Автор: Макашова Инна Михайловна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №73"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: Рабочая программа курса внеурочной деятельности "География туризма", 11 класс
Тема: Внеурочная деятельность по географии
Раздел: полное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №73»
Утверждаю Рекомендовано
Директор МБОУ «Гимназия №73» к работе педагогическим
________________. советом МБОУ «Гимназия №73»
Протокол №1 от « » августа 2023 г.
Обсуждено на
методическом объединении
классных руководителей
Протокол №1 от « » августа 20 23 г.
Рабочая программа курса
«География туризма»
внеурочной деятельности
для 11-х классов
Составитель программы:
учитель МОУ «Гимназия№73»
Макашова И.М.
Новокузнецк, 2023
1.
Пояснительная записка
В соответствии с п. 18.2.2 ФГОС СОО рабочая программа курса «География
туризма» уровня СОО разработана на основе планируемых результатов освоения ООП СОО
МБОУ «Гимназия №73», с учётом программ, входящих в её структуру. Внеурочная
деятельность в МБОУ «Гимназия №73» реализуется очно и с использованием дистанционных
технологий.
На изучение данного предмета отводится по 2 ч в неделю - 68 часов в год.
Цели курса: ознакомить учащихся с состоянием и особенностями туризма в мире. В
первой части курса рассматриваются основные понятия географии туризма, видов туризма. Во
второй части курса дана характеристика основных туристских районов мира.
Главной особенностью программы является объединение возможностей систем
основного и дополнительного образования, когда путем изменения методики и технологии
образовательного процесса создаются условия для формирования позитивной, социально-
направленной личности.
Актуальность программы определяется возросшим интересом к странам мира и
активному развитию мирового туризма.
Программа предусматривает возможность выбора учеником знаний в зависимости от
личного интереса, что обеспечивает открытость образования, высококвалифицированную
помощь в обработке полученной информации со стороны педагогов, научных руководителей
проектов, а так же возможность получения личного опыта при реализации полученных знаний
в практической жизни.
Программа курса «География туризма» внеурочной деятельности относится к
общекультурному
направлению
развития
личности.
Освоение
программы
по
курсу
«География
туризма»
сопровождается
текущим
контролем
успеваемости
в
форме
практических работ с контурными картами, картами атласа, дополнительной литературой,
краеведческих олимпиад и
краеведческих викторин,
в конце учебного года в форме
итогового тестирования.
Программа курса рассчитана на 2 часа в неделю и за учебный год составляет 68 часов.
Год обучения
Количество часов в
неделю
Количество учебных
недель
Всего часов за
учебный год
11 класс
2
34
68
Итого:
68
Наиболее приемлемыми для учащихся являются следующие приемы и методы работы
на занятиях:
•
пересказ текста по плану;
•
коммуникативные и игровые ситуации.
•
составление географических задач упражнений самими учащимися;
•
различные виды географических диктантов;
•
работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами,
справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленными
в электронном виде)
При реализации программы наиболее предпочтительны следующие формы
занятий:
•
занятие - коммуникация,
•
занятие - исследование,
•
занятие - практикум,
•
занятие - экскурсия.
Основные виды деятельности:
•
работа с контурной картой по нанесению географических объектов;
•
выполнение олимпиадных заданий в рамках подготовки к конкурсам и олимпиадам;
•
работа с дополнительными источниками информации (интернет-ресурсы, хрестоматии,
художественные книги и др.)
•
работа с коллекциями полезных ископаемых, с гербариями;
•
анализ статистических данных, работа с таблицами, диаграммами.
При реализации программы наиболее предпочтительны следующие формы
занятий:
•
занятие - коммуникация,
•
занятие - исследование,
•
занятие - практикум,
•
занятие - экскурсия.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование
элементов современных образовательных технологий:
•
Игровые технологии
•
Исследовательская технология обучения
•
Метод проектов
•
Информационно-коммуникационные технологии
•
Здоровьесберегающие технологии.
Для преподавания данного курса можно использовать методические и авторские
разработки научных сотрудников ВУЗов России, рабочие тетради и учебники по географии
мира, а также для закрепления полученных умений и навыков обучающимся предлагаются
практические работы с использованием контурных карт и кат атласа.
2.
,
«
Личностные метапредметные результаты освоения курса Юный
»
краевед
Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества;
2) формирование
ответственного
отношения
к
учению,
формирование
уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со
сверстниками,
7) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
8) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие
опыта экологически ориентированной рефлексивно-
оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты
на
основе
согласования
позиций
и
учёта
интересов;
формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-
коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
11)
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
3.
Содержание программы внеурочной деятельности «География туризма»
Раздел I. Основные понятия географии туризма и виды туризма.
Тема 1 .Основные понятия географии туризма.
География туризма – отрасль рекреационной географии. Проблемы географии туризма.
Основные понятия географии туризма: туристские ресурсы, туристский спрос, туристские
учреждения, туристский район, источники географии туризма.
Тема 2 .Социально-экономическая сущность туризма, его виды и функции.
Виды туризма: лечебный, оздоровительный, развлекательный, спортивный, конгрессовый,
религиозный, деловой.
Классификация
туризма
по
характеру
организации,
по
способам
передвижения,
по
продолжительности. Функции туризма.
Раздел II. География туризма.
Тема 1. Население и его туристский спрос.
Региональные особенности в демографическом составе населения и их значение для
туристского спроса. Уровень образования населения как фактор туристского спроса.
Географические различия в характере туристского спроса. Туристские потоки в мире.
Тема 2. Развитие туризма в мире.
Виды туристских ресурсов.
Природные
туристские
ресурсы.
Климат
как
туристский
ресурс.
Показатели,
характеризующие климат, как условие туристской деятельности. Моря и внутренние воды, как
туристские ресурсы. Значение ландшафта для туризма. Источники минеральных вод, их виды
и использование в лечебном туризме. Лечебные грязи, их виды и использование в лечебном
туризме.
Культурно-исторические ресурсы, их классификация и значение для познавательного туризма.
Оценка туристских ресурсов.
Туристские маршруты.
Требование к туристским маршрутам. Местные и дальние маршруты. Теплоходные
маршруты. Круизы. Туристские рейсы.
Тема 3. Приморский туризм.
Население, его социально-демографические особенности. Особенности туристского спроса.
Современное состояние туристской индустрии.
Главные курортные районы и центры:
Франция (Лазурный берег, Ницца, Канны).
Италия (Балеарские острова).
США (Флорида, Калифорния).
Мексика (Акапулько).
Отдых на островах: Мальдивы, Шри-Ланка, Мадейра, Малайзия, Сейшелы, Гавайи, Багамы,
Канары, Бали.
Тема 4 . Горный туризм.
ЭГП. Население. Туристский спрос. Транспортные условия. Современное состояние туризма.
Районы и центры горнолыжного туризма и альпинизма:
Альпы – Германия (Хаусбер)
Австрия (Инсбрук, Зальцбург)
Швейцария (Кранс-Монтана, Давос, Церматт)
Италия (Южный Тироль)
Франция (Шамони).
Районы спалеотуризма: Индия (пещеры Аджанте)
США (Мамонтова пещера)
Польша (Величка)
Источники минеральной воды: Чехия (Карловы Вары)
Польша (Бескиды)
Важнейшие туристские маршруты. Перспективы развития.
Тема 5. Морской (круизы) и речной туризм.
ЭГП. Население, его социально-демографические особенности. Особенности туристского
спроса. Современное состояние туристской индустрии. Важнейшие туристские маршруты по
региону.
Теплоходные маршруты:
по Голубому Дунаю, Норвежским фьордам. Морские круизы по Карибскому бассейну,
Средиземноморью (Крит, Турецкое побережье Эгейского моря), Северной Европе и
Британским островам, по Французской Полинезии.
Тема 6. Центры религиозного паломничества.
ЭГП.
Население,
его
социально-демографические
особенности.
Специализация
хозяйства и развитие инфраструктуры. Современное состояние туристской индустрии.
Центры религиозного паломничества:
Мекка, Медина, Иерусалим, Рангун (Мьянма),
Боробудур (Индонезия).
Культурно-исторические ресурсы для развития туризма.
Тема 7. Экологический туризм
Рекреационный:Греция (г. Афины, о. Родос, Закинф, Корфу), Непал, Венгрия (о. Балатон),
джунгли Амазонии, Австралия (гора Аейерс-Рок), водопады
Игуасу и Анхель, США (гора Рушмор, Гранд-Каньон, Ниагарский водопад, гора
Килиманджаро).
Познавательный:Шотландия
(Эдинбург),
Испания,
от
Рима
до
Венеции
(Ватикан,
Флоренция), Неаполь (Везувий, Помпеи, Сорренто), Монако, Сан-Марино, Египет, Япония,
Чехия, Китай.
ЭГП.
Население.
Туристский
спрос.
Специализация
хозяйства
и
развитие
инфраструктуры, транспортные условия. Современное состояние туристской индустрии,
культурно-исторические, реакционные и природные ресурсы для развития туризма.
Тема 8. Экстремальный туризм.
Современное состояние туризма. Пути сообщения и транспортные условия. Слабое развитие
инфраструктуры. Центры туризма и перспектива их развития.
Большой Барьерный риф, пустыни Перу, Эфиопии, Монголии, Африки.
Аляска (Ванкувер, Джуно, Скагвей).
Полярные области (Арктика и Антарктида).
Тема 9. Приключенческий и экзотический туризм.
ЭГП.
Население.
Транспортные
условия.
Современное
состояние
туристской
индустрии. Важнейшие туристские маршруты, районы.
Кенийское сафари, Лапландия (г.Раваниеми), Индия (Гоа), Китай (о.Хайнань),
Галапагосские острова, озеро Титикака, горы Анды и Гималаи.
Природные
ресурсы
для
развития
туризма.
Перспектива
развития
туристской
индустрии.
Тема 10. Программы развития туризма в мире и в России
Знакомство с крупнейшими туристическими регионами мира и России. Защита проекта
программы туристической фирмы.
4.
Тематическое планирование
№
п/п
Название раздела
Темы раздела
Количество
часов
1
Основные понятия географии
туризма и виды туризма.
1.Основные понятия географии туризма.
10
2.Социально-экономическая сущность
туризма, его виды и функции.
12
2
География туризма.
1.Население и его туристский спрос.
4
2.Развитие туризма в мире.
2
3. Природные туристические ресурсы
6
3.Туристические маршруты и их виды
4
4. Приморский туризм
2
5. Горный туризм
3
6.Морской (круизы) и речной туризм.
4
7.Центры религиозного паломничества.
2
8.Экологический и познавательный туризм
4
9.Экстремальный туризм.
5
10. Приключенческий и экзотический туризм.
4
3
Туризм в России
Региональные программы развития туризма в
России
4
Туризм 21 века
3
Итого:
68 ч