Автор: Коновец Мария Геннадьевна
Должность: Заместитель директора по воспитательной и методической работе
Учебное заведение: ОГА ПОУ "Боровичский техникум строительной индустрии и экономики"
Населённый пункт: город Боровичи
Наименование материала: Практика в СПО по профориентации
Тема: "Игра «Химический-квиз»
Раздел: среднее профессиональное
Игра по профориентации «Химический-
квиз»
ИГРОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ КАК МОДЕЛЬ
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Ф.И.О.
Коновец Мария Геннадьевна
Наименование организации
Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Боровичский техникум строительной
индустрии и экономики»
(ОГА ПОУ БТСИиЭ)
Должность
Заместитель директора по
воспитательной и методической работе
ИГРОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ КАК МОДЕЛЬ
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Аннотация
В методической разработке представлены материалы по проведению игра по
профориентации «Химический-квиз».
Мероприятие проводится в форме профессионального квеста. Выбор формы
мероприятия, как профессиональный квест, обоснован тем, что данная форма
предполагает максимальное вовлечение школьников в активную практическую
деятельность профессиональной направленности. Участникам игры предлагаются
разные
задания
профориентационной
направленности.
Каждый
из
участников
получает индивидуальную роль в этой ситуации или выполняет коллективное задание.
В ходе игры каждый участник имеет возможность апробировать себя в предложенной
профессии, «почувствовать» себя в конкретной профессиональной деятельности, что
способствует более осознанному выбору будущей профессии. Задания квеста
практико-ориентированной направленности способствуют развитию мотивации к
выбору будущей профессии.
Методическая разработка интересна своей профессиональной направленностью
специалистам школ, техникумов, колледжей, ответственным за профориентацию,
обучающимся и их родителям, специалистам центров содействия трудоустройству и
профориентации профессиональных образовательных организаций.
Введение
Выбор профессии сегодня - это не обязательно выбор своей судьбы. Это
– вполне адекватный процесс осмысления личностью себя в контексте культуры,
ценностей, нахождения своего места в социуме.
Учащиеся выпускного класса основной школы часто испытывают
серьезные трудности в выборе профиля обучения. Как правило, они делают этот
выбор за компанию или по совету взрослых. При этом подростки считают, что они
имеют достаточное количество информации специальности для выбора профиля
дальнейшего обучения.
1
Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что
подростки не готовы самостоятельно, сознательно выстраивать своё будущее.
Причиной этого является недостаточные знания о конкретных особенностях каждого
вида деятельности, низкая мотивация к этой проблеме, неумение соотнести свои
желания с реальными способностями и возможностями.
В этот период начинает
проявляться процесс профессионального самоопределения, складывается личностный
смысл выбора профессии, приобретается опыт соответствия общественно полезных
целей той или иной профессии своим идеалам. Именно поэтому целевой группой
выбрана категория учащихся 8-9х классов, т.к. это тот самый возраст, когда
складывается мировоззрение, формируются определенные установки и ценностные
ориентации.
Актуальность данного проекта – является содействие профессиональному и
личностному
самоопределению
молодежи,
её
знакомство
с
особенностью специальности
техникума
18.02.05
Производство
тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий. Данное событие является
современной моделью профориентационной работы.
Критерии результативности Игры по профориентации «Химический-
квиз»:
стимулирование профессионального самопознания, расширение кругозора и
формирование интереса к будущей специальности, профессии;
-
привлечение школьников и их родителей, социальных партнеров
в техникум.
Ожидаемые результаты проведения Игры по профориентации
«Химический-квиз»:
-
развитие у студентов устойчивого интереса к специальности,
профессии;
у
школьников
-
формирование
осознанного
выбора
специальности;
-
активное
участие
социальных
партнеров,
родителей
в
профориентационной деятельности техникума;
-
яркое
рекламное
освещение
профессий
и
специальностей
техникума, творческой деятельности студентов в СМИ города.
Методика организации и проведения
Цель и задачи:
Цель – Создание условий для осознанного профессионального самоопределения
учащихся.
Задачи:
− расширить представление о выбранной профессии или специальности и
приобрести практические навыки ;
− сформировать позитивную мотивацию к осознанному выбору будущей
профессии;
− сформировать стремление к совершенствованию личности к достижению
успешности;
2
− уметь работать в команде.
Целевая группа:
Учащиеся 6-9 классов общеобразовательных школ города и района
Механизм реализации методики:
Форма мероприятия: профессиональный квест.
Квест
осуществлялся
в
три
этапа:
подготовительный,
основной
и
заключительный.
1 Подготовительный этап
Подготовительный этап – это организационно-методическая работа с педагогами
обучения техникума, студентами старших курсов и социальными партнерами. В
рамках данной работы проводилась:
− выработка общей концепции проведения мероприятия и создание сценария
квеста
− использование в работе опросника «Методика определения мотивов выбора
профессии» Е.М. Павлютенкова
− организация ознакомительной экскурсии с техникумом для школьников и их
родителей.
Перед началом мероприятия в актовом зале либо рекреации техникума проходит
встреча школьников, на которой они знакомятся с видеороликом, представляющим
специальность.
2 Основной этап
Основной этап – это непосредственная реализация мероприятия в соответствии с
графиком
и
сценарием
проведения,
согласованными
образовательными
организациями с партнерами мероприятия.
Игра по профориентации «Химический-квиз» проводится в учебном кабинете или
лаборатории. Учебное пространство разделено на станции. На станции школьников
встречает старшекурсник. Группа школьников делится на команды. Каждая станция
содержит практикоориентированное задание, в результате выполнения которого
команда получает часть игрового пазла. Группы поочередно посещают станции и
выполняют
задания.
Игровые
и
практические
задания
продумываются
преподавателями
и
студентами
старших
курсов
по
данной
специальности.
деятельности.
Каждое задание– это обучение простому навыку профессиональной деятельности.
3
Студенты в доступной форме рассказывают о профессии, показывают небольшой
мастер-класс и учат ребят выполнять конкретное действие в рамках демонстрируемого
мастер-класса. Каждая станция работает 5 минут.
По окончании всей игры школьники, пройдя по всем станциям, собирают все
пазлы и составляют из них картинку. Пазл на станции может быть выдан только в том
случае, если все участники команды проявили активность, показали командную игру
(если это требовалось) и выполнили все задания.
После того как все станции пройдены, команды возвращаются к начальной точке,
демонстрируют фрагменты или полностью собранную картинку из пазл. Затем
ведущий благодарит всех, кто принимал участие в организации мероприятия,
проведении мастер-классов, а также вручает командам сертификаты участника.
Формы работы на станциях:
мастер-класс;
творческие задания;
составление и отгадывание загадок,
экспериментирование;
визуализация;
профессиональная проба;
Согласно методике Е. Павлютенков определяет формы профориентации по
количеству охвата учащихся: массовые, групповые и индивидуальные; по степени
информации :
а) словесные (конференция, рассказ, беседа, лекция о профессиях, работа с
книжками, справочной литературой);
б) визуальные (демонстрация видео- и кинофильмов, других средств наглядности,
наблюдения за производственными процессами и трудом взрослых, использование
таблиц, схем, стендов и тому подобное);
в) практические (выполнение определенной работы в мастерских).
Согласно данной методике профориентационный квест по количеству охвата
учащихся является массовым, по степени информации – практическим с элементами
визуализации.
Новизна и уникальность методики
Это переход от пассивных методов работы к практикоориентированным.
Современные подростки сегодня не те, что раньше, и поэтому требуются новые
методы профессиональной ориентации. Им трудно перенести себя в пространство
практики, взять ответственность за собственные решения, прогнозировать собственное
4
будущее.
И
поэтому
у
современных
школьников
возникают
трудности
с
профессиональным
самоопределением
Профессиональный
квест
как
форма
организации деятельности понятна и актуальна для подростков. Квест проводится в
игровой форме, что создает свободную и независимую коммуникативную среду, дает
возможность каждому участнику проявить себя. Игра создает творческую атмосферу,
благодаря
которой
участники
квеста
имеют
возможность
выявить
и
продемонстрировать свои скрытые таланты и наклонности. Выполняя различные
задания участникам необходимо принимать верные решения, делать правильные
выводы, выполнять действия
профессиональной направленности, что погружает их в
мир специальности и помогает выявить и определить свои профессиональные
предпочтения. Универсальность данной формы профориентационной работы состоит
в том, что она может быть использована в любой образовательной организации.
Задания могут меняться.
3 Результат.
В ходе мероприятия реализованы мастер-классы, профпробы по специальности
18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и
изделий.
За
весь
период
реализации
профориентационного
мероприятия
-Игра
«Химический-квиз»,
приняло
участия
277
обучающихся
школ
в
2023
году.
Поставленные цели и задачи профориентационного мероприятия выполнены.
5