Напоминание

"Тренинги для воспитателей"


Автор: Кунтуганова Эльмира Агалиевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №71 "Антошка"
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тренинги для воспитателей"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Тренинг на сплочение педагогов в детском саду Я+ТЫ=МЫ

Цель тренинга:
 сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи тренинга:
 формирование и усиление общего командного духа путем сплочения группы людей;  развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общих задач;  осознание себя командой.
Ход тренинга:

Этап 1. Знакомство
— Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами примем участие в тренинге, который называется « Я+ТЫ=МЫ». Цель тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Пусть по кругу каждый продолжит предложение «Сейчас я чувствую…». — В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами выработаем свои правила…  Здесь и теперь (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).  Говорю за себя.  Внимательно слушать друг друга.  Не перебивать говорящего.  Уважать мнение друг друга.  Безоценочность суждений.  Активность.  Правило «стоп».  Конфиденциальность (все, что происходит здесь, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы). Каждый из пунктов правил поясняется ведущим. МЕНЯ ЗОВУТ… Я ДЕЛАЮ ТАК…. Цель: знакомство, снятие тревожности, способствует запоминанию имен. Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Я делаю так…». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы. МЕНЯЮТСЯ МЕСТАМИ ТЕ, КТО… Цель: снятие напряжения через движения, организация игрового взаимодействия. По команде: «меняются местами те, кто (любит знакомства, считает себя общительным, застенчивым…») участники должны поменяться местами,
ведущий также должен занять освободившийся стул. В результате обмена остается один человек, который не успел сесть на свободное место, именно он и становится ведущим.
Этап 2. Информационный
АТОМЫ-МОЛЕКУЛЫ Цель: повышение уровня работоспособности участников. Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После фразы «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки, выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах. Игру можно усложнить: атомы должны двигаться с закрытыми глазами. ГОВОРЯЩИЕ РУКИ Цель: эмоционально-психологическое сближение участников. Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг. Варианты инструкций образующимся парам: 1. Поздороваться с помощью рук. 2. Побороться руками. 3. Помириться руками. 4. Выразить поддержку с помощью рук. 5. Пожалеть руками. 6. Выразить радость. 7. Пожелать удачи. 8. Попрощаться руками. Обсуждение:  Что было легко, что сложно?  Кому было сложно молча передавать информацию?  Кому легко? — Уважаемые коллеги как вы думаете, что обозначает слово «сплочение»? Сплочение – это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед. — Сплочённость – это:  совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива;  атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;  активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников. ГУСЕНИЦА
Цель: игра учит доверию. — Сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту. Обсуждение:  Что испытывали при выполнении задания? КТО БЫСТРЕЕ Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе. — Посчитаться на счёт раз-два. У нас получилось две команды. Ваша задача сейчас, как можно быстрее, построить ту геометрическую фигуру, которую я назову, причём строитесь вы молчком, ничего не объясняя. Возможные фигуры:  треугольник;  ромб;  угол;  буква;  птичий косяк;  круг;  квадрат. Обсуждение:  Трудно было выполнять задание?  Что помогло при его выполнении?
Этап 3 Разминочный
МЫ СТОБОЙ ПОХОЖИ ТЕМ, ЧТО… Цель: снятие агрессии. Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т.д.) Обсуждение:  Какие эмоции испытывали во время упражнения?  Что нового узнали о других?  Что интересное узнали? Дыхательное упражнение ПРИЁМНИК Чем ниже рука, тем выше звук, чем выше – тем тише звук. ПОСТРОЙТЕСЬ ПО… Цель: преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их. Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось.
Можно также построиться в шеренгу по  цвету волос;  размеру ноги;  по цвету глаз от самых светлых до самых темных. ДА И НЕТ Цели: снятие агрессии, готовность к общению. — Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга. Решите, кто в вашей паре хочет говорить «Да», а кто — «Нет». Один из вас начинает игру, произнеся слово «Да». Второй сразу же отвечает ему: «Нет!». Тогда первый снова говорит: «Да!», может быть, чуть-чуть громче, чем в первый раз, а второй опять отвечает ему: Нет!», и тоже слегка посильнее. Каждый из вас должен произносить только то слово, которое он выбрал с самого начала: или «Да», или «Нет». Но вы можете по-разному его произносить: тихо или громко, нежно или грубо. Если хотите, можете провести с помощью этих двух слов прекрасный небольшой спор, но при этом важно, чтобы никто никого никак не обидел. Через некоторое время я подам вам сигнал о том, что пора заканчивать «спор». Обсуждение:  Как ты себя сейчас чувствуешь?  Как тебе удобнее спорить — произнося слово «Да» или произнося слово «Нет»?  Ты говорил достаточно громко?
Этап 4: Практический
СЧЁТ ДО ДЕСЯТИ — Сейчас по сигналу «начали» вы будете считать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее… Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов. Обсуждение:  Удалось ли группе это сделать? Если да, то каким образом?  Если не получилось, то почему? Что мешало?  Кто принимал активное участие, кто отмалчивался? ТОЛЬКО ВМЕСТЕ Цели: В ходе этой игры участники получают возможность почувствовать то же, что и их партнер. Для этого им необходимо настроиться друг на друга. — Разбейтесь на пары и встаньте, пожалуйста, спина к спине. Сможете ли вы медленно-медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол? А теперь сможете ли вы точно также встать? Постарайтесь определить, с какой силой вам нужно опираться на спину своего партнера, чтобы обоим было удобно двигаться… А сейчас поменяйтесь партнёрами… Обсуждение:  С кем вставать и садиться было легче всего?
 Что было самым трудным в этом упражнении? СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ Цель: развитие коммуникативных навыков. — Возьмите тонкий шарф или платок и свяжите им руки участников, стоящих рядом друг с другом лицом к вам. Оставьте свободными кисти рук. Дайте карандаши или фломастеры разного цвета, по одному в несвободную руку. Вам предстоит нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Рисовать можно только той рукой, которая привязана к партнеру. Тему рисунка задайте сами или предложите выбрать. Обсуждение:  Трудно ли было создавать картину вместе?  В чём именно заключалась трудность?  Обсуждали ли сюжет рисунка, порядок рисования? (Были ли споры и конфликты между игроками, одинаковое ли участие они принимали в работе (что легко оценить по количеству на картинке цвета, которым рисовал участник)). Дыхательное упражнение СЕМЬ СВЕЧЕЙ Цель: релаксация. — Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей… Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь…» Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном помещении. Обсуждение:  Как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения?  Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой? БЕСЕДА В КРУГУ — Образуем два круга внешний и внутренний и начинаем разговаривать друг с другом на заданную тему. Темы:  семья;  увлечения;  политика;  любовь;  отпуск;  мечта;  майские праздники;
 родительское собрание;  дети;  друзья. ПРОНЕСИ КАРАНДАШ Цель: развитие коммуникативных навыков. — Выберите себе пару и по очереди вместе со своей парой встаньте у черты, где лежит карандаш. Ваша задача — взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из вас касался его кончика только указательным пальцем, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно. Обсуждение:  Что с вами происходило?  Если не получилось, то почему?
Этап 5. Заключительный
ПОДАРОК Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия. — Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами! А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы:  Что для вас сегодня было важным?  Какие чувства вы испытывали?  Нужны ли вам в дальнейшем такие тренинги? — Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Спасибо всем за участие!


В раздел образования