Психологическая подготовка к концертному выступлению и проблема концертного волнения
Автор: Разумная Елена Алексеевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАУДО ЦЭВ "Вдохновение" Населённый пункт: Брянская обл. пгт. Климово Наименование материала: семинар Тема: Психологическая подготовка к концертному выступлению и проблема концертного волнения Раздел: дополнительное образование
ВВЕДЕНИЕ
Публичное выступление - это решающий момент в творческой жизни
исполнителя, это итог длительной работы музыканта (как зрелого, так и
начинающего) над произведением. И, конечно же, это необходимый этап в
системе обучения и становления музыканта, где все взаимосвязано:
воспитание музыкального мышления, творческого воображения, технических
навыков, памяти, сосредоточенности в режиме работы над произведением и
общей культуры.
Уже в период обучения вокалист должен привыкать к тому, что выступление -
это серьезное дело, за которое он несет ответственность перед слушателем,
перед автором произведения, перед самим собой и перед своим педагогом,
что вместе с тем это - праздник, лучшие минуты его жизни, когда он может
получить громадное художественное удовлетворение. Результаты публичных
выступлений оказывают огромное влияние на психику вокалиста и в большой
мере влияют на его дальнейшее продвижение и работу.
Несмотря на весь процесс воспитания, который проходит под сильнейшим
контролем педагога, концертное выступление в большей степени зависит от
индивидуальных способностей музыканта. Поведение на эстраде,
самочувствие во время игры, реакция на отношение аудитории - все это
выявляется у каждого исполнителя по-своему.
Зачастую на этом этапе происходят срывы, наносящие серьезные
психические травмы даже очень одаренным исполнителям, что подчас
служит причиной их отказа от сценических выступлений.
Рассматривая причины срывов, происходящих с исполнителем на сцене,
хочется подробнее остановиться на проблеме эстрадного волнения -
проблеме внутреннего раскрепощения «на людях», умения освободиться от
сковывающей нервной напряженности. К. Станиславский с тонкой
психологической наблюдательностью описывает мучительное и
противоестественное состояние, переживаемое актером на сцене: « Когда
человек — артист выходит на сцену перед тысячной толпой, то он от испуга,
застенчивости, ответственности, трудностей теряет самообладание. В эти
минуты он не может по-человечески говорить, смотреть, слушать, мыслить,
хотеть, чувствовать».
Волнение музыканта — исполнителя ничем не отличается от описанного
самочувствия актера; сознание ответственности, непривычная обстановка,
боязнь провала - все это дезорганизует творческие способности.
Для многих вокалистов и (тем более) учащихся концертное исполнение
является далеко не простым делом.
КОНЦЕРТНОЕ ВОЛНЕНИЕ
Проблему концертного волнения не обходит не один исследователь в
области музыкальной педагогики и психологии. Действительно, эта
проблема, проблема волнения, и такие вопросы — как избавиться от
излишнего волнения во время концертного выступления, как работать над
волнением в период подготовки к выступлению — являются ключевыми в
музыкальной педагогике и психологии. Так как воспитание артистических
способностей, а в частности и способности владеть собой в момент
выступления — одна из задач для педагога в формировании музыканта -
исполнителя.
Концертное волнение нужно рассматривать как разновидность
эмоциональных состояний, которые зависят от личностных особенностей
индивидуума. Есть две разновидности волнения: «волнение - подъем» и
«волнение-паника». Вследствие индивидуальных особенностей психической
организации каждого исполнителя, состояние волнения по - разному
отражается на качестве исполняемых произведений.
Одному волнение помогает блестяще справиться со своей творческой
задачей, способствует большей яркости исполнения, лучшему контакту
исполнителя со слушателем, то другому приходиться затрачивать массу
лишней энергии на преодоление волнения и при этом исполнитель не всегда
достигает желаемого результата, у многих волнение доходит до болезненного
состояния. Чаще всего это проявляется в нарушении скоростной регулировки,
теряется чувство темпа, нередко исполнителю кажется, что он поет очень
тихо, что его не слышно, и он начинает петь выше. Бывает обратное: гаснет
темперамент, исполнение становится бесцветным, беззвучным. Самое
страшное, если вдруг отказывает память. Иногда это сказывается не только на
двигательной памяти, но и на музыкальной. В первом случае может выручить
музыкальная, а во втором — двигательная. Если этого не случается, —
неизбежна остановка. Нередко, волнение-паника приводит к срывам, что
приводит к душевной травме исполнителя. Это состояние называют
«эстрадной болезнью». Неудачное исполнение рождает неуверенность в себе,
в своих силах и возможностях, «боязнь» плохо спеть, забыть текст,
остановиться.
ПРИЧИНЫ КОНЦЕРТНОГО ВОЛНЕНИЯ И
СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НИМИ
О концертном волнении, от которого многие страдают, очень точно сказал
Римский-Корсаков: оно обратно пропорционально степени подготовки.
Важно как можно лучше подготавливать вокалиста к концертам и не
выпускать их с «сырыми» произведениями, ведь срывы во время
выступлений приводят к появлению страха.
Эстрадная выдержка укрепляется эстрадной тренировкой. Пусть
учащийся споет меньшее количество песен в одно выступление, но пусть
почаще появляется на сцене. Огромную пользу принесет и многократное
повторение перед аудиторией одних и тех же музыкальных произведений.
Очень многие учащиеся нуждаются перед исполнением в психологическом
разыгрывании», музыкальное произведение начинает у них получаться лишь
со второго раза. Нужно научить вокалиста сосредоточиться до извлечения
звуков.
Что должен сделать педагог, чтобы воспитать у ученика хорошее
самочувствие? Как и когда должно происходить его знакомство со сценой?
Опытные педагоги и психологи считают, что приучать ребенка к сцене нужно
как можно раньше, с первых шагов обучения. Известно, в детском возрасте
формируются качества будущей личности музыканта - исполнителя. И очень
важно не упустить это время, когда психика ребенка направлена в основном
на выражение положительных эмоций, что является серьезной предпосылкой
для формирования ощущения удовлетворения от собственного исполнения,
удовольствия от общения со слушателями.
Очень важно для дальнейшего развития ребенка, чтобы самые первые его
выступления были удачными. Большое значение имеет выбор репертуара и
технические способности. Но даже менее удачное выступление не должно
вызывать отрицательную реакцию у педагога на ребенка. И со временем
должна сформироваться вера в свои силы и желание общения с публикой.
Именно это является важным в дальнейших успехах и формировании
музыканта-исполнителя.
Возвращаясь к причинам концертного волнения, следует рассмотреть —
такой момент, как непривычная обстановка.
Изменившаяся обстановка вызывает чувство дискомфорта и неуверенности.
Поэтому перед концертом необходимо позаботиться о предварительных
репетициях на сцене, так как каждый зал имеет свои акустические
особенности.
Еще одна особенность, о которой не следует забывать. Во время работы,
дома или в классе, мы позволяем себе петь «не в полную душевную силу»,
как бы упражняясь, проучивая. Я не исключаю этап проучивания
произведения, но чтобы произведение в конце занятия исполнилось в темпе,
словно на концерте, т.е. в присутствии воображаемых слушателей.
Многие музыканты считают, что работу над произведением нельзя считать
законченной, если оно не было исполнено публично несколько раз. На
раннем этапе можно приучать ребенка петь в присутствии других учащихся
или педагогов. Также полезно исполнить программу родным, знакомым.
Такие исполнения приучают сразу включаться в образ произведения,
вызывать в себе нужную эмоциональную настройку, достигать полной
сосредоточенности в процессе исполнения и т.д.
Весьма желательны пробные звукозаписи своего исполнения - пусть даже
самые любительские несовершенные. Именно в процессе такой проверки,
можно выявить свои недочеты, которые требуют последующей отдельной
проработки.
Высказывания К. Станиславского помогают шире взглянуть на вопрос о
мышечных фиксациях: «телесные «зажимы», даже в том случае, если они
явственно не сказываются на технике исполнения, сковывают его душевные
переживания и творческое воображение. Пока существует физическое
напряжение, - пишет Станиславский об актере, - не может быть речи о
правильном чувствовании и о нормальной душевной жизни роли». Для того,
чтобы помочь ребенку избавиться от мышечных перенапряжений, можно
выбрать такой путь: временно отказаться от «выразительного» исполнения.
Еще один совет, который дает А.Алексеев — «самые трудные места начинать
учить в первую очередь, так, чтобы они были подготовлены
заблаговременно».
Также существует психологический момент, стараться не акцентировать
внимание на технических проблемах ребенка, чтобы не сформировать в нем
комплекс, так как со временем, в процессе выучивания произведения,
таковые будут исчезать.
Собранность и сосредоточенность в значительной мере зависят от метода
художественно-педагогической работы с ребенком и от его собственной
повседневной систематической тренировки своего внимания. Но, несмотря на
все это, паническое волнение иной раз все сметает на своем пути, в том числе
и волю к сосредоточенности.
К.Станиславский ставит самообладание в зависимость от морального облика
исполнителя.
«Надо разъяснять, - пишет он, - что все эти волнения исходят из самолюбия,
тщеславия и гордости, из боязни оказаться хуже других». Ту же мысль
высказывают и музыканты. В ответ на вопрос, как бороться с нервозностью
на эстраде, И. Гофман среди прочего указывает: « Вы должны научиться
забывать свое драгоценное «я», а также «я» ваших слушателей и отношение к
вам...».
Концертные выступления требуют большой исполнительской воли и
выдержки, так как музыкант энергетически выкладывается. Надо уметь
мобилизовать всю свою энергию и вместе с тем умело ее расходовать. Для их
«тренировки» полезно повторять всю программу целиком несколько раз
подряд, при этом стараясь сохранить внимание, сосредоточенность и
контроль за энергетическими затратами.
Чаще всего исполнителя на сцене подводит память. Работа памяти
сильнейшим образом зависит от индивидуальных особенностей: от развития
слуха, чувства ритма, от развития техники и способности эмоциональных
переживаний.
Если процесс запоминания был выстроен правильно, и в запоминании
участвовали и слуховой, и зрительный, и моторный, и логический
компоненты памяти, момент забывания не станет катастрофой.
Есть несколько способов выучивания произведений наизусть, применяя
которые, можно достичь более прочного и осмысленного запоминания. Учить
надо начинать как можно раньше, с заучивания отдельных моментов,
предварительно, анализируя, выявив более неудобные технически и
гармонически эпизоды.
Работа памяти, в известной мере, зависит от эмоциональной значимости
воспринимаемого материала. Не для кого не секрет, что материал,
вызывающий интерес, запоминается легче и прочнее, чем тот, что
заучивается неохотно. Дело тут в том, что когда мы взволнованы, все наши
чувства обострены, мы видим и слышим острее, а когда мы видим и слышим
острее, то и запоминаем лучше.
Очень важно при подготовке к концертному выступлению правильно
распределить время, чтобы не было судорожного доучивания накануне
выступления. Произведение должно быть прочно выучено наизусть задолго
до этого. Но если срыв на сцене произошел — не нужно что-то повторять,
начинать сначала. Лучше всего сосредоточиться продолжать спокойно
дальше, помня о важности целостного восприятия произведения слушателем.
Готовясь к концертному выступлению, нельзя направлять внимание на
негативные эмоции. Главное средство борьбы с «волнением — паникой» - это
увлеченность своим делом. Как говорит К.Станиславский: «секрет-то,
оказывается совсем простой: для того, чтобы отвлечься от зрительного
зала, надо увлечься тем, что на сцене».
Нездоровый импульс иногда исходит от самого педагога. Вопросы и
замечания преподавателей: «Ты не волнуешься? А ты не боишься?», или «да
ты не волнуйся, ничего страшного тут нет» — часто вместо ободрения
приводят к болезненному возбуждению некоторых учащихся. Если педагог
волнуется, то свое волнение он обязан искусно скрывать, чтобы не заразить
им ребенка. Конечно, способы психологического воздействия на ученика
непосредственно перед концертом зависят от его характера и самочувствия в
данный момент. В одних случаях нужно подбодрить, вселить в ребенка
уверенность в сильных сторонах его исполнения, опуская недостатки, в
других — разрядить чрезмерное напряжение шуткой, но если ребенок
распустил нервы, чтобы привести его в себя, возможен даже окрик. Главная
задача педагога в психологическом воздействии на ребенка — переключить,
переориентировать «волнение-панику» на «волнение - подъем».
Полезно говорить о волнении как обязательном спутнике хорошего
выступления. Многие артисты говорят о том, что если перед концертом
исполнитель не волновался, впоследствии оказывалось, что концерт был не
из удачных. Благодаря таким беседам волнение приобретает другой характер:
уходит слепой страх, на его место приходит осознание волнения как чувства
нормального, естественного в данной ситуации и даже в чем-то полезного.
После концерта нужно обязательно отметить положительные стороны
выступления, поддержать ребенка. Особенно, когда речь идет о подростках —
их эмоциональное состояние нестабильно и все реакции обострены.
Подробное обсуждение концертного выступления лучше проводить не сразу
после концерта, а в последующие дни, похвалить за удачи, наметить пути
исправления недостатков. Отмечая положительные моменты, мы
способствуем более свободному поведению ребенка на сцене, развитию его
артистизма. Нужно научить будущего музыканта преодолевать временные
неудачи.
Вспомним слова М. Лонг: «Не падать духом — вот в чем была моя опора в
жизни».
Рассмотрев причины концертного волнения, можно сказать, что большую
роль для успешного выступления играет правильный психологический
настрой музыканта, который влияет как на эффективность работы, так и на
стабильность выступления.
По мнению Г. Когана — психологический настрой «...имеет значение весьма
важное, гораздо большее, чем обычно думают, часто большее, чем обычно
думают, часто решающее… определяющее успех или неуспех… Это не
значит, что правильной настройки достаточно для достижения успеха в
занятиях: это значит, что она — необходимое условие для достижения
полного наибольшего успеха, условие, нарушение которого подчас,
достаточно, чтобы потерпеть неудачу»
Важнейшим фактором успешной работы является целенаправленность
действия. Г.Коган выдвигает три основных аспекта способствующих
наибольшей продуктивности самостоятельной работы: направление
внимания на цель, сосредоточенность, страстное стремление к цели —
желание. К этому он добавляет также режим работы — как разновидность
творческой деятельности человека, требует умения распределять свои силы и
время.
Итак, «направление внимания на цель — первое условие успеха в работе»... «
ясно намеченная цель, ясно поставленная, ясно сознаваемая цель — первое
условие успеха в работе какой бы то ни было». В исполнительстве это
означает: «Слушай мысленно ту музыку, которую ты собираешься исполнять,
представляй себе то звучание, какое хочешь извлечь». Но нельзя видеть перед
собой только конечную цель — исполнение произведения целиком. Такая
необходимость возникает лишь в первый период «знакомства» с
произведением и в завершающий период — период «шлифовки». Средний же
период требует расчленения музыкальной ткани на более мелкие «куски».
Второй аспект, способствующий продуктивной работе:
сосредоточенность. Намеченную цель требуется воплотить при
непосредственной работе за инструментом, тут и выявляется второе условие
успешности работы — сосредоточенность. Известно, что разница между
работой, проходившей с полной сосредоточенностью, когда исполнитель не
видит и не слышит ничего вокруг себя и занятий, отличается от работы в
«полусосредоточенности». Лишние мысли приводят к рассеянности
внимания и порождают лишние движения, тем самым, приводя к
неполноценности результатов.
Однако, продолжительность работы с полной сосредоточенностью имеет
свой предел для каждого музыканта и зависит от его индивидуальных качеств
(возраста, уровня мастерства, физического и душевного самочувствия,
окружающей обстановки, случайных обстоятельств). Этот предел является
как бы сигналом для смены работы, необходимости отдыха. «Ум как и глаз,
устает, если долго сосредотачиваться на одном предмете..., далеко не все
отдают себе отчет в том, что перенапряженное внимание утрачивает остроту
воспринимаемости, а это обстоятельство в свою очередь может привести к
искажению запечатлеваемого образа».
И. Гофман говорит: Сосредоточенность — это первая буква в алфавите
успеха. Мастером становится лишь тот, кто оказывается в состоянии навести
порядок в собственном мозгу, успокоить на время толпу, теснящихся в
воображении, образов, удержаться в «очереди» нетерпеливых их просителей
воплощения». Важно «… не только уметь видеть, но и уметь не видеть, уметь
временно закрыть глаза на многое... сузить свой круг внимания, собрать
последнее в «фокус», сосредоточиться на ближайшей «малой» цели».
Но и самая верная постановка цели, и самая наивысшая сосредоточенность
окажутся ненужными, если отсутствует желание к достижению конечной
цели.
Поэтому желание — есть третье условие успеха в работе. Желание не
должно проявляться как кратковременный порыв. Стремление к победе
только тогда становится полноценным, если обладает стойкостью. Такому
желанию не страшны трудности и препятствия и, несмотря на ряд
объективных причин, которые оказываются действительно непреодолимыми,
подавляющее большинство неудач в искусстве (и не только в искусстве)
происходит от переоценки внешних препятствий и недооценки внутренних
достоинств. « Если вы перед встающим препятствием жизни
останавливаетесь в страхе и сомнениях, вы почти всегда побеждены» —
говорит К. Станиславский. «Желание — есть приказ сознания,
мобилизующий, бросающий в бой все силы организма, приводящий в
действие скрытые резервы огромной мощности, неведомо таящиеся в каждом
человеке и прокладывающие непредвиденные пути к победе». Желание
успеха не есть критерий хорошего исполнителя. «Страстное увлечение,
страстная влюбленность не только в цель, но и в труд, ведущий к этой цели
— один из ярких отличительных признаков таланта» — говорил И. Гофман.
«Только такая страсть, страсть перешедшая в сосредоточенный труд, в
методичнейшие упражнения, яростное хладнокровие которых питается
высоким каналом неумирающего « хочу», - только такая страсть имеет цену в
искусстве, только она рождает умение».
Да, мы разбираем некоторые средства борьбы с волнением, но главное,
чтобы, выходя на сцену, исполнитель верил в себя, в свое исполнение. Надо
развивать радостное отношение к концертному выступлению, чтобы оно
было праздником, а не «страшным судилищем». Не нужно бояться
эмоциональных выступлений, ибо бояться их — значит бояться жизни.
Эмоция — это выражение жизни и не иметь их, значит не жить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хочется сказать, что, конечно, приобретение уверенности на
сцене — это длительная работа музыканта. Но часто от повышенного чувства
ответственности происходят срывы на сцене. Замечательный альтист и
педагог В.В. Борисовский напутствовал своих учеников перед выступлением:
«Не играй лучше, чем ты можешь», - снимая тем самым излишнюю
установку на максимум исполнения, приводящую к зажатости.
Полная отдача воплощению музыкального образа, процесс открытия, показ
прекрасного в произведении, бережность к каждой детали и жажда выявить
это в реальном звучании — вот путь преодоления сценического страха.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. З .Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной
системы. Л. 1974.
2.Гофман И. Фортепианная игра. М. 1961.
3.Коган Г. У врат мастерства. М. 1977.
4.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М. 1987.
5.Станиславский К. Работа актера над собой. М. 1938.
6.Струве Б. Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов.
М. 1959