Напоминание

"Преодоление страхов у детей 5-7 лет с использованием рисуночных методик"


Автор: Малеева Ирина Юрьевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МОУ "Лицей №7"
Населённый пункт: г. Электросталь
Наименование материала: Проект
Тема: "Преодоление страхов у детей 5-7 лет с использованием рисуночных методик"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТ

Выполнил: педагог-психолог

Малеева И.Ю.

МОУ «Лицей №7»

г.о. Электросталь

PAGE \* MERGEFORMAT 6

Содержание

I. Введение

……………………………………………………………………………….......3

1. Актуальность темы ………………………………………………………….........................3

2. Методологическая основа…………………………………………………………………..4

3. Цель и задачи проекта……………………………………………………………………....6

4. Основные принципы для реализации проекта………………………………………….....7

5. Ожидаемые результаты……………………………………………………………………..9

6. Этапы реализации проекта……………………………………………………………...….10

7.Структура коррекционно-развивающей программы……………………………………...11

8.Структура занятий………………………………………………………………………..…12

9. Методы и техники, применяемые в программе……………………………………….….12

10. Диагностические методики…………………………………………………………….….13

11. Тематический план………………………………………………………………………....14

12. Календарный план…………………………………………………………………….…....17

13. Метод рисуночной терапии……………………………………………………...……….23

II. Основная часть

.............................................................................................................26

14. Реализация проекта…………………………………………………………………….…26

15. Результативность………………………………………………………………………….31

16. Заключение, вывод, результат……………………………………………………………36

III. Литература

……………………………………………………………………..….….39

IV. Конспекты занятий

………………………………………………………..……….40

V. Приложения

Приложение 1……………………………………………………………………………..67

Приложение 2………………………………………………………………………….….71

Приложение 3……………………………………………………………………………..89

Приложение 4…………………………………………………………………………......91

Приложение 5……………………………………………………………………………..99

Приложение 6………………………………………………………………………..…..101

Приложение 7…………………………………………………………………………....102

PAGE \* MERGEFORMAT 6

Актуальность проекта. Феномен страха интересовал многих именитых ученных,

начиная с глубокой древности. Но до сих пор эта эмоция остается загадочной, несмотря на

то, что в настоящее время наметились существенные сдвиги в преодолении последствий,

вызванных страхом, пути их коррекции.

Исследования показывают, что страх является причиной многих нарушений

здоровья в физической и психической сферах, и тем самым – причиной многих

заболеваний. Поэтому проблема фобий у детей и в настоящее время привлекает

пристальное внимание ученных.

В возрасте 5 – 7 лет у детей формируется опыт межличностных отношений,

основанный на умении принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия

другого, понимать его чувства и намерения, в этот период дошкольники могут бояться

страшных снов, стихии, огня, животных. Особенно чувствительны они к угрозе болезни,

несчастья, смерти. Страх смерти – этическая категория, указывающая на известную

зрелость чувств, их глубину, поэтому выражает у эмоциональных и впечатлительных

детей способность к отвлеченному мышлению.

Нет ни одной психической функции, которая бы не претерпела изменений под

действием страха. В первую очередь это относится к аффективно-эмоциональной сфере.

Дети описываемой возрастной группы легко возбудимы, излишне боязливы,

повышенно тревожны, для них характерны устойчивые переживания страха. Страх

поглощает так много эмоций, что их начинает не хватать для выражения других чувств.

Исчезает ряд положительных эмоций: смех, жизнерадостность, чувство полноты жизни.

Вместо них развиваются удрученность, тревожность, пессимизм.

Изменяется морально-волевая сфера личности. Ребенок становится неспособным

контролировать свои чувства, справляться с ними. Иногда он так устает от страхов, что

отказывается от любых проявлений инициативы, внешне производит впечатление

равнодушного и безразличного («не знаю», «не умею», «у меня не получится»).

Из-за нерешительности проблем в области отношений со взрослыми сохраняется

сильная привязанность к родителям, задерживается переход к самостоятельности.

Общение. Ребенок испытывает затруднения в контактах со своими сверстниками, в

основе которых лежат неразрешимые внутренние проблемы. Потребность общения со

сверстниками ограничивается боязнью оказаться в этом не состоятельным.

Мотивационная сфера. Соподчинение мотивов является менее стойким. Иерархия

мотивов имеет отличное от нормы строение.

PAGE \* MERGEFORMAT 6

Самопознание и самооценка.

Самооценка представляет собой конфликтное

строение. С одной стороны – высокий уровень притязаний, с другой – неверие в свои

силы.

Психологическая защита. Ребенок не может избавиться от ощущения тревоги и

неуверенности в себе. Психическая защита не выполняет свои функции.

Игра. Дети предпочитают одиночную игру коллективной, чаще активно избегают

партнеров по игре. По своей структуре игра стереотипна. В ней отражаются проблемы и

конфликты ребенка.

Страх уродует и мышление. Оно становится быстрым, хаотичным в состоянии

тревоги или вялым, заторможенным при страхе. В обоих случаях мышление теряет

гибкость. Второстепенные детали заслоняют главное, уменьшают познавательную

активность, любознательность.

Отношение

окружающих

воспринимается

неадекватно,

что

говорит

о

мнительности ребенка. Описанные психические изменения, происходящие под влиянием

страха, приводят к развитию труднопереносимой социальной изоляции, из которой нет

легкого выхода, несмотря на желание быть вместе со всеми и жить полноценной жизнью.

Методологическая основа:

Методологической основой являются теоретические концепции выдвинутые в

работах отечественных и зарубежных учёных таких как А.И. Божович, А.В. Запорожец,

Л.А. Петровской, Т.М. Мишиной, А.С. Спиваковской, К.Д. Ушинским, А.Т. Лидерс, К.

Изард, исследующих эмоционально-личностную сферу, тревожность и страхи у детей.

В.С. Мухиной, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева исследующих закономерности развития

детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении

личности. Использовался опыт зарубежных авторов З. Фрейда, А. Адлера, К. Хорни, Ч.

Спилбергера, Ф. Перлза, Э. Фромма, Дж. Уотсона, Г.С. Салливан, В.Э. Гебзаттель,

занимающихся проблемой фобий и их влиянием на формирующуюся личность ребёнка. А

также исследование ряда работ авторов, которые изучали семью и семейные отношения:

Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, А.В. Петровский, А.И. Захаров.

В работах отечественных и зарубежных психологов проблема страха занимает

особое место. В.В.Зеньковский считает страх одной из основных и врожденных форм

реакции души: меняются предметы страха, меняются выражение страха и его влияние на

внутренний мир личности, на ее поведение, но страх как известная форма оценки, как тип

отношения к миру и людям остается всегда. По мнению автора, если ребенок хоть раз

испугался в темноте, то потом темнота сама по себе будет пугать его.

PAGE \* MERGEFORMAT 6

Согласно С.С.Степанову, страхи - это эмоционально насыщенные ощущения

беспокойства, в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия.

В ситуации явной опасности для жизни, например, при обморочных состояниях, удушье,

внезапных потерях равновесия, падениях и т.п., страх имеет инстинктивный характер и

представляет собой оборонительную реакцию, средство защиты.

По мнению А.И.Захарова, страх - это одна из фундаментальных эмоций человека,

возникающая в ответ на действие угрожающего стимула. Если объективно рассмотреть

эмоцию страха, можно констатировать, что страх выполняет разнообразные функции в

жизни человека. На протяжении всего периода развития человеческого рода страх

выступал как организатор борьбы людей со стихией. Страх позволяет избежать опасности,

так как играл и играет защитную роль. Поэтому А.И.Захаров считает, что страх можно

рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития.

По мнению А.Фрейд и 3.Фрейда, страх - аффективное состояние ожидания какой-

либо опасности. Страх перед каким-то конкретным объектом называется боязнью, в

патологических случаях – фобией. Страх - это прежде всего то, что можно почувствовать,

продолжает 3.Фрейд в работе «Запрещение, симптом и страх». Это ощущение носит

характер неудовольствия. Страхи часто являются результатом неудовлетворенных

желаний и потребностей.

По мнению Г.Крайг, страх - это та эмоция, которой человек пытается избежать или

свести к минимуму, но в то же время страх, проявляясь в мягкой форме, способен

побуждать к научению.

Э. Эриксон определяет страх как состояние опасения, сосредоточенного на

изолированных и могущих быть узнанными угрозах, так что их можно трезво оценить и

реалистически противостоять им.

Й.Раншбург считает, что страх можно определить как «эмоциональное состояние,

которое появляется перед определенным событием и как бы предвещает наступающее

фиаско. Следовательно, человек ощущает страх не просто в опасной ситуации, а тогда,

когда он не верит в успех своей попытки избежать опасности, например, спастись

бегством».

Обращает на себя внимание определение страха, которое приводится в толковом

словаре

В.М.Блейхера,

И.В.Крук:

«Это

чувство

внутренней

напряженности,

непосредственной опасности для жизни в ожидании угрожающих событий, действий.

Сопровождается разнообразными вегетативными расстройствами. Может быть различно

выражено - от неопределенного чувства неуверенности, опасности до ужаса». Однако, как

PAGE \* MERGEFORMAT 6

указывают авторы, не все качественные характеристики (неуверенность, чувство

внутренней напряженности) специфичны исключительно для состояний страха.

Итак, определения страха можно сгруппировать: 1) страх - это специфическая

эмоция

(психический

процесс).

В

большинстве

определений

сущность

этого

эмоционального процесса не раскрывается, указываются лишь ситуации или причины,

вызывающие страх; 2) страх - это психическое (эмоциональное) состояние (чаще всего

также указываются ситуации или причины, вызывающие страх).

Почему эту проблему важно обсуждать и решать.

Подавляющее большинство страхов обеспечено возрастными особенностями

развития и имеют временный характер. Однако с поступлением ребенка в школу

увеличивается вероятность проявления различных фобий. Это связано с появлением

социально обусловленных отрицательных эмоций и ряда личностных образований,

ведущих к возникновению неврозов, тревожности.

Чрезвычайная актуальность вышеизложенной проблемы психического здоровья

подрастающего поколения и поиски путей оказания помощи детям до поступления их в

школу привели к созданию этого проекта.

Цель и задачи проекта:

Объект проекта – страхи детей дошкольного возраста.

Предмет проекта

комплекс мероприятий с участием детей, родителей и

педагогов, направленных на преодоление страхов.

Цель: путем психолого-педагогического воздействия преодолеть у детей страхи и

психическое напряжение через управление отрицательными эмоциями; формировать

психологические защиты от невротизирующих факторов.

Задачи:

Диагностические:

1. Выявление преобладающих страхов и определение степени их выраженности.

2. Исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него

ситуаций общения с другими детьми.

2. Отношение ребенка к родителям, к себе, наличие страхов, опасений.

3. Выявление факторов, порождающих страхи.

Коррекционные:

1. Актуализировать чувство страха посредством рисуночных методик.

PAGE \* MERGEFORMAT 6

2. Ориентировать ребенка на собственные возможности в преодолении страхов

путем рисования.

3. Снятие страхов путем проигрывания ситуации взаимодействия с предметом

страха.

4. Снятие напряжения, повышение уверенности в себе, самостоятельности.

5. Совершенствовать умение у детей передачи своего эмоционального состояния.

6. Обучение навыкам осуществления контроля над объектом страха.

7. Обучение навыкам самоконтроля в общении.

8. Развитие коммуникативных навыков.

Выбор методов и методик, включенных в проект

Выбор методов и методик данного проекта основывался на теоретических и

практических материалах при коррекции страхов и высокой тревожности в детском

возрасте в работах А.И.Захарова.

Для решения поставленных задач необходимо использовать комплекс

взаимодополняющих методов:

-

теоретических

(анализ

педагогической,

психологической,

методической

литературы,

федеральных

государственных

требований

дошкольного

образования,

программ и технологий развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста);

-

практических

(анкетирование,

наблюдение,

тестирование,

подвижные,

релаксационные

и

эмоционально-экспрессивные

игры,

беседа,

анализ

жизненных

ситуаций, тематическое рисование).

Основные принципы для реализации проекта.

В данном проекте я опиралась на основные принципы психокоррекционной

работы, разработанные в нашей стране такими ученными как: Б.Г. Ананьевым, Л.И.

Божович, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым и др.

Эти принципы гласят, что личность - это целостная психологическая структура,

которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных

форм сознания и поведения. Психологическое развитие и формирование личности ребенка

возможны только в общении с взрослыми и происходят, прежде всего, в той деятельности,

которая на данном этапе развития является ведущей.

При реализации проекта были созданы необходимые условия для возникновения

доверия воспитанника к педагогу:

PAGE \* MERGEFORMAT 6

Основные принципы:

Принцип первый - единство коррекции и развития.

Это значит, что

решение о необходимости коррекционной работы принимается только на

основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий

развития ребенка.

Принцип второй - единство возрастного и индивидуального в развитии.

Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного

развития.

Принцип третий - единство диагностики и коррекции развития. Задачи

коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе

полной

диагностики

и

оценки

ближайшего

вероятностного

прогноза

развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития

ребенка.

Принцип

четвертый

-

деятельностный

принцип

осуществления

коррекции.

Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов

достижения поставленной цели.

Принцип пятый - подход в коррекционной работе к каждому ребенку как

к одаренному. Мобилизация движущих сил развития происходит у ребенка

тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него, доверяет ему, включает

его в решение все более и более трудных задач и проблем.

Принцип шестой - безусловного принятия ребенка со стороны психолога,

педагога в общении взрослого и ребенка, соблюдение равноправия на фоне

общего безусловного принятия.

Принцип седьмой - поощрения

(и проявление этого психологического

поощрения)

достижений

ребенка

в

плане

обретения

творческой

самостоятельности и продуктивности.

Принцип восьмой - символического отреагирования детских проблем,

вызывающих тревогу и страхи, и превращение их в объект творческой

проработки.

PAGE \* MERGEFORMAT 6

Вид проекта - практико-ориентированный

По продолжительности проведения - средне-срочный

Срок реализации – 2,5 месяца (02.10. 2023 – 22.01. 2024)

Возрастная группа – дети 5-7 лет

Количество участников – 36 детей, 27 - родители, педагоги. Всего 63 человека.

Таблица№1. Целевые группы проекта

Участники проекта

Их интересы

Педагоги ДОУ

Развитие эмоциональной сферы детей, формирование у них

навыков самоконтроля, воспитание чувства сопереживания и

способности к взаимопринятию и взаимопомощи.

Родители

Преодоление страхов и снижение уровня тревожности у

детей, их эмоциональное благополучие. Улучшение

взаимоотношений с ребенком. Развитие у детей

сопротивляемости негативным средовым факторам.

Дети (5-7 лет)

Наличие интереса к игровой деятельности, изодеятельности и

к изучению путей преодоления страхов.

Ожидаемые результаты:

1. Формирование у родителей и педагогов реального представления о проблеме

страхов детей дошкольного возраста, об угрозе высокого уровня тревожности для

личностного развития детей.

3. По прохождению цикла занятий и мероприятий предполагается преодоление

страхов у детей с помощью различных техник и методов, а так же с помощью совместной

работы психологов, родителей и педагогов.

2. Повышение представлений детей о собственной ценности, уверенности в

собственных силах, формирование коммуникативных навыков, способности наиболее

успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими людьми.

PAGE \* MERGEFORMAT 6

План проведения проекта:

Этапы реализации:

I. Подготовительный (октябрь 2023 г.)

Включает в себя проведение первоначальной диагностики:

Дети:

Методика для выявления детских страхов "Страхи в домиках" (авторы

А.И. Захарова и М.А. Панфилова).

Цель:

выявление

и

уточнение

преобладающих

видов

страхов

(страх

темноты,

одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем

помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким

конкретно страхам они подвержены.

«Тест тревожности» (авторы В. Амен, М. Дорки, Р. Тэммл)

Цель: определение уровня тревожности

Проективная методика изучения страха «Мои страхи» А.И.Захарова.

(автор Захаров А.И.)

Цель: выявление страхов у детей.

Тест «Сказка» (автор Л. Дюсс)

Цель:

определить эмоциональные проявления, сферу тревоги ребенка; исследовать

межличностные отношения между детьми и родителями в семье.

Наблюдение за ребенком.

Родители:

Анкетирование:

«Уровень

тревожности

ребенка»,

Г.П.Лаврентьева,

Т.М.Титаренко.

Анкетирование родителей «Чего боится ваш ребенок».

Педагоги:

Анкетирование: «Уровень тревожности ребенка», Г.П.Лаврентьева, Т.М.Титаренко.

II. Основной этап ( октябрь 2023 – январь 2024 г.)

Проведение цикла занятий, психологических упражнений и игр с детьми;

проведение тренингов и консультаций с родителями, выступление на родительских

собраниях; проведение тренинга и консультаций с педагогами.

III. Заключительный (конец января 2024г.)

Проведение сравнительной диагностики, ознакомление родителей и педагогов с

результатами, подведение итогов.

PAGE \* MERGEFORMAT 6

Для решения поставленных задач и целей по преодолению страхов у детей, за

основу использую (выборочно) тренинг Арефьева Т.А., Галкина Н.И. «Преодоление

страхов у детей».

Цель: Помочь детям справиться с собственным страхом, используя рисуночные

методики.

Задачи:

1. Создать благоприятную эмоциональную обстановку для детей.

2. Актуализировать чувство страха посредством рисуночных методик.

3. Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния.

4. Осуществить контроль над объектом страха.

5. Повысить уверенность в себе.

6. Развитие коммуникативных навыков.

Структура коррекционно-развивающей программы

Этапы программы:

1 этап – диагностический.

Цель: изучение нарушений психологического здоровья детей.

2 этап – информационный.

Цель: информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии

детей.

3 этап – практический.

Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.

4 этап – контрольный (диагностический, итоговый)

Цель: определение эффективности коррекционной работы.

Комплектование коррекционных групп

Психокоррекционные группы формируются из состава детей с ярко выраженными

страхами с учетом количественного коэффициента страхов.

Максимальная численность детей в группе — от 5 до 8 человек. Разница в

возрасте должна составлять не более одного года.

PAGE \* MERGEFORMAT 6

Организация занятий

Возраст детей 5-7 лет.

Частота занятий – 1 занятие в неделю.

Количество занятий – всего 12.

Длительность занятий – 40 мин.

Условия проведения занятий:

Принятие ребенка таким, какой он есть.

Нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;

Учитывается

принцип

поэтапного

погружения

и

выхода

из

травмирующей ситуации;

Начало и конец занятия должны быть ритуальными, чтобы сохранить

у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия;

Игра

не

комментируется

взрослым;

в

любой

игре

ребенку

предлагается возможность импровизации.

Структура коррекционно-развивающих занятий

1. Ритуал приветствия.

Цель: способствует сплочению группы, создает рабочую атмосферу, благоприятный

психологический климат.

2. Разминка.

Цель: воздействует на эмоциональное состояние детей, уровень их активности.

3. Основное содержание занятия.

Цель: совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение

задач программы.

4. Рефлексия занятия.

Цель: оценка занятия. Беседа.

5. Ритуал прощания.

Цель: завершение занятия.

Методы и техники, применяемые в программе

1. Рисуночная терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие

мелкой моторики, снижение тревожности.

2. Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных

зажимов, тревожности. Повышение уверенности в себе, снижение страхов.

PAGE \* MERGEFORMAT 6

3. Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения,

тревожности.

4. Концентрация.

Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных

ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

5. Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на

своем внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

6. Функциональная музыка.

Успокаивающая и восстанавливающая музыка

способствует уменьшению эмоциональной напряженности, переключает внимание.

Диагностические методики (этап диагностики)

Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей.

Методика для выявления детских страхов

"Страхи в домиках" А.И.

Захарова и М.А. Панфиловой. ( Приложение 1)

Тест " Тревожности" Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен. (Приложение 2)

Проективная методика изучения страха «Мои страхи» А.И.Захарова.

(Приложение 3)

Тест «Сказка» Л. Дюсс (Приложение 4)

Анкета для родителей. (Приложение 5)

Необходимое оборудование и материалы

Занятия проводятся в кабинете психолога или в помещении группы детского

сада, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.

Оборудование: столы; стулья; ковер; полки для хранения материалов и

поделок; магнитофон, CD – диски; обручи, мячи, мягкие игрушки мелкого и

среднего размера; куклы бибабо; кубики разных размеров; «питон» (толстая

веревка длиной 1,5 - 2 м.); емкости для воды; клеенка; плотные занавески на окнах,

для возможности создания затемнения; маски; перчатки, веера, платки, шляпы и

прочие аксессуары.

Материалы:

- бумага для рисования (альбомные листы, ватман);

- изобразительные средства – акварельные краски, гуашь, цветные и

простые карандаши, фломастеры, пастель, восковые мелки;

- кисточки разных размеров, ластик.

PAGE \* MERGEFORMAT 6

Система работы преодолению страхов у детей состоит из 6 разделов. При работе по

этим

разделам

происходит

постепенное

психологическое

развитие

и

коррекция

эмоционально-личностной сферы ребенка. Окружающий мир окрашивается цветами

радуги: ребенок учится определять настроения, владеть своими чувствами, побеждать

страх, неуверенность.

Таблица №2.

Тематический план

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

«Знакомство»

1

2

«Мое имя»

1

3

«Я и мои страхи»

1

4

«Волшебный лес»

1

5

«Сказочная шкатулка»

1

6

«Я становлюсь смелее»

1

7

«Страх животных»

1

8

«Страх перед ночью, кошмарные сны»

1

9

«Страх темноты»

1

10

«Страх приведений»

1

11

«Я победил свой страх»

1

12

«Заключение. Итоги»

1

Разделы программы:

1. «Я

и другие» (темы занятий: «Знакомство», «Мое имя»)

Цель: установление контакта с ребенком

2. «Я и мои эмоции» (темы занятий: «Я и мои страхи», «Волшебный лес»)

Цель: формирование представления о себе, своих особенностях, эмоциях и переживаниях.

3. «Я знаю, я умею, я могу!» (темы занятий: «Сказочная шкатулка», «Я

становлюсь смелее»)

Цель: формирование адекватной самооценки.

4. «Вот они какие, наши страхи» (темы занятий: «Страх животных», «Страх

перед ночью, кошмарные сны», «Страх темноты», «Страх приведений»)

PAGE \* MERGEFORMAT 6

Цель: актуализация и проработка тревожащей ситуации

5. «Не страшно, а смешно» (тема занятия: «Я победил свой страх»)

Цель: Осуществление контроля над объектом страха.

6. «Как прекрасен этот мир» (тема занятия: «Заключение. Итоги»)

Цель: Движение к позитивному изменению, закрепление приобретенного опыта,

полученных впечатлений и навыков.

Формы работы с семьёй:

1. Анкетирование

«Уровень тревожности ребенка», Г.П.Лаврентьева, Т.М.Титаренко.

«Чего боится ваш ребенок».

2. Индивидуальные беседы по текущим проблемам.

3. Консультации на темы:

« Все о детских страхах»

«Тревожные дети. Правила работы и игры с тревожными детьми»

Консультация – практикум «Детский невроз страха»

4. Проведение родительского собрания на тему:

«Методы преодоления страхов у детей»

5. Рекомендации на темы:

«Шесть рецептов избавления от гнева»

«Восемь рецептов повышения самооценки для родителей»

6. Семинар – практикум:

«Детские страхи»

Цель: Повышение психологической компетентности родителей по вопросам

профилактики детских страхов в дошкольном возрасте.

7. Проведение тренинга с элементами – арт-терапии на тему:

«Формула доброго отношения в семье»

Цель: Формирование доброго отношения в семье

8. Круглый стол:

«Круглый стол по итогам повторной диагностики».

9. Оформление информационных листов по теме:

«Что делать, если ребенок впадает в истерику?»

PAGE \* MERGEFORMAT 6

Формы работы с педагогами:

1. Анкетирование.

Анкета по выявлению тревожного ребенка (Г.П.Лаврентьева, Т.М.Титаренко)

2. Индивидуальные беседы о тревожных детях в группе.

3. Тренинг на тему:

«Тренинг эффективного взаимодействия взрослых с тревожными детьми»

Цель:

Обеспечение педагогов необходимой информацией и практическими

навыками для взаимодействия с тревожными детьми.

4. Консультации на темы:

«Детские драки – наши страхи»

«Профилактика страхов у детей»

«Методы коррекции страхов»

«Детских невроз страха»

«Последствия страха»

«Как помочь ребенку преодолеть страхи»

5. Круглый стол.

Рефлексия тренинга

По итогам повторной диагностики.

PAGE \* MERGEFORMAT 6



В раздел образования