Напоминание

Патриотический уголок как средство воспитания дошкольников.


Автор: Марценюк Елизавета Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: БДОУ г. Омска "Центр развития ребенка - детский сад № 139"
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: Статья
Тема: Патриотический уголок как средство воспитания дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский.

Патриотическое воспитание — важная часть становления будущей

личности. Ребёнку с рождения не даётся чувство любви к Родине,

уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ и

государство. Все эти качества воспитываются семьёй и обществом,

начиная с детского сада.

В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание - это

не только воспитание любви к родному дому, семье, к родной

природе, но и воспитание уважительного отношения к труженикам и

результатам их труда, родной земле, защитникам Отечества,

государственной

символике,

традициям

государства

и

общенародным праздникам.

Чтобы

достичь

определенных

результатов

в

нравственном

воспитании детей, необходимо в каждой группе детского сада иметь

патриотический уголок.

Главной целью патриотического уголка является воспитание и

формирование нравственной личности.

Задачи патриотического уголка:

• приобщать детей к традициям и обычаям своего народа,

• формировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, городу, стране;

• формировать толерантность к другим народам и желание

почерпнуть хорошее в культуре других стран.

• формировать представление о России как о родной стране, о

Москве - как о столице России;

• воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение

государственной символики России;

• побуждать детей к совершению добрых дел на благо своей семьи и

страны.

• формировать правовую культуру дошкольников;

• формировать бережное отношение к природе и всему живому.

Направления патриотического уголка:

• Моя страна.

• Мой родной край (область)

• Мой город.

• Моя семья.

Оформление патриотического уголка.

Организация уголка патриотического воспитания проводится в

сотрудничестве

с

детьми,

педагогами

и

родителями.

На

воспитателях

лежит

ответственная

задача

-

организовать

и

контролировать весь процесс.

Основой в оформлении уголка является национальная символика и

портрет президента, все остальное подбирается самостоятельно. Это

творческий

процесс,

зависящий

от

фантазии

педагогов,

но

обязательно необходимо учитывать возраст детей.

Содержание патриотического уголка.

1 – я и 2 - я младшая группы

На данном этапе у детей формируются представления детей о

детском садике, о своем городе, воспитываются чувства любви и

заботы к своей семье и другим людям. Формируются знания о труде

работников

дошкольного

учреждения,

даются

первоначальные

представления о национальных культурных традициях, о народных

и

государственных

праздниках;

о

предметах

декоративно-

прикладного искусства (тканые и вышитые изделия, керамика,

изделия из соломы, бересты).

Содержание уголка:

• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;

• Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;

• Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками

по возрасту;

• Русские народные игрушки

• Иллюстрации с изображением природы по временам года,

животных наших лесов, растительный мир.

• Предметы декоративно-прикладного искусства (вышитые скатерти,

полотенца, керамическая утварь, изделия из соломы, бересты);

Альбомы

или

иллюстрации

с

изображением

народных

и

государственных праздников;

• Перспективный план работы в данной возрастной группе.

Средняя группа

У детей среднего возраста формируется интерес к культурным

традициям народа; о столице России – Москве, о своем городе,

улице; о символике государства (национальном флаге, гербе, гимне);

о народных героях; российских праздниках; о природе родного края;

о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной

архитектуре, даются первоначальные сведения о правовой культуре

детей.

Содержание уголка:

• Государственная символика (флаг, герб, гимн)

• Портрет президента

• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Я имею право»,

«Москва – столица России», «Мой родной город»;

Иллюстрации,

фотографии

с

изображением

народных

и

государственных праздников;

• Генеалогические древа детей;

• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в

разное время года, растительный мир России;

• Куклы (мальчик и девочка) в русском национальном костюме;

• Иллюстрации и альбомы с фотографиями с изображением

памятников архитектуры, современных зданий родного города;

• Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками

по возрасту;

• Перспективный план работы в данной возрастной группе.

Старшая и подготовительная группы

В

данных

возрастных

группах

формируют

представления

воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде как

втором доме. Знакомят с достопримечательностями города, его

историей, областным центром области или края. С географическим

расположением страны, с его границами. Закрепляют знания о

столице нашей Родины, о флаге и гербе, рассказывают об истории

страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают

знакомить с государственными и народными праздниками, с

произведениями русского народного фольклора, с произведениями

русских писателей и т. д. Формируют представления о предметах

декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.

Продолжают пополнять знания о правовой культуре детей.

Содержание уголка:

• Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)

• Портрет президента

• Карта страны, карта области, глобус

• Куклы в национальных костюмах

• Альбомы с архитектурными памятниками России, заповедниками;

• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Я имею право»,

«Москва – столица России», «Мой родной город», «День Победы»,

«Мои права» и др.;

Иллюстрации

с

изображением

памятников

архитектуры,

современных зданий родного города;

• Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;

Иллюстрации,

фотографии

с

изображением

народных

и

государственных праздников.

• Различная познавательная и художественная литература;

• Конвенция о правах ребенка (в картинках);

• Иллюстрации с изображением природы по временам года,

животных наших лесов, растительный мир.

• Генеалогические древа детей;

• Перспективный план работы в данной возрастной группе.

Самым эффективным средством воспитания патриотических чувств

является правильная организация патриотического уголка в группе.

В процессе его создания мною учитывались возрастные особенности

детей, национально-культурные ценности.

Развивающую

предметно-пространственную

среду

в

ДОУ

организовала

с

учетом

ФГОС

таким

образом,

чтобы

дать

возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность,

самостоятельность и инициативу, патриотические чувства каждого

ребёнка с учётом его склонностей и интересов. А также она

соответствует

интересам

мальчиков

и

девочек,

периодически

изменяется и пополняется.

Для наполнения уголка по патриотическому воспитанию были

созданы макеты «Мой детский сад», «Мой город Новокузнецк»,

дидактические игры климатических и природных зон, представлены

различные виды театра по русским народным сказкам, атрибуты

декоративно – прикладного творчества. Интерьер украшает кукла в

национальном

костюме,

предметы

декоративно-прикладного

творчества.

С

целью

правового

воспитания

детей,

пополнила

уголок

дидактическими играми, развивающими пособиями, создала для

детей «Конвенцию по правам ребенка» в картинках и стихах, альбом

детских имён и их значение, создала мини-библиотеку произведений

и видеотеку презентаций и мультфильмов по правам детей.

Разработала цикл занятий по данной теме и перспективное

планирование по правовому воспитанию для детей старшей группы.

Особое внимание уделила патриотическим праздникам нашей

страны, таким как: «День флага», «День защитника Отечества» и

«День Победы»

С целью приобщения детей к истории России, к пониманию

значимости патриотических праздников, развитию нравственных

качеств

детей

провела

для

пап

праздник

«День

защитника

Отечества», совместно с детьми и родителями создала стенгазету

«Папа – мой защитник!», разработала цикл бесед по теме и провела

мастер – класс «Открытка для папы к празднику»

О памяти павших воинах, героях Великой Отечественной Войны

совместно с детьми и родителями создала книгу памяти «Гордимся.

Славим.

Помним»

о

прадедушках

и

прабабушках

своих

воспитанников, которые принимали участие в ВОВ. В рамках этой

темы был проведен творческий вечер памяти «Мы помним, не

забудем

никогда»,

с

участием

ветерана

ВОВ.

Со

своими

воспитанниками

посетила

памятное

место

«Бульвар

Героев»,

разработала и провела цикл занятий и бесед по данной теме.

Совместно с родителями и детьми организовала выставку рисунков

«День Победы», а также призвала родителей к участию в городском

проекте «Дважды победители», в котором собирались сведения о

героях ВОВ, родившихся или живших в нашем городе.

Таким образом, патриотический уголок, созданный совместно с

родителями становится доступным и родным каждому ребенку. У

детей сформировалось чувство уважения и привязанности к своей

улице, городу, родному краю. Расширились представления о городах

России, ее символике, памятниках культуры, народного искусства;

развились чувства ответственности и гордости за достижения своей

страны, появился интерес к народным традициям, обычаям русского

народа;

у

детей

сформированы

предпосылки

для

чувства

толерантности,

уважения

к

другим

народам,

их

традициям;

обогатилась предметно-пространственная среда группы.

Уголок патриотического воспитания нужен для воспитания

гражданственности и развития чувства любви к Родине. Правильное

построение педагогического процесса позволит детям в простой и

непринужденной

форме

получить

нравственно-патриотическое

воспитание в духе любви к России.



В раздел образования