ДОУ и семья-партнеры в развитии личности ребенка дошкольного возраста.
Автор: Пушкарева Марина Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ЧДОУ " Д/с №136" ОАО "РЖД" Населённый пункт: Пермь Наименование материала: статья Тема: ДОУ и семья-партнеры в развитии личности ребенка дошкольного возраста. Раздел: дошкольное образование
ДОУ И СЕМЬЯ - ПАРТНЁРЫ В РАЗВИТИИ
ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА.
На территории нашей страны Российской Федерации (РФ) проживает
огромное
количество
семей.
Все
семьи
различны
между
собой,
как
национальностью, образованием, так и социальным статусом в обществе. Но
перед всеми, а именно семьёй как современным социальным институтом
общества,
стоит
одна
цель
-
вырастить
полноценное
подрастающее
поколение будущих граждан России.
К. Гальвицин говорил: " Чем совершеннее воспитание, тем счастливее
народы".
К
сожалению,
сегодня
в
обществе
-
век
информационных
технологий, семейное воспитание в ужасном состоянии (в прямом значении
этого
слова).
Родители
воспитанников
очень
мало
уделяют
время
своим
детям, ссылаясь на свою бесконечную занятость, порой взрослые раздражены
и
суетливы
в
своих
действиях
и
высказываниях,
не
каждому
родителю
удается
«с ходу» подобрать нужные слова при общении со своим дитя.
Совместная деятельность взрослых и ребёнка дома вечером после рабочего
дня ограничивается порой лишь «нажатием кнопки на пульте телевизора», а в
выходные дни никто из родителей и не заморачивается выбором для общения
с детьми видом деятельности с ребенком, а порой бывает и хуже. Одним
словом,
современные
дети
дошкольного
возраста
у
нас
-
это
узники
возрастающих
социальных
и
экономических
сложностей
и
трудностей.
Сегодня главной задачей российской семьи становится и формирование у
подрастающего поколения любви к Родине, к родной земле, к отчиму дому. А
как может родитель привить любовь к своей семье, стране у своего ребёнка,
если ему всегда «некогда», «подожди», «потом» и т.д. А ведь воспитание -
это
сложный,
упорядоченный
процесс,
который
строится
не
хаотично,
а
последовательно,
с
соблюдением
семейных
традиций
и
обязательным
присутствием тёплых взаимоотношений в семье между всеми её членами.
По мнению многих аналитиков и педагогов, для родителей сегодня
крайне
важно
и
необходимым
является
осознание
важности
семейного
воспитания. По исследованиям ведущих современных педагогов, психологов
и ученых подсчитано, что 86% успешного воспитания зависит от семьи и
только
14%
-
это
воспитание
в
ДОУ,
на
улице
и
т.д.
В
современных
требованиях
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
(ФГОС
ДО)
прописано,
что
«Планируемые
результаты как целевые ориентиры освоения Программы конкретизируют
требования
Стандарта
к
целевым
ориентирам
в
обязательной
части,
формируемой
участниками
образовательных
отношений,
с
учётом
возрастных
и
индивидуальных
возможностей
воспитанников,
их
особых
образовательных потребностей, а также особенностей развития…». Сегодня
родитель
воспитанника
является
участником
не
только
воспитательно
–
образовательного процесса ДОУ, но и одним из представителей, кому должно
быть важно, чтобы его ребёнок не только усвоил образовательную программу
ДОУ, но и успешно подготовился к школе как будущий гражданин своей
большой страны. Воспитатели детского сада и педагоги специалисты ДОУ
сами без тесного взаимодействия с семьёй воспитанника не смогут на 100%
выполнить цели и задачи ООП ДОУ (общеобразовательной программы ДОУ).
По практике отмечу, что родители в основном не склонны откликаться на
нужды
ДОУ,
потребности
детей.
Их
главный
принцип
сегодня
«за
всё
отвечает детский сад», «не знаю когда получиться», «постараюсь, но не
обещаю…» и т.п. Как же помочь ребенку 3 – 7 лет не потерять драгоценное
внимание к себе и общение со взрослым? Как поступить в сложившейся
ситуации педагогу?
" Если вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза
меньше денег и в два раза больше времени", - говорил Эстер Селедон.
" Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и
отца уродует их детей", - В. А. Сухомлинский.
Стандарт ДОУ и современные условия деятельности ДОУ выдвигают
взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители - основные
социальные заказчики, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто
невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине
детский сад сегодня ищет новые формы и методы работы, которые позволят
учесть
актуальные
потребности
родителей,
способствуют
формированию
активной родительской позиции как у частников образовательных отношений
при реализации ООП ДОУ.
В качестве эксперимента нашему детскому саду ОАО РЖД ЧДОУ №
136 г. Перми в январе 2016 года к общеобразовательной программе " Радуга",
была
предложена
форма
работы
как
"
Детский
календарь",
авторами
и
создателями которого являются Т.Н. Доронова и С.Г. Доронов (г. Москва).
Данное
пособие
разработано
отделом
дошкольного
образования
ФГАУ
ФИРО. С родителями своей дошкольной группы (дети 3 – 4 лет) была
проведена консультация, где подробно обозначено значение данной формы
работы
и
их
непосредственное
практическое
участие
в
реализации
содержания «Детского календаря» в совместной работе с ребёнком.
Участие родителей в партнёрской реализации содержания «Детского
календаря», который имеет структуру помесячной и каждодневной работы
ребёнка и его родителя или воспитателя, поможет семье содержательнее
обогатить свою совместную деятельность с детьми (ребёнком), способствует
развитию всесторонне развитой детской личности. Такая форма как «Детский
календарь»
сплачивает
всех
членов
семьи
единой
деятельностью
(нужно
выполнить с ребёнком то или иное задание и т.п.), активизирует понимание
семьёй собственных семейных ценностей, необходимости обучения культуры
общения,
стирает
рамки
национальности,
грани
недопонимания
между
семьями в целом...
В
Федеральном
законе
от
01.01.14
г.
в
приказе
№273-ФЗ
"
Об
образовании в РФ" говорится:
ДО становится первым уровнем общего образования.
Родитель (законный представитель) несовершеннолетних обучающихся
получает преимущественное право на обучение и воспитание детей перед
всеми
другими
лицами.
Они
обязаны
заложить
основу
физического,
нравственного, интеллектуального развития личности ребенка.
В свою очередь, ДОУ выступает как партнер в детско - родительских
отношениях, т. к. участие семьи в образовании детей играет важную роль.
Семья
и
детский
сад
в
данном
случае
должны
находиться
в
едином
образовательном
пространстве.
Это
два
"корабля"
идущих
в
одном
направлении к одной цели - развитие полноценной личности дошкольника
как
будущего
гражданина
своей
страны,
что
является
замечательным
сотрудничеством.
" Воспитывают все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше
всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги".
А.С.Сухомлинский.
В
нашем
детском
саду
мы
используем
новую
форму
«Детский
календарь» для взаимодействия с семьей очень активно. Эта форма работы
нравится и педагогам, воспитанникам и высоко оценивается их родителями.
Наш коллектив ДОУ в постоянном поиске новых форм и методов работы с
родителями воспитанников и надеется повысить уровень ответственности за
воспитание
своего
ребенка
среди
взрослых
участников
педагогического
процесса
в
ДОУ
и
поможет
в
решении
цели
–
вырастить
полноценное
подрастающее
поколение
будущих
граждан
России.
Вся
совместная
деятельность с ребёнком в семье не остается не замеченной самим малышом.
Он
обязательно
об
этом
рассказывает
в
детском
саду
воспитателям,
товарищам
по
возрастной
группе,
а
главное
он
становится
носителем,
полученной им новой информации не посредством «я тебе говорю, а ты
запомни…», а в партнёрской деятельности с любимым взрослым в кругу
семьи. Педагоги ЧДОУ № 136 г. Перми продолжают использовать и внедрять
продукт совместной "семейной работы" (результата деятельности родителя с
ребёнком
дома)
в
разных
образовательных
областях,
в
свободной
самостоятельной
детской
деятельности,
в
режимные
моменты
работы
возрастной
группы.
А
также,
совместно
с
родителями
воспитанников
проводятся
развлечения,
где
также
используются
результаты
работы
по
«Детскому календарю» детьми. Проводятся различного рода мастер - классы,
разъяснительные беседы, выставки, пополняются информационные стенды
для родителей и посетителей ЧДОУ.
Несмотря на разнообразие видов и типов семей в России, такая форма
взаимодействия с семьёй как «Детский календарь» объединила в процессе
своей работы все семьи воспитанников в одном конкретном взятом детском
саду страны. Результаты есть, они очевидны для всех участников реализации
содержания «Детского календаря»: родители стали серьёзнее в отношении
воспитания
своих
детей,
дети
стали
любознательнее
и
активнее.
А
любознательная
и
активная
детская
личность
сейчас
–
это
социально
активный гражданин своей страны в будущем.