муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 21 «Золотая рыбка»
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей»
«Чудесные шашки»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
(программа)
Ачинск, 2014 год
Автор составитель: Блахтина Наталья Георгиевна. « Чудесные шашки » –
Ачинск, 2014 – 22 стр.
2
Аннотация.
П р о г р а м м а
« Ч уд е с н ы е
ш а ш к и »
я в л я е т с я
и н н о в а ц и о н н ы м
общеобразовательным
программным
документом
для
дошкольных
учреждений.
Предусматривает
изучение
детьми
материала
по
теории
и
практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке
ведётся
работа
по
правильной
организации
досуга
дошкольников,
воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного
поведения.
3
Содержание:
Введение 5
1Организация занятий по шашкам 8
2Основные формы и средства обучения 10
3Тематический план содержания занятий 11
Используемая литература
20
Приложение 21
4
Введение:
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой
программы в образовательном процессе детского сада.
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По
массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта
мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный –
не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной
частью общечеловеческой культуры.
Шашки – это волшебная игра. Она одновременно и простая, и сложная. Она
подразумевает под собой соревнования, борьбу, и это закаляет детскую
психику и характер, а также положительно влияет на такие человеческие
качества, как организованность , ответственность, способность доводить до
конца начатое дело, не унывать и не падать духом в случае неудач, помогает
поверить в себя.
Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности
мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры
в шашки просты и общедоступны. Поэтому, у некоторых людей существует
об этой игре ошибочное мнение, как о весьма легкой и простой. В
действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не
легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей,
тонкостей и глубины.
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Она
поможет воспитывать в детях дисциплинированность,
усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И
совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в
дошкольных учреждениях.
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений
дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по
теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в
кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников,
воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного
поведения.
Отличительной особенностью данной программы является большой акцент
на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста,
начинающих с «нуля».
5
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и
сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки.
В творческом отношении систематические занятия по данной программе
должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать,
анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации,
предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники
игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении
наиболее целесообразный ход.
Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение
оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная
доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога.
Цель: раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого
потенциала личности воспитанника.
Задачи
Обучающие:
обучение основам шашечной игры;
обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры;
обучение разнообразию игр в шашки : «поддавки», «уголки»
Воспитательные:
воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и
нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую
направленность;
воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости,
внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
выработка у детей умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
развитие стремления детей к самостоятельности;
развитие умственных способностей детей: логического мышления,
умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и
аналитическое мышление.
6
Эстетические:
обогащение детской фантазии, восхищение увлекательной игрой.
Физические:
осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом.
Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение
спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без
воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в
шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во
время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник
обязан знать шашечный кодекс.
Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость,
сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность,
умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять
ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные
ситуации.
7
1 Организация занятий по шашкам
Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд.
Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в
том, что все шашки, воины – близнецы. Занятия по шашкам планируется
проводить по принципу от простого объяснения к более сложному.
Познавательный материал излагается в виде сказок . Занятия проводятся
комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и
практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с
воспитательными мероприятиями. В процессе занятий шашками дети
получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в
практической деятельности и жизни. При проведении занятий следует
ориентироваться на наиболее активных детей, однако надо стремиться к тому,
чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В
конце учебного года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых
рассматриваются достижения каждого ребенка, вручаются дипломы.
Условием программы выступает организация взаимосвязанной научной,
нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической
деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система
дидактических принципов:
1. Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью
развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
2. Принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала.
3. Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не
пассивное созерцание со стороны.
4. Принцип вариативности - у детей формируется умение: осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность
выбора.
8
5. Принцип творчества - процесс обучения ориентирован на приобретение
детьми собственного опыта творческой деятельности.
Занятия в соответствии с программой проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятия в соответствии с требованиями СанПиН
2.4.4.1251-03, СанПиН 2.4.1.2660-10 устанавливается в пределах: 30 мин.-
для детей 6-7 лет
Количество часов в месяц - 8 часов, в год 64 часа (при 8 учебных месяцах)
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Количество обучающихся детей в группе может колебаться от 8 до 12
человек.
9
2 Основные формы и средства обучения
1. Практическая игра.
2. Решение задач, комбинаций этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
4. Познавательные досуги, игры в шашки.
Методы проведения игровых встреч
- словесный: рассказ, беседа, объяснения;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнения, тренинги, решение шашечных концовок, задач,
этюдов ,
соревнования, работа над ошибками.
Ожидаемые результаты работы по программе «Чудесные шашки»
К концу обучения дети должны знать:
● Шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр,
партнеры, начальное положение, ход, взятие, пат, ничья.
● Правила хода.
● Правила игр в « уголки», «поддавки».
К концу обучения дети должны уметь:
● Ориентироваться на шашечной доске;
● Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами и без
нарушения правил;
● Правильно располагать доску между партнерами;
10
● Правильно располагать фигуры перед игрой.
● Решать простые шашечные задачи.
3 Тематический план содержания занятий .
Сентябрь
Тема занятия
Кол-во занятий
Подготовка
игровой
зоны
для
детей.
Знакомство
с
детьми.
Цель: научить детей обращаться с шахматной доской,
фигурами, создание дружеской атмосферы.
2
История появления шашек.
Цель:
познакомить
с
историческими
фактами
возникновения игры.
2
Беседа об игре в шашки. Знакомство с чемпионами
России по шашкам.
Цель:
воспитание
коммуникативных
навыков,
стремления к преодолению трудностей, уверенности в
себе.
2
Знакомство с доской и фигурами
Цель: научить детей обращаться с шахматной доской,
фигурами, научить играм в шашки.
2
11
Октябрь
Тема занятия
Кол-во занятий
Терминология (фигуры, доска, ход, бой).
Цель: научить детей обращаться с фигурами, шахматной
доской, научить играм в шашки.
2
Обучение ходам при игре.
Цель: развитие и совершенствование мыслительных
операций.
2
Терминология (противоположные стороны, диагонали) .
Цель: развитие интеллектуальных способностей.
2
Игра с соперником.
Цель: развитие логического мышления, партнерских
отношений.
2
12
Ноябрь
Тема занятия
Кол-во
занятий
Развивающие игры.
Литература:
«Развитие
логического
мышления
дошкольников» Р.А.Обакумов
Цель:
формирование
умения
логически
рассуждать,
обобщать и систематизировать свои знания. Творчески
решать различные проблемы.
2
Обучение игре.
Цель: развитие и совершенствование мыслительных
операций.
2
Объяснение положения в игре дамок.
Цель: продолжать учить игре в шашки.
2
Игра с соперниками.
Цель: воспитывать усидчивость, любознательность,
умение побеждать и быть побежденным, развивать
логическое мышление, мелкую моторику.
2
13
Декабрь
Тема занятия
Кол-во
занятий
Задания и задачи, развивающие логическое мышление.
Литература: В. Волина «Праздник числа».
Цель : формирование умения логически рассуждать,
обобщать и систематизировать свои знания.
2
Игра между соперниками.
Цель : развитие и совершенствование мыслительных
операций.
2
Игра между соперниками.
Цель : развитие и совершенствование мыслительных
операций.
2
14
Соревнования по шашкам .
Цель : учить детей обращаться с шахматной доской,
фигурами.
2
Январь
Тема занятия
Кол-во
занятий
Показ и объяснение ходов в игре «поддавки»
Цель: научить игре в «поддавки».
2
Продолжение ознакомления с игрой «поддавки».
Цель : развитие интеллектуальных способностей.
2
Игра между соперниками.
2
15
Цель : развитие и совершенствование мыслительных
операций.
Игра между соперниками.
Цель : развитие и совершенствование мыслительных
операций.
2
Февраль
Тема занятия
Кол-во
занятий
Развивающие игры.
Л и т е р ат у р а :
« Р а з в и т и е
л о г и ч е с ко го
м ы ш л е н и я
дошкольников» Р.А.Обакумов
Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к
преодолению трудностей, уверенности в себе.
2
Показ и обучение игре «уголки».
Цель: знакомство с новой игрой, развитие интеллектуальных
2
16
способностей у детей.
Продолжение обучению игре «уголки».
Цель: знакомство с новой игрой, развитие интеллектуальных
способностей у детей.
2
Продолжение обучению игре «уголки».
Цель: знакомство с новой игрой, развитие интеллектуальных
способностей у детей.
2
Март
Тема занятия
Кол-во
занятий
Развивающие игры.
Литература: «Игры со спичками» А.Т Улицкий.
Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать
и систематизировать свои знания.
2
Повторение правил игры «поддавки».
Цель: повторение правил перед соревнованиями.
2
Повторение правил игры «уголки».
Цель: :повторение правил перед соревнованиями.
2
17
Игры между соперниками в «уголки», «поддавки»
Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.
2
Апрель
Тема занятия
Кол-во занятий
Соревнование.
Игра «поддавки».1 тур.
Цель : развитие
и
совершенствование
мыслительных
операций.
2
Соревнование. Игра «поддавки» 2 тур.
Цель : развитие и совершенствование мыслительных
операций.
2
Соревнование. Игра «уголки» 1 тур.
Цель: воспитывать усидчивость ,любознательность, умение
побеждать и быть побежденным, развивать логическое
мышление, мелкую моторику.
2
18
Соревнование. Игра «уголки» 2 тур.
Цель: воспитывать усидчивость ,любознательность, умение
побеждать и быть побежденным, развивать логическое
мышление, мелкую моторику.
2
МАЙ
Тема занятия
Кол-во
занятий
Соревнование по шашкам 1 тур.
Цель: учить детей пользоваться терминами при игре.
2
Соревнование по шашкам 2 тур.
Цель: развитие и совершенствование мыслительных
операций
2
Игра в шашки с родителями
Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к
преодолению трудностей, уверенности в себе.
2
Игра в шашки с родителями.
Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к
преодолению трудностей, уверенности в себе.
2
19
Используемая литература:
1.
Абаулин В.И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт,
1965. – 72 с.
2.
Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.:
Ленинздат, 1969. – 128 с.
3.
Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88
с.
4.
Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
5.
Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера,
1992. – 250 с.
6.
Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. –
320 с.
7.
Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и
спорт, 1982.
8.
Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск:
Полымя, 1985. – 256 с.
20
9.
Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс,
2007. – 160 с.
10.
Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. –
348 с.
11.
Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт,
1951. – 187 с.
12.
Сидлин А.М. Первые уроки шашечной игры. – М.: Физкультура и
туризм, 1937.
13.
Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп.
– Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
14.
: «Игры со спичками» А.Т Улицкий – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 123 с
15.
.«Развитие логического мышления дошкольников» Р.А.Обакумов. –
СПб.: Литера, 1992. – 200 с.
Приложение:
Входящий мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки
Методика проведения диагностики:
Диагностика
сформированности
умения
детей
играть
в
шашки
предусматривает: вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом,
21
сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в
шашки дома.
Диагностическая карта сформированности умения
старших дошкольников играть в шашки.
Фамилия
,
имя
ребенка
Расставляе
т
шашки
на поле
Начало
игры
Ход
шашек
Бой
шашек
соперник
а
Решение
диаграм
м
Дамка
Доводи
т
и г р у
до
конца
Ход
Бой
Пояснения к пунктам таблицы:
1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов
для дальнейшей игры.
2.
Педагог
спрашивает
у
ребенка,
кто
начинает
игру
и
почему?
Как
определить, кто играет белыми шашками?
3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает
ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность
бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным
условием.
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой
проходит непосредственно во время игры.
7.
Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со
сверстниками.
8.
Если
ребенок
оставляет
партию
незаконченной,
педагог
должен
попытаться
выяснить
причину.
Нежелание
проиграть
партию,
обида
на
22
соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как
низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с
заданием;
Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку
требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки
педагога.
23