Напоминание

Внеурочная деятельность по географии


Автор: Макашова Инна Михайловна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №73"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: Рабочая программа курса внеурочной деятельности "География туризма", 11 класс
Тема: Внеурочная деятельность по географии
Раздел: полное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №73»

Утверждаю Рекомендовано

Директор МБОУ «Гимназия №73» к работе педагогическим

________________. советом МБОУ «Гимназия №73»

Протокол №1 от « » августа 2023 г.

Обсуждено на

методическом объединении

классных руководителей

Протокол №1 от « » августа 20 23 г.

Рабочая программа курса

«География туризма»

внеурочной деятельности

для 11-х классов

Составитель программы:

учитель МОУ «Гимназия№73»

Макашова И.М.

Новокузнецк, 2023

1.

Пояснительная записка

В соответствии с п. 18.2.2 ФГОС СОО рабочая программа курса «География

туризма» уровня СОО разработана на основе планируемых результатов освоения ООП СОО

МБОУ «Гимназия №73», с учётом программ, входящих в её структуру. Внеурочная

деятельность в МБОУ «Гимназия №73» реализуется очно и с использованием дистанционных

технологий.

На изучение данного предмета отводится по 2 ч в неделю - 68 часов в год.

Цели курса: ознакомить учащихся с состоянием и особенностями туризма в мире. В

первой части курса рассматриваются основные понятия географии туризма, видов туризма. Во

второй части курса дана характеристика основных туристских районов мира.

Главной особенностью программы является объединение возможностей систем

основного и дополнительного образования, когда путем изменения методики и технологии

образовательного процесса создаются условия для формирования позитивной, социально-

направленной личности.

Актуальность программы определяется возросшим интересом к странам мира и

активному развитию мирового туризма.

Программа предусматривает возможность выбора учеником знаний в зависимости от

личного интереса, что обеспечивает открытость образования, высококвалифицированную

помощь в обработке полученной информации со стороны педагогов, научных руководителей

проектов, а так же возможность получения личного опыта при реализации полученных знаний

в практической жизни.

Программа курса «География туризма» внеурочной деятельности относится к

общекультурному

направлению

развития

личности.

Освоение

программы

по

курсу

«География

туризма»

сопровождается

текущим

контролем

успеваемости

в

форме

практических работ с контурными картами, картами атласа, дополнительной литературой,

краеведческих олимпиад и

краеведческих викторин,

в конце учебного года в форме

итогового тестирования.

Программа курса рассчитана на 2 часа в неделю и за учебный год составляет 68 часов.

Год обучения

Количество часов в

неделю

Количество учебных

недель

Всего часов за

учебный год

11 класс

2

34

68

Итого:

68

Наиболее приемлемыми для учащихся являются следующие приемы и методы работы

на занятиях:

пересказ текста по плану;

коммуникативные и игровые ситуации.

составление географических задач упражнений самими учащимися;

различные виды географических диктантов;

работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами,

справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленными

в электронном виде)

При реализации программы наиболее предпочтительны следующие формы

занятий:

занятие - коммуникация,

занятие - исследование,

занятие - практикум,

занятие - экскурсия.

Основные виды деятельности:

работа с контурной картой по нанесению географических объектов;

выполнение олимпиадных заданий в рамках подготовки к конкурсам и олимпиадам;

работа с дополнительными источниками информации (интернет-ресурсы, хрестоматии,

художественные книги и др.)

работа с коллекциями полезных ископаемых, с гербариями;

анализ статистических данных, работа с таблицами, диаграммами.

При реализации программы наиболее предпочтительны следующие формы

занятий:

занятие - коммуникация,

занятие - исследование,

занятие - практикум,

занятие - экскурсия.

Достижению целей программы обучения будет способствовать использование

элементов современных образовательных технологий:

Игровые технологии

Исследовательская технология обучения

Метод проектов

Информационно-коммуникационные технологии

Здоровьесберегающие технологии.

Для преподавания данного курса можно использовать методические и авторские

разработки научных сотрудников ВУЗов России, рабочие тетради и учебники по географии

мира, а также для закрепления полученных умений и навыков обучающимся предлагаются

практические работы с использованием контурных карт и кат атласа.

2.

,

«

Личностные метапредметные результаты освоения курса Юный

»

краевед

Личностные:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,

прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической

принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ

культурного наследия народов России и человечества;

2) формирование

ответственного

отношения

к

учению,

формирование

уважительного

отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному

уровню

развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,

духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому

человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к

истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и

сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и

сотрудничестве со

сверстниками,

7) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

8) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню

экологического мышления, развитие

опыта экологически ориентированной рефлексивно-

оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной

жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов

России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для

себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей

познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных

задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль

своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы

действий в

рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с

изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её

решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение

определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать,

самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для

решения учебных и познавательных задач;

8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и

сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать

конфликты

на

основе

согласования

позиций

и

учёта

интересов;

формулировать,

аргументировать и отстаивать своё мнение;

9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей

деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-

коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

11)

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в

познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

3.

Содержание программы внеурочной деятельности «География туризма»

Раздел I. Основные понятия географии туризма и виды туризма.

Тема 1 .Основные понятия географии туризма.

География туризма – отрасль рекреационной географии. Проблемы географии туризма.

Основные понятия географии туризма: туристские ресурсы, туристский спрос, туристские

учреждения, туристский район, источники географии туризма.

Тема 2 .Социально-экономическая сущность туризма, его виды и функции.

Виды туризма: лечебный, оздоровительный, развлекательный, спортивный, конгрессовый,

религиозный, деловой.

Классификация

туризма

по

характеру

организации,

по

способам

передвижения,

по

продолжительности. Функции туризма.

Раздел II. География туризма.

Тема 1. Население и его туристский спрос.

Региональные особенности в демографическом составе населения и их значение для

туристского спроса. Уровень образования населения как фактор туристского спроса.

Географические различия в характере туристского спроса. Туристские потоки в мире.

Тема 2. Развитие туризма в мире.

Виды туристских ресурсов.

Природные

туристские

ресурсы.

Климат

как

туристский

ресурс.

Показатели,

характеризующие климат, как условие туристской деятельности. Моря и внутренние воды, как

туристские ресурсы. Значение ландшафта для туризма. Источники минеральных вод, их виды

и использование в лечебном туризме. Лечебные грязи, их виды и использование в лечебном

туризме.

Культурно-исторические ресурсы, их классификация и значение для познавательного туризма.

Оценка туристских ресурсов.

Туристские маршруты.

Требование к туристским маршрутам. Местные и дальние маршруты. Теплоходные

маршруты. Круизы. Туристские рейсы.

Тема 3. Приморский туризм.

Население, его социально-демографические особенности. Особенности туристского спроса.

Современное состояние туристской индустрии.

Главные курортные районы и центры:

Франция (Лазурный берег, Ницца, Канны).

Италия (Балеарские острова).

США (Флорида, Калифорния).

Мексика (Акапулько).

Отдых на островах: Мальдивы, Шри-Ланка, Мадейра, Малайзия, Сейшелы, Гавайи, Багамы,

Канары, Бали.

Тема 4 . Горный туризм.

ЭГП. Население. Туристский спрос. Транспортные условия. Современное состояние туризма.

Районы и центры горнолыжного туризма и альпинизма:

Альпы – Германия (Хаусбер)

Австрия (Инсбрук, Зальцбург)

Швейцария (Кранс-Монтана, Давос, Церматт)

Италия (Южный Тироль)

Франция (Шамони).

Районы спалеотуризма: Индия (пещеры Аджанте)

США (Мамонтова пещера)

Польша (Величка)

Источники минеральной воды: Чехия (Карловы Вары)

Польша (Бескиды)

Важнейшие туристские маршруты. Перспективы развития.

Тема 5. Морской (круизы) и речной туризм.

ЭГП. Население, его социально-демографические особенности. Особенности туристского

спроса. Современное состояние туристской индустрии. Важнейшие туристские маршруты по

региону.

Теплоходные маршруты:

по Голубому Дунаю, Норвежским фьордам. Морские круизы по Карибскому бассейну,

Средиземноморью (Крит, Турецкое побережье Эгейского моря), Северной Европе и

Британским островам, по Французской Полинезии.

Тема 6. Центры религиозного паломничества.

ЭГП.

Население,

его

социально-демографические

особенности.

Специализация

хозяйства и развитие инфраструктуры. Современное состояние туристской индустрии.

Центры религиозного паломничества:

Мекка, Медина, Иерусалим, Рангун (Мьянма),

Боробудур (Индонезия).

Культурно-исторические ресурсы для развития туризма.

Тема 7. Экологический туризм

Рекреационный:Греция (г. Афины, о. Родос, Закинф, Корфу), Непал, Венгрия (о. Балатон),

джунгли Амазонии, Австралия (гора Аейерс-Рок), водопады

Игуасу и Анхель, США (гора Рушмор, Гранд-Каньон, Ниагарский водопад, гора

Килиманджаро).

Познавательный:Шотландия

(Эдинбург),

Испания,

от

Рима

до

Венеции

(Ватикан,

Флоренция), Неаполь (Везувий, Помпеи, Сорренто), Монако, Сан-Марино, Египет, Япония,

Чехия, Китай.

ЭГП.

Население.

Туристский

спрос.

Специализация

хозяйства

и

развитие

инфраструктуры, транспортные условия. Современное состояние туристской индустрии,

культурно-исторические, реакционные и природные ресурсы для развития туризма.

Тема 8. Экстремальный туризм.

Современное состояние туризма. Пути сообщения и транспортные условия. Слабое развитие

инфраструктуры. Центры туризма и перспектива их развития.

Большой Барьерный риф, пустыни Перу, Эфиопии, Монголии, Африки.

Аляска (Ванкувер, Джуно, Скагвей).

Полярные области (Арктика и Антарктида).

Тема 9. Приключенческий и экзотический туризм.

ЭГП.

Население.

Транспортные

условия.

Современное

состояние

туристской

индустрии. Важнейшие туристские маршруты, районы.

Кенийское сафари, Лапландия (г.Раваниеми), Индия (Гоа), Китай (о.Хайнань),

Галапагосские острова, озеро Титикака, горы Анды и Гималаи.

Природные

ресурсы

для

развития

туризма.

Перспектива

развития

туристской

индустрии.

Тема 10. Программы развития туризма в мире и в России

Знакомство с крупнейшими туристическими регионами мира и России. Защита проекта

программы туристической фирмы.

4.

Тематическое планирование

п/п

Название раздела

Темы раздела

Количество

часов

1

Основные понятия географии

туризма и виды туризма.

1.Основные понятия географии туризма.

10

2.Социально-экономическая сущность

туризма, его виды и функции.

12

2

География туризма.

1.Население и его туристский спрос.

4

2.Развитие туризма в мире.

2

3. Природные туристические ресурсы

6

3.Туристические маршруты и их виды

4

4. Приморский туризм

2

5. Горный туризм

3

6.Морской (круизы) и речной туризм.

4

7.Центры религиозного паломничества.

2

8.Экологический и познавательный туризм

4

9.Экстремальный туризм.

5

10. Приключенческий и экзотический туризм.

4

3

Туризм в России

Региональные программы развития туризма в

России

4

Туризм 21 века

3

Итого:

68 ч



В раздел образования