Автор: Журавлева Елена Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФГКПОУ "Ломоносовский морской колледж ВМФ" Минобороны России
Населённый пункт: СПБ Ломоносов
Наименование материала: Учебно-методическое пособие.
Тема: Судовые спасательные средства индивидуального и коллективного использования.
Раздел: среднее профессиональное
Федеральное государственное казенное профессиональное
образовательное учреждение
«Ломоносовский морской колледж Военно-Морского Флота»
Министерства обороны Российской Федерации
Учебно-методическое пособие:
СУДОВЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО И КОЛЛЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.
Предназначено для курсантов и слушателей всех специальностей,
изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности»
Автор-составитель
Преподаватель Ц (ОПД)
Журавлева Е.И.
город Ломоносов
2024 год
Содержание
1.
Вступление …………………………………………………… с.3
2.
Общие требования к судовым спасательным средствам. ….. с.3
3.
Индивидуальные спасательные средства:
спасательные круги, ……………………………………….. с.
спасательные жилеты, ……………………………………... с.7
гидрокостюмы, ……………………………………………... с.10
теплозащитные средства, ………………………………….. с.11
спасательные сети ………………………………………….. с.12
4.
Коллективные спасательные средства:
Спасательные шлюпки, …………………………………… с.13
Специальные спасательные отсеки (плот-каюты), ……… с.19
Спасательные плоты, ……………………………………… с.19
Спасательные приборы. …………………………………… с.24
5.
Снабжение спасательных шлюпок и спасательных плотов. с.25
6.
Заключение …………………………………………………… с.29
2
Вступление
На морях и океанах с давних пор действует непреложный закон — при
авариях на первом месте стоит спасение жизни человека. Спасательные сред-
ства, применяемые на судах, делятся на индивидуальные и групповые.
Индивидуальные спасательные средства — это средства, рассчитанные
на использование одним человеком. В эту группу входят как персональные
(спасательные жилеты и гидрокостюмы), так и средства, которые могут быть
использованы любым человеком по мере необходимости (спасательные кру-
ги, защитные костюмы и теплозащитные средства). А к коллективным спаса-
тельным средствам относятся как активные спасательные средства (дежурная
шлюпка, скоростная дежурная шлюпка, свободнопадающая шлюпка), так и
пассивные (плоты, плот-каюта, плавучие спасательные приборы).
В данном учебно-методическом пособии рассказано о современных су-
довых спасательных средствах, их устройстве, снабжении и правилах пользо-
вания ими.
Общие требования к судовым спасательным средствам:
Судовые спасательные средства - это совокупность предусмотренных на
судне средств для спасения людей, терпящих бедствие, с момента оставления
ими судна. Они делятся на индивидуальные, коллективные и специальные.
3
Комплектация судов спасательными средствами производится в соответ-
ствии с требованиями международной Конвенции СОЛАС-74(международ-
ная Конвенция по охране человеческой жизни на море), которая определяет
минимальный уровень требований. Помимо требований конвенции каждая
страна устанавливает национальные правила, которые могут отличаться от
требований СОЛАС- 74, но не могут быть мягче.
Согласно Правилам Российского морского регистра судоходства спаса-
тельные средства индивидуального и коллективного использования должны
удовлетворять следующим требованиям:
1.
Изготавливаться из материала, одобренных Регистром,
2.
не приходить в негодность при хранении их при t воздуха от -30 до +
65 C;
3.
работать при t воды от – 1 до + 30С;
4.
быть стойкими к гниению, коррозии и выдерживать чрезмерное воз-
действие морской воды, нефти или грибков;
5.
быть стойкими к длительному воздействию солнечных лучей (не те-
рять своих качеств);
6.
иметь такой цвет, который будет виден всюду для обнаружения людей;
7.
быть снабженными световозвращающим материалом;
8.
иметь четкую маркировку, указывающую на срок службы или дату,
когда они должны быть заменены,
9.
иметь защиту, где это необходимо от повреждений и телесных травм
при коротком замыкании цепи эл. тока;
4
10. удовлетворительно работать на волнении (если они для этого предна-
значены)
таблица: классификация спасательных средств.
Индивидуальные спасательные средства:
1.
спасательные круги;
2.
спасательные жилеты;
3.
гидрокостюмы;
4.
теплозащитные средства;
5.
спасательные сети.
Индивидуальные спасательные средства предназначены для того, чтобы
в течение относительно короткого промежутка времени поддержать спасаю-
щегося на плаву, а иногда и предохранить от переохлаждения.
Спасательный круг является одним из старейших средств индивиду-
ального использования.
На заре мореплавания использовались такие спасательные круги: шкуры
животных заполнялись древесиной или пробкой.
Конкретное число спасательных кругов определяется требованием Кон-
венции СОЛАС- 74 и Правилами по оборудованию морских судов Россий-
ского морского Регистра судоходства.
Суда снабжаются спасательными кругами в зависимости от своей дли-
ны. На транспортных судах морского флота имеется от 8 до 14 спасательных
кругов, а на пассажирских судах - от 8 до 30.
Длина судна м.
минимальное кол- во спасат. кругов
до 30
4
от 30 до 100
8
от 100 до 150
10
от 150 до 200
12
200 и более
14
Пассажирские суда
5
до 60м.
8
от 60 до 120
12
от 120 до180
18
от180 до 240
24
240 и более
30
Современный спасательный круг представляет собой жесткий пенопла-
стовый объем, который обшивается тканями из синтетического волокна.
Спасательный круг должен удовлетворять следующим
требованиям:
1.
наружный диаметр должен быть не более 800 мм, а внутренний –
не менее 400 мм, масса - не менее 2,5 кг.;
2.
способен поддерживать на плаву железный груз массой не меньше
14,5кг в течение 24 часов (примерно равный весу 2-х человек в воде) ;
3.
иметь леер диаметром не меньше 9,5мм и длиной не меньше 4-х
наружных диаметров спасательного круга. Леер должен закрепляться
по периметру круга в 4-х местах на равном расстоянии друг от друга;
4.
изготавливаться из плавучего материала (плавучесть не должна
обеспечиваться тростником, пробковой стружкой или крошкой, дру-
гим рыхлым материалом или надувными воздушными камерами);
5.
круг, помещенный в открытое пламя на 2сек. не должен гореть
или плавиться;
6.
иметь такую конструкцию, чтобы выдерживать сбрасывание в во-
ду;
7.
должен быть окрашен в оранжевый цвет; на круг нанесены печат-
ными буквами название судна и порт приписки судна. С. круг снаб-
жен с каждой стороны полосами из светоотражающего материала.
6
Спасательные круги со спасательным линем и с самозажигающимся огнем.
Кроме того, к комплекту судовых спасательных кругов предъявляют до-
полнительные требования:
1.
По меньшей мере один из спасательных кругов на каждом борту
судна должен иметь спасательный линь длиной равной двойному
расстоянию от места установки круга до поверхности воды, но не
меньше 30м.
2.
Не меньше половины всех спасательных кругов должны быть
снабжены самозажигающимися огнями и продолжительность го-
рения должна быть не меньше 2-х часов.
3.
Не меньше 2-х кругов должны иметь автоматически действующие
дымовые шашки, которые дают дым оранжевого цвета в течении
не меньше 15 мин.
Спасательные круги равномерно распределяют по бортам судна в легко
доступных местах, в любой момент они должны быть готовы к применению.
По меньшей мере 1 спас. Круг должен размещаться вблизи кормы судна.
А спасательные круги с самозажигающими огнями и автоматически дей-
ствующими дымовыми шашками располагают на крыльях ходового мостика.
Они не должны снабжаться линями.
Тактика использования спасательного круга:
1.
Доплыть до круга и взяться двумя руками за его поверхность;
2.
нажимая руками на круг, опрокинуть его через голову на себя;
3.
положить руки на поверхность круга и занять удобное положение.
Спасательные жилеты.
Существуют жесткие и надувные спасательные жилеты.
7
рис.
Жесткий спасательный жилет
рис. Сигнальная лампочка и батарея спасательного жилета
Комплектация жесткого спасательного жилета должна соответствовать
требованиям СОЛАС- 74. Это жилет с водоизмещающим наполнителем (по-
крытый влагостойкой тканью оранжевого цвета). Жилеты снабжены сигналь-
ным свистком и электрической лампочкой с длительностью горения не мень-
ше 8 часов.
Кроме жестких спасательных жилетов применяют надувные жилеты.
Они имеют 2-е отдельные камеры, которые при погружении в воду на-
дуваются автоматически от баллончика с газом. При необходимости такие
жилеты надуваются ртом, для чего предусмотрена гибкая трубка с мундшту-
ком.
Число спасательных жилетов должно быть е меньше числа людей, нахо-
дящихся на судне. Кроме того, на местах несения вахты (ходовом мостике,
машинном отделении, радиорубке) должны находиться дополнительные спа-
сательные жилеты, т.к. вахтенный состав по тревоге не может покинуть свои
места.
(для справки: на пассажирских судах жилетов должно быть на 5%
больше общего числа людей на судне. Кроме того, дополнительно входят
детские жилеты- 10% от числа пассажиров или больше. Т.е. на каждого ре-
8
бенка должен быть спасательный жилет. Детские жилеты имеют меньший
размер и надпись: « для детей »).
Существует множество типов спасательных жилетов, причем некоторые
устаревшие конструкции могут представлять опасность при использовании.
Независимо от конструкции спасательный жилет должен удовлетво-
рять следующим требованиям:
1.
Не меньше 75% людей, совершенно не знакомых со спасательным
жилетом, должны правильно надеть его, в течение 1 мин. без по-
сторонней помощи, подсказки или предварительной демонстрации
надевания.
2.
После демонстрации надевания все лица должны правильно надеть
его в течение 1 мин.
3.
Должно быть совершенно ясно, что его можно надевать лишь на
одну сторону и должна быть исключена вероятность неправильно-
го надевания.
4.
Он должен быть удобным при ношении.
5.
Взрослый человек в спасательном жилете должен смочь проплыть
небольшое расстояние и забраться в спасательную шлюпку
6.
Если человек находится в бессознательном состоянии, то спаса-
тельный жилет должен обеспечить всплытие и переворот лицом
вверх за 5сек.
7.
Если человек находится в бессознательном состоянии, то спаса-
тельный жилет должен поддерживать его на плаву так, чтобы рот
находился над водой на высоте около 12см., а тело было отклонено
назад от вертикального положения на угол от 20 до 50
8.
При прыжке в воду с высоты 4,5м. жилет не должен причинять
повреждений спасающемуся.
Порядок использования спасательного жилета:
Взять жилет со штатного места и проверить полноту комплектации
(наличие лампочки в фонарике, присоединение проводов к бата-
рейке, наличие сигнального свистка, наличие пробок, закрываю-
щих отверстия в батарейках, состояние ремней и пряжек);
Надеть жилет, расправить его;
Застегнуть ремни или завязать лямки.
9
При прыжках в воду необходимо:
1.
Осмотреть место предстоящего приводнения;
2.
крепко прижать жилет к груди руками, отжимая его вниз;
3.
сделать глубокий вдох;
4.
прыгнуть ногами вперед, держа их вместе или скрестив,
слегка согнув;
5.
прыжок выполнять, закрыв глаза, голову держать прямо.
Гидротермокостюмы.
Основной недостаток спасательных жилетов - полное отсутствие тепло-
защиты, поэтому время выживания терпящих бедствия, одетых в спасатель-
ные жилеты, полностью зависит от t морской воды и в зимнее время исчисля-
ется минутами. В последние годы на судах в качестве спасательного снабже-
ния стали применять гидротермокостюмы.
В настоящее время существует 2 вида гидротермокостюмов:
1.
изолирующий; он не обладает плавучестью и поэтому требует
надевания поверх гидротермокостюма спасательного жилета.
2.
поддерживающий и изолирующий – он совмещает функции гид-
ротермокостюма и спасательного жилета.
В соответствии с международными требованиями гидротермокостюмы
предназначены только для лиц, работающих в дежурно- спасательной шлюп-
ке. Но все больше наблюдается тенденция снабжения гидротермокостюмами
всего экипажа судна.
По правилам Регистра для каждого члена команды дежурной шлюпки
должен быть предусмотрен гидротермокостюм или специальный защитный
костюм.
Гидротермокостюмы изготавливаются из водонепроницаемого материа-
ла.
Гидротермокостюм должен удовлетворять
следующим требованиям:
10
1.
чтобы его можно было самостоятельно распаковать и надеть без
посторонней помощи за 2мин. вместе с одеждой и если требуется
спасательным жилетом.
2.
Чтобы гидротермокостюм закрывал все тело, кроме лица. Руки
также должны быть закрыты, если не предусмотрены перчатки,
которые прикреплены к гидротермокостюму.
3.
Чтобы гидротермокостюм, помещенный в открытое пламя на 2-е
сек. не должен гореть или плавиться.
4.
При прыжке в воду с высоты 4,5м. в гидротермокостюм не долж-
но попадать много воды.
Некоторые гидротермокостюмы снабжены прозрачными капюшонами,
предохраняющими лицо от попадания брызг.
Костюмы изготавливаются различных размеров по росту и объему гру-
ди с интервалом не больше 10см.
В маркировке гидротермокостюма указывается гарантированное время
теплозащиты:
- в костюме ГТК- 1 при t воды 5 С за 1час t тела не должна падать бо-
лее, чем на 2 С;
- в костюме ГТК- 6 при t воды 0,2 С за 6часов t тела не должна падать
более, чем на 2 С.
Порядок использования гидротермокостюма:
1.
Достать костюм, осмотреть его, проверить его комплектацию;
2.
надеть штанины и застегнуть хлястики на ногах;
3.
продеть руки в рукава и надеть перчатки;
4.
надеть капюшон, выжать воздух из штанин и застегнуть герметиче-
скую молнию;
5.
застегнуть пояс и обтюратор;
6.
перед прыжком в воду закрыть лицо перчатками.
Полное обеспечение экипажа гидротермокостюмами значительно повы-
шает шансы на спасение при гибели судна.
Индивидуальные теплозащитные средства.
Индивидуальные теплозащитные средства изготавливают из водонепро-
ницаемого материала с низкой теплопроводностью в виде костюмов или
мешков.
Теплозащитное средство закрывает все тело, за исключением лица и
предназначено для восстановления t тела человека, побывавшего в холодной
воде. Теплозащитное средство должно выполнять свои функции при t возду-
ха от -30 до +20 С.
11
В снабжение каждой спасательной шлюпки и плота должны входить теп-
лозащитные средства в количестве 10% вместимости людей, но их не должно
быть меньше 2-х.
Теплозащитное средство должно быть таким, чтобы его можно было рас-
паковать и легко одеть без посторонней помощи в коллективном спасатель-
ном средстве.
Вывод: гидротермокостюмы и индивидуальные спасательные средства
предназначены для предупреждения гипотермии (переохлаждения) людей.
Они применяются как при проведении спасательных операций, так и при ор-
ганизации работ в холодной воде.
Спасательные сети.
Оказать помощь человеку, терпящему бедствие в море, при помощи тра-
диционных спасательных средств довольно сложно. Требуется специальное
маневрирование судна и спуск на воду спасательной шлюпки, на что затрачи-
вается немало времени. Особенно усложняются операции по тревоге «Чело-
век за бортом» в штормовых условиях и при низкой t воды, когда время вы-
живания человека в море крайне ограничено.
На некоторых судах, особенно рыболовных, применяют спасательные
сети. Простое и доступное устройство для подъема людей из-за борта
предложил исландский капитан Маркус. Человеку, обнаруженному за бор-
том, выбрасывается спасательный линь с кольцом, держась за которое он до-
бирается до сети с поплавками и забирается в неё. Далее два человека подни-
мают сеть с пострадавшим на борт судна.
В подкомитете ИМО по Безопасности мореплавания рассматривается во-
прос о включении «Сети Маркуса» в комплект обязательного снабжения су-
дов.
Отечественными морскими организациями разработана более совершен-
ная конструкция спасательной сети, которая выбрасывается человеку за бор-
том
- как вручную
- так и с помощью линеметательного устройства (это позволяет забро-
сить сеть на большое расстояние). Сеть снабжена самозажигающимся огнем
поиска, что позволяет пострадавшему найти ее даже в темное время суток.
Вывод: применение спасательных сетей и усовершенствование их
конструкции повышают эффективность операции по подъему людей из-за
борта.
Действия, предпринимаемые при нахождении в воде.
Находясь в воде, нельзя активно двигаться, кричать, размахивать рука-
ми. Всякие движения увеличивают отдачу тепла из тела человека, уменьша-
ют шансы на выживание.
Необходимо сохранять спокойствие и, в случае нахождения в воде более
одного человека, прижаться друг к другу, образовав кольцо и сохраняя непо-
движность. Появление озноба, болей в конечностях не рекомендуется умень-
12
шать интенсивным движением. Неподвижность в воде может сохранить теп-
ло в теле и тем самым увеличить срок выживания в два раза.
Коллективные спасательные средства.
Коллективные спасательные средства делятся на активные и пассивные:
1.
Активные
Шлюпки
(моторные, с ручным приводом)
Типы спасательных шлюпок:
дежурная спасательная шлюпка
скоростная дежурная шлюпка
свободнопадающая спасательная шлюпка
2.
Пассивные
Спасательный отсек (плот – каюта)
Плоты
Плавучие (спасательные) приборы
II. Снабжение шлюпок и плотов.
Комплектация судов спасательными средствами производится в соответ-
ствии с требованиями международной Конвенции СОЛАС-74, которая опре-
деляет минимальный уровень требований. Помимо требований конвенции
каждая страна устанавливает национальные правила, которые могут отли-
чаться от требований СОЛАС- 74, но не могут быть мягче.
таблица: классификация спасательных средств.
К коллективным спасательным средствам относятся:
- шлюпки
- плоты
- плот-каюты
- спасательные приборы
Шлюпки относятся к активным спасательным средствам.
Спасательные шлюпки бывают:
- дежурные спасательные шлюпки;
- скоростные дежурные шлюпки;
На вновь построенных судах спасательные шлюпки должны быть само-
восстанавливающегося типа, полностью закрытыми. Но допускается времен-
ное использование несамовосстанавливающихся, открытых и полузакрытых
спасательных шлюпок.
13
Недостатки отрытых шлюпок: недостаточная остойчивость, сложность
установки эластичного закрытия при качке и ветре, плохая защита людей от
жары и холода.
Международная конвенция СОЛАС- 74 определяет общие требования к
шлюпкам.
Спасательные шлюпки изготавливаются:
- из металла (сталь или алюминиевые сплавы),
- или из стеклопластика
Дерево для изготовления спасательных шлюпок не применяется. Спаса-
тельная шлюпка непотопляема за счет наличия воздушных ящиков под сиде-
ньями вдоль бортов. Поэтому в перевернутом, затопленном состояниях она
остается на плаву.
Как было уже сказано, современные суда оснащены только закрытыми
шлюпками. Каждая полностью закрытая спасательная шлюпка должна быть
оборудована жёстким водонепроницаемым закрытием, полностью закрываю-
щим спасательную шлюпу.
Нормы снабжения судов спасательными шлюпками.
Число спасательных шлюпок на борту определяется:
- районом плавания,
- типом судна,
- численностью людей на судне.
Грузовые суда должны иметь на каждом борту одну или более спаса-
тельных шлюпок и весь экипаж должен помещаться в шлюпки с одного бор-
та (общая вместимость шлюпок на гр. судне составляет 200 % численности
экипажа).
Пассажирские суда должны иметь спасательные шлюпки для 100% пас-
сажиров и экипажа (по 50% с каждого борта), т. е. все должны поместиться в
шлюпки с обоих бортов.
По согласованию с Российским морским Регистром судоходства на пас-
сажирских судах допускается замена спасательных шлюпок спасательными
плотами такой же вместимости, но при условии
- что в любом случае на каждом борту судна имеется достаточное коли-
чество спасательных шлюпок для размещения на них 37,5% общего числа на-
ходящихся на судне людей.
Спасательные шлюпки должны подготавливаться к спуску не более, чем
за 5мин., а посадку людей и спуск шлюпки осуществлять за 10мин. на грузо-
вом судне и за 30мин. на пассажирском.
Традиционным спусковым устройством спасательной шлюпки является
гравитационные шлюп – балки. Спусковое шлюпочное устройство должно
обеспечивать спуск спасательных шлюпок при крене судна до 20 и диффе-
ренте до 10.
Все спасательные шлюпки должны удовлетворять
14
следующим требованиям:
1.
иметь достаточную остойчивость на волнении и достаточный над-
водный борт (когда шлюпка полностью укомплектована людьми и
снабжением);
2.
сохранять остойчивость в прямом положении на тихой воде, когда
есть пробоина в любом месте ниже ватерлинии (при условии, что
нет потери плавучести и др. повреждений);
3.
обеспечивать надёжное самовосстановление на ровный киль при
опрокидывании;
4.
иметь руль и румпель (если предусматривается также штурвал или
др. средство дистанционного управления, то в случае их выхода из
строя должна иметься способность управлять рулем с помощью
румпеля);
5.
двигатели шлюпок должны иметь механический или ручной запуск,
работать и автоматически отключаться в перевёрнутом состоянии, а
затем мягко запускаться в нормальном состоянии;
6.
гребной винт должен быть расположен и огражден так, чтобы обес-
печить безопасность людей, находящихся в воде, и предотвратить
повреждение винта плавающими предметами;
7.
скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и
снабжения должна быть не меньше 6уз.;
8.
снаружи шлюпки должны быть закреплены плавучий спасательный
леер с провесами или поручни, чтобы в воде человек мог держаться
за них;
9.
шлюпки должны быть окрашены снаружи в оранжевый цвет, а вну-
три в такой цвет, который не вызывает дискомфорта у находящихся
там людей;
10.в носовой части с обоих бортов шлюпки должны быть надписи ла-
тинскими буквами названия судна, порта приписки, размеров шлюп-
ки и ее вместимости (количество людей, которые могут разместить-
ся в шлюпке);
По периметру шлюпки наклеиваются полосы из световозвращающего
материала. В носовой и кормовой частях шлюпки, а также на верхней части
закрытия наклеиваются кресты из световозвращающего материала.
Наверху закрытия спасательной шлюпки должна быть установлена лам-
почка с ручным выключателем, видимая темной ночью в ясную погоду на
расстоянии 2-х миль в течение 12час. Если огонь является проблесковым, он
должен вспыхивать с частотой 50 проблесков в минуту в течение первых
двух часов из 12час. работы.
Внутри спасательной шлюпки должна быть установлена лампочка или
другой источник света, обеспечивающий освещение в течение 12час., доста-
точное для чтения инструкции по сохранению жизни и информации, касаю-
15
щейся снабжения спасательной шлюпки. А керосиновые лампы для этих це-
лей использовать нельзя.
Спасательные шлюпки для нефтеналивных судов изготавливают огнеза-
щищенными. Они имеют автономную систему воздухоснабжения. А также
имеют систему водяного орошения (для защиты от огня). Система должна
питаться забортной водой, подаваемой самовсасывающим насосом.
Шлюпка может находиться и передвигаться в зоне непрерывно- горящей
нефти в течение 8мин. Корпуса огнезащищенных шлюпок изготавливают
двойными, они должны иметь высокую прочность. Рубка должна обеспечи-
вать круговую видимость, при этом иллюминаторы изготавливают из огне-
стойкого стекла.
Рассмотрим типы спасательных шлюпок.
Дежурная спасательная шлюпка.
Этот тип спасательных шлюпок предназначен:
- для спасения упавших в воду людей,
- для спасения людей с потерпевшего аварию судна;
- для сбора и буксировки спасательных плотов в условиях аварии.
Рис. Дежурная спасательная шлюпка
Дежурные шлюпки должны находиться на судне в постоянной готовно-
сти.
Все грузовые и пассажирские суда валовой вместимостью менее 500т.
должны иметь одну дежурную шлюпку.
А пассажирские суда валовой вместимостью более 500т. должны иметь
дежурную шлюпку на каждом борту.
Длительное время в качестве дежурных спасательных шлюпок использо-
вались штатные спасательные шлюпки, одну из которых спускали на воду по
16
тревоге «Человек за бортом». Однако операция по спуску штатных бортовых
шлюпок требует определенного времени, а в штормовых условиях сильно
затруднена.
Дежурные шлюпки могут быть:
- жесткими,
- надувными,
Важнейшее преимущество их - скорость и надежность их спуска на во-
ду.
Это позволяет выполнять спуск и подъем дежурной шлюпки на ходу
судна даже при небольшом волнении. Дежурные шлюпки должны обладать
достаточной мобильностью и маневренностью на волнении.
Дежурные шлюпки должны быть оборудованы стационарным или под-
весным мотором. Подвесной мотор может быть бензиновым при условии, что
топливные баки специально защищены от огня и взрывов.
Дежурные шлюпки должны маневрировать при скорости не менее 6
узлов и сохранять эту скорость в течение 4 часов.
Гребной винт должен быть надежно защищен для предотвращения травм
людей, находящихся в море.
Прочность днища должна обеспечивать спрыгивание в шлюпку людей с
высоты 3м.
В дежурную шлюпку должны помещаться 5 чел. сидя и один лежа на но-
силках.
Надувные дежурные шлюпки должны находиться на судне в наду-
том состоянии, под спусковыми устройствами в постоянной готовности.
В последние годы созданы более усовершенствованные конструкции де-
журных шлюпок, которые способны выполнять спасательные операции
- в штормовых условиях
- и при ограниченной видимости.
Спасательные шлюпки должны подготавливаться к спуску за время не
более 5мин.; а посадку людей и спуск шлюпки осуществлять за 10мин. на
грузовом судне и за 30мин. на пассажирском судне.
Скоростная дежурная шлюпка.
Скоростная дежурная шлюпка и спусковое устройство должны быть та-
кими, чтобы обеспечивался безопасный спуск и подъем шлюпки при не-
благоприятных и морских условиях.
Все скоростные дежурные шлюпки должны отвечать требованиям, кото-
рые предъявляются к дежурным шлюпкам, за исключением
- вместимости
- и скорости маневрирования.
Полностью оборудованные скоростные дежурные шлюпки должны быть
способны маневрировать на тихой воде в течение 4 часов со скоростью 20
узлов (с командой, состоящей, по крайней мере, из 3-х человек). И со скоро-
17
стью 8 узлов - когда скоростная дежурная шлюпка полностью укомплектова-
на людьми и снабжением.
Команда шлюпки должна регулярно обучаться и тренироваться в соот-
ветствии с требованиями Кодекса о подготовке и дипломировании моряков и
несении вахты.
Скоростные дежурные шлюпки должны быть:
- самовосстанавливающимися
- или легко переворачиваемые (не более, чем 2-мя членами команды).
При опрокидывании шлюпки двигатели шлюпок должны
- автоматически останавливаться
- или быть остановлены с помощью аварийного выключателя с поста
управления рулем.
Свободнопадающие спасательные шлюпки.
Как было уже сказано - традиционным спусковым устройством спаса-
тельной шлюпки является гравитационные шлюп – балки. Однако в штормо-
вых условиях при сильной бортовой качке судна спуск шлюпок становится
большой проблемой (из-за опасности повреждения шлюпок от ударов о кор-
пус судна при спуске шлюпок).
И а последние годы стали применять новые типы коллективных спаса-
тельных средств - свободнопадающие спасательные шлюпки.
Такая шлюпка устанавливается на корме судна на специальной платфор-
ме под углом к горизонтали и при падении входит в воду тоже под углом.
Сбрасываемая шлюпка имеет более прочный корпус и хорошо обтекае-
ма, что предотвращает сильный удар при входе шлюпки в воду.
Сбрасываемая шлюпка соскальзывает с платформы и с ускорением пада-
ет в воду. Т. к. при ударе о воду возникают сильные перегрузки – то все люди
в шлюпках занимают специально установленные анатомические кресла, ко-
торые имеют амортизирующие прокладки. Перед сходом шлюпки, все нахо-
дящиеся в ней люди должны надежно закрепить себя ремнями безопасности
с быстросмыкающейся пряжкой и специальным фиксатором головы. Кресла
позволяют воспринять динамические перегрузки при наиболее удобном по-
ложении тела.
18
Рис. Шлюпка свободного падения
Это должно отрабатываться на тренировках во время учебных шлюпоч-
ных тревог.
Шлюпка обладает такой остойчивостью, что когда она полностью
укомплектована людьми и снабжением, то сама по себе или автоматически
возвращается в прямое положение (когда все входы закрыты)
Свободнопадающие спасательные шлюпки гарантируют безопасность
людей при расстоянии 20м. от платформы, где находится шлюпка, до поверх-
ности воды. Однако в Норвегии есть тренажер, который тренирует экипаж в
падении с высоты 40м.
Т. о. свободнопадающие спасательные шлюпки считаются самым надеж-
ным спасательным средством, которые обеспечивают эвакуацию людей с
гибнущего судна при любых погодных условиях.
Еще более надежной считается комбинированная модель шлюпки. В
зависимости от условий командир шлюпки может дистанционным пультом
задать один из 2-х вариантов:
1.
свободное падение – подается предупредительный сигнал для лю-
дей находящихся в шлюпке, размыкается узел крепления каната, шлюпка со-
скальзывает с платформы (эллинга) и на короткое время погружается в воду
(«ныряет» под углом к поверхности воды) и всплывает в стороне от судна.
2.
спуск шлюпки при помощи шлюпочного устройства, которое авто-
матически выполняет все операции с пульта командира шлюпки.
При выходе из строя системы автоматики свободное падение или спуск
шлюпки можно осуществить ручным пультом.
Для крупнотоннажных судов (такие как супертанкеры, буровые плат-
формы) разработаны специальные спасательные отсеки – (плот - каюты).
19
Плот-каюта может обеспечить:
1.
безопасное убежище для членов экипажа во время пожара, т. к.
имеет
- противопожарную защиту,
- автоматическую систему вентиляции;
2.
эвакуацию людей с гибнущего судна при любых погодных усло-
виях;
3.
свободное всплытие (со всеми членами экипажа) при погружении
судна.
Плот – каюта устанавливается на кормовой платформе и может вме-
стить весь экипаж (до 40чел.). Отсек может сбрасываться с высоты до 22,5м.
и обеспечивает всплытие в стороне от судна.
Также плот-каюта может отсоединяться изнутри от гибнущего судна.
После отсоединения этот отсек начинает автономное существование, обладая
определенными мореходными качествами.
Спасательные плоты.
В настоящее время спасательные плоты являются вторым спасательным
средством после спасательных шлюпок, а на малых судах спасательные пло-
ты являются основным спасательным средством.
Спасательные плоты бывают:
- мягкими (надувными);
- жесткими (остались на судах старой постройки).
Надувные спасательные плоты различаются:
1.
по вместимости (от 6 до 25 чел.),
2.
по методу спуска (сбрасываемые и спускаемые).
В России изготавливают плоты ПСН - 6 и ПСН – 10 вместимостью 6 и 10
человек.
Изготавливают надувные плоты из многослойной прорезиненной ткани
оранжевого цвета. Они имеют:
- две камеры плавучести,
- две надувные дуги,
- надувную банку посередине (надуваемые от баллона с углекислым га-
зом).
Надувной плот имеет:
- двойное днище, (что обеспечивает теплоизоляцию от воды)
- снаружи плота закреплен спасательный леер (предназначенный для по-
держания спасающихся на воде)
- должен иметь тент (для защиты находящихся в нем людей от внешней
среды, который устанавливается автоматически при спуске плота на воду).
На камере плавучести и в нижней части тента по периметру нанесены
полосы из светоотражающего материала; на тенте сверху наклеены кресты из
подобных полос. В верхней части плота на одной из дуг находится эл. лам-
почка, которая загорается после попадания морской воды в батарейку, кото-
рая закреплена под днищем.
20
Нормы снабжения судов спасательными плотами.
Грузовые суда должны иметь один или более спасательных плотов, что-
бы его (их) можно было быстро перемещать с борта на борт по открытой па-
лубе на одном горизонтальном уровне. И чтобы в плот (плоты) разместились
все люди, находящиеся на судне.
А если спасательный плот или плоты не приспособлены для быстрого
перемещения с борта на борт, то на каждом борту должен быть плот, и чтобы
там мог разместиться весь экипаж судна.
Надувной спасательный плот хранится на палубе в контейнере и закреп-
лен с помощью гидростатического устройства.
Плавучий спасательный плот должен выдерживать многократные прыж-
ки на него с высоты не меньше 4,5м. как с поднятым тентом, так и без него; и
чтобы этот плот можно было использовать на плаву в течение 30 суток при
любых погодных условиях. Общая масса сбрасываемого плота со снабжени-
ем и контейнером не превышает 185кг.
Порядок сбрасывания плота:
1.
убедиться, что место приводнения плота чисто;
2.
прикрепить пусковой линь к леерному ограждению или другому
конструктивному элементу судна;
3.
нажать на педаль гидростатического устройства (и отдать найтов);
4.
сбросить плот, дернуть линь, что приведет в действие систему газона-
полнения; через 30- 40сек. стяжки лопнут, и плот начнет надуваться.
При крене судна более 15 плоты следует сбрасывать с одного борта в сто-
рону крена, т.к. спуск людей с другого борта затруднен.
Когда плот сбросили, то при сильном ветре и волнении, пустой плот мо-
жет быть перевернут. Чтобы вернуть его в нормальное положение нужно
предпринять следующие действия: (Рис.1)
Переворачивание надувного спасательного плота в нормальное положение:
1.
определить направление ветра или волны и развернуть плот на ветер
или волну;
2.
взобраться на плот, встать ногами на газовый баллон, взяться за ручки,
которые расположены на днище плота;
3.
глубоко вздохнуть, задержать дыхание и опрокинуть плот на себя;
4.
и вынырнуть из-под плота в сторону газового баллона (что исключит
вероятность запутаться в снаряжении плота).
21
Рис.1
а) с помощью ручек на днище; б) с помощью выпрямительного стропа;
1 - баллон со сжатым газом в чехле;
2 -
карманы;
3 - спасательный леер;
4 - полосы из световозвращающего материала.
На днище плота имеются карманы, которые после заполнения их водой
увеличивают остойчивость плота. Возвращение плота в нормальное положе-
ние после опрокидывания требует точных знаний и практических навыков.
Этому нужно учиться. А неправильные действия могут привести к тяжелым
последствиям.
Если плот не был сброшен до гибели судна, то при погружении вместе с
судном на глубину 2-4м. срабатывает гидростатическое устройство, контей-
нер с плотом отстегивается и всплывает. Как только глубина затопления суд-
на превышает длину линя, линь натягивается, и плот автоматически раскры-
вается. Если судно продолжает погружаться, линь разрывается (т.к. в месте
крепления он надрезан) и плот начинает свободно дрейфовать.
Посадка в сбрасываемые плоты осуществляется следующими
способами:
На низкобортных судах
1.
по трапу или штормтрапу,
2.
прыжком с борта внутрь плота,
3.
прыжком в воду, с последующим входом в плот из воды (этот
способ наиболее неблагоприятен, т.к. намокает одежда, что связа-
но с возможным переохлаждением, а также возможности нападе-
ния акул). Первые два человека, забравшиеся в плот, помогают
всем остальным.
22
4.
после посадки людей перерезать пусковой линь и отвести плот от
борта судна.
На высокобортных судах все выше перечисленные способы посадки на
плот применимы с трудом. Поэтому крупнотоннажные суда стали оборудо-
вать:
- надувными желобами, с надувными платформами. Надувные желоба с
платформой позволяют осуществить быструю и безопасную эвакуацию и по-
садку в плот 10-12чел. за одну минуту.
рис.
Использование надувного желоба и платформы для посадки в спасатель-
ный плот:
I— спускопосадочный скат (надувной желоб);
2— надувная платформа;
3 — надувной спасательный плот;
4 — полосы из световозвращающего материала;
5 — спасательный леер.
Помимо сбрасываемых плотов, могут быть спускаемые плоты. Спус-
каемый плот спускают на воду с помощью специальной кран-балки.
Одна кран-балка обслуживает несколько плотов. Плоты надувают на па-
лубе, здесь же производят посадку людей. Спускают плот на воду вместе с
людьми. Спускаемые плоты имеют вместимость- 12, 16, 20 и 25чел.
Конструкция спускаемого плота обеспечивает посадку всех людей на грузо-
вом судне за время не более 3мин.
23
Рис. Спускаемый на-
дувной спасательный плот:
1 — корпус судна;
2 — спусковое устройство;
3 — спускаемый надувной спасательный плот;
4 — крест из световозвращающего материала;
5 — полосы из световозвращающего материала.
Достоинства спасательных плотов:
1.
компактность при хранении в походном положении,
2.
отсутствие сложных устройств при спуске,
3.
при быстрой гибели судна плоты автоматически всплывают и надува-
ются (это повышает вероятность спасения экипажа).
Недостатки спасательных плотов:
1.
их малая остойчивость,
2.
значительный ветровой дрейф,
3.
сложность отвода от гибнущего судна.
Сохранению остойчивости способствуют плавучие якоря и водобалластные
карманы, а также нахождение людей на днище плота, а не на банке и не на
камерах плавучести.
Все надувные плоты подлежат ежегодному переосвидетельствованию.
Жесткий спасательный плот (остался на судах старой постройки)
Жесткий спасательный плот отличается простотой устройства и высокой
живучестью. Плавучесть обеспечивается металлическими воздушными отсе-
ками по периметру плота. Плот можно использовать независимо от того, ка-
кой стороной вверх он плавает. Он имеет разборный тент. Снабжение плота
закреплено в его двойном днище.
Спасательные приборы - это, по существу, упрощенный вариант
жестких спасательных плотов, на которых отсутствуют снабжение, тенты и
днище, но они меньше по размеру.
24
В качестве плавучих спасательных приборов применяются также эле-
менты палубной мебели, не закрепленные к судну и имеющие воздушные
ящики: скамьи, банкетки, столы и т.д. Используются на судах, где невозмож-
но обеспечить установленные нормативы, а именно на местных паромах или
судах, которые перевозят пилигримов в Мекку, в районы традиционной ми-
грации мусульман. Это, например, Средиземноморье, Персидский залив,
Красное море. (Пилигримы - это странствующие паломники, богомольцы).
Снабжение шлюпок.
Снабжение шлюпок должно отвечать требованиям международной Кон-
венции СОЛАС- 74 и правилам Российского морского Регистра судоходства.
Снабжение должно обеспечить:
- эксплуатацию шлюпок в дневное и ночное время,
- подачу сигналов бедствия,
- и обеспечение жизнедеятельности людей.
По своему назначению элементы снабжения шлюпки можно разделить
на 4группы:
1.
средства обеспечения эксплуатации шлюпок;
2.
средства сигнализации и привлечения внимания;
3.
медикаменты;
4.
питьевая вода и пищевой рацион.
К первой группе относятся:
Вёсла, отпорный крюк, средства для осушения шлюпки, путевой компас,
плавучий якорь, бросательные концы, топорики, складной нож и др.
Весла с уключинами , отпорный крюк позволяют шлюпке отойти от гиб-
нущего судна, придать ей некоторую скорость.
Плавучий якорь используют для того, чтобы предотвратить или умень-
шить дрейф.
Ко 2-й группе относятся средства сигнализации (см. ниже);
К 3-ей группе относятся медикаменты, комплекты шерстяного белья в
водонепроницаемой упаковке (см. ниже);
К 4-й группе – питьевая вода, пища (см. ниже).
Обычное снабжение шлюпок должно включать:
1.
Достаточное число вёсел для обеспечения движения шлюпки на тихой
воде.
Вёсла изготавливаются из сухой, не тонущей древесины. Одно весло
на гребца и два запасных. Для каждого весла должны быть предусмот-
рены уключины. Уключины надежно крепят к корпусу шлюпки.
25
2.
Путевой компас, который снабжен освещением и защитой от непогоды.
В полностью закрытых спасательных шлюпках компас должен быть
стационарно закреплен у поста управления рулём.
3.
Плавучий якорь; его прочность должна быть достаточной при любых
погодных условиях,
4.
два плавучих спасательных кольца, прикрепленных к плавучему линю
длиной не менее 30м.
5.
один комплект инструментов и запасных частей для двигателя.
6.
- один черпак для вычерпывания воды,
- два ведра, два топора, два крюка,
- один нержавеющий ковш,
- один нержавеющий сосуд для питьевой воды,
- один складной нож, три консервооткрывателя,
один комплект инструментов и запасных частей для двигателя;
7.
один комплект рыболовных принадлежностей
8. инструкцию по сохранению жизни и иллюстрированную таблицу спа-
сательных сигналов;
9. аптечка первой помощи в водонепроницаемой упаковке;
10.медикаменты от морской болезни в достаточном кол-ве на 48час.
один гигиенический пакет на каждого человека;
11.примерный рацион пищевых продуктов из расчета 10 000кДж (5000
кал) на одного человека
- 1,5кг. хлебных изделий,
- 0,5кг. сгущенного молока;
12.водонепроницаемые сосуды с пресной водой из расчета 3л. на каждого
человека;
13.теплозащитные средства, в кол-ве для 10% от людей, которые размеща-
ются в шлюпке, но не меньше 2-х.
Должны быть предусмотрены ёмкости с маслом (объем не меньше
4,5л.) и возможность распределения тонкого слоя масла по поверх-
ности воды для гашения волн.
Запас топлива должен обеспечивать работу двигателя в течение
24часов.
Огнетушитель должен быть: порошкового или углекислотного ти-
па.
Два плавучих спасательных кольца с плавучими линями, длиной
не меньше 30м. должны быть в постоянной готовности для спаса-
ния человека, упавшего за борт.
Рассмотрим комплект сигнального оборудования
В комплект сигнального оборудования входят:
1.
2-е плавучие дымовые шашки
4-е парашютные ракеты
6-ть фальшфейеров
26
Учитывая ограниченное их количество во в спасательной шлюпке, ис-
пользуются только с разрешения командира шлюпки в случае обнаружения
поблизости судна или летательного аппарата.
2.
водонепроницаемый электрический фонарь, годный для сигнализации
по азбуке Морзе (с комплектом запасных батарей и запасной лампоч-
кой в водонепроницаемой упаковке)
3.
сигнальное зеркало-гелиограф
сигнальный свисток
Зеркало-гелиограф эффективное средство для привлечения внимания.
Яркость «зайчика» составляет 4млн. Вт. на солнце. Гелиограф можно приме-
нять и в лунную ночь, но яркость сигнала будет намного ниже.
Сигнальный свисток также эффективное средство для привлечения вни-
мания. Дальность его слышимости в 2раза превышает дальность слышимости
громкого крика.
4. прожектор с сектором по горизонтали и вертикали;
Прожектор, разворачивающийся на 360в горизонтальной плоскости и
наклоняющийся вверх до 90 и вниз до 30 от горизонтальной плоскости.
Прожектор может непрерывно работать 3часа.
5. набор флагов для подачи сигнала бедствия
Радиосвязь должна обеспечиваться аварийным радиопередатчиком шлю-
почного типа.
Дополнительное снабжение шлюпок:
1.
набор специальных шлюпочных карт в герметической упаковке;
2.
алюминиевые кружки;
3.
нитки, шпагат;
4.
приспособление для сбора дождевой воды
или опреснитель для получения питьевой воды из морской.
Все шлюпочное снабжение должно иметь соответствующие сертифика-
ты. Необходимо контролировать состояние шлюпочного снабжения, а в слу-
чае его порчи или по истечении срока годности - заменить.
Запас топлива и смазочных материалов должны постоянно находится на
шлюпке, а двигатель должен быть в полной готовности к пуску.
Снабжение спасательного плота:
Для обеспечения положительной плавучести количество снабжения вну-
три плота уменьшено до минимума.
И тем не менее в снабжение спасательного плота входит практически то
же самое, что и в снабжение шлюпки + ручной мех для подкачки воздуха в
камеры плавучести и надувное днище.
- два плавучих якоря (вместо одного на шлюпке), причем один из плаву-
чих якорей должен быть запасным, а другой - постоянно прикреплен к спаса-
27
тельному плоту так, чтобы после спуска плота на воду он (якорь) удерживал
спасательный плот в наиболее устойчивом положении к ветру.
- одно плавучее спасательное кольцо, прикрепленное к плавучему спаса-
тельному линю длиной не менее 30м. (вместо двух на шлюпке)
А запасы воды меньше в 2раза, чем на спасательной шлюпке, т.е. 1,5л на
человека.
Конвенция СОЛАС - 74 требует проводить шлюпочные учения и по
борьбе с пожарами:
1.
на пассажирских судах еженедельно, а сбор пассажиров не
позднее 24ч. после выхода из порта;
2.
на грузовых судах не реже одного раза в месяц, а при смене более
25% экипажа сбор делается не позднее 24ч. после выхода из пор-
та.
Согласно Наставлению по борьбе за живучесть судов, при шлюпочных
учениях поочередно используются различные виды шлюпок, причем каждая
шлюпка должна быть вывалена за борт и, если это практически возможно,
спущена на воду, по меньшей мере, 1раз в четыре месяца.
Контроль за готовностью экипажа к спасанию должен осуществляться
службой капитана порта, соответствующими службами судовладельца. Про-
верка также может быть проведена соответствующими службами в иностран-
ном порту на основании международных региональных соглашений (Париж-
ский меморандум, Токийский меморандум).
Экипажу, который оставил аварийное судно и находится на спасатель-
ном средстве, рекомендуется оставаться в районе катастрофы и ждать спаса-
теля. Это связано с тем, что людей будут искать именно в этом районе. Не
следует покидать район гибели судна, если нет реальной и обоснованной на-
дежды достичь берега.
Необходимо беречь запасы топлива для шлюпочного двигателя, который
может понадобиться для оказания помощи плотам или шлюпкам без двигате-
ля или для удержания шлюпки носом против волны в случае изменения и
ухудшения погоды.
В любом случае, даже если судно не успело сообщить в эфир об аварии,
его начнут искать, если оно хотя бы раз не выйдет на связь в установленные
сроки. Однако, если есть реальная возможность достичь берега или выйти на
судоходные пути, это нужно сделать.
28
Заключение
Из года в год увеличивается количество судов на морях и океанах, рас-
тет интенсивность мирового судоходства. Совершенствуются конструкция и
техническое оснащение морского судна, оборудование морских путей сред-
ствами навигационного ограждения, профессиональная подготовка плаваю-
щего состава. Но вопрос обеспечения безопасности экипажа и пассажиров
по-прежнему не утратил своего значения. Именно это вызывает непрерывное
развитие спасательных средств.
Современное состояние спасательного дела характеризуется высокой
степенью специализации спасателей, разнообразием и непрерывным прогрес-
сом в области технических средств, применяемых для спасания и обеспече-
ния безопасности человеческих жизней на море, а также спасания судов и
оказания помощи им.
Какой бы далекой не казалась возможность аварии от пожара, столкно-
вения в море, посадки на мель, встречи с ураганом, моряки всегда должны
быть готовы к любой неожиданности, в том числе к оставлению судна и
необходимости прибегнуть к шлюпкам, жилетам, плотам в целях спасения.
Каждый моряк должен быть также готов к спасанию с потерпевшего ката-
строфу судна всех уцелевших людей. В данном пособии мы
рассмотрели су-
довые спасательных средства и правила их использования. Каждому моряку
необходимы и знания, и умения с ними обращаться.
29
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Международная конвенция о подготовке и дипломировании моря-
ков и несении вахты 1978 года, измененная конференцией 1995 года
вместе с документами конференции Глава VI. – СПб.: ЗАО ЦНИ-
ИМФ, 1996г.
2.
Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс ЛСА).-
СПб: АОЗТ ЦНИИМФ, 1996г.
3.
Безопасность жизнедеятельности человека на морских судах; (Спра-
вочник) Ю.Г. Глотов, В.А. Семченко, Т.Н. Сологуб и др. – М. 2000г.
4.
Начальная (базовая) подготовка по безопасности на море в вопросах
и ответах. Часть 1: Учебное пособие / В.Ф. Чернышев, Ю.В. Кана-
тов, А.П. Ремнев, Б.Г. Демидов. – Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф.
Ушакова, 2007.
5.
Андреенков В.Г. Безопасность жизнедеятельности на море. Учебное
пособие для вузов водного транспорта. – Новороссийск: НГМА,
1998г.
6.
Дмитриев В.И. Обеспечение безопасности плавания. Учебное посо-
бие для вузов. – М. ИКЦ Академкнига, 2005г.
30