Напоминание

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


Автор: Коваленко Алла Александровна
Должность: старший воспитатель мкдоу № 31 г.
Учебное заведение: ФГАОУ ВО ""Крымский Федеральный Университет имени В.И. Вернадского"
Населённый пункт: Ялта
Наименование материала: Научная статья
Тема: ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Раздел: высшее образование





Назад





ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ К

ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА КАК

СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Коваленко Алла Александровна

старший воспитатель МКДОУ № 31

Актуальность исследования.
Новая образовательная политика, при- оритетом которой является качество образования, привела к пониманию того, что административно-командная управленческая модель обеспечения унитарного образования осталась в прошлом времени. В России отчетливо происходит переход от унифицирования образования к его диверсификации, что определяет новые подходы к управлению его качеством. Решая проблему повышения качества образовательного процесса, дея- тели педагогической науки (В.А. Кальней, Д.Ш. Матрос, H.H. Мельникова, Д.М. Полев, С.Е. Шишов) считают качество социальной, психолого- педагогической категорией. Р.Г. Гурова и В.Н. Шамардин определяют новый подход к оценке качества образовательной системы: в своих исследованиях они доказывают необходимость диагностического, достоверного подхода к оценке качества образования с учетом конечных результатов. Одной из существенных тенденций, характеризующих новый этап реа- лизации доктрины образования Российской Федерации, является понимание того, что качество образования в решающей мере зависит от управленческих средств обеспечивающих слежение за изменением содержания образования на первой ступени образовательной системы, которой является система дошкольного образования (Ю.К. Бабанский, Л.А.Венгер, Б.С.Волков, Н.В. Волкова, JI.B. Занков, A.B. Запорожец, Л.В. Пименова). Дошкольное детство - сенситивный период в жизни человека для вос- питания, обучения и развития, составляющих триединство образовательного процесса. Однако, как показывает анализ деятельности дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) руководители этих учреждений
недооценивают роль средств управленческого слежения за качеством образовательного процесса. До настоящего времени в системе дошкольных образовательных учреждений доминирует административный контроль, для которого характерна эпизодичность получения информации о достигнутых результатах воспитания и обучения детей. Не разработана система средств управленческого мониторинга за качеством образовательного процесса с целью стимулирования творчества педагогов. Отсутствует научная организация труда. Не определены обоснованные критерии качества образовательного процесса. При таком подходе трудно объективно оценить качество образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Сложившаяся ситуация требует пересмотра общих подходов к организации воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях, поиска актуальных методов и средств, способствующих повышению качества образовательного процесса. В педагогической литературе определены средства обучения детей, но отсутствует положение, что система непрерывного, систематического, науч- но-обоснованного слежения за образовательным процессом в ДОУ могла бы быть средством повышения качества образовательного процесса. Процесс непрерывного, систематического слежения за каким-либо явлением в науке называется мониторингом. В современных научных педагогических источниках рассматриваются различные виды мониторинга: психолого - педагогический мониторинг (Г.А. Карпова), профессиональный мониторинг (С.Н. Силина); мониторинг качества образования (В.А. Кальней, С.Е. Шишов); мониторинг как способ регулярного отслеживания качества усвоения знаний (А.Н. Багиров, В.Г. Горб, Е.В. Заика, A.A. Орлов, В.В. Репкин, С.А. Равичев,). A.C. Белкин выделяет в содержании понятия «образовательный мониторинг» управленческий мониторинг как структурный элемент и определяет его как процесс слежения за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях в системах образовательных учреждений. В настоящее время не существует модели
подготовки будущих руководителей к осуществлению управленческого мониторинга как средства повышения качества образовательного процесса. Эффективность применения руководителями образовательных учреждений, в том числе дошкольных, управленческого мониторинга, как отмечается специалистами в области управления образованием В.В. Васильевым, C.B. Савиновой, В.Н. Соловьёвым, Т.И. Шамовой, определяется наличием у них соответствующего вида профессиональной компетентности. Подготовка руководителей дошкольных образовательных учреждений осуществляется на дошкольных (педагогических) факультет ах педагогических вузов в рамках специальности "Дошкольная педагогика и психология" и дополнительной специализации "Менеджмент в дошкольном образовании". Теоретический анализ научно-педагогической литературы позволил обнаружить, что проблема подготовки будущих руководителей к осуществлению управленческого мониторинга как средства повышения качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации не являлась предметом специального исследования. Анализ содержания педагогических дисциплин в Государственном образовательном стандарте высшего профессионально- педагогического образования (специальность "Дошкольная педагогика") позволил обнаружить, что оно ориентировано на формирование у студентов базовых знаний и умений, единых для всех в системе образования. Целесообразность специальной подготовки будущих руководителей дошкольных образова- тельных учреждений к использованию управленческого мониторинга подтверждается и результатами проведённого нами констатирующего этапа педагогического эксперимента. Анализ практики дошкольного образования позволил выявить ряд
противоречий:

- между необходимостью осуществлять качественный процесс образования в дошкольных учреждениях как обеспечение возможности продолжать получение образования на последующих ступенях всей системы образования и отсутствием управленческого мониторинга как средства повышения качества образовательного процесса; - между требованиями, предъявляемыми современным обществом к выпускнику педагогического вуза как потенциальному руководителю дошкольного образовательного учреждения, и реальным уровнем его подготовки к осуществлению управленческого мониторинга в учреждениях высшего профессионально - педагогического образования; - между большой социальной и личностной значимостью подготовки будущих руководителей дошкольных образовательных учреждений к осуществлению управленческого мониторинга как средства повышения качества образования и слабой разработанностью дидактических оснований данного процесса. Названные противоречия предопределили выбор темы настоящего исследования,
проблема
которого сформулирована таким образом: рассмотреть дидактические основы успешной подготовки будущих руководителей дошкольного образовательного учреждения к осуществлению управленческого мониторинга как средства повышения качества образования в ДОУ. С учетом актуальности проблемы и её недостаточной разработанно- стью в педагогической науке и практике сформулирована тема исследования "Подготовка будущих руководителей к осуществлению управленческого мониторинга как средства повышения качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации”
Цель исследования:
разработать, теоретически обосновать дидактиче- скую систему подготовки будущих руководителей к осуществлению
управленческого мониторинга как средства повышения качества образования в ДОУ и экспериментально проверить её эффективность.
Объект

исследования:
профессиональная подготовка будущего руководителя дошкольного образовательного учреждения в системе высшего дошкольного образования.
Предмет исследования:
процесс подготовки будущих руководителей к осуществлению управленческого мониторинга как средства повышения качества образования в ДОУ (на материале спецкурса по управленческому мониторингу для студентов высшей педагогической школы).
Гипотеза

исследования:
подготовка будущего руководителя дошкольного образовательного учреждения будет успешным, если: - разработана структура и содержание управленческой компетентности руководителя; - сконструирована и реализована дидактическая система подготовки будущего руководителя дошкольного образовательного учреждения к осуществлению управленческого мониторинга как средства повышения качества образования в ДОУ в условиях спецкурса по управленческому мониторингу; - создан диагностический инструментарий для оценки уровня подготовки будущего руководителя дошкольного образовательного учреждения к осуществлению управленческого мониторинга. В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие
за-

дачи исследования:
1. Изучить проблему управленческого мониторинга образовательного процесса в педагогической теории и практике. 2. Разработать структуру и содержание компетентности руководителя для осуществления управленческого мониторинга дошкольного образовательного учреждения. 3. Сконструировать, обосновать и экспериментально апробировать дидактическую систему формирования компетентности будущего
руководителя для осуществления управленческого мониторинга дошкольного образовательного учреждения в условиях спецкурса информационно- управленческой направленности. 4. Создать контрольно-диагностические материалы, позволяющие определять уровень сформированности компетентности для осуществления управленческого мониторинга будущего руководителя дошкольного образовательного учреждения.
Теоретико-методологической

основой
исследования послужили: концепция научного управления (В.Г. Афанасьев, И.Н. Герчикова, Ф.Тейлор, А. Файоль); теория управления образовательными учреждениями и педагогическим процессом (К.Ю. Белая, Ю.Л. Конаржевский, Л.В.Поздняк, В.П. Симонов, Р.Б. Стеркина, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова); педагогическая концепция личностно-деятельностного подхода в обучении (А.Н. Леонтьев). Исследование велось в контексте современных теорий: педагогического прогнозирования (И.В. Бестужев-Лада, A.M. Гендин, Б.С. Гер- шунский, Э.Г. Костяшкин); педагогической диагностики (A.C. Белкин, Б.П. Битинас, Л.И. Катаев, А.И. Кочетов, Б.В. Кулагин); научно- педагогических исследований (Г.Н.Александров, С.А. Аничкин, Ю.К. Бабан- ский, B.C. Безрукова, М.А. Галагузова, В.И. Загвязинский, Л.В. Занков, J1.B. Пименова, В.Д. Семенов); педагогической квалиметрии (А.И. Субетто). Для реализации цели и задач исследования применялся
комплекс ме-

тодов:
изучение и анализ философской, социологической, психолого- педагогической литературы, анализ становления управленческой деятельно- сти в системе дошкольного образования и моделирование управленческих действий по повышению качества образовательного проце сс а; анкетирование и тестирование руководителей, педагогов и родителей; изучение продуктов педагогической деятельности участников образовательного процесса; анализ управленческой деятельности на констатирующем и контрольном этапах эксперимента; количественный и
качественный анализ полученной информации; изучение и обработка полученных данных на основе методов статистики.
Теоретическая

значимость

исследования:
обоснована система управленческого мониторинга как средства повышения качества образова- тельного процесса в дошкольном учреждении, позволяющая научно осуществл я т ь м о н и то р и н г за е го и зм е н е н и я м и . О п р е д е л е н ы структурообразующие элементы системы управленческого мониторинга, которыми являются показатели управленческого цикла: информационная, аналитическая, контрольная и диагностическая деятельность руководителей и педагогов ДОУ как функционально взаимодействующие компоненты.
Практическая значимость исследования
состоит в том, что содержа- щиеся в нем положения и выводы обеспечивают существенное повышение эффективности организации профессиональной подготовки будущих руководителей дошкольного образования.


В раздел образования