Напоминание

«Применение игровых методик при обучении немецкому языку в младших классах и на основной ступени обучения"


Автор: Лудинина Маргарита Викторовна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Кировград, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Применение игровых методик при обучении немецкому языку в младших классах и на основной ступени обучения"
Раздел: полное образование





Назад




Методическая разработка

«Применение игровых методик при обучении немецкому языку в

младших классах и на основной ступени обучения»

(на основании личного опыта работы)

С самых древних времен и образования первых школ, педагоги

задумывались, «Как сделать процесс обучения более эффективным? Какие

факторы оказывают большее влияние на развитие учащихся?».

На протяжении веков процесс обучения в школах и других учебных

заведениях был академическим, классическим (и сейчас, что несомненно

правильно, таковым и остается). Но многие талантливые педагоги прошлого

обращали внимание на тот факт, что детям свойственно играть. У них живое

воображение, подвижность, жажда общения и новых знаний. Уже в школах

Древней Греции присутствовали соревновательные моменты чтобы повысить

мотивацию детей. В более поздние времена, знаменитый педагог и

мыслитель Ян Амос Коменский (1592-1670) предлагал все школы превратить

в места для игр. По его мнению, главная цель обучения, заключается в том,

чтобы оно шло успешно, легко, кратчайшим путем и основательно. После

него теория важности игр при обучении продвигал и обосновывал

английский философ и педагог Джон Локк. В России элементы игры

использовали Л.Н. Толстой и К.Д. Ушинский. По словам К.Д. Ушинского, для

ребенка игра нечто большее чем просто игра. Это действительно, которая его

привлекает больше чем реальная, потому что игра для него понятнее. «В игре

ребенок обретает самостоятельность, пробует свои силы», писал К.Д.

Ушинский.

Процесс обучения иностранным языкам во всем мире довольно долго

был замкнутым, элитарным и немассовым. Практическое применение

иностранных языков было ограничено и поэтому обычно дети из очень

богатых семей изучали иностранные языки. Обучение было, в основном,

индивидуальным и игровые моменты практически отсутствовали. Однако, в

постоянно меняющемся мире политические, экономические и социальные

процессы привели к бурному росту и развитию интереса к изучению

иностранных языков в 20 и потом в 21 веке. Изучение иностранных языков

становится

обязательным,

массовым

с

раннего

школьного

возраста.

Следовательно педагоги обратились к играм на занятиях.

Важность

игры

при

обучении

иностранным

языкам

трудно

переоценить. Задачи активизации каждого ученика, повышение мотивации,

интереса к добыванию новых знаний можно успешно решать через

технологию игровых форм обучения. Игры, по своей природе, выступают как

средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.

Игровые моменты снижают утомляемость и служат некой разрядкой для

детей. Немаловажным является то, что игра сближает учеников друг с другом

и с учителем. Различные упражнения, задания в игровой форме делают урок

живым, развивают логику, мышление и память. Именно в ходе игры дети

учатся проявлять такие качества как взаимопомощь, дружескую поддержку,

уважение

к

мнению

других,

инициативность,

креативность

и

доброжелательность.

Некоторые исследователи выделяют дидактическую, развлекательную,

коммуникативную, релаксирующую, социализирующую функцию игры. По

их словам, дидактическая функция развивает профильные навыки и умения.

Развлекательная функция создает атмосферу для творчества, улучшает

микроклимат

внутри

класса.

Коммуникативная

функция

способствует

налаживанию

межличностного

общения.

Релаксационная

функция

способствует

преодолению

стрессовых

ситуаций.

Социализирующая

приобщает учащихся к социальным нормам.

Давайте обратимся к дидактическим играм. Прежде всего следует

отметить, что игры должны соответствовать уровню подготовки учеников и

не

противоречить

определенному

грамматическому

и

лексическому

материалу. Игровая деятельность на уроке и на внеклассных мероприятиях

может использоваться в качестве введения, объяснения, закрепления и

контроля

учебного

материала.

Использование

игры

способствует

выполнению важных методических задач:

-создание психологической готовности учащихся к речевому общению;

-обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими

языкового материала;

-тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является

подготовкой к ситуативной спонтанности речи.

Некоторые

исследователи

классифицируют

игры

на

уроках

иностранного языка следующим образом:

-по видам речевой деятельности: для обучения аудированию, говорению,

письму и чтению;

-по видам деятельности: подвижные, интеллектуальные, социальные и

психологические;

-по

характеру

педагогического

процесса:

обучающие,

тренировочные,

контролирующие,

обобщающие,

воспитательные,

творческие,

коммуникативные, профориентационные и т. д.;

-по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые,

имитационные и игры-драматизации.

В начальных классах и младших средних рекомендуется использовать

игры с предметами, настольные игры, словесные и подвижные. В среднем

звене можно и нужно добавлять ролевые и сюжетные игры. В старших

классах больше внимания нужно уделять творческим и коммуникативным

аспектам игр. В своей работе я постараюсь привести примеры разных типов

дидактических игр, из тех которые я использую на уроках немецкого языка и

во внеурочной деятельности. Игровая форма проведения уроков позволяет

сделать урок интересным и привлекательным для учащихся и повышает

мотивацию к изучению иностранного языка.

Игра № 1(на тренировку лексики и памяти)

1.

S. Ich esse Äpfel gern.

2.

S. Ich esse Äpfel und Melonen gern.

3.

S. Ich esse Äpfel, Melonen und Gurken gern.

Эта цепочка продолжается и количество названий овощей и фруктов

увеличивается. Ученики произносят эти предложения пока кто-то не

ошибется. Можно использовать разные глаголы, существительные по разным

темам.

Игра № 2 (подвижная игра с мячом на тренировку лексики)

Учитель кидает мяч ученику и называет начальную форму глагола, ученик

должен назвать остальные формы глагола. Этот ученик кидает другому и

называет свой глагол.

Игра № 3 (zum Schnellsprechen)

Ich bin der Bri-Bra-Brezel-Bäcker,

bringe Brezeln, braun und lecker.

Ein Bugen, Bagen, Bogen Packpapier.

Zwei Bugen, Bagen, Bogen Packpapier.

Drei Bugen, Bagen, Bogen Packpapier.

Vier …….. .

(Immer weiter sprechen, bis du dich versprichst)

Unsre Katze heißt Kritzekratze.

Kritzekratze heißt die Mieze,

und ihr Kind heißt Kratzekritze.

Kratzekritzes Vater

Heißt Kater.

Игровые считалочки

Ene, mene, muh,

Raus bist du!

Eins, zwei, drei,

Bicke, backe, bei.

Rips, raps, raus,

Du bist aus!

Eins, zwei, drei,

Zucker auf den Brei,

Salz suf den Speck.

Du musst weg.

Игра № 4 (на тренировку сложных слов)

Bilde ein Wort aus 2 Wörtern

На листке написаны (вперемешку) существительные. За определенное

время нужно их соединить и затем прочитать/записать получившиеся

сложные слова. На первом этапе слова получаются у всех одинаковые, т. е.

вариант соединений должен быть один. Позднее вариантов соединения

должно быть несколько.

Игра № 5 (Игры на закрепление букв и буквосочетаний)

ABC-Karten

Для игры потребуются карточки с буквами и буквосочетаниями (их

изготовление можно давать в качестве домашнего задания по мере изучения

букв).

Memory („Найди пару“) Учитель показывает большую (маленькую) букву,

учащиеся — ее пару.



В раздел образования