Напоминание

"Формирование социальной успешности обучающихся на уроках иностранного языка "


Автор: Моор Ирина Викторовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ №4 г.Ишима
Населённый пункт: город Ишим, область Тюменская
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование социальной успешности обучающихся на уроках иностранного языка "
Раздел: полное образование





Назад




Формирование социальной успешности обучающихся

на уроках иностранного языка

Общество ставит перед учителем задачу обеспечить условия развития

целостной личности школьника. Чтобы быть успешным в современном мире, не

достаточно только иметь знания, нужно иметь опыт использования полученных

знаний для решения жизненных нестандартных задач. Поэтому учитель должен

не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и создавать

условия для освоения обобщённых способов действий и умений применять их в

жизни.

Для формирования социальной успешности на уроках иностранного языка

целесообразно использовать

личностно ориентированный подход, который

предполагает «развитие и саморазвитие личности ученика исходя из его

индивидуальных

особенностей

как

субъекта

познания»

[1

,с.317].

Под

формированием понимаются те качества

и свойства, которые возникают в

результате развития[2].

Формирование социальной успешности предполагает становление ученика

как субъекта деятельности. Самые существенные отличия субъекта от объекта

связаны с их отношением к среде. Субъект умеет влиять на свое окружение,

организовывать среду своей деятельности, общения. Субъект умеет делать выбор,

сознательно принимать решения, способен к личностному саморазвитию, а объект

всегда хочет слиться со средой, быть таким как все, объект перекладывает

ответственность на других [1].

Личностно-ориентированный подход предполагает гибкость в определении

целей,

учитывает

личностные

интересы

школьников,

их

индивидуальные

особенности и создает предпосылки для большей результативности обучения.

Главной

особенностью

личностно-ориентированного

подхода

в

преподавании иностранного языка в школе являются направленность на развитие

личности

учащегося

как

активного

субъекта

учебной

деятельности

и

всесторонняя

подготовка

его

к

непрерывному

процессу

образования

и

саморазвития в течение всей жизни. В своей педагогической деятельности мы

подбираем учебный материал с таким условием, чтобы он обеспечивал выявление

и преобразование личного опыта каждого ученика, расширял объём знаний,

позволял эти знания структурировать, интегрировать и обобщать. В ходе каждого

урока

стараемся

активно

стимулировать

учащихся

к

самостоятельной

деятельности, обеспечивая им возможность самообразования, саморазвития и

самовыражения, возможность выбора видов и форм выполнении заданий.

Для активизации познавательной деятельности учащихся

используются

проблемные вопросы и проблемные ситуации,

используется

внутренняя

противоречивость или неоднозначность текстов в учебнике. При подборе системы

учебных заданий учитывается их сложность, ведется обучение различным

приёмам их выполнения, показываются образцы продуктивного применения

опыта практической деятельности в процессе освоения иноязычной речи. В связи

с этим используются дидактические материалы двух видов: задания с указанием

готовых приёмов, которыми ученик должен воспользоваться; задания, в которых

ученику предлагается выполнить задачу, а затем описать способы её выполнения.

При предъявлении учащимся учебного материала, подлежащего усвоению,

перед учащимися ставится цель, определяющая организацию учебной работы.

Это

способствует

формированию

у

школьников

навыков

целеполагания,

планирования собственной деятельности.

Процессе обучения строится с использованием активных методов обучения,

например, применяются ролевые игры, организаторами которых становятся сами

учащиеся. Большой интерес у обучающихся вызывает построение монологов и

полилогов на основе алгоритмов, например:

I would like... (a banana, a cake, an apple) etc.

I like... tomatoes (potatoes, oranges, pears) etс.

Я постоянно обращаюсь к классу с вопросами типа:

Р1: How are you?

P2: Fine, thanks.

Р1: How old are you?

P2: I am 10.

Р1: Where are you from?

P2: I am from Russia.

Р1: What’s your hobby?

P2: Painting (computer games, photography, reading) etc.

Р1: What’s your favourite sports?

P2: My favourite sports are judo and basketball.

Р1: Would you like a cup of tea?

P2: Yes, please or no, thank you, etc.

Часто для объяснения нового материала привлекаются учащихся, которые

прекрасно справляются с поставленными задачами. При этом рождается знание,

которым владеет не только учитель, но и ученик, который при этом есть “творец”

этого знания; участник его порождения. При этих условиях усваиваемый

материал не обезличивается, а становится личностно-значимым.

В процессе обучения необходимо

стимулирование учащихся к

высказываниям,

использование

различных

способов

заданий

без

боязни

ошибиться, получить неправильный ответ, целесообразно привлекать к работе

всех учеников (а не только “хорошо успевающих), оценка деятельности ученика

должна осуществляться

не только по конечному результату (правильно –

неправильно), но и по процессу его достижения, создание педагогических

ситуаций

общения

на

уроке,

позволяющих

каждому

ученику

проявлять

инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание

обстановки для естественного самовыражения ученика.

В силу того, что предмет «иностранный язык» является одни из трудных

предметов, считаю необходимым осуществлять постоянный поиск различных

форм, методов и способов повышения мотивации учащихся к изучению

английского языка. Для достижения этой цели мы привлекаем учащихся к

участию в сетевых проектах, в научно-исследовательской работе по предмету, к

созданию презентаций.

Для достижения комфортного состояния каждым учащимся на уроке мы

учитываем психо-эмоциональное состояния

учащихся

на момент урока.

Эмоциональная активность достигается атмосферой психологического комфорта,

созданием ситуации успеха, тактичной коррекцией ошибок. В своей работе

использую технологию сотрудничества, которая, способствует формированию

творческих

способностей

учащихся.

Считаю,

что

улыбка,

доброта,

толерантность, умение быть интересным – эффективные педагогические средства.

В зависимости от этапа урока, вида деятельности и формы урока свою роль

определяю так: собеседник, исследователь, фасилитатор (человек, создающий

условия

для

учения),

консультант.

Рефлексивная

деятельность

учащихся

достигается тем, что даю возможность учащимся самостоятельно исправить свой

ответ или предлагаю другим детям сделать это, при неудачном исправлении

ошибок сама даю правильный ответ; воспитываю терпимое отношение к чужим

ошибкам для сохранения мотивации и уверенности учащихся в себе; откладываю

коррекцию до конца задания; стараюсь давать положительную оценку работе

учащихся;

у учащихся всегда есть возможность исправить оценку, либо

предоставить невыполненную сразу работу в течение недели.

Реализация личностно ориентированного подхода на уроках английского

языка способствует формированию социальной успешности обучающихся ,

которая проявляется в достижениях в учебе, во внеучебной деятельности, в

общественной активности в конструктивном взаимодействии с окружающими в

интересе к обучению, самореализации, в удовлетворенности отношениями,

психологическом комфорте.

Литература

1.

Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного

образования [Текст] / Е.В.Бондаревская .- Ростов на – Дну, Изд-во

ростовского педагогического университета, 2000.-352с.

2.

Ведерникова, Л.В. Общая педагогика в схемах и таблицах: учебное

пособие [Текст] / Л.В.Ведерникова .- Ишим: Изд-воИГПИ

им.П.П.Ершова,2007.-312с.



В раздел образования