Напоминание

Развитие речи учащихся на уроках математики.


Автор: Малина Вера Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ БГО Танцырейская СОШ
Населённый пункт: с.Танцырей Борисоглебского района Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи учащихся на уроках математики.
Раздел: среднее образование





Назад




Малина Вера Викторовна учитель математики МКОУ БГО Танцырейской СОШ С.Танцырей Борисоглебского района Воронежской области Россия Развитие речи учащихся на уроке математики. Успехи учащихся в изучении математики находятся в прямой зависимости с культурой их устной и письменной речи. Если ученик отвечает на уроке грамотно, четко, красиво, то он облегчает работу всего класса по усвоению учебного материала. Такой ответ все слушают с интересом и вниманием. Наоборот, ученик, который говорит с трудом, неграмотно, замедляет темп работы класса, такой ответ остальные учащиеся слушают без интереса, невнимательно. Отсюда следует взаимосвязь между работой по развитию речи учащихся и всем остальным учебным процессом. Каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы ответы учащихся были грамотны, четки, ясны, чтобы эти ответы с пониманием и удовольствием слушал весь класс. На уроках математики, физики и других предметов даже не обращают внимание грамматические и стилистические ошибки учащихся, на засоренность их речи словами-паразитами. Каждый предмет, изучаемый в школе, в том числе и математика, имеет множество специальных терминов, особых речевых оборотов, специфических для данного предмета. Конечно, в первую очередь учащиеся должны овладеть этими терминами и речевыми оборотами. Не научившись владеть языком данного предмета, ученик с большим трудом понимает объяснения учителя., ответы других учащихся, не может грамотно выразить свои мысли. Такой ученик отвечает неграмотно, медленно, поэтому замедляет работу класса. Ускорить темп урока, сделать его более насыщенным, интересным можно только в том классе, где хорошо развита речь не отдельных, а всех учащихся. Поэтому овладение терминологией изучаемого предмета необходимое условие и успешного усвоения программного материала, и развития речи, и хорошей организации уроков. Для развития речи учащихся надо максимально увеличить время разговорной речи учеников на каждом уроке, также приучать к связному рассказу при устном объяснении решаемой задачи, обеспечивая возможность последовательно, аргументированно и доказательно комментировать решаемую задачу. Организуя проверку домашних заданий, проведение устных упражнений и фронтального опроса, надо поставить учащихся перед необходимостью сосредотачивать главные усилия на объяснении
выполняемых упражнений. Поскольку устная и письменная речь взаимосвязаны и умения письменно высказывать свои мысли крайне важны, то необходимо целенаправленно обучать грамотному изложению письменного решения задач. Для этого можно использовать всевозможные сочетания различных приемов и форм работы: комментированное решение задач, коллективная работа с записью решения задачи на доске, устные упражнения, самостоятельные и контрольные работы. Для этой же цели надо учить составлять конспекты при изучении теоретического материала, приучать к грамотному письменному изложению своих мыслей, умению переформулировать, записывать своими словами прочитанное в книге. Большое внимание стоит уделить методам поиска решения задачи, т.к. применяя эти методы, ученики приучаются не только самостоятельно находить способы решения задач, но и логически, нестандартно мыслить, учатся рассуждать. Учитель должен особое внимание уделять различным приемам мыслительной деятельности, поскольку они являются основой успешного усвоения учебного материала, основой развития памяти, мышления и речи учащихся. Литература: 1. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики. – М.; Просвещение,1990. 2. Груденов Я.М. Как учить поиску решения задач. Математика в школе. 1988, №1. 3. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.; Прогресс, 1987.


В раздел образования