Автор: Марценюк Елизавета Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: БДОУ г. Омска "Центр развития ребенка - детский сад № 139"
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: Статья
Тема: Патриотический уголок как средство воспитания дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский.
Патриотическое воспитание — важная часть становления будущей
личности. Ребёнку с рождения не даётся чувство любви к Родине,
уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ и
государство. Все эти качества воспитываются семьёй и обществом,
начиная с детского сада.
В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание - это
не только воспитание любви к родному дому, семье, к родной
природе, но и воспитание уважительного отношения к труженикам и
результатам их труда, родной земле, защитникам Отечества,
государственной
символике,
традициям
государства
и
общенародным праздникам.
Чтобы
достичь
определенных
результатов
в
нравственном
воспитании детей, необходимо в каждой группе детского сада иметь
патриотический уголок.
Главной целью патриотического уголка является воспитание и
формирование нравственной личности.
Задачи патриотического уголка:
• приобщать детей к традициям и обычаям своего народа,
• формировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, городу, стране;
• формировать толерантность к другим народам и желание
почерпнуть хорошее в культуре других стран.
• формировать представление о России как о родной стране, о
Москве - как о столице России;
• воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение
государственной символики России;
• побуждать детей к совершению добрых дел на благо своей семьи и
страны.
• формировать правовую культуру дошкольников;
• формировать бережное отношение к природе и всему живому.
Направления патриотического уголка:
• Моя страна.
• Мой родной край (область)
• Мой город.
• Моя семья.
Оформление патриотического уголка.
Организация уголка патриотического воспитания проводится в
сотрудничестве
с
детьми,
педагогами
и
родителями.
На
воспитателях
лежит
ответственная
задача
-
организовать
и
контролировать весь процесс.
Основой в оформлении уголка является национальная символика и
портрет президента, все остальное подбирается самостоятельно. Это
творческий
процесс,
зависящий
от
фантазии
педагогов,
но
обязательно необходимо учитывать возраст детей.
Содержание патриотического уголка.
1 – я и 2 - я младшая группы
На данном этапе у детей формируются представления детей о
детском садике, о своем городе, воспитываются чувства любви и
заботы к своей семье и другим людям. Формируются знания о труде
работников
дошкольного
учреждения,
даются
первоначальные
представления о национальных культурных традициях, о народных
и
государственных
праздниках;
о
предметах
декоративно-
прикладного искусства (тканые и вышитые изделия, керамика,
изделия из соломы, бересты).
Содержание уголка:
• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;
• Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
• Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками
по возрасту;
• Русские народные игрушки
• Иллюстрации с изображением природы по временам года,
животных наших лесов, растительный мир.
• Предметы декоративно-прикладного искусства (вышитые скатерти,
полотенца, керамическая утварь, изделия из соломы, бересты);
•
Альбомы
или
иллюстрации
с
изображением
народных
и
государственных праздников;
• Перспективный план работы в данной возрастной группе.
Средняя группа
У детей среднего возраста формируется интерес к культурным
традициям народа; о столице России – Москве, о своем городе,
улице; о символике государства (национальном флаге, гербе, гимне);
о народных героях; российских праздниках; о природе родного края;
о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной
архитектуре, даются первоначальные сведения о правовой культуре
детей.
Содержание уголка:
• Государственная символика (флаг, герб, гимн)
• Портрет президента
• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Я имею право»,
«Москва – столица России», «Мой родной город»;
•
Иллюстрации,
фотографии
с
изображением
народных
и
государственных праздников;
• Генеалогические древа детей;
• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в
разное время года, растительный мир России;
• Куклы (мальчик и девочка) в русском национальном костюме;
• Иллюстрации и альбомы с фотографиями с изображением
памятников архитектуры, современных зданий родного города;
• Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками
по возрасту;
• Перспективный план работы в данной возрастной группе.
Старшая и подготовительная группы
В
данных
возрастных
группах
формируют
представления
воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде как
втором доме. Знакомят с достопримечательностями города, его
историей, областным центром области или края. С географическим
расположением страны, с его границами. Закрепляют знания о
столице нашей Родины, о флаге и гербе, рассказывают об истории
страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают
знакомить с государственными и народными праздниками, с
произведениями русского народного фольклора, с произведениями
русских писателей и т. д. Формируют представления о предметах
декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
Продолжают пополнять знания о правовой культуре детей.
Содержание уголка:
• Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)
• Портрет президента
• Карта страны, карта области, глобус
• Куклы в национальных костюмах
• Альбомы с архитектурными памятниками России, заповедниками;
• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Я имею право»,
«Москва – столица России», «Мой родной город», «День Победы»,
«Мои права» и др.;
•
Иллюстрации
с
изображением
памятников
архитектуры,
современных зданий родного города;
• Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
•
Иллюстрации,
фотографии
с
изображением
народных
и
государственных праздников.
• Различная познавательная и художественная литература;
• Конвенция о правах ребенка (в картинках);
• Иллюстрации с изображением природы по временам года,
животных наших лесов, растительный мир.
• Генеалогические древа детей;
• Перспективный план работы в данной возрастной группе.
Самым эффективным средством воспитания патриотических чувств
является правильная организация патриотического уголка в группе.
В процессе его создания мною учитывались возрастные особенности
детей, национально-культурные ценности.
Развивающую
предметно-пространственную
среду
в
ДОУ
организовала
с
учетом
ФГОС
таким
образом,
чтобы
дать
возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность,
самостоятельность и инициативу, патриотические чувства каждого
ребёнка с учётом его склонностей и интересов. А также она
соответствует
интересам
мальчиков
и
девочек,
периодически
изменяется и пополняется.
Для наполнения уголка по патриотическому воспитанию были
созданы макеты «Мой детский сад», «Мой город Новокузнецк»,
дидактические игры климатических и природных зон, представлены
различные виды театра по русским народным сказкам, атрибуты
декоративно – прикладного творчества. Интерьер украшает кукла в
национальном
костюме,
предметы
декоративно-прикладного
творчества.
С
целью
правового
воспитания
детей,
пополнила
уголок
дидактическими играми, развивающими пособиями, создала для
детей «Конвенцию по правам ребенка» в картинках и стихах, альбом
детских имён и их значение, создала мини-библиотеку произведений
и видеотеку презентаций и мультфильмов по правам детей.
Разработала цикл занятий по данной теме и перспективное
планирование по правовому воспитанию для детей старшей группы.
Особое внимание уделила патриотическим праздникам нашей
страны, таким как: «День флага», «День защитника Отечества» и
«День Победы»
С целью приобщения детей к истории России, к пониманию
значимости патриотических праздников, развитию нравственных
качеств
детей
провела
для
пап
праздник
«День
защитника
Отечества», совместно с детьми и родителями создала стенгазету
«Папа – мой защитник!», разработала цикл бесед по теме и провела
мастер – класс «Открытка для папы к празднику»
О памяти павших воинах, героях Великой Отечественной Войны
совместно с детьми и родителями создала книгу памяти «Гордимся.
Славим.
Помним»
о
прадедушках
и
прабабушках
своих
воспитанников, которые принимали участие в ВОВ. В рамках этой
темы был проведен творческий вечер памяти «Мы помним, не
забудем
никогда»,
с
участием
ветерана
ВОВ.
Со
своими
воспитанниками
посетила
памятное
место
«Бульвар
Героев»,
разработала и провела цикл занятий и бесед по данной теме.
Совместно с родителями и детьми организовала выставку рисунков
«День Победы», а также призвала родителей к участию в городском
проекте «Дважды победители», в котором собирались сведения о
героях ВОВ, родившихся или живших в нашем городе.
Таким образом, патриотический уголок, созданный совместно с
родителями становится доступным и родным каждому ребенку. У
детей сформировалось чувство уважения и привязанности к своей
улице, городу, родному краю. Расширились представления о городах
России, ее символике, памятниках культуры, народного искусства;
развились чувства ответственности и гордости за достижения своей
страны, появился интерес к народным традициям, обычаям русского
народа;
у
детей
сформированы
предпосылки
для
чувства
толерантности,
уважения
к
другим
народам,
их
традициям;
обогатилась предметно-пространственная среда группы.
Уголок патриотического воспитания нужен для воспитания
гражданственности и развития чувства любви к Родине. Правильное
построение педагогического процесса позволит детям в простой и
непринужденной
форме
получить
нравственно-патриотическое
воспитание в духе любви к России.