Автор: Аджиева Фазиля Мудалифовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ "СОШ а.Кызыл-Уруп" Населённый пункт: аул Кызыл-Уруп Наименование материала: методическая разработка Тема: Употребление причастий в речи Раздел: среднее образование
Тема урока:
«Причастный оборот. Употребление причастий в речи»
Тип урока: урок-путешествие
Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки
Технология: элемент игровой технологии
Цель:
1)
закрепить
понятие
«причастный
оборот»
и
с
его
синтаксическим
синонимом – предложением с союзным словом «который»;
2) воспитывать уважение к русскому
языку; интерес к истории,
изобразительному искусству, расширение лексики по теме «Живопись»; знакомство
с творчеством И. Айвазовского;
3) развивать навыки правильного письма.
Знать: опознавательные признаки причастного оборота
Уметь: видеть причастный оборот, правильно определять его границы, заменять
конструкции со словами «который» причастным оборотом, составлять предложения
с причастиями и причастными оборотами.
Оборудование: карточки, ИКТ, филворд, репродукции картин И.Айвазовского
«Чёрное море», «Девятый вал»;
портрет художника;
дидактический материал .
Ход урока
1.
Организационный момент
2.
Фронтальный опрос
(Рассказ учащихся о причастии.)
Какую часть речи мы называем причастием?
Какого виды и времени бывают причастия?
Как они изменяются?
Чем они бывают в предложении?
Изменяются по падежам. Как склоняются причастия?
Как отличить причастие от прилагательного?
1. Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся
во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? Какая?
Какое? Какие?
2. Причастия бывают сов и несов вида, настоящего и прошедшего времени.
Изменяются по числам, падежам и только в единственном числе по родам.
3. В предложении причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми.
4. Склоняются как прилагательные
5.
а)
прилагательное
(качественное)
заменить
синонимом,
а
причастие
сочетанием слов КОТОРЫЙ + глагол, от которого оно образовано в н или п
времени. Например: редкий лес – негустой, редеющий – лес, который редеет.
Б) можно различать по морфемному признаку – прилагательные могут иметь
суффиксы –уч, юч, причастия ащ, ящ Например висячий замо
к, висящие кисти
Повторение материала
1) Слово учителя
Цель: объяснить учащимся цель урока.
Ребята,
мы
продолжаем
свое
знакомство
с
причастием,
сегодня
вы
узнаете
удивительную
историю
о
короле
КОТОРОМ
и
принцессе
из
царства
ПРИЧАСТИЙ. Мы посмотрим, как образуются причастия, причастные обороты
и
даже
попытаемся
выступить
в
роли
корректора
и
обнаружить
ошибки
в
употреблении причастных оборотов.
В
далекой
стране
в
давние
времена
правил
король
КОТОРЫЙ.
Он
настолько был горд собою, что всем его подданным строго-настрого приказал
восхвалять везде его имя. Даже придворных его звали необычно – который
изучает,
который
рассказывает,
который
смеётся
,
который
читает,
который
думает,
который
танцует,
но
и
те
которые
оставили
службу
при
дворе,
не
потеряли своих имен: который бросил, который ускакал, который бежал, который
ушёл, который замолчал, который устал.
Невесёлой была жизнь в королевстве, где каждый ребенок был с рождения
КОТОРЫЙ, каждая крошка – КОТОРАЯ, каждое дитя – КОТОРОЕ…
Солнце, которое восходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые
щебетали, не радовали жителей, которые устали от капризов короля КОТОРОГО.
И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу
из царства ПРИЧАСТИЙ.
Он говорил ей:
- Я король, который любит.
- Любящий, - поправляла она.
- Я тот, который восхищается вами.
- Восхищающийся, - вторила она.
- Годы, которые мне остались…
- Оставшиеся…
- Я хочу посвятить вам.
- Хорошо, - ответила принцесса, - но только пусть каждый житель сам решает, кто
он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий…
Представьте, как обрадовались подданные короля!
2) Образовательная работа
Давайте
посмотрим,
что
произошло
с
именами
подданных
короля
после
вмешательства
принцессы
ПРИЧАСТИЕ.
(Учащиеся
выписывают
в
тетради
причастия и выделяют суффиксы)
3) Что же такое причастный оборот?
Причастие с зависимыми словами называется - причастным оборотом.
В
предложении
причастный
оборот
является
членом
предложения
–
определением.
Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на
письме запятыми.
Запомните,
что
в
причастный
оборот
не
входит
определяемое
им
существительное.
3.
Тренировочное упражнение
1) Осложненное списывание
Спишите, обозначая границы причастного оборота и расставляя пропущенные
знаки препинания.
1. Ветер, дувший с моря, всё усиливался.
2. Листва, сорванная с деревьев,
закружилась в вихре и стала подниматься кверху. 3. Мыс, возвышавшийся над
поверхностью озера, был похож на утюг.
Художник берёт кисти и краски. Подходит к холсту. Что он делает? Начинает писать картину.
Мы говорим: красками пишут, карандашами – рисуют.
Что ни пишет художник, он старается, чтобы на холсте выходило – как живое. Существует
легенда: однажды один греческий художник написал на картине гроздь винограда. Он оставил
картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград. Легенда
говорит о том, что художник с помощью красок может передать очень живо мир, который мы видим
вокруг себя.
Живопись – живописать (т.е. писать жизнь) – живописец.
Мир вокруг нас большой и разный. И каждый художник видит его по-своему и по-своему показывает
на холсте. Мы смотрим картины – и будто слушаем рассказы разных художников о мире, в котором
Сбегавшие с гор
ручьи
живём.
Живопись
помогает
увидеть
мир
зоркими
глазами
художника.
И
наши
глаза
от
этого
становятся зорче.
Как называют картины с изображением природы? ( Пейзаж).
Пейзажи мы встречаем на картинах и портретах, но часто художники пишут только природу. Это
пейзажисты.
Назовите имена известных вам пейзажистов (Юон, Левитан, Куинджи, Шишкин и др.)
Каждый пейзажист выбирает то, что ему по душе. И.К.Айвазовский всю жизнь писал море. Он
поднял на большую высоту мариниану. Художник, пишущий море, - маринист (лат. маринус –
морской).
Послушаем сообщение (ученика) об И.К.Айвазовском.
2.Рассказ ученика о живописце с использованием портрета художника и репродукций его картин.
ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ (1817 – 1900)
Сын купца из города Феодосии на побережье Чёрного моря. Родители не имели средств, чтобы
дать образование сыну. Помог в этом градоначальник Феодосии Александр Иванович Казначеев.
Человек мягкий и простой в обращении, тонкий знаток искусств, он оценил огромный талант
мальчика и позаботился о его будущем.
В 1831 году он определяет мальчика в симферопольскую гимназию, а для занятий искусством
нанял ему учителя – художника из Италии. Уже тогда было ясно, что Айвазовский – художник
моря. Целые дни до позднего вечера проводил он на берегу. Часто знакомые рыбаки брали его
собой в море, там он наблюдал, как оно меняется. То спокойное умиротворённое, то вдруг оно
запенится волнами. «Совсем как человек, думал он, - у людей ведь тоже неожиданно меняется
настроение».
Вскоре
Айвазовский
–
студент
Санкт-Петербургской
Академии
Художеств,
которую
заканчивает с большой золотой медалью. Основная тема картин – морской пейзаж. К 25 годам
приобрёл европейскую славу, в 27 – живописец Главного Морского штаба; в 29 – профессор.
Написал около 6 тыс. картин, объездил Европу, Америку, Восток, стал членом академии разных
стран, обладателем многих наград. Ему пожаловали дворянство. Друзьями были живописцы,
литераторы,
адмиралы,
сам
царь
часто
посещал
его
мастерскую.
В
31
(1848)
поселился
в
Феодосии, в доме возле моря. Здесь он создал «Девятый вал» (1850). Громадная волна бушующего
моря
готова
обрушиться
на
обломки
корабля
с
горсткой
людей.
Это
зрелище
страшно
и
одновременно прекрасно: грозная стихия воды с удивительным искусством передана тончайшими
оттенками цвета.
Айвазовский. «Девятый вал»
Художник часто писал по памяти и мог создать картину за 2 часа. Айвазовский любил широкие
панорамы на огромных холстах, сияющие краски, необыкновенные световые эффекты. Всю жизнь
оставался верен романтическому идеалу прекрасной одухотворённой природы.
Айвазовский обладал талантами архитектора, музыканта, поэта, археолога. Раскопанными им в
Крыму античными драгоценностями до сих пор гордится Эрмитаж в Петербурге.
Разбогатев, он помогал всем, кто нуждался, и превратил Феодосию из захолустья в цветущий
город.
Лучшая
коллекция
произведений
художника
принадлежит
картинной
галерее
Феодосии,
носящий его имя.
«Облака над морем» (1835),
«Штиль» (1837),
«Буря на Чёрном море» (1845),
«Вход в Севастопольскую бухту» (1851).
3.Работа над картиной И.Айвазовского «Чёрное море»
1)Работа с дидактическим материалом.
Перестройте предложения так, чтобы причастный оборот стоял после определяемого
слова.
Образец. Айвазовский написал прославляющие русских моряков картины. –
Айвазовский написал картины, прославляющие русских моряков.
1) В живописи нет другого более прославленного и любимого народом певца моря.
2) Проживший долгую жизнь художник написал около четырёх тысяч картин. 3) В молодости он
изображал безмятежную тишину залитого золотом солнечных лучей или серебристым светом луны
моря. 4) Позднее его увлекал кипящий штормом образ моря. 5) В старости он воспевал мужество
побеждающего бушующий океан человека. (По В.Носокину.)
Объясните расстановку знаков препинания.
Среди многих картин Айвазовского особенно выделяется картина «Чёрное море». На
картине бесконечное небо и беспредельный океан, оживлённый могучим движением воды. Бегут к
далёкому горизонту пенистые гребни высоких волн. Мы любуемся красотой суровой стихии, но
она
не
вселяет
в
нас
предчувствие
беды.
Грозная
сила
наполняет
зрителя
мужеством
и
уверенностью. Мы проникаемся верой в человека, всё побеждающего силой своего разума. (По В.
Носокину.)
4.
Закрепление. Слово учителя. Мы продолжаем наше путешествие. Конечно,
король КОТОРЫЙ очень известен, но всё же не так, как знаменитый Мавсол
из Галикарнаса. Давайте познакомимся удивительной историей памятника
архитектуры, который был 7-м чудом света и выполним упражнение.
Задание:
замените
сложные
предложения
простыми
предложениями,
осложнёнными причастными оборотами.
Образец: Галикарнасский
мавзолей,
который
был
причислен
к
семи
чудесам
света, очень интересен.- Галикарнасский музей, причисленный к семи чудесам
света, очень интересен.
1)
Это
шедевр архитектуры, который был возведён в IV
веке до нашей эры. (Это шедевр архитектуры, возведённый в IV веке до
нашей эры.)
2)
По некоторым свидетельствам, он был построен Артемисией, которая являлась
родной
сестрой
и
одновременно
женой
карийского
царя
Мавсола.
(По
некоторым свидетельствам, он был построен Артемисией, являвшейся родной
сестрой и одновременно женой карийского царя Мавсола.)
3)
Памятник этот был сделан из чудесного мрамора, который светился в темноте.
(Памятник этот был сделан из чудесного мрамора, светившегося в темноте)
4)
На
первом
этаже,
который
представлял
собой
прямоугольное
закрытое
помещение,
находилась
погребальная
камера.
(На
первом
этаже,
представлявшем
собой
прямоугольное
закрытое
помещение,
находилась
погребальная камера.)
5)
На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружён
колоннадой. (На глухие стены второго этажа был поставлен храм, окружённый
колоннадой.)
6)
На многоступенчатой пирамиде размещалась мраморная квадрига, которой
управляли
те,
чей
прах
покоился
внизу.
(На
многоступенчатой
пирамиде
размещалась
мраморная
квадрига,
управляемая
теми,
чей
прах
покоился
внизу.)
7)
Около двух тысяч с шестидесятиметровой высоты царская семья обозревала
город, который постепенно менялся у подножия мавзолея. (Около двух тысяч с
шестидесятиметровой высоты царская семья обозревала город, постепенно
менявшийся у подножия мавзолея.)
8)
Подобные
постройки,
которые
возводились
для
знатных
особ,
стали
называться мавзолеями. (Подобные постройки, возводимые для знатных особ,
стали называться мавзолеями.)
КВАДРИГА – двухколесная колесница, запряженная четырьмя лошадьми.
5.
Подведение итогов урока
Слово учителя. Сегодня мы приступили к изучению одной из самых интересных
тем в курсе русского языка. Мы попытались конструировать предложения с
причастными оборотами и исправлять ошибки.
6.СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА.
7.Домашнее задание
Написать сочинение- миниатюру про чудеса света.