жив талант, бессмертен гений! – как прозорлив оказался Фёдор Глинка!

Истинный писатель всегда отражает в своём творчестве то, что характерно для эпохи,

в которую он живёт и творит.

Филипп. В «век золотой», в гениальное творчество Пушкина, в наследие пушкинской

плеяды уходит своими истоками русский поэтический Серебряный век…Он отмечен

совокупностью феноменальных поэтических талантов! Это эпоха творческой свободы,

рождения ярких индивидуальностей. Блестящее созвездие известных мастеров просто

ошеломляет: Брюсов, Ахматова, Блок, Мандельштам, Цветаева…И у каждого из них своё

определение любви:

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя…

Георгий *Кроме любви твоей,

мне

нету моря,

а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

Юлия *Что ты любим! любим! любим! любим! —

Расписывалась — радугой небесной…

Звучит романс на стихи Марины Цветаевой «Под лаской плюшевого пледа…» в

исполнении Юлии Лебедевой и Александры Прокофьевой.

Под лаской плюшевого пледа

Вчерашний вызываю сон.

Что это было? — Чья победа? —

Кто побежден?

Все передумываю снова,

Всем перемучиваюсь вновь.

В том, для чего не знаю слова,

Была ль любовь?

Кто был охотник? — Кто — добыча?

Все дьявольски-наоборот!

Что понял, длительно мурлыча,

В том поединке своеволий

Кто, в чьей руке был только мяч?

Чье сердце — Ваше ли, мое ли

Летело вскачь?

И все-таки — что ж это было?

Чего так хочется и жаль?

Так и не знаю: победила ль?

Побеждена ль?

Сибирский кот?

Маша.*Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв…

<тихо фоном звучит куплет «Жирафа» в исполнении Брендана Стоуна>

Автор этих строк Николай Гумилёв – путешественник, авантюрист, воин, эстет-

аристократ, романтически влюблённый поэт. В него были влюблены утончённейшие из

утончённых, умнейшие из умных и прекраснейшие из прекрасных…А он мечтал о ней,

своей единственной…

Моника. Её фамилия была Горенко. Анна Горенко. Будущая поэтесса Анна Ахматова.25

апреля 1910 года Николай Гумилёв и Анна Горенко обвенчались в Николаевской церкви

села Никольская слободка. Но счастья им не было. Почему? Нам остаётся лишь

предполагать…

СТИХИ ЧИТАЮТ целым «блоком»:

Айшат.

1) Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала — их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой,

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой…»

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.(1911)

Карина.

2) Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Очертанья столицы во мгле.

Сочинил же какой-то бездельник,

Что бывает любовь на земле.

И от лености или со скуки

Все поверили, так и живут:

Ждут свиданий, боятся разлуки

И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна,

И почиет на них тишина…

Я на это наткнулась случайно

И с тех пор все как будто больна.(1917)

3) Алёна.

Я не любви твоей прошу.

Она теперь в надежном месте...

Поверь, что я твоей невесте

Ревнивых писем не пишу.

Но мудрые прими советы:

Дай ей читать мои стихи,

Дай ей хранить мои портреты-

Ведь так любезны женихи!

А этим дурочкам нужней

Сознанье полное победы,

Чем дружбы светлые беседы

И память первых нежных дней...

Когда же счастия гроши

Ты проживешь с подругой милой,

И для пресыщенной души

Все сразу станет так постыло -

В мою торжественную ночь

Не приходи. Тебя не знаю.

И чем могла б Тебе помочь?

От счастья я не исцеляю.

Георгий.

4) Еще не раз вы вспомните меня

И весь мой мир волнующий и странный,

Нелепый мир из песен и огня,

Но меж других единый необманный.

Он мог стать вашим тоже и не стал,

Его вам было мало или много,

Должно быть, плохо я стихи писал

И вас неправедно просил у Бога.

Но каждый раз вы склонитесь без сил

И скажете: «Я вспоминать не смею.

Ведь мир иной меня обворожил

Простой и грубой прелестью своею».

Лиза. Созидающая сила любви… Именно любви как великой силе, приходящей на

помощь людям в минуты тяжелых испытаний, и посвящено стихотворение Александра

Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне». Оно было создано в 1932 году. Прошло 88

лет со дня его написания, а строчки из этого стихотворения продолжают оставаться

гимном всех влюбленных. И в любых жизненных ситуациях самое главное - это всегда

следовать наказу поэта: «С любимыми не расставайтесь!».

— Как больно, милая, как странно,

Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-

Как больно, милая, как странно

Раздваиваться под пилой.

Не зарастет на сердце рана,

Прольется чистыми слезами,

Не зарастет на сердце рана —

Прольется пламенной смолой.

— Пока жива, с тобой я буду —

— Я за тебя молиться стану,

Чтоб не забыл пути земного,

Я за тебя молиться стану,

Чтоб ты вернулся невредим.

Трясясь в прокуренном вагоне,

Он стал бездомным и смиренным,

Трясясь в прокуренном вагоне,

Он полуплакал, полуспал,

Когда состав на скользком склоне

Душа и кровь нераздвоимы,-

Пока жива, с тобой я буду —

Любовь и смерть всегда вдвоем.

Ты понесешь с собой повсюду —

Ты понесешь с собой, любимый,-

Ты понесешь с собой повсюду

Родную землю, милый дом.

— Но если мне укрыться нечем

От жалости неисцелимой,

Но если мне укрыться нечем

От холода и темноты?

— За расставаньем будет встреча,

Не забывай меня, любимый,

За расставаньем будет встреча,

Вернемся оба — я и ты.

— Но если я безвестно кану —

Короткий свет луча дневного,-

Но если я безвестно кану

За звездный пояс, в млечный дым?

Вдруг изогнулся страшным креном,

Когда состав на скользком склоне

От рельс колеса оторвал.

Нечеловеческая сила,

В одной давильне всех калеча,

Нечеловеческая сила

Земное сбросила с земли.

И никого не защитила

Вдали обещанная встреча,

И никого не защитила

Рука, зовущая вдали.

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

Всей кровью прорастайте в них,-

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь!

Когда уходите на миг!

Арина. «Любовь – это труд сердца», - писал Антуан де Сент-Экзюпери в своём

произведении «Цитадель». Как же прав, тысячу раз прав французский классик! Труд

сердца…Вдумайтесь в эти слова… Много ли трудится сердце каждого из нас? Но мы

можем сказать, что есть такой человек, у которого сердце никогда не перестаёт трудиться

и любить, - это мама.

Маша. Мама... Для каждого из нас - одна-единственная на свете, самый любимый

человек в целом мире. Она дала нам жизнь и делает всё для того, чтобы мы были

счастливы.

Мама...Первое слово, которое говорит малыш, едва сделав несмелые шаги.

Все мамы разные – молодые, красивые, седые и уставшие, добрые и строгие. Но до

самой старости они остаются для нас всё теми же мамами. Ведь и взрослому человеку, так

же, как и ребёнку, нужен мамин совет. Только мама, не взирая ни на что, поддержит в

любых хороших начинаниях, а иногда и выручит в трудную минуту. Мама простит тебе

любую ошибку и неудачу, грубое слово и непонимание. Только вздохнёт тихонько,

смахнёт украдкой слезу с грустных глаз и…простит тебя.

Берегите мам, потому что мы остаёмся детьми до тех пор, пока живут на свете наши

мамы.

Лиза Булкина.

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про неё,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Аня. Красота внутренняя и красота внешняя – эта проблема стара, как мир. Сколько

поэтов посвятили проникновенные строки женской красоте, душевным качествам

женщин! Владимир Высоцкий – один из таких поэтов… Тематика песен Владимира

Семёновича очень разнообразна, а его произведения на тему любви, прощения, верности

не могут не волновать нас и в XXI веке. «Она пришла, чтоб пригласить тебя на жизнь,» -

строки «Белого вальса» находят отклик в наших сердцах и сейчас.

Звучит песня В.Высоцкого «Белый вальс» в исполнении директора школы

Е.С.Евстратовой (+ вальс Волков Никита, Желтякова Юля)

Какой был бал! Накал движенья, звука,

нервов!

Сердца стучали на три счёта вместо двух.

К тому же дамы приглашали кавалеров

На белый вальс традиционный — и

захватывало дух.

Ты сам, хотя танцуешь с горем пополам,

Давно решился пригласить её одну,

Но вечно надо отлучаться по делам,

Спешить на помощь, собираться на войну.

И вот, всё ближе, всё реальней становясь,

Она, к которой подойти намеревался,

Идёт сама, чтоб пригласить тебя на вальс, —

И кровь в виски твои стучится в ритме

вальса.

Ты внешне спокоен

средь шумного бала,

Но тень за тобою

тебя выдавала —

Металась, ломалась

она в зыбком свете свечей.

И бережно держа,

и бешено кружа,

Ты мог бы провести её по лезвию ножа…

Не стой же ты руки сложа

сам не свой и — ничей!

Был белый вальс — конец сомненьям

маловеров

И завершенье юных снов, забав, утех.

Сегодня дамы приглашали кавалеров

Не потому, не потому, что мало храбрости у

тех.

Возведены на время бала в званье дам,

И кружит головы нам вальс, как в старину.

Партнёрам скоро отлучаться по делам,

Спешить на помощь, собираться на войну.

Белее снега, белый вальс, кружись, кружись,

Чтоб снегопад подольше не прервался!

Она пришла, чтоб пригласить тебя на жизнь,

И ты был бел — бледнее стен, белее вальса.

Ты внешне спокоен

средь шумного бала,

Но тень за тобою

тебя выдавала —

Металась, дрожала,

ломалась она в зыбком свете свечей.

И бережно держа,

и бешено кружа,

Ты мог бы провести её по лезвию

ножа…

Не стой же ты руки сложа

сам не свой и — ничей!

Где б ни был бал — в лицее, в Доме

офицеров,

В дворцовой зале, в школе — как тебе

везло!

В России дамы приглашали кавалеров

Во все века на белый вальс, и было всё

белым-бело.

Потупя взоры, не смотря по сторонам,

Через отчаянье, молчанье, тишину

Спешили женщины прийти на помощь

нам.

Их бальный зал — величиной во всю

страну.

Куда б ни бросило тебя, где б ни исчез,

Припомни вальс: как был ты бел — и

улыбнёшься.

Век будут ждать тебя — и с моря, и с

небес —

И пригласят на белый вальс, когда

вернёшься.

Ты внешне спокоен

средь шумного бала,

Но тень за тобою

тебя выдавала —

Металась, дрожала,

ломалась она в зыбком свете свечей.

И бережно держа,

и бешено кружа,

Ты мог бы провести её по лезвию

ножа…

Не стой же ты руки сложа

сам не свой и — ничей!

И — ничей!

Финальный танец.

Звучит песня на стихи Марины Цветаевой «В гибельном фолианте…».

В гибельном фолианте

Нету соблазна для

Женщины.— Ars Armandi

Женщине — вся земля.

Сердце — любовных зелий

Зелье — вернее всех.

Женщина с колыбели

Чей-нибудь смертный грех.

Ах, далеко до неба!

Губы — близки во мгле…

— Бог, не суди!—Ты не был

Женщиной на земле!

__________

Ars Armandi («Искусство любви») — так Цветаева переиначила название поэмы Овидия «Наука любви».

ФИНАЛ.

Моника. Любовь готова все прощать,

когда она – любовь,

Алёна. Умеет беспредельно ждать,

когда она – любовь,

Филипп. Любовь не может грешной быть,

когда она – любовь,

Георгий. Её немыслимо забыть,

когда она –любовь,

Вадим. Она способна жизнь отдать,

когда она – любовь,

Миша. Она – спасенье, благодать,

когда она – любовь,

Айшат. Полна безмерной доброты,

когда она – любовь,

Эдгар. Она естественна, как ты,

когда она – любовь.



В раздел образования