РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор: Шатило Валентина Анатольевна Должность: преподаватель математики и информатики Учебное заведение: ОГАПОУ Белгородский индустриальный колледж Населённый пункт: город Белгород Наименование материала: Статья Тема: РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Раздел: среднее профессиональное
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Время не стоит на месте. Мир постоянно меняется и совершенствуется. С
большой скоростью развивается научно-технический прогресс. Мировому
образованию
необходимо
соответствовать
уровню
науки,
культуры
и
производства. Общество нуждается в специалистах критически мыслящих,
предприимчивых, креативных, готовых вести за собой. А значит, пришло
время обновления системы образования. В связи с этим в разных странах
мира
происходят
процессы
реформирования
систем
образования.
Разрабатываются и внедряются новые технологии обучения и преподавания,
которые
расширяют
рамки
традиционного
образовательного
процесса.
Человек
нуждается
сегодня
не
только
в
получении
новых
знаний
и
практических навыков, но и в постоянном совершенствовании этих знаний и
навыков. Обучение больше не ассоциируется с возрастными или временными
э т а п а м и
ж и з н и
ч е л о в е ка .
И с п ол ь з о в а н и е
и н ф о р м а ц и о н н ы х
коммуникационных технологий (ИКТ) дает возможность обучаться людям
разных возрастов, разных профессий в течение всей жизни. Традиционная
система
обучения
предполагает
наделение
учащихся
определенными
знаниями,
умениями
и
навыками.
Но
этого
в
современное
время
не
достаточно.
Возникает
необходимость
перехода
от
знаниевой
системы
образования к системе компетентностного развития студентов. Что позволит
выпускникам колледжа свободно ориентироваться в современной рыночной
экономике, быть востребованными специалистами в различных профессиях.
Умение критически оценивать свои возможности станет одной из важных
составляющих успешности наших выпускников в любой сфере деятельности.
Исходя из вышесказанного, важным на сегодняшний день является внедрение
конструктивистского подхода в образовании, ориентирование на развитие
критического мышления, диалогового обучении. Учащийся должен развивать
свои знания и умения под влиянием интереса и внутренней мотивации. На
первое место становится самостоятельная деятельность учащихся, в основе
которой
лежит
поиск
информации,
ее
анализ,
отбор
релевантной
информации. Способствовать этому может использование ИКТ в процессе
обучения.
Информационные
коммуникационные
технологии
помогают
реализовать главные человеческие потребности – общение, образование и
самореализацию.
Внедрение
ИКТ
в
образовательный
процесс
позволяет
повысить эффективность проведения урока, осуществить дифференциацию
видов заданий, разнообразить формы обратной связи. Использование ИКТ
открывает
дидактические
возможности,
связанные
с
визуализацией
материала,
его
«оживление»,
возможностью
совершать
визуальные
путешествия. Виртуальные лаборатории позволяют увидеть явления, которые
невозможно продемонстрировать в условиях классной комнаты. Мультимедиа
системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально
удобной и наглядной, что повышает интерес учащихся к обучению. Процесс
обучения не является простой передачей знаний, а становится творческим
процессом.
В
центре
внимания
оказывается
ученик,
в
отличие
от
традиционной системы обучения, где информация передается от учителя к
ученику.
Учащимся
необходимо
не
только
получать
знания,
но
и
обрабатывать
и
использовать
полученную
информацию.
Согласно
теории
Выгодского учащихся необходимо помещать в такие условия, в которых они
могли бы совместно со своими сверстниками, преподавателями исследовать
различные
области
знаний.
Информационные
и
коммуникационные
технологии
могут
обеспечить
эффективную
поддержку
таких
условий
обучения, предоставляя средства для организации дискуссий, совместного
написания
работ,
поиска
решения
проблем.
Виртуальные
учебные
программы,
предоставляют
учащимся
поддержку
(«возведение
лесов»),
которая облегчит понимание учебных дисциплин, в выработке понимания
проблем и когнитивном росте. ИКТ сегодня не являются просто средством
обеспечения
учебного
процесса.
В
настоящее
время
существует
много
учебных
программ,
развивающих
и
обучающих
игр,
виртуальных
лабораторий,
позволяющих
сделать
обучение
увлекательным
процессом,
стимулируют познавательную активность учащихся. Использование ИКТ на
уроках
разнообразно:
демонстрации
компьютерной
презентации,
тестирование с выбором ответа, написание реферата, сочинения, изложения,
работа на компьютерном тренажере для отработки практических навыков,
использование электронных учебников, поиск информации в сети Интернет.
Можно
выделить
несколько
аспектов
использования
различных
образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:
1.
Мотивационный
аспект.
Применение
ИКТ
способствует
увеличению
интереса и формированию положительной мотивации учащихся, поскольку
создаются условия широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней
проведения учебных занятий. Максимально учитываются индивидуальные
образовательные
возможности
и
потребности
учащихся,
происходит
раскрытие их творческого потенциала.
2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы при
построении
интерактивных
таблиц,
плакатов,
презентаций
и
других
цифровых
образовательных
ресурсов
по
отдельным
темам
и
разделам
учебного предмета.
3.
Учебно-методический
аспект.
Электронные
информационные
ресурсы
могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения
образовательного
процесса.
Преподаватель
может
применять
различные
образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно
на
уроке
при
объяснении
нового
материала,
для
закрепления
усвоенных
знаний,
в
процессе
контроля
качества
знаний;
для
организации
самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д. .
4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных
вариантах организации обучения: при индивидуальном обучении учащегося;
при фронтальной и групповой формах работы.
5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки
образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые
задания,
позволяющие
осуществлять
различные
виды
контроля:
входной,
промежуточный и итоговый.. Учащиеся могут самостоятельно осуществлять
не только контроль своих знаний по предметам , но и проводить работу над
ошибками
и
выстраивать
свою
траекторию
подготовки
к
выпускному
экзамену. Каждый студент может проверить свои знания, свой творческий
потенциал,
приняв
участие
в
дистанционных
предметных
олимпиадах,
интеллектуальных конкурсах республиканского и международного уровня.
Преимущества интернет-олимпиад в том, что участник выбирает удобное для
него
время
участия.
Заметно
меняется
роль
учителя.
Педагог
сегодня
является
консультантом,
координатором
учебного
процесса.
Его
первостепенная
задача
состоит
в
поддерживании
и
развитии
в
учениках
способностей
принимать
решения,
понимать
суть
изучаемых
явлений,
умений рассуждать и делать выводы. Опыт передовых стран мира Сингапура,
Финляндии, Японии, Южной Кореи по реформированию систем образования
показывает, что уровень результатов обучения и преподавания напрямую
зависит
от
качественного
кадрового
состава
учителей,
их
непрерывного
профессионального
развития
и
взаимодействия
для
обмена
передовым
опытом.
Поэтому
путь
к
совершенствованию
содержания
обучения
и
преподавания,
к
непрерывному
обучению
учеников
лежит
через
совершенствование педагогов, их непрерывное обучение. ИКТ открывают
путь педагогическим инновациям. Учителям предоставляется возможность
повышать
свой
профессиональный
уровень
через
дистанционные
курсы,
участвовать
в
дистанционных
конкурсах
и
олимпиадах.
Большие
возможности для профессионального развития педагогов раскрывает участие
в сетевых сообществах, где учителя могут обмениваться опытом, идеями
участвовать
в
широких
профессиональных
дискуссиях.
Таким
образом,
информационные коммуникационные технологии играют большую роль в
развитии современного образования. Использование ИКТ в образовательном
процессе значительно повышает не только эффективность обучения, но и
помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает
заинтересованность учащихся в глубоком изучении программного материала.
Открывает
большие
возможности
для
самостоятельной
деятельности
учащихся и профессионального развития педагогов.
Список использованной литературы:
1. ИИТО ЮНЕСКО «Информационные и коммуникационные технологии в
образовании», 2013.
2.
М.
Барбер,
М.
Муршед
«Как
добиться
стабильно
высокого
качества
обучения в школах», 2008.
3. Л.С. Выготский «Педагогическая психология», 1998