Автор: Нина Ивановна Абозина
Должность: МКОУ"СОШ №16"
Учебное заведение: МКОУСОШ №16
Населённый пункт: Курский район с.Ростовановское
Наименование материала: публикация
Тема: «Система работ по контролю и совершенствованию навыков чтения детей с учетом ФОП »
Раздел: начальное образование
Отдел образования администрации Курского муниципального района Ставропольского края
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
№ 16 Курского муниципального округа Ставропольского края
«Система работ по контролю и совершенствованию
навыков чтения детей с учетом ФОП »
ст. Курская
2023 год
Актуальность темы.
Выступление Абозиной Нины Ивановны
учителя начальных классов
МКОУ «СОШ № 16» ,
учителя высшей категории
на заседании районном МО учителей
начальных классов
1 ноября 2023 года
«Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий
смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание
прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их
успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Без достаточно высокого уровня
сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное образование
ученика, поскольку сформированный в начальной школе навык чтения является фундаментом
всего последующего образования. Поэтому становится понятным, какое огромное значение
должен уделять учитель начальной школы обучению чтению, и какую ответственность он
несет перед учеником, его родителями, учителями средней школы.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования.
Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему
развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения
обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является
формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как
грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства
самообразования.
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания
прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно
выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении. От достижения этой
цели зависит успешность
обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает
существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих (надпредметных)
умений, навыков, способов деятельности.
Система работ по совершенствованию навыков чтения
у детей с учетом ФОП
В начальной школе учащиеся знакомятся с произведениями разных писателей.
Произведения разные по тематике, объему, идейным смыслом. В программе каждой
ступени начального класса поставлены планируемые результаты освоения обучающимися
ФОП НОО.
В начале 1 класса педагог определяет насколько сформировались
предпосылки к учебной деятельности, насколько готовы они к овладению чтением. Дети
ничего не изучали, у всех разная готовность к обучению в школе. С целью первичной
диагностики необходимо провести комплексную работу. Целесообразно запланировать и
провести ее в середине сентября. Заранее стоит уведомить родителей и детей об этом на
сайте школы, опубликовав график оценочных мероприятий. Для дополнительного
уведомления использовать доступные ресурсы: мессенджеры, электронные дневники. Для
большей объективности результатов можно привлечь педагогов, который не работают на
данных классах. Результаты стартовой диагностики оценить отметкой в журнале, что в
дальнейшем поможет при корректировке учебных программ, индивидуальном подходе к
каждому обучающему.
Необходимо запланировать и провести текущий контроль, который поможет
определить достижения каждого ребёнка в отдельности, выявить проблемы в процессе
обучения чтению. Педагог самостоятельно выбирает формы и метода проверки. Это
практические, творческие работы устные, взаимооценка, рефлексия. Можно использовать
как индивидуальные, так и групповые формы. Текущий контроль проводится в виде
мониторинга., без балльного оценивания занятий. К текущему контролю можно отнести
достижения
тематических
планируемых
результатов
и
итоговой
оценки.
Хотя
промежуточная аттестация проводится со второго класса, но стоит ее проводить и в
особых случаях и в первом классе. Промежуточная аттестация оценивается по
пятибалльной системе. На уроках чтения школьник читает наизусть, пересказывает текст
с элементами анализа, делает доклад, выступление.
Педагог обязан проводить на уроках чтения гимнастику для глаз,
физкультминутки, если использует ЭСО. В начальной школе целесообразно использовать
от 3 до 7 видов деятельности. Объем задаваемого домашнего задания должен
соответствовать требованиям СанПиНа. В 1 классе 1 час, во 2-3 классах - 1,5 часа и в 4
классе - 2часа.
В программе характеризуя регулятивные, познавательные коммуникативные УУД
учеников метапредметные результаты должны быть не ниже тех, которые указаны в ФОП
НОО. Коммуникативные УУД характеризуются четырьмя группами учебных позиций,
обеспечивающих:
- смысловое чтение текстов разных жанров, типов, назначений;
- успешное участие в диалогическом взаимодействии, в условиях использования
технологий неконтактного информационного взаимодействия;
- успешную продуктивно - творческую деятельность (самостоятельное создание текстов
разного типа — описания, рассуждения, повествования);
- результативное взаимодействие с участниками совместной деятельности, в том числе в
условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия.
Чтение — основа учения. От сформированного умения читать зависит успех,
успешность ученика и его желание учиться. Чтобы учащиеся правильно читали в помощь
им составляются «памятки», «правила». Важно научить читать разными приёмами чтения,
совершенствовать
навыки
осознанного
чтения.
Для
достижения
планируемых
результатов педагогу необходимо использовать разные методы и приемы, постоянно
мотивировать, поддерживать интерес. С работы над постановкой дыхания, развитием
четкости произношения начинается урок. Создание на уроке проблемной ситуации дает
возможность учащемуся сформулировать цель занятия и его тему.
Работа с таблицей согласных, прочитывая на одном дыхании согласные с гласной
- всё это способствует постановке дыхания. «Жужжащее чтение»- обязательная часть
урока в первом классе. Каждый ученик читает текст со своей скоростью. Результативно
использовать такие виды работ, как чтение трудных слов с доски, ролевое чтение с
инсценировкой, синхронное чтение с «буксиром»; «игра в прятки»: учитель читает с
любого места, называя страницу, а остальные должны найти и подстроиться под чтение;
«мнимое слово»: учитель читает и допускает ошибку, а ученики должны услышать,
прервать и прочитать слово правильно.
Интересный
вид
работы-
хоровое
чтение.
Одним
из
видов
активизации
деятельности учеников является соревнование.
Задача научиться бегло, осознанно читать, формировать интерес к чтению книги
должна быть поставлена перед учениками. Работа с текстом должна быть интересная.
Используя разнообразные формы работы, педагог мотивирует детей к активности: чтение
по ролям, составить вопросы к тексту; педагог читает и заканчивает читать на самом
интересном месте; педагог ставит проблемный вопрос, для ответа предлагает найти ответ
в тексте; ребусы - как средство повышения информационной культуры; квест -игра,
мозговой штурм.
Умелое и грамотное сочетание методов, приемов, видов работы педагогом на уроке
с учетом индивидуальных особенностей детей позволяет достичь
планируемые
результаты освоения программы. И оценки текущего контроля, проводимого педагогом в
ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной
программой, реально отразят достигнутые результаты планируемым целям.
Особенности контроля и оценки по литературному чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с
читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и
"про себя"); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть
стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание
уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и
полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме
техники
чтения
учитель
контролирует
и
собственно
читательскую
деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных
произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их
жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет
специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения
(осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов,
предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно
становится обще- учебным умением. Одним из показателей этого является изменение
соотношения чтения "про себя" и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное
время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого
осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и
до 80-85% в четвертом классе).
Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников,
учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
в первом классе
проверяется сформированность слогового способа чтения;
осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в
минуту (на конец года); понимания значения отдельных слов и предложений;
во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами
и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при
темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать
паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные
особенности героев;
в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми
словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного
текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про
себя);
проверка
выразительности
чтения
подготовленного
текста
прозаических
произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз,
логических ударений, интонационного рисунка;
в
четвертом
классе
проверяется
сформированность
умения
читать
словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при
ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту (про себя);
выразительность
чтения
по
книге
и
наизусть
как
подготовленного,
так
и
не
подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности
в зависимости от характера произведения.
Контроль
за ходом и результатами обучения чтению должен отвечать ряду
условий его эффективности:
1.
Контроль на уровне навыков может проводиться по итогам работы за год
или полугодие.
2.
Важным условием эффективности контроля является доброжелательная
атмосфера на всех этапах его организации и обеспечение равных возможностей для всех
учащихся.
3.
Основное условие эффективности контроля заключается в его адекватности
проверяемой деятельности.
4.
Качество
контрольно-измерительных
материалов
для
проверки
всех
параметров техники чтения.
Важным
считаю самоконтроль
в
читательской
деятельности
младших
школьников. Постоянно задаю вопросы, которые помогают осмысливать свою работу и
контролировать её ход
Для достижения полученных результатов используются такие формы контроля:
устный, письменный, индивидуальный, фронтальный, самоконтроль, тесты (используя
компьютер), олимпиады, взаимоконтроль.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального
или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения
(полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется
на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме.
Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание
героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и
оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи
предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может
проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть
проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для
проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При
выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6
знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки
понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения про себя
проводится фронтально или группами. Для проверки заготавливаю индивидуальные
карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а
могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения
учитель пользуется соответствующей схемой.
Направления и функции контроля и оценки
В 1–4-х классах чтение выступает и как предмет обучения, и как средство
получения нужной информации, обогащения читательского опыта, формирования
стойкого интереса к книге и потребности в чтении, а главное – развития личности
младшего школьника.
Проверочные (текущие) и контрольные (итоговые) работы по литературному
чтению должны прежде всего показать глубину и прочность полученных учащимися
знаний и умений, определенных обязательным минимумом содержания образования в
начальной школе.
Ниже представлены обобщенные показатели обученности (учебные компетенции)
по литературному чтению, которые подлежат проверке и оцениванию.
1. Навык чтения. Умение читать вслух и молча, владение основными видами
чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое) – условия не только
полноценного восприятия и понимания изучаемых произведений, но и получения
информации о мире, а следовательно, успешного обучения в школе.
2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие:
знание изученных произведений, рекомендованных Федеральным компонентом
государственного стандарта содержания начального образования по литературному
чтению в общеобразовательных учреждениях;
представление о литературоведческих понятиях
(в объеме, определенном
обязательным минимумом содержания начального образования по предмету), их
использование и понимание;
знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебниках
(рубрика «Книжная полка») и учебных хрестоматиях для каждого класса.
3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам,
темам и т.д.); знание элементов книги.
4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие
восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как
искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого
года обучения уровне). Овладению этой компетенцией уделяется особое внимание с
первого до четвертого года обучения. В основе этой компетенции лежит разносторонняя
работа с текстом, результатом которой становится обогащение читательского опыта
каждого ученика (его рост как читателя) и, главное, его литературно-творческое развитие
(способность выразить точно и образно свои мысли и чувства в слове, создать
собственные мини-произведения разных жанров и т.д.).
Таким образом, продвижение учащихся в их начальном литературном образовании
и развитии можно определить триадой: «знаю, понимаю, могу».
В целом система контроля и оценки уровня знаний и умений учащихся реализует
следующие функции:
- социальную (позволяет установить соответствие личных достижений каждого
ученика требованиям программы, познакомить учащихся и их родителей с направлениями
и критериями оценивания успехов в учении, опираясь на результаты проверки, учесть все
факторы, влияющие на учебно-познавательный процесс и уровень обученности ученика,
чтобы наметить перспективу развития его индивидуальных возможностей);
- воспитательную (учитель отслеживает динамику продвижения каждого ученика
в обучении и развитии, а также сформированность его личных качеств; система
проверочных и контрольных работ выполняет не только контролирующую, но и
обучающую роль; вовлечение учащихся в оценочную деятельность снимает у них страх и
тревожность, побуждая к решению задач различных видов и поиску ответов даже на
сложные вопросы);
- образовательную (учитель определяет уровень усвоения материала, анализирует
успехи и просчеты, вносит коррективы в содержание и планирование учебного материала;
каждый ученик, зная результат своей работы, знакомится с допущенными ошибками,
осознает, что он уже умеет, а что нужно еще повторить или доучить);
-
эмоционально-развивающую
(эмоциональная реакция каждого ученика на
полученный результат – радость, огорчение, безразличие – может укрепить его учебную
мотивацию или породить неуверенность в себе и нежелание учиться. Чтобы контроль и
оценка стали стимулом к учению, необходимы установка на успех для каждого ученика,
учет его индивидуальных особенностей, доброжелательное и объективное отношение
учителя и одноклассников при оценивании результатов работ);
- формирующую самоорганизацию и самоуправление деятельности
(учащиеся
приобретают навыки самоконтроля и самооценки, умение видеть свои ошибки и
исправлять их, принимать и понимать оценку учителя; учитель, анализируя ошибки
учащихся, может увидеть недостатки в организации процесса обучения и выбрать
способы устранения недочетов).