Авторы: Семенова Ольга Владимировна, Еремеева Марина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад" N-16 Рябинушка "
Населённый пункт: Шумерля Чувашская Республика
Наименование материала: "Правила дорожные соблюдать положено"
Тема: Правило дорожного движения
Дата публикации: 19.07.2024
Раздел: дошкольное образование
Еремеева Марина Александровна
Семенова Ольга Владимировна
Методическая разработка по ПДД в старшей группе «Правила дорожные знать
детям всем положено».
Вид проекта: информационно - познавательный
Сроки реализации: краткосрочный.
Объект проекта: совместная работа воспитателя, детей и родителей.
Предмет проекта: процесс воспитания и обучения.
Участники проекта: дети 5-6лет, родители воспитанников, педагог.
Актуальность
Зачастую
причиной дорожно-транспортных
происшествий
бывают дети.
Поэтому обеспечение безопасности движения становиться все более важной
государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная
подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей.
Важно данную проблему решать вместе с родителями. Так как ребенок всегда
находится рядом со взрослыми. И если родители нарушают правила дорожного
движения, то они как бы негласно разрешают нарушать их своим детям.
Цель:
Сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного
поведения на улице, знание правил дорожного движения.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить с дорожными знаками: предупреждающими,
запрещающими, информационно-указательными.
- Познакомить детей с правилами дорожного движения.
Развивающие:
- Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность
и осмотрительность на дороге;
- Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию
1
коммуникативных навыков;
Воспитательные:
- Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
Предполагаемые результаты
Работа с родителями:
Дети, родители педагог.
Формирование знаний о дорожных знаках;
Соблюдение элементарных ПДД. Тесное сотрудничество с педагогами;
Расширение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного
поведения детей на дорогах. Повышение знаний по безопасности; взаимосвязь с
родителями по созданию совместных проектов.
Консультации
«Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости»
«Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»
«Дорожная азбука»
Памятка родителям
«Обучение детей наблюдательности на улице»
«Причины детского дорожно-транспортного травматизма»
Этапы реализации проекта:
1 этап: «Подготовительный»
Подбор детской и методической литературы, наглядного
материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки); дидактических игр, занятий.
2. Подготовка материала для продуктивной деятельности.
3. Подбор информации через интернет (правила поведения детей на дорогах).
4. Пополнение предметно-развивающей среды.
5. Встреча с родителями «Знакомство с проектом».
2 этап: «Основной» (работа над проектом)
1. Беседы
• «Безопасность на дороге».
2
• «Знаки дорожные помни всегда».
• «Осторожно, дорога!».
• «Транспорт на улицах города».
• «Правила для пассажиров».
2. Составление творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы все дорожные
знаки исчезли?»; «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного
движения?»; «Истории в транспорте»; «Интересный случай на дороге».
3. Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций «Дорожные знаки», «Дети
и дорога», «Безопасность на дороге».
4. Конкурс «Лучший пешеход», «Хорошо-плохо».
5. Экскурсия по главной улице села, к пешеходному переходу. Наблюдение за
уличным движением. Знакомство с понятием «Площадь», «Перекресток».
6.
Организация
сюжетно-ролевой
игры «Улица», «Правила дорожного
движения».
7. Дидактические игры: «Дорожные знаки», «Светофор», «Угадай-ка», «Наша
улица», «Логическая дорожка», «Поставь дорожный знак», «Будь
внимательным», «Правильно разложи», «Узнай по описанию».
8.
Подвижные
игры: «Пешеходы
и
автомобили», «Дорожные
знаки
и
автомобили», «Светофор» и другие.
3 этап: «Заключительный»
1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
Правила дорожные знать детям всем положено
(Слайд №1)
Среди
всех
участников
дорожного
движения
самым
подвижным
и
непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок.
(Слайд № 2)
В каждом дошкольном учреждении в каждой группе оформляется уголок
безопасности с информацией для родителей и с выставкой детских работ. При
обучении детей правилам дорожного движения, охватываются все виды
3
деятельности: прогулки, экскурсии, беседы, обсуждения ситуаций, наблюдения,
заучивание стихотворений, чтение художественных текстов, настольные и
дидактические игры, которые помогают детям закрепить полученные знания
о правилах дорожного движения.
(Слайд № 3,4)
Ребята с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры, игры-инсценировки
«Безопасность на дороге», «Поставь дорожный знак», участвуют в игровых
ситуациях «Пешеходы и водители», потому что в игровой форме запомнить
гораздо проще, легче и интереснее.
Основная причина всех несчастных случаев с детьми на дороге заключается в
несоблюдении правил дорожного движения и низкой культуре поведения, как
водителей транспортных средств, так и детьми. Основными причинами ДТП по
неосторожности детей чаще всего становятся: нарушение правил перехода
проезжей
части
(61,9%);
неподчинение
сигналам
светофора
(11,8%);
неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев (15,3%); игра на
проезжей части (4,2%); неумелое управление велосипедом (3,0%).
(Слайд №5)
На улице воспитанники закрепляют:
- умения называть и показывать проезжую часть, тротуар,
-знания о дорожных знаках и их классификации,
-правила безопасного поведения на улицах и в транспорте, правила перехода
перекрёстка.
Бывает зачастую и так, что именно родители подают плохой пример своим
детям: переходят проезжую часть дороги в местах, где это запрещено, сажают
детей, не достигших 12 лет, на передние сиденья своих автомобилей. Все это
ведет к росту детского дорожно-транспортного травматизма. Еще одна
распространенная ошибка родителей – действия по принципу «со мной можно».
Если Вы показываете ребенку на собственном примере как перебежать на
красный, будьте уверены, оставшись один, он попытается повторить этот трюк.
(Слайд № 6)
4
В группах детского сада проводятся тематические беседы: «Дети и дорога»,
«Кого называют пешеходом, водителем и пассажиром», «Как правильно
переходить улицу», «Для чего нужны дорожные знаки». «Что было бы, если не
было бы… пешеходных переходов. Ребята знакомятся с предупреждающими,
запрещающими и указательными знаками, с целью формирования умения
различать их, узнавать на картинках, дороге. Частой ошибкой, является
неправильный подход к началу беседы. Говорить с детьми об опасностях дороги
излишне строгим тоном неэффективно. В таком случае, ребенок не будет
заинтересован в беседе и в результате усвоит лишь малую часть информации.
В экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед
срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходности,
незащищенности, он просто теряется. Чем труднее ситуация для ребенка, и чем
большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить,
тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И,
таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок
медленнее и неправильно принимает решение.
(Слайд №7,8)
Рассматривание иллюстраций по теме «Улица», целевая прогулка по улицам
города, составление коллективного рассказа «Как мы гуляли по улицам города».
Всё это закрепляет представление о назначении светофора, его сигналах, цвете,
закрепляет умение действовать по сигналу. Во время бега наш мозг не
воспринимает столько предметов, сколько во время спокойного состояния, а
мозг ребенка вообще не способен регулировать движение более трех предметов,
тогда как мозг взрослого фиксирует движение до 10 предметов. А можем ли мы
смотреть по сторонам во время бега? Конечно, нет! Поэтому так важно
выработать у детей устойчивый навык, при переходе продолжать наблюдать за,
дорогой в обе стороны! Ведь улица непрерывно меняется.
(Слайд № 9)
5
Совместные мероприятия педагогов с дорожными полицейскими способствуют
выработке у детей прочных навыков безопасного поведения на улицах города,
знакомству с большим и разнообразным миром взрослых профессий.
Во время таких встреч дети рассказывают инспектору, как безопасно добраться
до детского сада, перейти дорогу, как правильно вести себя на остановке. Ребята
с интересом слушают гостя, рассказывают ему, что знают о светофоре и
пешеходном переходе.
Наша главная задача состоит в том, чтобы
дать своим воспитанникам
качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей
культуры, в том числе и культуры на дороге.
(Слайд № 10)
Работа с родителями ведется в течение всего года. В летний период особое
внимание уделяем индивидуальным беседам с родителями, отправляющимися в
другие города со своими детьми.
В течение учебного года проводятся лекции, беседы, анкетирования по ПДД.
Совместная работа педагогического коллектива детского сада, сотрудников
ГИБДД и родителей, несомненно, дает свои положительные результаты в деле
предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
(Слайд №11)
Фликер (светоотражатель) на одежде - на сегодняшний день реальный способ
уберечь ребенка от травмы на неосвещенной дороге. Фликеры изготовляют в
виде смайликов, игрушек, пластин, значков, плоских подвесок, брелков и
наклеек. Поэтому они понравятся не только маленьким детям, но и подросткам.
Дизайн большинства из них – молодёжный, яркий, привлекающий внимание.
Поверхность фликера ребристая, она выполнена из специального пластика,
который «ловит» свет и отражает его. Вот почему их еще называют
«световозвращателями». Они отражают свет в темноте и помогают увидеть
пешехода в ночное время быстрее. При езде с ближним светом расстояние, при
котором можно заметить пешехода, равно 25-30 метров, а если у человека есть
фликер, то оно увеличивается до 130-140, а иногда и 200 метров.
6
(Слайд №12,13)
Во многих странах светоотражающие элементы в детской одежде стали одним
из обязательных элементов национальных программ в области дорожной
безопасности. Эта мера уже доказала свою эффективность.
Фликер – это, в первую очередь, - наша безопасность на дороге. Однако
полагаться только лишь на фликеры тоже не стоит. Это всего один из способов
пассивной защиты пешехода, обеспечения его безопасности на дороге. У детей
дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на
дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний,
желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед
реальными опасностями, в частности на улицах. Поэтому уже в детском саду
необходимо изучать с детьми правила дорожного движения, формировать у них
навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города.
Планомерную и систематическую работу по обучению безопасному поведению
на дороге необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте.
Данная работа направлена на решение задач формирования навыков безопасного
поведения на улице у детей дошкольного возраста.
Самое главное - это воспитание грамотного пешехода!
7