Напоминание

Чудесные шашки


Автор: Блахтина Наталья Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/с №21 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: Ачинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Чудесные шашки
Раздел: дошкольное образование





Назад





муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 21 «Золотая рыбка»

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей»

«Чудесные шашки»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

(программа)
Ачинск, 2014 год
Автор составитель: Блахтина Наталья Георгиевна. « Чудесные шашки » – Ачинск, 2014 – 22 стр. 2
Аннотация. П р о г р а м м а « Ч уд е с н ы е ш а ш к и » я в л я е т с я и н н о в а ц и о н н ы м общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений. Предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения. 3
Содержание: Введение 5 1Организация занятий по шашкам 8 2Основные формы и средства обучения 10 3Тематический план содержания занятий 11 Используемая литература 20 Приложение 21 4
Введение: Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательном процессе детского сада. Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Шашки – это волшебная игра. Она одновременно и простая, и сложная. Она подразумевает под собой соревнования, борьбу, и это закаляет детскую психику и характер, а также положительно влияет на такие человеческие качества, как организованность , ответственность, способность доводить до конца начатое дело, не унывать и не падать духом в случае неудач, помогает поверить в себя. Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому, у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение, как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Она поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения. Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля». 5
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход. Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога. Цель: раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанника. Задачи Обучающие:  обучение основам шашечной игры;  обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры;  обучение разнообразию игр в шашки : «поддавки», «уголки» Воспитательные:  воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;  воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;  выработка у детей умения применять полученные знания на практике. Развивающие:  развитие стремления детей к самостоятельности;  развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление. 6
Эстетические:  обогащение детской фантазии, восхищение увлекательной игрой. Физические:  осуществление всестороннего физического развития воспитанников. Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс. Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации. 7
1 Организация занятий по шашкам Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины – близнецы. Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок . Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. В процессе занятий шашками дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных детей, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В конце учебного года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого ребенка, вручаются дипломы. Условием программы выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста. Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов: 1. Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом. 2. Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала. 3. Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны. 4. Принцип вариативности - у детей формируется умение: осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора. 8
5. Принцип творчества - процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности. Занятия в соответствии с программой проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.1251-03, СанПиН 2.4.1.2660-10 устанавливается в пределах: 30 мин.- для детей 6-7 лет Количество часов в месяц - 8 часов, в год 64 часа (при 8 учебных месяцах) Программа рассчитана на 1 год обучения. Количество обучающихся детей в группе может колебаться от 8 до 12 человек.

9
2 Основные формы и средства обучения 1. Практическая игра. 2. Решение задач, комбинаций этюдов. 3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения. 4. Познавательные досуги, игры в шашки. Методы проведения игровых встреч - словесный: рассказ, беседа, объяснения; - наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске; - практический: упражнения, тренинги, решение шашечных концовок, задач, этюдов , соревнования, работа над ошибками. Ожидаемые результаты работы по программе «Чудесные шашки» К концу обучения дети должны знать: ● Шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, ход, взятие, пат, ничья. ● Правила хода. ● Правила игр в « уголки», «поддавки». К концу обучения дети должны уметь: ● Ориентироваться на шашечной доске; ● Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами и без нарушения правил; ● Правильно располагать доску между партнерами; 10
● Правильно располагать фигуры перед игрой. ● Решать простые шашечные задачи. 3 Тематический план содержания занятий . Сентябрь Тема занятия Кол-во занятий Подготовка игровой зоны для детей. Знакомство с детьми. Цель: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами, создание дружеской атмосферы. 2 История появления шашек. Цель: познакомить с историческими фактами возникновения игры. 2 Беседа об игре в шашки. Знакомство с чемпионами России по шашкам. Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе. 2 Знакомство с доской и фигурами Цель: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами, научить играм в шашки. 2 11
Октябрь Тема занятия Кол-во занятий Терминология (фигуры, доска, ход, бой). Цель: научить детей обращаться с фигурами, шахматной доской, научить играм в шашки. 2 Обучение ходам при игре. Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций. 2 Терминология (противоположные стороны, диагонали) . Цель: развитие интеллектуальных способностей. 2 Игра с соперником. Цель: развитие логического мышления, партнерских отношений. 2 12
Ноябрь Тема занятия Кол-во занятий Развивающие игры. Литература: «Развитие логического мышления дошкольников» Р.А.Обакумов Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания. Творчески решать различные проблемы. 2 Обучение игре. Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций. 2 Объяснение положения в игре дамок. Цель: продолжать учить игре в шашки. 2 Игра с соперниками. Цель: воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику. 2 13
Декабрь Тема занятия Кол-во занятий Задания и задачи, развивающие логическое мышление. Литература: В. Волина «Праздник числа». Цель
:
формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания. 2 Игра между соперниками. Цель
:
развитие и совершенствование мыслительных операций. 2 Игра между соперниками. Цель
:
развитие и совершенствование мыслительных операций. 2 14
Соревнования по шашкам . Цель
:
учить детей обращаться с шахматной доской, фигурами. 2 Январь Тема занятия Кол-во занятий Показ и объяснение ходов в игре «поддавки» Цель: научить игре в «поддавки». 2 Продолжение ознакомления с игрой «поддавки». Цель
:
развитие интеллектуальных способностей. 2 Игра между соперниками. 2 15
Цель
:
развитие и совершенствование мыслительных операций. Игра между соперниками. Цель
:
развитие и совершенствование мыслительных операций. 2 Февраль Тема занятия Кол-во занятий Развивающие игры. Л и т е р ат у р а : « Р а з в и т и е л о г и ч е с ко го м ы ш л е н и я дошкольников» Р.А.Обакумов Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе. 2 Показ и обучение игре «уголки». Цель: знакомство с новой игрой, развитие интеллектуальных 2 16
способностей у детей. Продолжение обучению игре «уголки». Цель: знакомство с новой игрой, развитие интеллектуальных способностей у детей. 2 Продолжение обучению игре «уголки». Цель: знакомство с новой игрой, развитие интеллектуальных способностей у детей. 2 Март Тема занятия Кол-во занятий Развивающие игры. Литература: «Игры со спичками» А.Т Улицкий. Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания. 2 Повторение правил игры «поддавки». Цель: повторение правил перед соревнованиями. 2 Повторение правил игры «уголки». Цель: :повторение правил перед соревнованиями. 2 17
Игры между соперниками в «уголки», «поддавки» Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций. 2 Апрель Тема занятия Кол-во занятий Соревнование. Игра «поддавки».1 тур. Цель
:
развитие и совершенствование мыслительных операций. 2 Соревнование. Игра «поддавки» 2 тур. Цель
:
развитие и совершенствование мыслительных операций. 2 Соревнование. Игра «уголки» 1 тур. Цель: воспитывать усидчивость ,любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику. 2 18
Соревнование. Игра «уголки» 2 тур. Цель: воспитывать усидчивость ,любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику. 2 МАЙ Тема занятия Кол-во занятий Соревнование по шашкам 1 тур. Цель: учить детей пользоваться терминами при игре. 2 Соревнование по шашкам 2 тур. Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций 2 Игра в шашки с родителями Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе. 2 Игра в шашки с родителями. Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе. 2 19
Используемая литература: 1. Абаулин В.И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 72 с. 2. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с. 3. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с. 4. Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с. 5. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с. 6. Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с. 7. Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982. 8. Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с. 20
9. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с. 10. Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с. 11. Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с. 12. Сидлин А.М. Первые уроки шашечной игры. – М.: Физкультура и туризм, 1937. 13. Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с. 14. : «Игры со спичками» А.Т Улицкий – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 123 с 15. .«Развитие логического мышления дошкольников» Р.А.Обакумов. – СПб.: Литера, 1992. – 200 с. Приложение: Входящий мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки Диагностика сформированности умения детей играть в шашки Методика проведения диагностики: Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает: вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, 21
сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома. Диагностическая карта сформированности умения старших дошкольников играть в шашки. Фамилия , имя ребенка Расставляе т шашки на поле Начало игры Ход шашек Бой шашек соперник а Решение диаграм м Дамка Доводи т и г р у до конца Ход Бой Пояснения к пунктам таблицы: 1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры. 2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками? 3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы. 4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько. 5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием. 6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры. 7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками. 8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на 22
соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации. Критерии оценки результатов:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием; Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога; Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога. 23


В раздел образования